Презентация опыта работы на аттестацию "Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста на основе взаимодействия с родителями"
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
(В.А. Сухомлинский)
2 слайд.
Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями»
3 слайд.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
4 слайд.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Одной из первых задач ФГОС ДО является то, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями.
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности.
5 слайд.
ФГОС так же рассматривает родителей воспитанников не просто как соучастник образовательного процесса, а как полноправных участников! Поэтому свою работу по взаимодействию с семьями воспитанников я стараюсь строить с учетом потребности детей и заказов родителей, обеспечивать преемственность семьи и детского сада, особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на развитие познавательных способностей, и осуществлять их не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Т.е. мои усилия направлены на непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов по духовно – нравственному воспитанию.
Актуальность организации проектной деятельности также обусловлена требованиями ФГОС ДО к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них целостно – смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа (народной культуры совей малой Родины).
6-й:
Наблюдения и беседы с детьми и их родителями старшего дошкольного возраста показали, что имеющиеся у них представления о культурных традициях родного края достаточно пассивны. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей и их родителей необходимых знаний об истории родного края.
7 –й слайд:
Также наблюдая за заинтересованностью родителями в участии в каком либо мероприятии детского сада и группы тоже оказался очень низким.
И на одном из родительских собраний на тему «Мое село – мой дом родной» я озвучила выявленную проблему вовлечение родителей в образовательную деятельность. И в ходе дискуссии одна из родительниц рассказала, что у нее дома есть интересные старинные предметы и она предложила поработать с детьми и родителями в этом направлении. Остальные родители ее поддержали.
8 слайд:
Учитывая сложившуюся ситуацию (а именно заказ родителей воспитанников), и проанализировав современные программы (Истоки по духовно – нравственному И.А. Камкин, по краеведению В мир истории откроем двери Н.М. Слепова), технологии (технология педагогического проектирования), по взаимодействию с семьями воспитанников в процессе духовно – нравственного воспитания была определена цель представленной работы.
9-й. слайд:
Мной как педагогом был разработан педагогический проект «Русский уклад» целью, которого является: организация взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы.
10 слайд.
Содержание работы по проекту «Русский уклад» осуществляется мною первый год. Работа по реализации которого включает в себя интеграцию по всем образовательным областям и является эффективным инструментом в моих руках с помощью, которого я взаимодействую с родителями и детьми объединяя, жизнь родителей, детей и свою одним общим делом.
11 слайд.
Во время реализации проекта я выработала свою систему:
I этап: «Необычный предмет».
Я вношу в группу новый предмет (напильник), кладу его. Дети находят и спрашивают что это? (я знакомлю детей с предметом).
12 слайд.
II этап: Организация познавательно – исследовательской деятельности (экскурсии, выставки (мни – музеи), рассматривание альбомов, презентаций, вовлечение детей в проектную деятельность, домашние задания).
III этап: итоговое.
Итоговое мероприятие по теме: досуги, развлечения, посиделки, выставка совместного творчества, участие в конкурсах….
13. слайд.
Остановимся подробнее на выбранных направлениях взаимодействия с родителями.
ПОЗНАВАТЕЛЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Целью работы с родителями в данном направлении было обогащение родителей знаниями в вопросах формирования ценностей духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста и формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Через такие традиционные формы работы, как родительское собрание, консультации, индивидуальные консультации по запросам происходило формирование педагогической грамотности и культуры в вопросах патриотического воспитания детей в семье.
14 слайд:
В процессе реализации проекта «Русский уклад» я знакомила детей и родителей с историей возникновения какой - либо старинной вещи, например с женским русским национальным костюмом (сарафаном). Рассказывала об их значении и использовании в жизни (в быту, в праздники, по социальному статусу.….). Для познавательного развития детей, предлагала родителям принять участие в изготовлении элементов русского национального костюма.
Многие родители испытывают трудности при организации познавательной деятельности детей, поэтому было уместно провести совместное мероприятие «Русский костюм» где было проведено дефиле «Русская красавица» (мамы демонстрировали русские наряды свои м детям).
Организуя такие мероприятия круг взаимодействия расширился. К работе по проекту мной были привлечены сотрудники социума: центра народных ремесел, художественной школы, краеведческого музея.
15 слайд:
НАГЛЯДНО-ИФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Целью этого направления было ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения в направлении духовно – нравственного воспитания у детей дошкольного возраста, особенностями воспитания детей, формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Данное направление реализовывалось с помощью Сайта дошкольного учреждения, родительских уголков, информационных ширм. Результатом мотивированной родительской деятельности работы по повышению грамотности, могут служить Эссе-сочинения, «Моя семья» оформление стенгазет «Наши увлечения». Все это ляжет в основу итоговой выставки по проекту и позволит родителям познакомиться с опытом семейного воспитания друг друга.
(16 слайд)
Досуговое направление:
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; приобретение опыта взаимодействия со своим ребенком и с родительской общественностью в целом.
Широко в своей практике я использую совместные с родителями и детьми праздники и развлечения. На таких праздниках устанавливается эмоциональный контакт родителями приобретается опыт взаимодействия со своим ребенком и с родительской общественностью. В нашем дошкольном учреждении складываются традиции участия воспитанников в районных и областных смотрах и конкурсах.
(17 слайд)
На данный момент продолжается работа по разработке содержания проекта «Русский уклад». В настоящее время собран и систематизируется материал для воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей. Разработан перспективный план работы с семьей. Созданы консультации для педагогов и родителей по теме проекта.
(18 слайд)
В ходе реализации проекта по результатам наблюдений за детьми мы увидели, что знания детей о русском костюме значительно расширились, практика показала, что работа по этому направлению заинтересовала детей.
Например: дети в свободной деятельности часто изображают русских красавиц, устраивают посиделки у печки, готовят в ней, приглашают гостей, мальчики в своих играх используют инструменты по назначению…..
19 слайд:
По результатам повторного опроса с родителями можно сказать, что родители более осознанно подошли к оценке своей деятельности в направлении духовно – нравственного воспитания в семье. Результаты опроса представлены на диаграмме.
(20слайд)
Разработанная система взаимодействия с родителями воспитанников старшей дошкольного возраста показала, что значимыми для родителей стало участие в мероприятиях группы и дошкольного учреждения в целом. Между ними появился соревновательный аспект (который служит мотивацией к участию в воспитательно – образовательном процессе). Также родители с детьми стали чаще посещать музеи, библиотеки, выставки (худ. школа). Значимым стало приобретение художественной литературы соответствующие данной теме, книжки –раскраски с элементами росписи Нижегородского края и др.
(21 слайд)
С результатами своего опыта работы я выступала на РМО с презентацией на тему «Опыт работы по взаимодействию ДОУ и социума», где было отмечено, что к работе активно привлекаются родители воспитанников моей группы.
С методическими разработками участвовала в областных конкурсах, а так же на сайте ДОУ и в интернет сообществах работников образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezrukova_a.a.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А. Сухомлинский)
Фокина Лидия Петровна Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования ФГОС ДО Пункт 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 5) сотрудничество Организации с семьей; Пункт 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 5) Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека семьи общества. 9 ) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Пункт 1.7. Стандарт является основой для: 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Пункт 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Пункт 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Фокина Лидия Петровна Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Аспект взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ – «вечные» проблемы дошкольной педагогики. Сегодня очевидно, что невозможно воспитать ребенка изолированно от общества, надо научить подрастающего человека оценивать и «взвешивать» социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. Влияние семьи на подрастающего человека гораздо сильнее других социальных институтов. Далеко не всегда родители понимают или хотят брать на себя первостепенную ответственность за воспитание детей . Нехватка информации для родителей, связанной, с одной стороны, с новым содержанием и новыми технологиями воспитания и обучения, с другой – удовлетворения нарастающего спроса родителей на психолого – педагогические знания.
Фокина Лидия Петровна Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Великий русский педагог К.Д.Ушинский : западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. Основам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посвящены исследования З.А.Богомоловой, Н.Н.Головиной, Т.Н. Дороновой , Е.О.Смирновой и др. Особенности общения педагогов с родителями, а также их профессиональную компетентность по вопросам взаимодействия с семьей рассмотрели в работах следующих авторов: Ю. П. Азарова, В. А. Болотова , Л.И.Габдулиной, А.К.Марковой, О.И.Муравьевой, Л.А. Петровской и др. Кроме того, изучению современных форм сотрудничества семьи и ДОУ посвящены исследования И.В.Дубровиной, Ю.А. Желтоновой , В. Я. Пилиповского и др. Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Информационно-аналитическое направление Аналитический Демонстрация русского – национального костюма
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Аналитический
Цель : Организация взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы по духовно – нравственному воспитанию. Задачи: Разработка плана мероприятий взаимодействия с семьями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию. Повышение педагогической культуры родителей посредством вовлечения в воспитательно – образовательный процесс группы.. Обогащение предметно – пространственной среды для развития духовно – нравственных качеств воспитанников. Создание необходимых условий для развития духовно – нравственных качеств воспитанников.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования План взаимодействия с семьями воспитанников (в рамках педагогического проекта «Русский уклад») практический Месяц Мероприятия Сентябрь «Рукам работа – душе праздник» (посещение мини – музея ДО) Октябрь «Мило тому, у кого много всего в дому» (досуг) Ноябрь «Русская изба» (экскурсия в краеведческий музей р.п. Сосновское) Декабрь «Русский костюм» (мастер – класс) Январь «Веселая Коляда» (русские посиделки у самовара)
Ведущая педагогическая идея Деятельность взрослых в интересах детей будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствуют интерактивные методики взаимодействия с семьей.
Система взаимодействия с детьми и родителями Информационно-аналитическое Познавательное Наглядно-информационное Досуговое Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования практический Основные направления взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Обогащение предметно – пространственной развивающей среды Папа с инструментами Мини – музей русский быт Выставка плохов – майдан как рисуют дети
Фокина Лидия Петровна Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Познавательное направление Открытые НОД Совместное создание развивающей среды Совместные экскурсии Родительские собрания Беседы, консультации Круглый стол Совместные проекты Выставки практический Мастер - классы
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Познавательное направление Практический Мини – музей композиция «Народное искусство Нижегородского края» Взаимодействие с центром ремесел совместный досуг «Русский костюм» Взаимодействие с центром ремесел совместный досуг «Народная кукла» Взаимодействие с родителями «Организация предметно пространственной среды прогулочного участка к празднику Семик».
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Наглядно - информационное направление Родительский уголок Выставки, Фотовыставки Выпуск стенгазет Папки - передвижки Нормативные документы практический Сайт ДОУ
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Досуговое направление Праздник «Масленица»
Диапазон личностного вклада педагога и степень его новизны Вовлечение детей, педагогов и родителей в деятельность, направленную на духовно – нравственное воспитание. Предназначен для педагогов ДОУ. Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников старшей группы детского сада по духовно – нравственному воспитанию. Материалы по организации развивающей предметно-пространственной среды по духовно – нравственному воспитанию Разработка блока рабочей программы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников на основе местного и регионального компонента диапазон новизна итоговый
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Сравнительная диаграмма по результатам наблюдения детей. Куклы в национальных русских костюмах представленные цен ром ремесел
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Совместное мероприятие «Зимние забавы»
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Повышение психолого-педагогической грамотности родителей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей в семье. Улучшение атмосферы взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми. Заинтересованность родителей воспитательно – образовательным процессом. Повышение активности родителей при подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости. Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе. Совместный досуг «День матери» Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в рамках проекта «Русский уклад»
На уровне ДОУ Проведение тематических мероприятий с участием родителей; Праздники и развлечения ; Совместное участие в проектах Публикация на личной странице на ns . portal. Ru maam.ru ds.pvl.su ( сайт МБДОУ д.с. « Рябинушка ») pedrazvitie На муниципальном уровне Интернет - ресурсы Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Участие в РМО, семинарах, фестивалях, конкурсах
Литература 1. Журнал «Ребёнок в детском саду», №2,2009г. 2. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. 3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 4. Колобанов В.А. Знакомство детей с русским народным творчеством 5. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. - М: Издательство «Скрипторий», 2008г. 6. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007г. 7. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – творческий центр СФЕРА, М. 1999г. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошколного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"
Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет...
Презентация к обобщению опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка".
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка"...
Презентация к выступлению Кравченко О.О.««День добрых дел» – как форма работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста».
Презентация к выступлению Кравченко О.О....