Этапы работы со схемой в формировании конструктивных навыков детей старшего возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Иванова Любовь Александровна

Этапы работы со схемой в формировании

конструктивных навыков детей старшего возраста

Работа с чертежами подробно описана В.В. Холмовским. Он считает, что эта деятельность несет моделирующие свойства, что позволяет ребенку из отдельных строительных деталей воссоздавать внешние свойства определенных предметов и наделять их функциональными особенностями, присущими в реальности. Это позволяет ребенку учиться наглядному моделированию.

Актуальность этой темы вытекает из задач Ф. Г. О. С. Они определяют у детей старшего возраста развитие самостоятельной творческой деятельности, любознательности, познавательной мотивации.

Цель:

Развитие конструктивных навыков, формирование пространственных представлений, развитие воображения, мышления с помощью методики моделирования и специально подобранных строительно-конструктивных игр.

 

Задачи :

  1. Дать детям некоторые элементарные технические знания и умения: (как делать перекрытия, объединять поставленные в ряд детали, соединять плоскости и делать постройку устойчивой и др.)
  2. Формирование умения планировать свои действия (определять тему постройки, обдумывать процесс работы в нужной последовательности)
  3. Воспитание у детей аккуратности в работе.
  4. Развитие у детей умения учиться, сосредоточенно выполнять учебные задачи.

 

Что же такое моделирование?

Моделирование -это совместная деятельность педагога и детей, основанная на принципе замещения реальных предметов схематическими изображениями, знаками.

 

Работа по обучению детей конструированию по чертежам и схемам планируется и осуществляется как на Н. О. Д., так и в совместной деятельности с детьми.

И вначале необходимо подготовить необходимую для этого развивающую среду.

Пополнить оснащение группы строительными наборами " Маленький архитектор", изготовить картотеку схем и чертежей.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей.

Ребенок создает предмет, сочетая детали конструктора. Для этого ему необходимо постоянно представлять создаваемую постройку в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Система работы воспитателя со схемой в формировании

конструктивных навыков детей со сложными дефектами.

Рекомендации по обучению конструированию с детьми с ОВЗ

При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:

  1. Размеры поделок. Начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
  2. Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий).
  3. Индивидуальный подход и эмоциональная поддержка, особенно в разновозрастной группе). Дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Поэтому важна дифференциация заданий по степени сложности для разных детей, а также индивидуальная система оценки каждой работы.
  4. Необходимо помнить о правильной подаче обратной связи, оценки результата труда ребёнка. Ребёнок из проблемной семьи, болезненный ребёнок, ребёнок с ДЦП — все они будут очень чувствительны к негативным оценкам своего труда. Даже если воспитатель не выскажет свои мысли вслух, он может проявить их невербально или случайно продемонстрировать игнорированием и пренебрежением, вниманием к поделке одного ребёнка в ущерб поделке другого.

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.

Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:

Тема технического конструирования «Дом». Рассказывается сказка «Теремок». Беседа актуализирует знания детей о домах, демонстрируются сказочные герои, небольшие игрушечные фигурки зверей (для которых необходимо сделать небольшой домик), конструируют индивидуально или совместно.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЯ

Не упускайте возможность обыграть поделки, делайте их не просто так, не для графы в методическом отчёте и календарно-тематическом плане, а именно для игры и, играючи, поддерживайте в детях использование поделок в игре. Игра — основное занятие любого ребёнка, это его аналог труда взрослого человека, полноценная игра необходима для нормального развития и социализации. Поделки, созданные для игры (игрушки, сделанные своими руками), дают ребёнку раннюю установку на труд, приучают его к производительной деятельности и бережному отношению к труду других, в том числе и воспитателя.

Этапы работы со схемой в формировании

конструктивных навыков детей старшего возраста

Работа с чертежами подробно описана В.В. Холмовским. Он считает, что эта деятельность несет моделирующие свойства, что позволяет ребенку из отдельных строительных деталей воссоздавать внешние свойства определенных предметов и наделять их функциональными особенностями, присущими в реальности. Это позволяет ребенку учиться наглядному моделированию.

Актуальность этой темы вытекает из задач Ф. Г. О. С. Они определяют у детей старшего возраста развитие самостоятельной творческой деятельности, любознательности, познавательной мотивации.

Цель:

Развитие конструктивных навыков, формирование пространственных представлений, развитие воображения, мышления с помощью методики моделирования и специально подобранных строительно-конструктивных игр.

Задачи :

  1. Дать детям некоторые элементарные технические знания и умения: (как делать перекрытия, объединять поставленные в ряд детали, соединять плоскости и делать постройку устойчивой и др.)
  2. Формирование умения планировать свои действия (определять тему постройки, обдумывать процесс работы в нужной последовательности)
  3. Воспитание у детей аккуратности в работе.
  4. Развитие у детей умения учиться, сосредоточенно выполнять учебные задачи.

Что же такое моделирование?

Моделирование -это совместная деятельность педагога и детей, основанная на принципе замещения реальных предметов схематическими изображениями, знаками.

Работа по обучению детей конструированию по чертежам и схемам планируется и осуществляется как на Н. О. Д., так и в совместной деятельности с детьми.

И вначале необходимо подготовить необходимую для этого развивающую среду.

Пополнить оснащение группы строительными наборами " Маленький архитектор", изготовить картотеку схем и чертежей.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей.

Ребенок создает предмет, сочетая детали конструктора. Для этого ему необходимо постоянно представлять создаваемую постройку в целом.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

На первом этапе работы детям предлагаются простые задания на моделирование построек по образцу (подражанию), по условиям, по рисунку.

Конструирование по образцу (можно использовать в паре):

Игровое задание " Кто быстрее соберёт".

Детям даётся образец постройки (один на двоих). Предлагается запомнить способ его сборки, затем даётся задание- разобрать и собрать образец снова. Выигрывает тот, кто быстрее собирает.

Конструирование по условиям. Даются задания сконструировать здания, машины, корабли, но с условием«Чтобы под аркой дома могла проезжать эта машина» или «Построй трехпалубное пассажирское судно».

Конструирование по рисунку -

- это для детей новая и интересная задача. Для этого вида строительства используется строительный материал «Маленький архитектор» с готовыми рисунками построек. Предлагая рисунок постройки, по которому дети должны строить, в каждом случае даётся её название, и говорится: «Построй такую же. "

ВТОРОЙ ЭТАП

Вначале идёт процесс заучивания с детьми, а затем закрепления названия деталей.

Затем учим соотносить эти детали со схемой.

Предлагаются задания:

  1. «Отыщи на схеме данные детали и назови их».
  2. Игра «Расставь по контуру детали». Ребенок расставляет детали по контуру на листе.
  3. Усложнённый вариант игры:

Ребенок расставляет детали на листе без контура, создавая форму любого предмета, обводит фломастером контур получившийся модели (совместно с педагогом или с небольшой помощью, в зависимости от степени двигательных трудностей), снимает детали и передает лист и детали товарищу, чтобы тот собрал его постройку.

В свою очередь сам берет лист и детали у товарища и собирает его модель. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Затем учим детей читать схему.

1 «Найди нужную схему». Ребята выбирают из нескольких схематических изображений то, которое соответствует конструкции предметного образца. Когда дети находят нужную схему, все лишнее убирается, также убирается и конкретный образец.

И уже только по схеме воспроизводится постройка.

Постепенно дети смогут выполнять постройку по схемам самостоятельно.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Детям предлагаются более сложные виды строительно-конструктивных игр. Дети учатся выполнять чертёж образца самостоятельно.

Для этого им предлагаются заранее изготовленные картонные трафареты с вырезанными геометрическими формами на них.

Предлагаются следующие игры:

  1. Игра «Придумай свою схему» (начертить схему, создать постройку по этой схеме).
  2. Затем детей учим работать в паре :

Игра" Выполни постройку по чертежу товарища"

И на заключительном этапе детям предлагается тематическое конструирование по своим схемам: Например на тему" Дворцы и замки"

Однако наши дети со сложными дефектами, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей лучше использовать шаблоны (В.В. Брофман), которые используются для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы. Однако изображение геометрических фигур остается для детей с нарушением восприятия формы довольно трудным заданием. Как один из методов обучения изображению геометрических фигур мы используем рисование с применением трафарета.

        Использование трафарета в обучении графическим навыкам детей с двигательными расстройствами позволяет ребенку воспринять правильное движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания этого движения. Прежде чем трафарет будет зафиксирован в верхнем левом углу листа бумаги ребенок самостоятельно или пассивно обводит пальцем контур каждой фигуры, проделывая это действие неоднократно, затем он обводит контур с карандашом в руке.

        После закрепления трафарета на листе бумаги взрослый рукой ребенка карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать карандаш к контуру трафарета, чтобы у ребенка возникло ощущение движения. Это действие также производится несколько раз. Затем ребенок должен был самостоятельно многократно обвести фигуру по контуру трафарета, все убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету.

Так, последовательное и систематическое обучение подготавливает ребенка к конструированию по собственному замыслу, где все задачи он решает сам.

В результате проделанной практической работы в процессе целенаправленного обучения дети получают конструкторские навыки, учатся читать чертежи и схемы, создавать их, происходит обогащение словарного запаса, активизация словаря. Дети устанавливают и выражают в речи словами пространственное расположение постройки. Развивается воображение, фантазия детей.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП

Обучению конструировании по чертежу:

  1. рассмотреть чертёж (схему),
  2. выделить основную и дополнительные части,
  3. затем продумать процесс и последовательность изготовления постройки, отобрать нужный материал, подготовить его,
  4. и только затем сложить постройку. Важно научить детей процессу строительства: замысел (что задумали строить? О ком позаботимся?); материал (из чего будем строить?); средства деятельности (чем будем строить?); последовательность возведения конструкции (что сначала положим, что потом?); результат (доволен ли ты постройкой? Почему? Получилась ли она удобной, прочной, красивой?).  

ВЫВОДЫ:

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

        Конструктивная деятельность дошкольников с ДЦП характеризуется многообразными особенностями, связанными с моторными, сенсорными и интеллектуальными нарушениями. Эти особенности определяются клинической формой ДЦП и степенью тяжести нарушений.

        Конструктивная деятельность играет важную роль в развитии детей, особенно в дошкольном возрасте, так как способствует эстетическому, нравственному воспитанию, расширению кругозора ребенка, создает базу для овладения школьными навыками.

        Конструктивная и графическая деятельность позволяет решить многие задачи коррекционного воспитания, развить практическую деятельность и подготовить ребёнка к школьному обучению.

        Проведенное исследование обосновало необходимость специальной, целенаправленной, дифференцированной коррекционно-развивающей работы по формированию конструктивной деятельности детей с разными формами ДЦП. Особенностью этой работы является многоэтапность, опора на все анализаторы.

Используемая литература:

  1. Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала. Старшая группа».
  2. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego». М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,        2003. - 104 с.: ил.
  3. Козлитина И.П. Методические материалы по конструированию.
  4. Захарова Н. И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4 – 5 лет. – СПб.: ООО.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 160 с.
  5. Кудрявцева Е. А., Попова Г. П. «Конструирование из строительных материалов: методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию наглядно-дидактического комплекта в организации интеграционного конструирования с детьми младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). – Волгоград: Учитель, 2014. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию базиса личностной культуры детей старшего возраста

Проблемы нравственного восптания дошкольников находятся  в центре  внимания педагогики. За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дашкольного возраста. Все более в...

Презентация опыта работы на аттестацию "Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста на основе взаимодействия с родителями"

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....

О роли развития и этапах работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Консультация для специалистов и для родителей о роли развития связной речи и о этапах работы по ее формированию....

Игры-занятия по развитию коммуникативных навыков детей старшего возраста «Давайте жить дружно»

Игры-занятияпо развитию коммуникативных навыков детей старшего возраста«Давайте жить дружно»...

Игры-занятия по развитию коммуникативных навыков детей старшего возраста «Давайте жить дружно»

Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоо...

"Работа над развитием коммуникативно – речевых навыков детей дошкольного возраста с помощью технологии волонтерства".

Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где де...

План работы по самообразованию: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста по средствам технологий игрового обучения»

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даётся детям – это язык И...