О роли развития и этапах работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для специалистов и для родителей о роли развития связной речи и о этапах работы по ее формированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_roli_razvitiya_i_etapah_formirovaniya_svyaznoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
О роли развития и этапах работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие фонематического восприятия, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, развитие связной речи, и, конечно, коррекция произношения.
Речь играет огромную роль в развитии мышления и психических процессов ребенка. От чистой, внятной, логичной и выразительной речи малыша, его умения адекватно воспринимать и воспроизводить информацию, задавать вопросы по любой теме и отвечать на них зависит социальная адаптация и, в конечном счете, успешность его обучения в школе.
Планшеты, компьютеры и телевизоры заменили собой живое речевое общение. Потребность общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снижен интерес детей к чтению. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Связная речь предполагает умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить текст.
Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
В коррекционной логопедической работе с детьми, а тем более с детьми, которые имеют какие-либо речевые нарушения, формирование связной речи приобретает особое значение и превращается в архисложную задачу, становится главной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Работа логопеда по обучению детей связной речи предполагает поэтапное овладение данным навыком:
-обучение составлению предложений по демонстрации действий;
-формирование умения заканчивать предложение начатое логопедом. Пример: Наступила зима и…; Таня решила покормить цыплят и….
-составление простых рассказов из двух-трех предложений (по вопросному плану). Пример: Кто пьет молоко? Какого цвета кот? Что пьет рыжий кот? А откуда в тарелке молоко?
-пересказ рассказа с опорой на предметные картинки. Пример:«Весной папа лопатой вскопал грядки. Мама посеяла в грядки семена моркови. Таня летом поливала морковку из лейки. Когда морковь созрела, ее выдернули из грядки и сложили в большие деревянные ящики.»
-пересказ рассказа с опорой на сюжетную картину. Пример: «Вечером мама вернулась с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин. Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама поставила чайник на плиту и стала заваривать чай.»
-составление рассказа по серии сюжетных картин. Определение последовательности. Пример: «Шел дождь. На улице сидел мокрый и голодный щенок. Мимо проходили две девочки. Они пожалели щенка и взяли его домой. Девочки накормили щенка молоком. Щенок согрелся и уснул.»
-составление описательного рассказа с опорой на схему. Пример: «Это яблоко. Яблоко красного цвета. Оно круглое. Снаружи у яблока кожура, а внутри много маленьких семечек. На вкус яблоко кисло-сладкое. Из яблока можно приготовить сок, компот, пастилу, варенье. Яблоки растут в саду, на деревьях.»
-составление описательного рассказа-сравнения с опорой на схему Пример: «Это яблоко, а это банан. Яблоко красное, а банан желтый. Яблоко круглое, а банан овальный, продолговатый. Снаружи у яблока кожура, а у банана шкурка. Внутри у яблока много маленьких семечек, а у банана внутри только мякоть. На вкус яблоко кисло-сладкое, а банан сладкий. Из яблока можно приготовить сок, компот, пастилу, варенье, а банан обычно кушают свежим. Яблоки растут в саду, на деревьях, а бананы растут на пальмах в жарких странах.»
-составление рассказа с элементами творчества: (Бывают: с добавлением последующих событий, с добавлением предшествующих событий, с изменением действующих лиц, с изменением результата действия, с изменением времени действия и т.д.) Пример: «Вечером мама вернулась с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин. Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. А папа в это время пылесосил в комнате, чтобы было чисто. Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».
Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать: ...
Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...
Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
Данный материал будет полезен молодым педагогам в работе по формированию связной речи у детей....
Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детейдошкольного возраста. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Речь отно...
«Развитие мелкой моторики как инструмента формирования связной речи у детей дошкольного возраста»
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых нарушений имеет комбинированную форму. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные речевые расстройст...
Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...