Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"
рабочая программа по окружающему миру по теме
В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой -его результатом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_poz_sposob.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные проблемы
Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей.
Источником социально - исторического опыта для ребенка являются семья, с помощью которой он приобретает опыт эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря или отсутствие семьи тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.
Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического и социального развития.
Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка: снижается общий психологический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развивается чувство тревоги, неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональные взаимодействия, и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие, развитие речи.
В возрасте 4 -5 лет ребенок начинает активно общаться с людьми, познавать мир природы, явлений, вещей, отношений, проявляет особенно активный интерес к природе живой и неживой: животным, растениям, сезонным и суточным изменениям.
В течении многих лет в нашем детском доме ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой -его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени. Но в большинстве случаев дети не могут объяснить интересующие их явления природы, а поэтому, если взрослые не помогут им в этом., то интерес к природе может угаснуть. Доступным средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед (занятий ) о природе и бережном отношении к ней.
Задачи экологического воспитания
- Формировать знания об окружающем мире и человеке, как сложных взаимосвязанных системах.
- Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения
- Моральное воспитание (воспитания доброты, чуткости, сострадания и умения сопереживать).
- Воспитание основ экологической культуры и правил безопасного поведения.
- Развитие эмоционально - чувственной сферы: чувство красоты окружающего мира и желание сохранить и преумножить ее, выражение своего отношения к окружающему в эмоциях, переживаниях и практической деятельности.
Средняя дошкольная группа
Месяц | Наблюдение | Экскурсии. Целевые прогулки. Занятие. Беседа | Опытная деятельность | Игровая деятельность |
Сентябрь | За цветущими растениями. 1. «Растут ли цветы на нашем участке» | «Воздух -невидимка» | ||
2. «Все цветы разные» | «Путешествие с кленовым листочком» | Д/и «Теремок» | ||
3. «Красивые цветы можно поставить в воду» | 1 .«Воздух» 2.«Пузырьки воздуха» | Д/и «Мир звуков» | ||
«Деревья как люди» | 5. «Волны» 6. «Буря» | |||
Октябрь | 4. «Что бывает на растениях после цветов» | 6. «Ветер - это 7. Ветер | ||
5. «Как ухаживать за букетом?» | «Что растет в лесу» | Д/и «Что было, что будет» | ||
«Наблюдение за аквариумными рыбками». 1. «Кто живет в аквариуме?» | «Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья» (прогулка по участку) | 11. «Летающие семена» | ||
«Как узнать растение (дерево, куст, траву)?» | Д/и «Собери урожай» |
Месяц | Наблюдение | Экскурсии. Целевые прогулки. Занятие. Беседа | Опытная деятельность | Игровая деятельность |
Ноябрь | «Кто живет в лесу» | 18. «Движение воздуха» | ||
2. «В каких условиях живут рыбки» | 19. «В воде есть воздух» | Д/и «Теремок» | ||
3. «Как можно улучшить условия живущих рыбок?» | «Как дикие звери готовятся к зиме» | |||
4. «Какое тело у рыбки» | «Люблю я пышное природы увяданье» (экскурсия в парк) | 21. «Парашют» | Д/и «Кто где живет?» | |
Декабрь | «Наблюдение за елью» 1. «Как узнать ель» | «Сказка о двух ветрах» | «Волшебница -вода» | |
2. «Какая ель?» | 1. «Вода прозрачная» | Д/и «Летает, плавает, бегает» | ||
3. «Чем прекрасна ель?» | «Путешествие по зимнему лесу» | 2. «У воды нет вкуса» | ||
4. «Сравним живую и игрушечную ель» | «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля» (экскурсия в парк) | 3. «У воды нет запаха» | Д/и «Где спрятался зайчик» |
Месяц | Наблюдение | Экскурсии. Целевые прогулки. Занятие. Беседа | Опытная деятельность | 1 Игровая деятельность |
Январь | «Наблюдение за водой...» 1. Делаем цветные льдинки» | «Как живут растения зимой» | ||
2. «Какие цветные льдинки?» Наблюдение за птицами на участке. 1. «Какие птицы прилетают на участок» | 5. «Пар - это тоже вода» | Д/и «Зайка серенький сидит» | ||
3. «Как лед превращается в воду» 2. «Какая ворона и какой воробей» | «Снеговик» | |||
4. «Теплая и 5. «Какой снег и | «Наша речка словно в сказке...» (экскурсия на реку) | 6. «Вода -жидкая, может течь» | Д/и «У кого кто?» | |
Февраль | 6. «Что находится в шишках ели» 5. Какой снег и сколько его на участке? | «Рассматривание и сравнение воробья и вороны» | ||
«Наблюдение за зимующими птицами» 1. «Какие птицы прилетают на участок» | 9. «Вода не имеет формы» | Д/и «Совушка» | ||
3. «Как птицы кормятся на кормушке?» 5. «Сколько ног у птицы и как они ходят» | «Чистая вода нужна всем и всегда» | |||
4. «Какие звуки издают птицы» 6. «Птичьи следы на снегу» | «Поет зима - аукает -мохнатый лес баюкает» (экскурсия в лес) | 10. «Вода нужна всем» | Д/и «Цепочка» |
Месяц | Наблюдение | Экскурсии. Целевые прогулки. Занятие. Беседа | Опытная деятельность | Игровая деятельность |
Март | 6. «Как снег 7. «Сколько | «Пробуждение земли» | ||
Наблюдение за попугаем 1. «Чем отличается 2. «Что и как ест | 23. «Радуга» | Д/и «Накорми зверей и птиц» | ||
3. «Какой у попугая 4. «Как попугай ест | «Птицы» | |||
5. «Какие у попугая 6. «Как попугай | «И Солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи» (прогулка к грачевнику) | 26. «Встреча ручейком» | Д/и «Чудесный мешочек» | |
Апрель | 7. «Какие у 8. «Что видит | «Весна в лесу» | ||
9. «Слышит ли попугай?» | «Весенняя мозаика» (экскурсия на луг) | 27. «Капельки» | Д/и «Кто как кричит?» | |
Наблюдение за морской свинкой и хомяком 1. Наш(а) морская свинка (хомяк) | «В гости к Солнцу» | |||
2. Чем питается морская свинка (хомяк) 3. Угощаем морскую свинку зеленью. | «Красив зимою и весною волшебный добрый дом лесной» (экскурсия в лес) | 28. «Вода способна смачивать и отчищать предметы» | Д/и «Когда это бывает?» |
Месяц | Наблюдение | Экскурсии. Целевые прогулки. Занятие. Беседа | Опытная деятельность | Игровая деятельность |
Май | 4. «В каких условиях живет морская свинка» Наблюдение за мать-и-мачехой. 1. «Мать-и-мачеха - что это за цветы?» | «Путешествие в весенний лес» | «Что у нас под ногами?» 2. «Сыпучий песок» | |
2. «В каких местах растет мать-и- мачеха?» 3. «Кто прилетает и садится на цветы» | « Яблонька душистая подружись со мной» (экскурсия в плодовый сад) | 3. «Песок может двигаться» | Д/и «Рыбы, птицы, звери» | |
4. «Что бывает после цветов?» 5. «Какие листья у мать-и-мачехи?» | «Сестры» | 4. «Свойства мокрого песка» | ||
6. «Собираем листья мать-и-мачехи» | Опыт 16 | П/и «Танец животных» |
Старшая дошкольная группа
Месяц | Наблюдение | Экскурсии. Целевые прогулки. Занятие. Беседа | Опытная деятельность | Игровая деятельность |
Сентябрь | «За травянистыми растениями» 1. «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» | «Воздух -невидимка» 1. «Воздух». 22.« Воздух -невидим» | Д/и «Лес, сад, огород» | |
2. «Какие они – цветущие растения» 3. «Кто помогал цветам расти» | «Беседа об осени» | |||
4. «Что было сначала, что будет потом?» 5. «Соберем семена садовых цветов?» | «Встреча с осенью» (экскурсия в парк) | 5. «Волны» 6. «Буря» | Д/и «Летает, плавает, бегает» | |
6. «Украсим группу красивыми цветами» 7. «Где еще растут красивые цветы?» | «Как узнать птиц?» | |||
Октябрь | За хомяком 1. «Знакомьтесь дети - я хомяк» 2. «Устроим для хомяка красивый дом?» | «Подводное царство» (экскурсия на реку) | 7. «Ветер – это движение воздуха» 8. «Ветер» | Д/и «Узнай по вкусу» |
3. «Хорошо ли хомяку в новых условиях?». 4. «Что и как ест хомяк?» | «Зимующие и перелетные птицы» | |||
5. «Как хомяк делает припасы?» 6. «Хомяк – чистоплотный зверек» | «Осенний хоровод» (экскурсия на луг) | 11. «Летающие семена» 10. «Гром и молния» | Д/и «Хоровод лесных растений» | |
7. «Как хомяк отдыхает» 9. «Как передвигается хомяк?» | «Осенние заботы животных и птиц» |
Месяц | Наблюдение | Экскурсии. Целевые прогулки. Занятие. Беседа | Опытная деятельность | Игровая деятельность |
Ноябрь | 10. «Когда хомяка трудно заметить?» 8. «Какой хомяк и чем он отличается от мышонка» | 18. «Движение воздуха». 21. «Парашют» | ||
11. «Боится ли хомяк наблюдения сверху» | «Чудо рядом с тобой» | Д/и «Ночлег» | ||
«Осенняя мозаика» | «Волшебница -вода» 1. «Вода прозрачная» 2. «Вода жидкая, может течь» | |||
«Улетели листья с тополей» | 2. «У воды нет вкуса » 3. «У воды нет запаха» | Д/и «Кто где живет» | ||
Декабрь | Наблюдение за елью 1. «Как узнать ель?» 2. «Какие у ели | «Как растения приспосабливаются к зиме?» | 7. «В воде одни вещества растворяются, другие - не растворяются» | |
3. «Сравниваем ель с игрушечной елкой». 4. «Сколько лет нашей ели?» | «Как лесные звери (медведь, белка) готовятся к зиме» | Д/и «Что будет, если...» | ||
5. «Кто может обидеть ель и как мы можем ее помочь?» 6. «Наша елочка красивая» | «Тропы в парке замело, все вокруг белым - бело» (экскурсия на парк) | 27. «Капельки» | ||
Наблюдение за свойствами снега, льда, воды 7. «Какой снег?» 9. «Снежинки очень красивы» | «Осенние заботы животных и птиц» | 30. «Иней» | Д/и «Накорми зверей» |
Месяц | Наблюдение | Экскурсии. Целевые прогулки. Занятие. Беседа | Опытная деятельность | Игровая деятельность |
Январь | 3. «Получи талую воду» 4. «Замораживаем воду» | «Чудо всюду» (экскурсия к реке) | «Кто в доме -природе живет». 2.«Как кошка язычком чистит себе шерстку?» | |
5. «Когда бывает пар?» 6. «Пар - это вода?» | «Зимовье зверей» | П/и «Танец животных и птиц» | ||
Наблюдение за птицами на участке 1. «Какие птицы прилетают на кормушку?» 2. «Ищем птичьи следы?» | «Лесная новость» (экскурсия в лес) | 10. «Растение может обеспечить себя питанием» | ||
3. «Как птицы передвигаются по земле?» 4. «Как птицы летают?» | «Покормите птиц зимой» | 3. «Как маскируются животные» | Д/и «Звери в поезде» | |
Февраль | 5. «Когда птицы бывают заметны?» | «Как люди помогают лесным обитателям» | «Волшебница - вода» 11. «Растения пьют воду» 12. «У растения внутри есть вода» | |
Наблюдение за птицей в клетке 1. «Чем попугай в клетке отличается от воробьев и ворон?». 4. «Чем попугай похож на воробьев и ворон?» | «Блестя на сольце снег лежит» (экскурсия на парк) | Д/и «Хорошо -плохо» | ||
3. «В хороших ли условиях живут попугаи?» 4. «Чем мы кормим птиц и что они особенно любят?» | «Беседа о диких животных» | |||
5. «Сколько чего у попугаев?» 9. «Что делает попугай клювом?» | 19. «Животворное свойство воды» | Д/и «Разведчики» |
Месяц | Наблюдение | Экскурсии. Целевые прогулки. Занятие. Беседа | Опытная деятельность | Игровая деятельность |
Март | Наблюдение за луком 1. «Выращиваем лук» 2. «Выращиваем лук» | «Зима полна серебра» | «Солнышко -солнышко выгляни в окошечко» | |
7. «Как попугаи отдыхают и спят?» 3. «Выращиваем лук» | «Улыбки теплые весны» (экскурсия в лес) | 1. «Влияние солнечного света на жизнь на Земле» | Д/и «В зоопарке» | |
8. «Как попугаи смотрят и слушают?» 4. «Выращиваем лук» | «Рассматривание веток тополя, березы, ели» | |||
9. «Красивые ли наши попугаи?» 10. «Как птицы относятся друг к другу?» | «Первые проталинки» (экскурсия в парк) | 2. «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени» | Д/и «Что было, что будет» | |
Апрель | 5.«Выращиваем лук» Наблюдение за аквариумными рыбками 1. «Кто живет в нашем аквариуме?» | «Весна в жизни лесных зверей?» | ||
2. «Сравнение рыбок по внешнему виду». 3. «Какие условия нужны (золотым) рыбкам для жизни?» | «Весенние превращения» (экскурсия в лес) | «Волшебница - вода» 23. «Радуга» | Д/и «Птицы» | |
4. «Как и что едят рыбки?» 6. «Как плавают рыбки» | «Кто больше всех радуется весне» | |||
6. «Как рыбы дышат?» 7. «Как рыбы отдыхают и спят?» | «Что у вас под ногами» 2. «Сыпучий песок» Опыт 12 | Д/и «Теремок» |
Месяц | Наблюдение | Экскурсии. Целевые прогулки. Занятие. Беседа | Опытная деятельность | Игровая деятельность |
Май | Наблюдение за мать-и-мачехой. 1. «Мать-и-мачеха — первые цветы на участке» 2. «Где можно найти мать-и-мачеху?» 3. «Сколько цветов мать-и-мачехи на нашем участке?» | «К первоцветам в гости» | 6. «Свойства мокрого песка» | |
4. «какие листья у мать-и-мачехи?» 5. «Как растут листья и как появляются семена?» Наблюдение за божьей коровкой 1. «Где можно найти божью коровку» | «Весна - красна» | 8. «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду» | Д/и «Украсим комнату» | |
2. «Рассматриваем божью коровку» 3. «Как божья коровка передвигается?» | «Уронило солнце лучик золотой» (экскурсия на луг) | Опыт 15 | ||
4. «Чем питается божья коровка?» | «Путешествие в царство звуков и цветов» (экскурсия на лес) | Опыт 16 Опыт 17 | П/и «Мир птиц» |
Литература
- Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика».
- М.В. Лучич. «Детям о природе».
- В.А. Степанова, И.А. Королева. «Листок на ладони».
- Т.М. Бондаренко. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
- И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ».
- Л.Е. Белоусова «Удивительные истории».
- С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».
- С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
- Л.И. Грехова «В союзе с природой».
- Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
- О.А. Воронович «Добро пожаловать в экологию»
- В.М. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология».
- В.М. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром
Отчет по самообразованию: Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром...
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром по теме «Транспорт»
Транспорт – совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспор...
ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...
Круги Луллия как пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром
Использование кругов Луллия как один из методов ОТСМ-ТРИЗ...
Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»
Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...
Консультация на тему: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром»
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечив...
Консультация на тему: " Методы и приемы ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром"
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что о...