Программа и план кружковой деятельности «Корзинка с нитками»
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Васильева Светлана Николаевна

Программа и план кружковой деятельности «Корзинка с нитками»

Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна

 

Пояснительная записка

Данная программа кружковой работы представляет собой описание системы работы с детьми направленную на развитие мелкой моторики рук и творческих потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством рукоделия.  Программа отличается практико-ориентированным, деятельностным характером, имеет все необходимые структурные элементы и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Актуальность

Рукоделие - одно из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, является важным средством всестороннего развития ребенка, развития творческого потенциала детей. В процессе занятия художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мираи следовательно развитие интеллекта в целом. Занятия рукоделием позволяют детям проявить индивидуальность и получить результат своего художественного творчества, совершенствуют навыки планирования предстоящей работыи самоанализа результатов деятельности. У детей формируются навыки обращенияс инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Чем свободнее ребёнок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь.  Развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук – это один из показателей готовности ребенкак школе.

Таким образом, актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания разносторонне развитой личности детей, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации, развития его умственных, творческих, коммуникативных способностей.Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности: познавательное развитие, речевое, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие. Ручной труд детей сопровождается познавательными рассказами о профессиях, природе, материалах, культуре и традициях своего края, о народном декоративно-прикладном искусстве. Использование литературных и музыкальных произведений повышает интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, учат думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Оригинальность программы в том, что она включает в содержание работы с детьми нетрадиционные приемы, такие как, обучение шитью, вышивание, плетение. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей, создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей. Организация дополнительных занятийстроится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации свободной деятельности детей. Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа и план кружковой деятельности «Корзинка с нитками»

Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна

Пояснительная записка

Данная программа кружковой работы представляет собой описание системы работы с детьми направленную на развитие мелкой моторики рук и творческих потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством рукоделия.  Программа отличается практико-ориентированным, деятельностным характером, имеет все необходимые структурные элементы и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Актуальность

Рукоделие - одно из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, является важным средством всестороннего развития ребенка, развития творческого потенциала детей. В процессе занятия художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мираи следовательно развитие интеллекта в целом. Занятия рукоделием позволяют детям проявить индивидуальность и получить результат своего художественного творчества, совершенствуют навыки планирования предстоящей работыи самоанализа результатов деятельности. У детей формируются навыки обращенияс инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Чем свободнее ребёнок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь.  Развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук – это один из показателей готовности ребенкак школе.

Таким образом, актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания разносторонне развитой личности детей, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации, развития его умственных, творческих, коммуникативных способностей.Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности: познавательное развитие, речевое, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие. Ручной труд детей сопровождается познавательными рассказами о профессиях, природе, материалах, культуре и традициях своего края, о народном декоративно-прикладном искусстве. Использование литературных и музыкальных произведений повышает интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, учат думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Оригинальность программы в том, что она включает в содержание работы с детьми нетрадиционные приемы, такие как, обучение шитью, вышивание, плетение. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей, создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей. Организация дополнительных занятийстроится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации свободной деятельности детей. Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка.

Цель: создание условий для развития личности, способной к творческой самореализации через ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством – шитьем, вышиванием и плетением.

Задачи:

1. Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами.

2. Развивать умения создавать композиции.

3. Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях страны, свойствах различных материалов).

4. Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

5. Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образного мышления, внимания, памяти, развитиюмелкой моторики, координации движений обеих рук, произвольности, усидчивости, целеустремленности.

6. Способствовать формированию умения с помощью взрослого планировать последовательность выполнения работ; выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца.

7. Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой деятельности, к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

8. Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату, доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.

Формы организации работы с детьми:

Практическое занятие, занятий-игра, занятие-праздник, занятие-путешествие, мастерская, выставка детских работ в детском саду, участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества. дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

Ожидаемый результат:

В результате работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей.

-владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- закрепляют ткань в пяльцах;

- вдевают нитку в иголку;

- завязывают узелок;

- шьют швами “вперед иголку”, “тамбурный”, «крестиком»;

- приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;

-навыками экономного расходования материала,

-бережного обращения с инструментами,

-поддержания порядка на рабочем месте.

Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности

"Корзинка с нитками" в старшей группе.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Уроки иголочки. Беседа по технике безопасности.

Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок.

Шнуровка. Работа со шнуровкой.

Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Октябрь

Ткань. «Знакомство с тканью».

Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус.

Иголочка. «Волшебная иголочка».

Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок.

«Разные дорожки». Вышивка прямой и извилистой дорожек.

Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу.

«Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу.

Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу.

Ноябрь

«Собачка». Последовательность вышивания «Собачка» контуру швом «иголка вперед».

Учить рисовать по шаблону готовую собачку простым карандашом на ткани. Продолжать формировать навыки безопасного пользования инструментами.

«Собачка». Последовательность вышивания «Собачка» контуру швом «иголка вперед».

Продолжать учить последовательно вышивать «Собачку»: вдевать нитку в иголку и на конце нитки завязывать узелок, вышивать собачку по контуру «швом иголка вперед».

«Цыпленок» из помпонов.Последовательность изготовления шаблона из картона и помпона из пряжи.

Научить последовательности изготовления помпона:

вырезать из бумаги шаблоны из картона; обмотать пряжей до нужной толщины; разрезать ножницами между шаблонами завязать помпон посередине той же ниткой из пряжи.

«Цыпленок» из помпонов.Последовательность изготовления

игрушки «цыпленок» из готовых помпонов пряжи.

Научить последовательности изготовления помпонов «цыпленка»: соединять два готовых помпона с помощью цыганской иглы, приклеивать с помощью клеевого пистолета глаза, крылья, хвост и клюв.

Декабрь

Снеговик. Вышивка по кругу.

Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу.

Снеговик. Вышивка по кругу.

Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками, учить вышивке по кругу. Учить завязывать узелок, набивая получившийся шарик синтепоном, оформить лицо.

«Наряжаем елочку игрушками»

(из фетра разного цвета). Последовательность изготовления елочной игрушки из фетра.

Учить соединять детали елочной игрушки швом «иголка вперед» оставить отверстие для наполнителя, закрепить навыки набивания игрушки наполнителем и закрывания швом «иголка вперед»

«Наряжаем елочку игрушками»

(из фетра разного цвета). Последовательность изготовления елочной игрушки из фетра.

Закрепить навыки украшения елочной игрушки бусинами и блестками, оформления   петельки атласной ленточкой.

Январь

«Умка» из помпонов. Наглядный показ готовой игрушки медвежонка «Умка».

Намотать цветную пряжу на шаблон из картона до желаемой толщины. Разрезать между шаблонами пряжу ножницами и перевязать туго посередине этой же пряжей.

«Умка» из помпонов. Продолжение. Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов.

Научить делать заготовки помпонов для мягкой игрушки «Умка» в количестве 7 штук

«Умка» из помпонов.Продолжение.

Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов.

Продолжать учить последовательно изготавливать мягкую игрушку «Умка»: знакомить с большой «цыганской иглой», используя которую соединить все помпоны между собой, создать силуэт медвежонка.

Февраль

«Умка» из помпонов. Продолжение.

Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов.

Продолжать учить последовательно изготавливать мягкую игрушку «Умка»: приклеивать глазки, носик, ротик клеевым пистолетом, привязывать на шею игрушки красивый атласный бантик.

«Цветные полоски». Знакомство с швом «петельный».

Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

«Дорожки». Знакомство с швом «тамбурный».

Учить детей вышивать швом «тамбурный».

Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Подарок маме «Игольница».

Учить располагать изображения на листе, вырезанию деталей заданной фигуры, выполнять сборку и оформление изделия.

Март

Подарок маме «Игольница». Продолжение.

Учить располагать изображения на листе, вырезанию деталей заданной фигуры, выполнять сборку и оформление изделия.

«Волшебная радуга». Вышивание радуги «тамбурным швом».

Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами

«Котик Васька». Последовательность изготовления из готовой перчатки игрушки «Котик Васька».

Научить последовательно превращать готовую перчатку в игрушку: убирать внутрь перчатки третий пальчик и закрывать шов обметочным швом, набивать наполнителем всю перчатку включая пальчики. из бус и бисера для пришивать глаз, носик и ротик; пришивать глазки из бусинок, из бисера сделать носик и ротик.

«Котик Васька».Продолжение. Последовательность изготовления из готовой перчатки игрушки «Котик Васька».

Продолжать последовательно превращать готовую перчатку в игрушку: по необходимости добавить наполнитель в голову игрушки. закрывать шов сверху обметочным швом.

Апрель

Любимый сказочный герой (по желанию детей). Вышивание любимых сказочных героев «петельным швом».

Учить детей вышивать «петельным швом» по контуру разноцветными нитками.

Любимый сказочный герой. Продолжение.Вышивание любимых сказочных героев «петельным швом».

Продолжать учить детей вышивать «петельным швом» по контуру разноцветными нитками.

«Любимый сказочный герой.Продолжение. Вышивание сказочных героев пришивание деталей   из бисера.

Продолжать учить работать с бисером и иглой для бисера.

«Осьминожка». Последовательность изготовленияигрушки «Осьминожка».

Учить переводить выкройку из картона на ткань с помощью карандаша и аккуратно выкраивать по шаблону силуэт осьминожки. На выкроенный шаблон выкладывать наполнитель и заматывать ниткой, придавая форму головы осьминожки. Заплетать щупальцы осьминожки «косичкой» и концы перематывать ниткой. Пришивать осьминожке глаза и ротик.

Май

Мягкая игрушка из фетра

(по желанию детей). Последовательность изготовления игрушки из фетра используя технику

 «обметочный шов».

Продолжать закреплять навык пользования иглой и ниткой. Учить детей соединять две детали игрушки «обметочным швом» оставляя отверстие в 5 см. для наполнителя (пух).

Мягкая игрушка из фетра. Продолжение. Последовательность соединения деталей лапок, крыльев и других частей игрушки используя технику «обметочный шов».

Научить последовательности изготовления игрушки: соединять детали крыльев, лапок «обметочным швом» оставляя отверстие для наполнителя 4 см.; закрывать отверстие обметочным швом.

«Мягкая игрушка из фетра.

Продолжение. Последовательность соединения деталей лапок, крыльев и других частей игрушки используя технику «обметочный шов».

Научить последовательности изготовления игрушки: набивать игрушку наполнителем и закрывать отверстие «обметочным швом», пришивать глазки и ротик из бусинок.

«Вышей свое имя». Вышивание собственного имени.

Продолжать учить вышивать свое имя по контуру цветными нитками.

Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности

"Корзинка с нитками" в старшей группе.

Сентябрь

Уроки иголочки. Беседа по технике безопасности.

Вспомнить с детьмикак вдевать нитку в иголку и завязывать узелок.

Шов «вперед иголка». Обучение простейшим приемам шитья.

Показ шва «Иголка вперед».

Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Овладеть навыком шва «вперед иголка»

Октябрь

Шов «тамбурный».Обучение простейшим приемам шитья.

Показ шва «тамбурный».

Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Овладеть навыком «тамбурный».

Шов «петельный».Обучение простейшим приемам шитья.

Показ шва «петельный».

Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Овладеть навыком шва «петельный».

Шов «назад иголка».Обучение простейшим приемам шитья.

Показ шва «назад иголка».

Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Овладеть навыком шва «назад иголка».

Пришивание пуговицы. Обучение простейшим приемам шитья. Знакомство с правилами пришивания пуговиц.

Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. научить пришивать пуговицу.

Ноябрь

«Осенние листья». Вышивание осенних листьев тамбурным швом.

Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Учить детей вышивать тамбурным швом силуэт осенних листьев (кленовый, дубовый, березовый)

«Осенние листья».Продолжение. Вышивание швом «гладью».

Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок.

Научить детей вышивать гладью.

«Веселая ленточка». Знакомство с вышивкой лентами.

Знакомить с вышивкой лентами. Учить вдевать ленту в иглу, закреплять ее.

«Салфетка с Цветами». Вышивка лентами.

Закреплять умение вышивать лентами, используя шов «вперёд иголку».

Декабрь

«Елочка». Последовательность изготовления игрушки «Елочка» из фетра «петельным швом» Вышивание петельным швом по контуру «Елочка»

Продолжать учить детей вышиванию петельным швом при изготовлении «Елочки».

«Елочка». Продолжение. Вышивание петельным швом               по контуру «Елочка». Оформления елочки в рамку.

Закрепить навыки вышивания петельным швом при изготовлении «Елочки». Учить пришивать бусины на елочку и оформлять гирлянды из бисера. Учить оформлять свою работу «Елочку» в рамку, познакомить                с техникой украшения рамки бусинами, блестками посредством использования клеевого пистолета.

«Новогодний сапожок».

Закреплять умение подбирать материалы для работы, готовить выкройку, умение сшивать две детали используя «петельный шов».

«Новогодний сапожок». Продолжение.

Развивать умение доводить дело до конца. Закреплять умение сшивать две детали используя «петельный шов». Украшать работу аппликацией.

Январь

«Принцесса в бальном платье». Вышивание «Принцессы в бальном платье» швом «иголка вперед» «гладью» по контуру рисунка.

Продолжать учить детей вышивать швом «иголка вперед» «гладью» по контуру рисунка. Продолжать учить с правилами техники безопасности в работе с инструментами (ножницами, иглой).

«Принцесса в бальном платье». Продолжение. Вышивание «Принцессы в бальном платье» швом «иголка вперед», «гладью» по контуру рисунка.

Продолжать учить детей вышивать швом «иголка вперед» «гладью» по контуру рисунка.

«Принцесса в бальном платье». Завершение. Вышивание «Принцессы в бальном платье» швом «иголка вперед», «гладью» внутри контура.

Продолжать учить детей вышивать швом «иголка вперед» по контуру рисунка и «гладью» внутри контура.  

Февраль

Бахрома на салфетке. Способ украшения изделия.

Учить детей старательно и аккуратно выполнять бахрому с помощью иголки на выполненных ими вышивках.

«Мешочки для секретов»

Закреплять умение подбирать материалы для работы, готовить выкройку, умение сшивать две детали используя шов «вперёд иголку».

«Мешочки для секретов». Продолжение.

Развивать умение доводить дело до конца. Закреплять умение сшивать две детали используя шов «вперёд иголку». Украшать работу аппликацией.

«Букет цветов для мамы». Рисование шаблона букета на ткани.

Учить последовательно вышивать «Букет цветов для мамы»: рисовать на ткани шаблон букета цветов простым карандашом, закреплять навык вдевания нитки в иголку, завязывать узелок на конце нитки.

Март

«Букет цветов для мамы». Продолжение. Последовательность вышивания «Букета цветов для мамы».

Продолжать учить последовательно вышивать «Букет цветов для мамы»: цветными нитками вышивать по контуру швом «петельный шов» цветы, а стебельки с листиками вышивать зелеными нитками швом «иголка вперед».

«Букет цветов для мамы».Продолжение. Последовательность вышивания «Букета цветов для мамы».

Продолжать учить последовательно вышивать «Букет цветов для мамы»: закрывать каждый цветок швом «гладь», по желанию добавлять бусинки, бисер разных цветов, красиво оформлять готовую работу в рамку.

«Чудо-дерево». Композиция из пуговиц.

Закреплять умение пришивать пуговицы, составлять композицию.

«Чудо-дерево». Композиция из пуговиц. Продолжение.

Закреплять умение пришивать пуговицы, составлять композицию.

Апрель

«Игрушка на руку «Ням-нямчик»

Закреплять умение подбирать материалы для работы, готовить выкройку, кроить детали, умение сшивать две детали используя «петельный шов».

«Игрушка на руку «Ням-нямчик». Продолжение.

Развивать умение доводить дело до конца. Закреплять умение сшивать две детали используя «петельный шов». Развивать творчество, самостоятельность.

«Ателье для кукол»

Уточнить знания детей об одежде, как и где её изготавливают, из каких тканей, воспитывать уважение к труду.

«Ателье для кукол». Продолжение.

Продолжать учить пользоваться иголкой, знакомыми швами сшить юбку и штаны для кукол.

Май

«Вышивание по замыслу».

Закрепить изученные виды швов. Развивать фантазию, умение планировать работу.

«Вышивание по замыслу». Продолжение.

Закрепить изученные виды швов. Развивать фантазию, умение планировать работу.

Подарок детскому саду «Сказочные персонажи для кукольного театра».

Совместное отчетное занятие с родителей. Чаепитие.

Создать благоприятную среду для детей и родителей. Совместно с родителями изготовить из фетра сказочных персонажей.

Наша выставка» – выставка детских работ.

Показать результаты работ, чему научились, как владеют иглой, умеют подбирать нить по цвету, порадовать родителей своими успехами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рецензия на программу занятий по кружковой деятельности

В помощь воспитателям, старшим воспитателям для оформления документации кружковой работы с детьми....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ"

ОРИГАМИ- ИСКУССТВО СКЛАДЫВАНИЯ ИЗ БУМАГИ, ЗАРОДИВШЕЕСЯ В ЯПОНИИ...

Самообразование - разработка программы "Мультипликация" для кружковой деятельности

Самообразование  - разработка программы "Мультипликация" для кружковой деятельности...

Программа работы по кружковой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Кисточка"

Актуальность рабочей программы «Кисточка»  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого ра...

Программа дополнительного образования - кружковая деятельность

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанни...

Рабочая программа по реализации кружковой деятельности воспитанниками 4-5 лет, срок реализации 2020-2021 учебный год

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...

Программы дополнительного образования кружковой деятельности

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Кружковая деятальность позволяет от...