Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"
рабочая программа по окружающему миру по теме

В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой -его результатом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_poz_sposob.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные проблемы

Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей.

Источником социально - исторического опыта для ребенка являются семья, с помощью которой он приобретает опыт эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря или отсутствие семьи тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического и социального развития.

Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка: снижается общий психологический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развивается чувство тревоги, неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональные взаимодействия, и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие, развитие речи.

В возрасте 4 -5 лет ребенок начинает активно общаться с людьми, познавать мир природы, явлений, вещей, отношений, проявляет особенно активный интерес к природе живой и неживой: животным, растениям, сезонным и суточным изменениям.

В течении многих лет в нашем детском доме ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой -его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени. Но в большинстве случаев дети не могут объяснить интересующие их явления природы, а поэтому, если взрослые не помогут им в этом., то интерес к природе может угаснуть. Доступным средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед (занятий ) о природе и бережном отношении к ней.


Задачи экологического воспитания

  1. Формировать знания об окружающем мире и человеке, как сложных взаимосвязанных системах.
  2. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения
  3. Моральное воспитание (воспитания доброты, чуткости, сострадания и умения сопереживать).
  4. Воспитание основ экологической культуры и правил безопасного поведения.
  5. Развитие эмоционально - чувственной сферы: чувство красоты окружающего мира и желание сохранить и преумножить ее, выражение своего отношения к окружающему в эмоциях, переживаниях и практической деятельности.


Средняя дошкольная группа


Месяц

Наблюдение

Экскурсии.

Целевые прогулки. Занятие. Беседа

Опытная деятельность

Игровая деятельность

Сентябрь

За цветущими

растениями. 1. «Растут ли цветы

на нашем

участке»

«Воздух -невидимка»

2. «Все цветы разные»

«Путешествие с кленовым листочком»

Д/и «Теремок»

3. «Красивые цветы можно поставить в воду»

1 .«Воздух» 2.«Пузырьки воздуха»

Д/и «Мир звуков»

«Деревья как люди»

5.        «Волны»

6.        «Буря»

Октябрь

4. «Что бывает на растениях после цветов»

6.        «Ветер - это
движение
воздуха».

7.        Ветер

5. «Как ухаживать за букетом?»

«Что растет в лесу»

Д/и «Что было, что будет»

«Наблюдение за аквариумными рыбками».

1. «Кто живет в аквариуме?»

«Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья» (прогулка по участку)

11. «Летающие семена»

«Как узнать растение (дерево, куст, траву)?»

Д/и «Собери урожай»


Месяц

Наблюдение

Экскурсии.

Целевые прогулки. Занятие. Беседа

Опытная деятельность

Игровая деятельность

Ноябрь

«Кто живет в лесу»

18. «Движение воздуха»

2. «В каких

условиях живут рыбки»

19. «В воде есть воздух»

Д/и «Теремок»

3. «Как можно улучшить условия живущих рыбок?»

«Как дикие звери готовятся к зиме»

4. «Какое тело у рыбки»

«Люблю я пышное природы увяданье» (экскурсия в парк)

21. «Парашют»

Д/и «Кто где живет?»

Декабрь

«Наблюдение за

елью» 1. «Как узнать ель»

«Сказка о двух ветрах»

«Волшебница -вода»

2. «Какая ель?»

1. «Вода прозрачная»

Д/и «Летает, плавает, бегает»

3. «Чем прекрасна ель?»

«Путешествие по зимнему лесу»

2. «У воды нет вкуса»

4. «Сравним живую и игрушечную ель»

«Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля» (экскурсия в парк)

3. «У воды нет запаха»

Д/и «Где спрятался зайчик»


Месяц

Наблюдение

Экскурсии.

Целевые прогулки. Занятие. Беседа

Опытная деятельность

1

Игровая деятельность

Январь

«Наблюдение за

водой...» 1. Делаем цветные

льдинки»

«Как живут растения зимой»

2. «Какие цветные

льдинки?» Наблюдение за

птицами на

участке. 1. «Какие птицы

прилетают на

участок»

5. «Пар - это тоже вода»

Д/и «Зайка серенький сидит»

3. «Как лед

превращается в

воду» 2. «Какая ворона и

какой воробей»

«Снеговик»

4.        «Теплая и
холодная вода»

5.        «Какой снег и
сколько его на
участке?»

«Наша речка словно в сказке...» (экскурсия на реку)

6. «Вода -жидкая, может течь»

Д/и «У кого кто?»

Февраль

6. «Что находится в шишках ели»

5. Какой снег и сколько его на участке?

«Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

«Наблюдение за

зимующими

птицами» 1. «Какие птицы

прилетают на

участок»

9. «Вода не имеет формы»

Д/и «Совушка»

3. «Как птицы кормятся на кормушке?»

5. «Сколько ног у птицы и как они ходят»

«Чистая вода нужна всем и всегда»

4. «Какие звуки издают птицы»

6. «Птичьи следы на снегу»

«Поет зима - аукает -мохнатый лес баюкает» (экскурсия в лес)

10. «Вода нужна всем»

Д/и «Цепочка»


Месяц

Наблюдение

Экскурсии.

Целевые прогулки. Занятие. Беседа

Опытная деятельность

Игровая деятельность

Март

6.        «Как снег
превращается в
воду»

7.        «Сколько
крыльев у птиц и
как они летают?»

«Пробуждение земли»

Наблюдение за попугаем

1.        «Чем отличается
попугай от
воробья?»

2.        «Что и как ест
попугай»

23. «Радуга»

Д/и «Накорми зверей и птиц»

3.        «Какой у попугая
любимый корм?»

4.        «Как попугай ест
зелень?»

«Птицы»

5.        «Какие у попугая
ноги»

6.        «Как попугай
купается?»

«И Солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи» (прогулка к грачевнику)

26. «Встреча ручейком»

Д/и «Чудесный мешочек»

Апрель

7.        «Какие у
попугаев
перышки?»

8.        «Что видит
попугай?»

«Весна в лесу»

9. «Слышит ли попугай?»

«Весенняя мозаика» (экскурсия на луг)

27. «Капельки»

Д/и «Кто как кричит?»

Наблюдение за

морской

свинкой и

хомяком 1. Наш(а) морская

свинка (хомяк)

«В гости к Солнцу»

2.        Чем питается

морская свинка (хомяк)

3.        Угощаем

морскую свинку зеленью.

«Красив зимою и весною волшебный добрый дом лесной»

(экскурсия в лес)

28. «Вода способна смачивать и отчищать предметы»

Д/и «Когда это бывает?»


Месяц

Наблюдение

Экскурсии.

 Целевые прогулки. Занятие. Беседа

Опытная деятельность

Игровая  деятельность

Май

4. «В каких условиях

живет морская свинка»

Наблюдение за мать-и-мачехой.

1. «Мать-и-мачеха - что

это за цветы?»

«Путешествие в весенний лес»

«Что у нас под ногами?» 2. «Сыпучий песок»

2. «В каких местах

растет мать-и-

мачеха?»

3. «Кто прилетает и

садится на

цветы»

« Яблонька душистая

подружись со мной»

(экскурсия в плодовый

сад)

3. «Песок может

двигаться»

Д/и «Рыбы, птицы,

звери»

4. «Что бывает

после цветов?»

5. «Какие листья у

мать-и-мачехи?»

«Сестры»

4. «Свойства

мокрого песка»

6. «Собираем листья мать-и-мачехи»

Опыт 16

П/и «Танец

животных»


Старшая дошкольная группа


Месяц

Наблюдение

Экскурсии.

Целевые прогулки. Занятие. Беседа

Опытная деятельность

Игровая деятельность

Сентябрь

«За травянистыми растениями»

1. «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»

«Воздух -невидимка»

1. «Воздух».

22.« Воздух -невидим»

Д/и «Лес, сад, огород»

2.        «Какие они – цветущие растения»

3.        «Кто помогал цветам расти»

«Беседа об осени»

4.        «Что было сначала, что будет потом?»

5.        «Соберем семена садовых цветов?»

«Встреча с осенью» (экскурсия в парк)

5.        «Волны»

6.        «Буря»

Д/и «Летает, плавает, бегает»

6.        «Украсим группу красивыми цветами»

7.        «Где еще растут красивые цветы?»

«Как узнать птиц?»

Октябрь

За хомяком

1.        «Знакомьтесь дети - я хомяк»

2.        «Устроим для хомяка красивый дом?»

«Подводное царство» (экскурсия на реку)

7.        «Ветер – это движение воздуха»

8.        «Ветер»

Д/и «Узнай по вкусу»

3.        «Хорошо ли хомяку в новых условиях?».

4.        «Что и как ест хомяк?»

«Зимующие и перелетные птицы»

5.        «Как хомяк делает припасы?»

6.        «Хомяк – чистоплотный зверек»

«Осенний хоровод» (экскурсия на луг)

11. «Летающие семена»

10. «Гром и молния»

Д/и «Хоровод лесных растений»

7. «Как хомяк отдыхает»

9. «Как передвигается хомяк?»

«Осенние заботы животных и птиц»


Месяц

Наблюдение

Экскурсии.

Целевые прогулки. Занятие. Беседа

Опытная деятельность

Игровая деятельность

Ноябрь

10. «Когда хомяка трудно заметить?» 8. «Какой хомяк и чем он отличается от мышонка»

18. «Движение воздуха».

21. «Парашют»

11. «Боится ли хомяк наблюдения сверху»

«Чудо рядом с тобой»

Д/и «Ночлег»

«Осенняя мозаика»

«Волшебница -вода»

1.        «Вода прозрачная»

2.        «Вода жидкая, может течь»

«Улетели листья с тополей»

2.        «У воды нет вкуса »

3.        «У воды нет запаха»

Д/и «Кто где живет»

Декабрь

Наблюдение за елью

1.        «Как узнать ель?»

2.        «Какие у ели
иголки?»

«Как растения приспосабливаются к зиме?»

7. «В воде одни вещества растворяются, другие - не растворяются»

3.        «Сравниваем ель

с игрушечной елкой».

4.        «Сколько лет нашей ели?»

«Как лесные звери (медведь, белка) готовятся к зиме»

Д/и «Что будет, если...»

5.        «Кто может обидеть ель и как мы можем ее помочь?»

6.        «Наша елочка красивая»

«Тропы в парке замело, все вокруг белым - бело» (экскурсия на парк)

27. «Капельки»

Наблюдение за свойствами снега, льда, воды

7. «Какой снег?»

9. «Снежинки очень

красивы»

«Осенние заботы животных и птиц»

30. «Иней»

Д/и «Накорми зверей»


Месяц

Наблюдение

Экскурсии.

 Целевые прогулки. Занятие. Беседа

Опытная деятельность

Игровая деятельность

Январь

3.        «Получи талую воду»

4.        «Замораживаем воду»

«Чудо всюду» (экскурсия к реке)

«Кто в доме -природе живет». 2.«Как кошка язычком чистит себе шерстку?»

5.        «Когда бывает пар?»

6.        «Пар - это вода?»

«Зимовье зверей»

П/и «Танец животных и птиц»

Наблюдение за птицами на участке

1.        «Какие птицы прилетают на кормушку?»

2.        «Ищем птичьи следы?»

«Лесная новость» (экскурсия в лес)

10. «Растение может обеспечить себя питанием»

3.        «Как птицы передвигаются по земле?»

4.        «Как птицы летают?»

«Покормите птиц зимой»

3. «Как

маскируются животные»

Д/и «Звери в поезде»

Февраль

5. «Когда птицы бывают заметны?»

«Как люди помогают лесным обитателям»

«Волшебница - вода»

11.        «Растения пьют воду»

12.        «У растения внутри есть вода»

Наблюдение за птицей в клетке

1. «Чем попугай в клетке отличается от воробьев и ворон?».

4. «Чем попугай похож на воробьев и ворон?»

«Блестя на сольце снег лежит» (экскурсия на парк)

Д/и «Хорошо -плохо»

3.        «В хороших ли условиях живут попугаи?»

4.        «Чем мы кормим птиц и что они особенно любят?»

«Беседа о диких животных»

5. «Сколько чего у попугаев?»

9. «Что делает попугай клювом?»

19. «Животворное свойство воды»

Д/и «Разведчики»


Месяц

Наблюдение

Экскурсии.

Целевые прогулки. Занятие. Беседа

Опытная деятельность

Игровая деятельность

Март

Наблюдение за луком

1.        «Выращиваем лук»

2.        «Выращиваем лук»

«Зима полна серебра»

«Солнышко -солнышко выгляни в окошечко»

7. «Как попугаи отдыхают и спят?»

3. «Выращиваем лук»

«Улыбки теплые весны» (экскурсия в лес)

1. «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»

Д/и «В зоопарке»

8. «Как попугаи смотрят и слушают?»

4. «Выращиваем лук»

«Рассматривание веток тополя, березы, ели»

9.        «Красивые ли наши попугаи?»

10.        «Как птицы относятся друг к другу?»

«Первые проталинки» (экскурсия в парк)

2. «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»

Д/и «Что было, что будет»

Апрель

5.«Выращиваем лук»

Наблюдение за аквариумными рыбками

1. «Кто живет в нашем аквариуме?»

«Весна в жизни лесных зверей?»

2.        «Сравнение рыбок по внешнему виду».

3.        «Какие условия нужны (золотым) рыбкам для жизни?»

«Весенние превращения»

(экскурсия в лес)

«Волшебница - вода»

23. «Радуга»

Д/и «Птицы»

4. «Как и что едят рыбки?»

6. «Как плавают рыбки»

«Кто больше всех радуется весне»

6.        «Как рыбы дышат?»

7.        «Как рыбы отдыхают и спят?»

«Что у вас под ногами»

2. «Сыпучий песок» Опыт 12

Д/и «Теремок»


Месяц

Наблюдение

Экскурсии.

Целевые прогулки. Занятие. Беседа

Опытная деятельность

Игровая деятельность

Май

Наблюдение за мать-и-мачехой.

1.        «Мать-и-мачеха — первые цветы на участке»

2.        «Где можно найти мать-и-мачеху?»

3.        «Сколько цветов мать-и-мачехи на нашем участке?»

«К первоцветам в гости»

6. «Свойства мокрого песка»

4.        «какие листья у мать-и-мачехи?»

5.        «Как растут листья и как появляются семена?»

Наблюдение за божьей коровкой

1. «Где можно найти божью коровку»

«Весна - красна»

8. «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»

Д/и «Украсим комнату»

2.        «Рассматриваем божью коровку»

3.        «Как божья коровка передвигается?»

«Уронило солнце лучик золотой» (экскурсия на луг)

Опыт 15

4. «Чем питается божья коровка?»

«Путешествие в царство звуков и

цветов» (экскурсия на лес)

Опыт 16

Опыт 17

П/и «Мир птиц»


Литература

  1. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика».
  2.  М.В. Лучич. «Детям о природе».
  3. В.А. Степанова, И.А. Королева. «Листок на ладони».
  4. Т.М. Бондаренко. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
  5. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ».
  6. Л.Е. Белоусова «Удивительные истории».
  7. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».
  8. С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
  9. Л.И. Грехова «В союзе с природой».
  10. Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
  11. О.А. Воронович «Добро пожаловать в экологию»
  12.  В.М. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология».
  13. В.М. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром

Отчет по самообразованию: Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром по теме «Транспорт»

Транспорт – совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспор...

ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная  мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...

Круги Луллия как пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром

Использование кругов Луллия как один из методов ОТСМ-ТРИЗ...

Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

Консультация на тему: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром»

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечив...

Консультация на тему: " Методы и приемы ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром"

Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что о...