Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития графомоторных навыков у детей с ЗПР "Мой друг карандаш"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 376.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей «Березка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития графомоторных навыков у детей с ЗПР
«Мой друг карандаш»
Нормативный срок освоения: 1 год
Автор:
Учитель-дефектолог
Орлова Г.А.
г. Первомайск.
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Положениями «Концепции развития дополнительного образования детей» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г. №1726).
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. №729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4.1. 3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Направленность Программы «Развития графомоторных навыков детей с ЗПР» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – годичной.
Программа направлена на создание условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, высших функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность), для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
2. Актуальность Программы.
Актуальность Программы заключается в целенаправленной и систематической работе по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР во взаимодействии с семьей и способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль, и подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия,
выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Цель Программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста с ЗПР к овладению письмом.
Задачи Программы:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- мышления;
- зрительного и слухового восприятия;
- памяти, речи детей.
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентацию на листе бумаги;
- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
4. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
- контроль за собственными действиями.
Принципы:
- принцип единства диагностики и педагогического процесса (результаты обследования определяют пути работы с детьми в виде перспективного плана развития);
- принцип системности и последовательности (опирается на представление о том, что формирование графомоторных навыков - это сложная функциональная система, компоненты которой находятся во взаимодействии; процесс подготовки к письму предполагает воздействие на механизмы, необходимые для овладения письмом, создание условий для накопления двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости);
- принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса (в работе с воспитанниками необходимо участие воспитателя, логопеда, психолога и других специалистов ДОУ);
- принцип сотрудничества учителя-дефектолога и родителя, родителя и ребенка (позиция родителя как равноправного участника педагогического процесса);
- принцип развития (предполагает выделение в процессе педагогической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка; организация педагогического воздействия осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка – игры).
Основные формы и методы:
- диагностирование детей;
- организация работы с семьей;
- взаимодействие с социумом (участие в выставках в музеи);
- организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.
Для достижения желаемого результата предполагается работа с детьми в трех блоках.
В блок специально организованного обучения в форме занятия включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных) и мелкой моторик. Педагог – инициатор.
В блок совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми входят задачи по развитию социальных навыков освоения разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительное отношение между педагогом и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера-инициатора. При этом он не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает ее и приглашает к ней своим примером, демонстрируя образцы ее организации. Дети при желании могут продолжить понравившийся им вид деятельности самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес.
Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
Возраст детей и их психологические особенности: данная Программа рассчитана для детей 6-7 лет с ЗПР.
Особенности формирования общей и мелкой моторики у детей 6 – 7 лет с ЗПР.
Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма.
Обнаруживаются неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, у детей часто проявляется излишнее напряжение мышц, а иногда и подергивания.
Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом.
Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации.
Особенности набора детей: кружок посещают дошкольники, имеющие заключение областной ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).
Механизм оценивания планируемых результатов:
- педагогический мониторинг (первичная и итоговая диагностики).
Формы проведение итогов реализации Программы:
- открытые занятия для родителей (законных представителей);
- открытые занятия для педагогов ДОУ
Сроки реализации Программы
1 год
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Игровые занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут, во второй половине дня. Для успешного освоения Программы на занятиях численность детей не должна превышать 12 человек. Занятия проводятся в групповом помещении с сентября по май.
Мониторинг результативности Программы
Проводится по показателям развития ручной умелости (мелкой моторики) дошкольников.
Периодичность: 2 раза в год (сентябрь - май).
Формы взаимодействия с родителями воспитанников
Индивидуальные консультации
Анкетирование
Мастер-классы
Родительские собрания
Участие родителей в игровых занятиях способствует успешной реализации тематической Программы, а так же укрепляет взаимодействие между родителями и педагогом.
4. Содержание Программы
Таблица 1
Учебный план
№ | Содержание | Объем | |||
Теория | Практика | ||||
1 | Игры на развитие зрительного внимания | 1 | 3 | ||
2 | Игры на развитие воображения | 1 | 2 | ||
3 | Игры на развитие творческого мышления | 1 | 3 | ||
4 | Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) | 1 | 3 | ||
5 | Игры на развитие тактильных ощущений | 1 | 2 | ||
6 | Игры на развитие координации, речи с движениями | 1 | 2 | ||
7 | Упражнения на умение работать с карандашом | 1 | 2 | ||
8 | Упражнения для умения работать с ножницами | 1 | 3 | ||
9 | Упражнения и игры с использованием нетрадиционных техник (штампы, обрывание бумаги, рисование пальчиками, ниткография, бисерография и т.д.) | 1 | 3 | ||
ВСЕГО | 9 | 23 | |||
32 |
Предполагаемые результаты
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
- у ребенка происходит совершенствование мелкой моторики рук (зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- совершенствование крупных движений и умения владеть своим телом;
- совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени);
- совершенствование активной речи, словарного запаса;
- совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия);
- подготовка к учебной деятельности.
Структура игровых занятий
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, кинезилогическая гимнастика
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно-моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради в клетку, графические диктанты.
Методы и средства реализации Программы
Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, пальчиковые игры с предметами, графические упражнения, кинезиологические упражнения.
5. Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение программы осуществляется за счет следующих ресурсов, располагаемых учреждением:
- просторное, хорошо освещенное помещение для занятий;
- отдельное место для каждого ребенка;
- учебные пособия;
- наглядные пособия: иллюстрации, раздаточный материал;
- специализированная литература
- материалы для оформления и творчества детей;
- канцелярские принадлежности.
Методическое обеспечение Программы
Научно-методическая литература;
ресурсы интернета;
методическая копилка;
методические рекомендации;
технологические карточки;
развивающие игры.
6. Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема занятия | Содержание занятия |
Сентябрь | Диагностика Выявление ведущей руки | Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка. |
«Веселые пальчики», Детский сад и игрушки» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 1) 2.Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки Су-Джок. 3. Фигурки из палочек «Качели». 4.Работа в тетради в клетку. | |
«Деревья и кустарники»
| 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 1) 2..Пальчиковая гимнастика «Елка». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки Су-Джок 4. Фигурки из палочек 5. Работа в тетради | |
«Осень» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 1) 2.Пальчиковая гимнастика «Осень» 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки Су-Джок 4. Штриховка по образцу 5. Работа в тетради. | |
Октябрь | «Откуда хлеб пришёл?» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 2) 2. Пальчиковая гимнастика «Хлебушек, пекарь». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки Су-Джок 4. Фигурки из палочек (мельница). 5. Работа в тетради |
«Домашние птицы» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 2) 2.Пальчиковая гимнастика «Утята», «Петушок и курочка». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки карандашом 4.Штриховка по образцу. 5. Работа в тетради | |
«Перелетные птицы» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 2) 2.Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник» 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки карандашом 4. Фигуры из палочек «ласточка». 5.Работа в тетради | |
«Грибы» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 2) 2. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки карандашом 4. Фигурки из палочек «грибы». 5.Работа в тетради | |
Ноябрь | «Семья» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 3) 2..Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто приехал?». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки. Су-Джок. 4. Фигурки из палочек «Веселый человечек». 5.Работа в тетради |
«Наша Родина» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 3) 2..Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!». 3.. Самомассаж ладоней и пальцев руки шишками 4. Фигурки из палочек «Солнце». 5.Работа в тетради | |
«Одежда и обувь» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 3) 2. Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки 4. Дорисовка узора. 5.Работа в тетради | |
«Наш город» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 3) 2.Пальчиковая гимнастика «Газон засох». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки 4. Фигурки из палочек «Башня», «Колодец». 5. Работа в тетради | |
Декабрь | «Зима» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 4) 2..Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки 4. Фигурки из палочек «санки». Вырезание ножницами. 5. Работа в тетради. |
«Зимующие птицы» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 4) 2.Пальчиковая гимнастика «Голуби», «Воробьи» 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки 4. Фигурка из палочек « птички». 5..Работа в тетради | |
«Зимние забавы» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 4) 2.Пальчиковая гимнастика «Снежный ком». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки 4. Фигурки из палочек «Санки». 5. Работа в тетради | |
«Новый год» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 4) 2.Пальчиковая гимнастика «Праздник», «Елочка» 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки 4.Фигурки из палочек «дед мороз». 5.Работа в тетради | |
Январь | «Подарки» | 1 Кинезилогические упражнения (комплекс 5) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Вырезание ножницами 4.Графический диктант 5. Работа в тетради |
«Дикие животные» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 5) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек «Ежик». 4. Графический диктант 5. Работа в тетради | |
«Транспорт» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 5) 2.Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек «Машина», «Парусник». 4Графический диктант 5. Работа в тетради | |
Февраль | «Строительные профессии» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 6) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек «Дом и ворота», «Мост». 4.Графический диктант 5. Работа в тетради |
Домашние животные | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 6) 2..Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек «Чум», «Олень». 4.Графический диктант 5. Работа в тетради | |
«Защитники Отечества» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 6) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек «Танк», «Звезды». 4. Графический диктант 5. Работа в тетради | |
«В стране цифр» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 6) 2. Фигурки из палочек «Ну-ка цифры, встаньте в ряд». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки 4.Графический диктант 5.Работа в тетради | |
Март | «Мамин праздник» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 7) 2. Фигурки из палочек «Тюльпан». 3. Самомассаж ладоней и пальцев руки 4.Графический диктант 5.Работа в тетради |
«Рыбы» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 7) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек «Рыбка», «Ракушка». 4.Графический диктант 5.Работа в тетради. | |
«Весна» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 7) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3.Фигурки из палочек «тучки». 4.Графический диктант 5.Работа в тетради | |
«Животные жарких стран» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 7) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек «Слоненок», «Жираф» 4.Графический диктант 5.Работа в тетради | |
Апрель | «Будь здоров» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 8) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигуры из палочек «Качели» 4.Графический диктант. 5.Работа в тетради. |
«Космос» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 8) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета». 4.Графический диктант 5.Работа в тетради. | |
«Наш Планета Земля» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 8 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек 4.Графический диктант 5.Работа в тетради | |
«Школа и библиотека» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 8) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек «Школа». 4.Графический диктант 5.Работа в тетради | |
Май | «Солнышко лучистое» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 9) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек (солнце). 4. Графический диктант 5.Работа в тетради. |
«День победы» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 9) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3 Фигурки из палочек (танк, флаг) 4. Графический диктант 5.Работа в тетради. | |
«Насекомые» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 9) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек «Бабочка», «Жук». 4. Графический диктант 5.Работа в тетради. | |
«Лето» | 1. Кинезилогические упражнения (комплекс 9) 2. Самомассаж ладоней и пальцев руки 3. Фигурки из палочек «Кактус», «Ваз» 4. Графический диктант 5.Работа в тетради. | |
Итого |
|
- Список литературы
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи.
- О. С. Иванникова «О формировании графических навыков»
- Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
- Т. С. Голубина «Чему научит клеточка».
- Изучение методической литературы поданной теме.
- Интернет ресурсы
Приложение 1
Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.
Условия проведения тестирования'.
- Взрослый сидит напротив ребенка (лучше за столом)
- Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.
- Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не фиксирует внимание ребенка на том, что он (взрослый) определяет «рукость».
Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять»
№ задания | Содержание задания | Активные действия выполняет | |
Правой | Левой | ||
1 | «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду». | ||
2 | «Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем —другой» | ||
3 | «Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой. | ||
4 | «Подними лежащий на полу предмет» Праворукис очень редко берут его левой рукой. | ||
5 | «Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». - Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки. | ||
6 | «Соедини скрепки в цепочку». - Ведущая та рука, которая действует более активно. | ||
7 | «Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». - Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку. | ||
8 | «Сцепи пальцы рук, переплетая их между собой (замок)». А Посмотрите, | ||
9 | «Сцепи руки сзади». - Посмотрите, какая рука какую держит. Если правая | ||
10 | «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху? | ||
11 | «Покажи, как ты аплодируешь». - Посмотрите, какая рука совершает основное ударное движение о ладонь другой руки. Более активна и подвижна ведущая рука. | ||
12 | «Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел. | ||
13 | «Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок? | ||
14 | «Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует. |
Интерпретация полученных результатов:
- При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».
- Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».
- Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 8 плюсов в графу «Правая (левая) рука».
Приложение 2.
Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников.(Озерецкий Н.О. Гуревич Н.И.)
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
- блок 1: упражнения на координацию движений;
- блок 2: повторение фигур из пальцев;
- блок 3: работа с бумагой;
- блок 4: графические упражнения.
Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:
1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;
2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;
3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
Блок 1. Упражнения на координацию движений.
- «Ладонь, кулак, ребро».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
- «Посолим капусту».
Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.
- «Катание шарика».
Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.
Блок 2. Повторение фигур из пальцев.
Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:
- «Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).
- «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).
- «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
- «Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой)
диагностические методики:
«Домик» (автор Н. Н. Гуткина); «Дорожки» (автор Л. А. Венгер);
«Штриховка» (автор Е.В. Кирейчева);
«Графический диктант» (автор Д. Б. Эльконин).
: Методика № 1 «Домик» (автор Н. Н. Гуткина).
Цель – определение умения ребёнка правильно копировать заданный образец, изучение особенностей развития сенсомоторной координации и мелкой моторики руки, внимания, пространственного восприятия.
Оборудование: иллюстрация с изображённым на ней домиком (Приложение 1).
пытается ли провести воздушный контур над образцом, проводит ли сверку с
образцом, либо сразу приступает к рисованию по памяти; в каком темпе проводит линии; часто ли отвлекается при работе; уточняет возникшие вопросы вовремя работы с образцом).
Инструкция к проведению: «Внимательно взгляни на эту картинку, на ней нарисован домик, ты должен его точно срисовать».
Оценивание результатов выполнения методики производится согласно таблице (см. табл.1)
Таблица 1 Параметры для оценивания результатов исследования по методике
«Домик»
Баллы Характеристика выполнения задания
0 Безошибочное копирование рисунка
1 некорректное расположение деталей в рамках пространства рисунка или отклонение прямых линий от заданного направления более чем на 30 градусов или присутствуют разрывы между линиями в тех местах где они не должны быть (1 балл за каждый разрыв), наслоение линий друг на друга (1 балл за каждое наслоение).
2 некорректно изображенный элемент рисунка
3 Отдельные детали рисунка увеличены (уменьшены) более чем в 2 раза относительно размера всего рисунка
4 Некоторые детали рисунка отсутствуют
В рисунках детей рассматривается каждый элемент: домик, окно, забор,
труба, дым. По сумме баллов, набранных за каждую ошибку, определяется
уровень умения ребёнка правильно копировать заданный образец (см. табл. 2)
Таблица 2 Критерии умения точно копировать заданный образец
Набранные баллы | Уровни |
0-1 | высокий |
2-3 | средний |
4-5 | низкий |
более 5 | несформированность пространственного восприятия и умения точно копировать образец |
Методика № 2 «Дорожки» (Л. А. Венгер).
Цель – определение степени развития точности движений, степени подготовленности руки ребёнка к овладению письмом, сформированности контроля за собственными действиями и внимания.
Оборудование: карандаш, картинка с иллюстрацией, на которой изображены дорожки, соединяющие машины и дома (Приложение 2).
Процедура проведения: Ребёнку необходимо провести линии, которые должны соединить машины и дома.
Инструкция к проведению: «Внимательно посмотри на рисунок, возьми карандаш и постарайся соединить машины и дома прямой неотрывной линией».
Оценивание результатов выполнения методики производится
посредством суммирования критерии (см. табл. 3)
Таблица 3
Критерии оценивания результатов исследования по методике
Баллы | Критерии | ||
Выходы за пределы дорожки | Отрыв карандаша | Характер линий | |
5 | нет | нет | Ровность нажима, нажим прямой, линия не имеет искривлений |
4 | нет | не более 2 раз | Ровность нажима, нажим прямой, дрожащая линия |
3 | не более2 | 3 раза | Не ровная линия, дрожащая линия, очень слабая линия. |
2 | 3 и более | более 3 раз | Не ровная линия, дрожащая линия, почти невидимая, нажим является сильным многократное проведение по одному участку |
Затем набранные баллы суммируются, и определяется степень развития точности движений (см. табл. 4).
Критерии уровня развития точности движений
Набранные баллы | Уровни |
13-15 | высокий |
10-12 | средний |
6-9 | низкий |
Методика№ 3 «Штриховка» (автор Е. В. Кирейчева).
Цель – определение взаимосвязи между движением руки и зрительного анализатора.
Оборудование: карандаш, картинка с изображением двух фигур (Приложение 3).
Техника проведения: ребенок должен выполнить штриховку двух фигур, не выходя за их границы, при этом соблюдать параллельность.
Инструкция к проведению: «Вы должны выполнить штриховку данных фигур, при этом стараться не выходить за границу контура фигуры, линии при штриховании должны быть параллельными»
Оценивание результатов методики производится путем наблюдения за выполнением задания (см. табл. 5) .
Таблица 5
Параметры оценки результатов исследования по методике
«Штриховка»
Характеристика выполнения задания | Баллы | Уровень |
Ровность штрихов, соблюдается параллельность штриховки, штрихи не выходят за границы фигуры | 5-6 | высокий |
Неровность штрихов, нарушена. параллельность присутствуют небольшие нарушения ограничительных линий | 3-4 | средний |
Неровность штрихов, разрывы линий, не соблюдается параллельность, линии значительно выходят за границы фигуры (больше, чем на 5 мм.) | 0-2 | низкий |
Методика № 4 «Графический диктант» (автор Д. Б. Эльконин).
Цель – определение степени возможностей ребёнка в области моторной и перцептивной оформлении пространства.
Оборудование: листок в клеточку, карандаш, набор диктантов.
Процедура проведения: слушая инструкцию экспериментатора, ребёнок должен нарисовать узор, при этом отрыв карандаша от бумаги недопустим. Далее ребёнок самостоятельно продолжает изображать узор до конца строки.
Инструкция к проведению: «Внимательно слушайте инструкцию, вы должны её выполнить и нарисовать заданный узор, затем сами должны его продолжить до конца строки» (Приложение 4).
Оценивание результатов выполнения методики производится путем суммирования баллов согласно таблице (см. табл.6)
Параметры оценивания результатов исследования по методике
«Графический диктант»
Баллы Характеристика выполнения задания 4 Изображение узора без ошибок
3 1-2 ошибки
2 больше 2 ошибок
1 Количество ошибок превышает количество правильно изображенных участков
0 Участки, изображенные правильно - отсутствуют
Баллы начисляются за каждый диктант отдельно и суммируются, таким образом, определяется степень возможностей ребёнка в области моторной и перцептивной организации пространства (см. табл. 7).
Таблица 7
Параметры уровня развития моторной и перцептивной
организации пространства
Набранные баллы | Уровень |
10-12 | высокий |
6-9 | средний |
3-5 | низкий |
0-2 | Очень низкий |
Анкета для родителей по развитию графомоторных навыков
Уважаемые родители! В целях улучшения скоординированной работы по развитию графомоторных навыков руки ребенка, мы предлагаем вам ответить на вопросы анкеты.
1. ФИ ребенка, возраст______________________________________________
2. Считаете ли Вы, что можно в домашних условиях заниматься с ребенком, развивая его речь?__________________________________________________
3. С какого возраста, как Вы считаете, нужно привлекать ребенка к самообслуживанию? (расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки; завязывать шнурки и т.д.)___________________________________________
4. Насколько самостоятелен в самообслуживании Ваш ребенок? ___________
5. Как часто и в какие игры Вы играете с ребенком?______________________
_________________________________________________________________
6. У вашего ребенка есть дома в свободном пользовании карандаши, фломастеры, кисти, краски или гуашь, пластилин или глина?____________________________________________________________
7. Ваш ребенок любит лепить, рисовать?_______________________________
8. Вы занимаетесь ручным трудом вместе с ребенком или он предпочитает работать один?___________________________________________________
9. Хотели бы Вы помочь своему ребенку овладеть умением делать посуду из глины, картины из пластилина, собирать бусы?_________________________
______________________________________________________________
10. Как Вы думаете, можно ли стимулировать развитие речи детей, развивая мелкую моторику рук?______________________________________________
11. Желаете ли Вы тесно сотрудничать с педагогами ДОУ по данному вопросу? (выполнять домашнее задание, участвовать в консультациях, беседах и т.д.)_____________________________________________________
_________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструментарий к методике «Домик»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструментарий к методике «Дорожки»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Инструментарий к методике «Штриховка»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Инструментарий к методике «Графический диктант»
1. «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Рисуй линию: одна клеточка вниз. Не отрывай карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор до конца».
2. «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Одна клетка
вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сам продолжайте рисовать этот же узор до конца».
3. «Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо .Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сам продолжай рисовать этот узор до конца».
4. «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать этот узор до конца».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР
Писала дипломную работу по теме "Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР" материала много разного.Может кому пригодится ...
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...
Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики и графические формируются в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...
Открытое занятие для родителей по развитию графомоторных навыков у детей 5-6 лет
Развитие графомоторных навыков (демонстрация опыта работы)...
Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 города КонаковоКонсультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...