Развитие познавательных способностей в процессе игровой деятельности
консультация

       Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию "надо", а не "хочу", снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

     Развитие познавательных способностей дошкольников

  в процессе игровой деятельности

   

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления будут совершенствоваться и изменятся. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.  

         Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

         Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию "надо", а не "хочу", снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы.

         Теоретический анализ проблемы отражен в работах отечественной психологии – в работах Эльконина Д. Б., Божович Л. И., Выготского Л.С., Рубинштейн С.Л. и других.

         В настоящее время исследования в этом направлении ведут ученые, как Маркова Т. А., Лисина М. И. и другие.

         В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение ребенка из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. В результате деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Таким образом, возникает познавательная активность дошкольников.

       Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуется все познавательные процессы, становятся игры.

       Игровая деятельность стимулирует развитие мышления, в первую очередь наглядно - образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции.

       И. П. Павлов связывал проявление интереса с безусловным ориентировочным рефлексом ’’что такое?’’. Этот рефлекс соответствует интересу, который может служить мотивом деятельности. Главное в нем – новизна информации.  Не все новое, что встречается человеку в окружающей жизни, становится предметом его интереса. Познавательная направленность ребенка носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляется ему важным, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае его интерес будет носить случайный, поверхностный характер.

Интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью, развивать его познавательную активность.

       Первые познавательные интересы чаще всего появляются у детей в три года. Характерным выражением их проявления являются бесконечные ,,почему?’’ и ,,зачем?". Вопросы детей этого возраста простые, элементарные. Интересы неустойчивые. Но нельзя думать, что, задавая многочисленные вопросы, дошкольник не заботится о достоверности ответов и готов удовольствоваться любым вымыслом" (А. И. Запорожец). Так, если взрослый оставит вопросы без внимания, то это приводит к тому, что ребенок вынужден сам придумывать ответ. Кроме того, у ребенка не проявляется больше желания спрашивать, и познавательная активность не становится устойчивой; у ребенка развивается интеллектуальная пассивность.

       При систематическом, правильно построенном обучении, к старшему дошкольному возрасту интересы носят устойчивый характер. Они становятся базой для формирования познавательной активности, без которой не будет возможным успешное обучение в школе.

       Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, – феномен "Я сам". Это выражается в противостоянии "хочу" ребенка и "нельзя" взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя "как взрослый". Однако современный мир слишком сложен, а прямое участие ребенка в большинстве видов труда невозможно. Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника – в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия. В сюжетно – ролевой игре, ребенок берет на себя роль другого (взрослого) и моделирует его действия, проигрывает воображаемую ситуацию.

       Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой и т. д.

       Игры, влияют на развитие личности ребенка, а это заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

        Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие.

1. Начинает формироваться произвольность психических процессов.

Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память.

Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять

правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.

2. Развитие мышления – осуществляется переход от мысли в действии к

мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок

учится мыслить о реальном предмете.

3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение,

поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, их образы и действия.

4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая таким образом навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.

5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет – знак – его наименование).

6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции

– исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

7. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Нравственное развитие дошкольника определяется формированием следующих компонентов: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.

Усвоение моральных норм предполагает, что

- во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

- во-вторых, у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения (если ребенок выходит за рамки привычного поведения, у него возникает дискомфорт);

- в-третьих, ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

       Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образе. Поэтому дошкольник подходит к "открытию" мира взрослых, овладевает познавательной активностью.  Познавательная активность ребенка дошкольника формируется и развивается в игровой деятельности. Игровая деятельность представлена следующими параметрами:

1. По центральному элементу их структуры – сюжетно – ролевые и игры с правилами (Л.С. Выготский, Ж. Плаже, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и другие).

2. По форме организации – регламентируемые воспитателями и самостоятельные игры детей (Л.А. Венгер, Е.И. Радина, А.Р. Усова и другие).

Сюжетно – ролевая игра

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится сюжетно - ролевая игра. Структуру игры составляют:

- роли, которые берут на себя дети (например, машинист, продавец, пассажир, доктор, мама, дочка и т.д.);

- игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

- игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замешены игровыми предметами (например: стул – поезд, куклы – дети, бумажки – деньги и т.д.);

- реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.

       Сюжетом в детских играх является та действительность, с которой они сталкиваются. В сюжетно – ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полеты, арктические экспедиции) и т. д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем разнообразнее сюжеты игр. Для младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых; для среднего – отношения между людьми; для старшего – подчинение правилам,, вытекающим из взятой на себя роли.

Игры с правилами.

        В дошкольной психологии игра с правилами в основном используется как дидактическое средство для физического, сенсорного, умственного, музыкального развития детей ( В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Н.А. Ветлугина, А.И. Сорокина, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева и другие ). Однако она имеет и специфически развивающее значение, которое связано с особенностями её строения.

        Дети преимущественно включают в игру с правилами в ситуациях прямого руководства взрослого, диктующего правила действия, распределяющего функции, осуществляющего контроль, определяющего победителя.

         Главной целью воспитателя при этом является использование игры с правилами в качестве дидактического средства, в то время как ее центральные специфические особенности уходят из поля зрения.

Для освоения детьми самостоятельных форм игры необходимы следующие условия:

1. Самостоятельная игра взрослого с детьми, где они занимает позицию "равного", заинтересованного партнера (а не руководителя, как это происходит в дидактических формах деятельности);

2. Постепенная передача детям способов различных типов игр с правилами от простейших форм к более сложным;

3. Организация воспитателей предметной среды, оснащение ее игровым материалам в соответствии с возрастом детей.

        Игры с правилами отличаются друг от друга требованиями, предъявленными к умениям и способностям играющих; а также предметами, вокруг которых строится деятельность. С этих позиций определяются следующие типы игр с правилами:

1. Основанные на ловкости, физических умениях;

2. Требующие определенных умственных способностей;

3. Основанные на случайности, удаче (где результат в основном не зависит от физических или умственных способностей играющего).

         В основе своей все типа игры с правилами имеют общую схему деятельности, но наиболее "открыта" и проста она в настольных играх на удачу.

         Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем малышей. Кроме того, в этих играх дети учатся согласовывать свои движения с партнерами и ориентироваться на пространственные условия.

         Несколько сложнее для малышей игры, в которых нужно действовать небольшими группами по очереди.

         В таких играх дети учатся считаться друг с другом, уступать другому игрушки или активную, привлекательную роль. Ожидание своей очереди заполняется другим активным действием, что облегчает выполнение этих требований.

        Такие игры подготавливают новую форму партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает себе замену. Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам.

         После четырех лет игра с правилами может быть освоена детьми во всей полноте ее специфических характеристик, к которым относятся: наличие результата-выигрыша, состязательные отношения между участниками, наличие формализованных правил, обязательных для всех участников.

         Необходимо формировать у детей игры с правилами как специфическую деятельность. К 4 годам дети уже овладели такими основами игры с правилами, как одновременные и поочередные с партнерами действия по простому правилу (сигналу), заданному взрослым, действиями по правилу с функциональным разделением. В течение всего года воспитатель продолжает включать в жизнь детей игры с различными типами взаимодействия (поочередное выполнение одинаковых действий, противоборство). Учить детей выполнять функцию ведущего в игре, самостоятельно организовывать знакомую игру в подгруппе из 2 – 4 детей. Воспитатель вводит в арсенал более сложные игры с правилами, формируя умение действовать на основе 2 – 3 правил, требующих распределения функций и взаимосвязанных действий, поощряет самостоятельное распределение функций и организацию в небольших подгруппах (до 5 человек) простейших народных (подвижных и хороводных) игр, правила которых заключены в коротких командах или сюжетных текстах ("Ловишки", "У медведя во бору", "Прятки" и т. п.).

        Играя с детьми, взрослый занимает позицию заинтересованного партнера и одновременно служит контролирующей инстанцией, побуждая детей своими комментариями к соблюдению правил ("Так нельзя делать. У нас такое правило…" и т. п.), то есть формирует отношение к правилу как обязательному для всех участников.

       Начиная примерно с середины года (4,5 года), воспитатель приступает к решению центральной задачи года – формированию у детей представления о выигрыше, ориентации на выигрыш, умения вступать в состязательные отношения, использовать в самостоятельной игре критерии определения выигрыша.

        Наиболее подходящим материалом для решения этой задачи являются детские аналоги игр на удачу типа "лото" и "гусек". В играх такого типа, не требующих ни физических усилий, ловкости, ни особой умственной компетентности возможности всех детей уравнены, каждый имеет одинаковые шансы на успех. Выигрыш, если игра продолжается несколько конов, непременно выпадает на каждого участника игры.

        Воспитатель объясняет и повторяет правила по ходу игры; объясняет детям и использует вместе с ними нормативное правило перераспределения функций при переходе от одного завершенного цикла (кона). Игры к следующему ("Теперь первым ходит тот, кто выиграл").

        Воспитатель постоянно обеспечивает условия для свободного выбора и самостоятельной организации детьми освоенных ими настольных игр. В случае конфликтов предлагает детям использовать правила очередности и жребия для справедливого разрешения противоречий.

        Таким образом, игры с правилами являются важным средством для развития навыков общения между детьми.

Дидактическая игра.

         Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

         Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность.

         В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

         В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно – печатные игры и словесные игры.

         Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

         Настольно – печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото "Времена года"), о различных профессиях (игра "Что кому нужно?").

          Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Режиссерская, театрализованная игра.

          Сюжетно - ролевая игра претерпевает ряд изменений: режиссерская, театрализованная игра. В режиссерской игре дети по ходу развертывания сюжета, передающего какое – либо событие, управляют действиями игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов. Это особый тип индивидуальной игры, когда ребенок еще не освоил навыки игры со сверстниками либо по какой – то причине ограничен в контактах с ними. В этой игре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, чем что будет и представляет в пространстве, кто где будет находиться, как будут друг с другом взаимодействовать персонажи и что с ними в конце концов произойдет. В ней ребенок сам исполняет все роли, действует и говорит от их лица, сопровождает игру " дикторским " текстом, поясняя, что происходит. В этой игре, как и в сюжетно - ролевой, ребенок начинает переносить функции с одного предмета на другой, использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. В режиссерской игре ребенок учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

          В игре - драматизации, или театрализованной игре, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, кинофильмов и пр. В такой игре имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра представляет особые требования к эстетическому восприятию произведений искусства, к владению средствами создания образа, приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству.

Строительные игры.

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно- ролевой игры. Эти два вида игры тесно взаимосвязаны. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно - ролевой игры. Но и сама сюжетно - ролевая игра нередко стимулирует строительную. Например, сначала дети построили корабль, а потом стали играть в моряков. В строительной игре моделируется сфера созидания, создания архитектурных сооружений.

Но именно обучающие дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности. Ребенок познает, получает новые знания, обобщает и закрепляет их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей ( методами игровой деятельности и моделирования)

Из опыта работы. Описана роль занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста....

Обобщение опыта по теме: « Развитие познавательных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Мне очень нравится знакомить и обучать детей игре на детских музыкальных инструментах. Я считаю что эта деятельность не только развивает творческие способности дошкольников, но и развивает познаватель...

Развитие музыкальных способностей в процессе певческой деятельности.

Пение, как основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Консультация предназначена педагогам....

"Развитие творческих способностей детей в игровой деятельности. Создание игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности" (из опыта работы)

Выступление на педсовете. Поделилась опытом создания игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности....

«Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников»

Под познавательной активностью детей раннего возраста следует понимать активность и заинтересованность в принятии информации, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, проявление творчест...