«Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Яценко Антонина Всеволодовна

Под познавательной активностью детей раннего возраста следует понимать активность и заинтересованность в принятии информации, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, проявление творчества. Наиболее эффективные методы это: -Метод обучения, познания-умение анализировать и усваивать знания осознанно -Метод приема и сравнения Проявление самостоятельности, творчества, выдумки ведет к методу моделирования и конструирования. Способность детей к моделированию доказана в психологических исследованиях и педагогических Этот метод необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Дети через игру учатся располагать предметы в пространстве. Моделирование и конструирование развивает мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию окружающего мира, воздействуют на повышение познавательной активности ребенка и игровую деятельность. Конструирование (из строительного материала)- это вид деятельности (в сравнении с рисованием, лепкой и аппликацией) дает возможность для творчества, формирует у малыша предвидеть будущий результат, развивает пространственное мышление, дает толчок к обогащению речи ребенка. В раннем возрасте конструирование слито с сюжетно-отобразительной и театрализованной игрой. Инициатива исходит от указания .Основную задачу я ставлю 1: побуждать интерес воспитателя. Дети выполняют мои задания, некоторые к конструированию, 2 приобщать детей к созданию простейших конструкций. Прежде, чем работать с конструктором, я учу складывать все детали в соответствии с образцом. Для чего я это делаю? В дальнейшем умение убирать формы по порядку, сэкономят и наше время и сохранят подольше игровой материал. На начальном этапе я знакомлю детей со свойствами основных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма, формирую понятия: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, учу овладевать двумя способами решения простейших конструктивных задач- 1 1 1заменять меньшие детали на большие, 2пристраивать и надстраивать, используя те же детали. Дети строят для зайки дорожку длинную и короткую, заборчик для поросят низкий-для маленьких, высокий-для больших, башенки, ворота, скамейки и т. д. Сначала я формирую умение располагать кирпичики в ряд, различать пластины (длинные, короткие, учу различать пространственные признаки (узкий-широкий, короткий-длинный). Обучаю двум способам измерения конструкции в длину, 1 замене мелких деталей на более крупные и 2 пристраиванию. Далее дети учатся ставить кирпичики на узкую плоскость-длинную и короткую. Сначала сооружают заборчик для животных, замыкая плотно пространство, прикладывая кирпичики друг к другу. При этом я говорю: «Чтобы наши животные не разбежались, вначале мы соорудим постройку и только после этого заселим наших животных в новый домик.» Задание это требует от детей умения соотносить размеры игрушки с возводимым ими заборчиком. Прежде, чем я приступаю к работе над этими терминами (ворота, мебель, я знакомлю детей с объектом через рассматривание картин, пение песен, рассказывание сказок и стихов. Знакомлю с основными частями, их практическим назначением. Цель конструктивной деятельности будет достигнута только тогда,когда обследование образца я проведу в определенной последовательности: объект в целом, его части, пространственное расположение относительно друг друга, детали из которых построена каждая часть. И в заключении я обращаю внимание детей на объект в целом. Порядок обследования образца должен соответствовать последовательности сооружения постройки. Основная образовательная задача: уже в дошкольном возрасте дети должны применять полученные знания в самостоятельной деятельности: анализировать окружающие их объекты, комбинировать знакомые им детали для создания простых конструкций.Решается эта задача методом обследования образца по определенной схеме: предложением различных вариантов одной и той же постройки, различными способами ее выполнения. Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для интеграции ее в конструктивную деятельность детей. Герои, живущие в сказке, побуждают ребенка строить дом для зайки, кроватку для медвежонка… Малыши только начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки (высота, длина, ширина, соотносить их между собой. Занятия конструированием очень важны для малыша. Этот вид деятельности не только доставляет ребенку удовольствие, но и способствует его всестороннему развитию – малыш учится различать признаки предмета (цвет, форму, величину, фактуру, у него формируется познавательные и практические действия. Кроме этого, занятия конструированием учат ребенка быть любознательным в познании нового, развивают внимание, мышление и творческое начало личности, учат искать разные пути решения практической задачи, находить и исправлять ошибки, благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук. Конструирование – это созидание. Поэтому, занимаясь конструированием, ребенок может видеть результат своих усилий, что для него особенно важно, так как дарит ощущение собственной значительности и компетентности. «Я сумел! У меня получилось!», вдохновляет на новые свершения. Специальные методики конструирования, созданные для малышей, позволяют получить яркий результат буквально за считанные минуты, а использование соответствующих возрасту материалов помогает освоить несложные приемы конструирования быстро и без особого труда. Главная задача взрослого – заинтересовать малыша. Наиболее эффективна форма подачи материала –сюжетно-игровая: используются интересные ребенку сюжеты, а выполнение задания становится необходимым и важным для достижения результата в ходе интересной игры. Такой подход позволяет создать устойчивый мотив деятельности, побуждая малыша прилагать усилия и помогая ему добиться результата. Использование готовой картинки основы для выполнения заданий по плоскому конструированию облегчает организацию занятия и сокращает время его проведения, сворачивая этап подготовки. Для других заданий требуются специальные материалы для конструирования – кубики и строительные наборы, счетные палочки и конструкторы. Маленькому ребенку надо помочь задумать постройку и подобрать детали для выполнения задуманного.Взрослый может сам построить что-то и предложить ребенку рассмотреть: что это такое, из каких деталей построено, какой они формы, как расположены по отношению друг к другу. Нужно обыграть постройки с мелкими игрушками, чтобы вызвать у ребенка желание строить.Для обыгрывания построек необходимо приготовить: маленьких куколок, зверюшек, домашних животных, машинки разных размеров и т. д. Можно во время прогулок понаблюдать за работой строителей, рассмотреть разные виды транспорта. Необходимо подобрать и рассмотреть картинки с изображением домов, мостов, грузового и пассажирского транспорта и т. д. Посмотреть и почитать малышам детские книжки про строителей, разные виды автомобилей, с крупными, понятными и яркими картинками, с забавными и интересными стихотворениями. При овладении конструированием могут происходить своего рода маленькие «открытия» - узнавание в случайно образовавшемся сочетании деталей знакомого предмета. Пониманию изобразительного значения построек способствует их обыгрывание, включение в изобразительную и за тем в сюжетную игру. Например, на построенных ребенком стульчиках и диванах сидят куклы, «пьют чай». Они же «ходят» по построенным дорожкам, «живут» в домиках. Понимание изобразительного значения построек, в свою очередь, способствует переходу ребенка от «буквального» повторения построек, показанных взрослым, к их видоизменениям, зачаткам самостоятельного намеренного конструирования, которое станет особой деятельностью ребенка позднее, в старшем возрасте. Необходимо чаще хвалить ребенка, радоваться вместе с ним, восхищаться его постройками. После того как ребенок приобретет элементарные строительные навыки можно сделать большую совместную постройку (комнату для кукол или гараж для машин, сказочный городок, большой необычный дом и т. д. Главная цель таких игр – заинтересовать малыша строительным материалом, направить его активность на созидательную деятельность. Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формированию элементарных математических представлений) (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности)

Цели деятельности: развитие познавательной, коммуникативной, двигательной и эмоциональной сферы.Программное содержание:Продолжать обучать детей считать в пределах 5, знакомить с порядковым значе...

Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание». Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Тема: «Загородки и заборы».

Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание».Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.Тема: «Загородки и ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА в группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРАв группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет...

Формирование пространственных представлений в процессе конструктивной деятельности у дошкольников

Формирование у ребенка пространственных представлений важная задача детского сада, т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности; это задача выступает как необходимый элемент подготовки ...

Развитие познавательных способностей в процессе игровой деятельности

     Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкол...