Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Ухинова Софья Базаровна

Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального  развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАРГУЗИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "СОБОЛЕНОК" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

                                                                                                                           Утверждаю:____________

                                                                                                         Заведующая   Мокрова Т.А.

«__» ________________2018 г

                                                                           

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа

по шахматам

Возраст учащихся 5-6 лет

Срок обучения 1 год

                                 Составитель:  Ухинова С.Б.,

   педагог дополнительного образования                                                                                                                                                                                

2018/19 учебный год

  го

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка ________________________________________________3 стр
  2. Цели и задачи развития дополнительного образования______________________4 стр
  3. Адресность образовательной программы дополнительного образования ______4-5 стр
  4. Планируемые  результаты______________________________________________5 стр
  5. Календарно – тематический план________________________________________6 стр
  6. Содержание занятий___________________________________________________7 стр
  7. Методическое обеспечение_____________________________________________20 стр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст. 4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить  разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.

Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. У детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам. Благодаря раннему знакомству с шахматами многие из них стали чемпионами мира, поэтому я начинаю обучение дошкольников игре в шахматы с 5 летнего возраста.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. При изучении шахматного курса важное  значение имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается рекомендательный список художественной и методической литературы для родителей.

    Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер: выявляет и развивает индивидуальные способности ребенка, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

В программу включены соревнования для повышения интереса, применения  полученных теоретических знаний на практике, а также выявления недостатков в подготовке. На занятия применяются разные  форме обучения шахмат: беседы, диалоги, игровые занятия и выполнение упражнений по пройденной теме, викторины, сказочные сюжеты, это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.

Цели и задачи развития дополнительного образования.

Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального  развития ребенка.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

  • Обучающие:
  • познакомить с историей шахмат,
  • дать дошкольникам теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
  • Воспитывающие:
  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
  • научить уважать соперника,
  • Развивающие:
  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Адресность образовательной программы дополнительного образования.

               Образовательная программа дополнительного образования ориентирована на удовлетворение, как желаний родителей (законных представителей детей), так детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Программа предусмотрена для детей 5-6 лет.

Прием обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми дополнительных общеразвивающих программ. Деятельность по организации дополнительного образования детей осуществляется на основе данной дополнительной общеразвивающей программы. Учебный год в объединениях дополнительного образовании детей начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая текущего года, включая каникулярное время, регламентируется учебным планом, расписанием занятий объединений, календарным учебным графиком.1365603703_091365603703_091365603703_091365603703_09

Деятельность обучающихся  осуществляется в разновозрастной группе, а также индивидуально. Численный состав 8 человек. Продолжительность одного учебного занятия 30 мин., соответствует требованиям СанПиНа 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения», СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Данная программа предусматривает 36 занятий в течение года – по 0,5 часа в неделю.

.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.

 Данная программа предусматривает достижение дошкольниками в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые обучающиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

 – формирование основ российской, гражданской идентичности;

– ориентацию на моральные нормы и их выполнение

 – понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

 – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

 – готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

 – уважительное отношение к иному мнению;

– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

 – воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

 – умение управлять своими эмоциями;

 – дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 – формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

 – оказание бескорыстной помощи окружающим.

 Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1. Познавательные УУД:

 – умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

 – владение способом структурирования шахматных знаний;

– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– умение находить необходимую информацию;

– способность совместно с педагогом ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

 – умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. 2. Коммуникативные УУД:

- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

 – умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

 – возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 3. Регулятивные УУД:

 – умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Планирование прохождения программного материала.

№ п/п

Виды деятельности

Распределение учебных часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории шахмат

1

2

Базовые понятия шахматной игры

31

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Соревнования

3

Итоговое занятие 1ч

Примерное тематическое планирование.

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира

Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки

Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Соревнования

Основные содержательные линии

 Участие детей в шахматном турнире «Первенство группы »

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней

Учебно – календарный план.

тема

Кол-во

часов

Дата проведения

планируемая

фактически

1

История возникновения шахмат.

Шахматная доска.

2

2

 Линии. Диагональ.

2

3

Шахматные фигуры.

1

4

 Начальное положение.

1

5

Ладья.

2

6

Слон.

2

7

Ладья против слона.

1

8

Ферзь.

2

9

Ферзь против ладьи и слона.

1

10

Конь.

2

11

Конь против ферзя, ладьи и слона.

2

12

Пешка.

1

13

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

14

 Король.

1

15

Король против других фигур. Шах.

2

16

 Мат.

2

17

 Ничья, пат.

2

18

Рокировка.

1

19

 Шахматная партия.

5

20

Личное первенство

2

21

Итоговое занятие

1

Содержание занятий.

Занятие №1 Тема: История возникновения шахмат.

Цель занятия: раскрыть перед детьми суть понятия «шахматная игра», рассказать об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом, заинтересовать детей шахматной игрой, познакомить с правилами техники безопасности во время занятий по шахматам.

Оборудование: шахматная демонстрационная  доска, зерна.

А) Теоретическая основа занятия. Рассказ учителя.

Б)  Инструкция по ТБ на занятиях по шахматам.

В) Практическая работа.

Рисование картины – иллюстрации к легенде о возникновении шахмат.

Занятие № 2 Тема: Шахматная доска

Оборудование: шахматная доска, поля 5*5 см (белые – 32 штуки, черные - 32 штуки)

- Для того чтобы сыграть в шахматы, что нужно? (шахматную доску и фигуры)

- Что такое шахматная доска? (это площадка, на которой ведутся шахматные сражения. На шахматной доске друг против друга выступают армии белых и черных фигур, а ты и твой соперник являетесь командирами этих армий)

- Из чего состоит шахматная доска? (из квадратов. Они называются полями)

Загадка: На каких полях ничего не растет? (шахматных) Как они окрашены? (светлый и темный. Светлые - это белые поля, темные - черные поля) Сколько их? (64)

Раскладывая шахматную доску на столе, нужно помнить, что белое поле должно быть в правом нижнем углу доски.

Практическая работа.

1.Рисование шахматной доски в тетради в клетку. Белые поля так и остаются, а черные штрихуют карандашом.

2.Игра «Собери шахматную доску». ( См. приложение)

3. Правильно положи перед собой шахматную доску.

- Посмотри, какое поле в ближнем к тебе правом углу доски (белое). Значит, доска лежит правильно.

Занятие №3 Тема: Линии

Оборудование: шаблон

8 штук

8 штук

- Как правильно сесть за шахматную доску? (правое поле должно быть белым)

- Что такое поле? (клетка)

-Какие поля бывают? (белые и черные)

- Сколько всего полей? (64)

Показ шаблонов:

 Что это? (это поля - белые и черные, это линии из шахматной доски)

- Сколько на линии полей? (8)

Линия на шахматной доске - это прямой ряд, состоящий из восьми чередующихся друг с другом полей - 4 белых и 4 черных. Ряд, проходящий слева направо или справа налево, называется горизонтальной линией или горизонталью.

       

- А это что такое?

Ряд сверху вниз или снизу вверх – вертикаль или вертикальная линия.

- Сколько полей? (8)

- Каких полей? (белых и черных)

Практическая работа

1.Покажи на шахматной доске горизонтальные и вертикальные линии

2.Рисование в тетради вертикальной и горизонтальной линии

3.«Собери шахматную доску» из вертикальных линий, потом из горизонтальных

4.Найди ошибки и исправь их

 

Как называются эти линии на шахматной доске?

Занятие №4 Тема: Диагональ

 Оборудование: шаблон диагоналей

- Покажите на шахматной доске белое и черное поле, горизонтальные и вертикальные линии.

- А это можно назвать линией? (нет)          

- Это называется диагональ.                    

- Они бывают разной длины

- Найдите на шахматной доске самую длинную и самую короткую диагональ.

- Покажите большую белую, черную диагональ

- Покажите диагональ, состоящую из двух, трех, четырех, пяти, шести, семи, восьми полей?

Практическая работа

1 .Нарисуй короткую, длинную диагональ

2. Найди ошибку (все поля по диагонали должны быть одного цвета)

3. Как называются эти линии на диаграмме?

Занятие №5 Тема: Шахматные фигуры

Оборудование: шахматная доска, фигуры

«Армия» каждого из противников состоит из 8 пешек и 8 фигур (король, ферзь, 2 ладьи, 2 слона и 2 коня)

Король - самая высокая фигура. Ферзь - на голове имеется предмет, напоминающий корону.

Ладья - фигура, имеющая сверху маленькие зубчатые башенки.

Слон - хотя они не совсем похожи на слонов, узнать их нетрудно: это стройные островерхие фигуры.

Конь - их легко отыскать среди других шахматных фигур, их внешний вид точно соответствует названию.

Пешка - самая маленькая фигура.

Практическая работа.

Игры:

1. «Найди по описанию фигуру»

2. «Узнай на ощупь фигуру»

3. «Мяч». Если утверждение верное, следует поймать мяч.

Занятие № 6 Тема: Начальное положение.

1.Приготовьте  шахматную доску.  Сегодня  научимся расставлять фигуры в том положении, в каком они должны быть в начале игры - это называется начальное положение, позиция.

2. По углам доски мы поставим фигуры ладьи.

3.Рядом с ладьями нужно поставить коней.

4.Рядом с конями слоны.

5.На какие поля мы поставим ферзя или короля?

Это нетрудно запомнить: ферзь любит свой цвет. Белый ферзь - на белое поле, черный - на черное.

И наконец, на последнее свободное поле рядом с ферзем ставится король. На диаграмме мы видим начальную позицию.

Практическая работа.

Игры:

1.Эстафета «Чей ряд быстрее расставит шахматы», вынимая их из мешочка.

2.«Найди ошибку на диаграмме»

3.«Что изменилось на шахматной доске?» Дети закрывают глаза или отворачиваются, учитель убирает фигуру или переставляет.

4.«Да или нет». Учитель берет 2 любые фигуры и опрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом.

Занятие № 7-8 Тема: Ладья.

Оборудование: шахматная доска, 4 ладьи.

Эта фигура называется ладья

- Где стоит ладья на доске до начала игры? (по углам доски)

- Сколько у каждого игрока ладьи? (по 2)

Она ходит только по прямым линиям, то есть по горизонтальным и вертикальным. За один ход ладья может переместиться на одно, два, три или даже семь полей. На каком бы месте доски она ни стояла, она имеет право пойти на четырнадцать разных полей.

-Как ходит ладья? (по горизонталям и вертикалям)

-Как берет фигуру или пешку противника? (Если на пути ладьи стоит фигура или пешка противника ладья может взять ее. При этом фигуру противника снимают с доски, а ладью ставят на ее место.)

Практическая работа.

Ладья всегда контролирует 14 полей, независимо где она располагается. Проверь сам.

1.Подсчет количества ходов ладьи в углу доски, в середине.

2. Передвижение ладьи на шахматной доске.

3. Игра с ладьями «Игра на уничтожение».  Цель игры:  побить ладьи противника.

 Игра  «Лабиринт».  Белая ладья должна достичь определенного поля через «минное поле».

Занятия№9-10 Тема: Слон 
Оборудование: Шахматная доска, 4 ладьи, 4 слона              

- Почему фигура называется слон, если совсем не похожа на него? Шахматы возникли в древней стране Индии в 5 веке. А там раньше воевали на слонах. Поэтому это название и сохранилось в шахматной игре. Когда-то эта фигура вырезалась из слоновой кости (из бивня) в виде маленького слоника. И хотя сейчас эта фигура по внешнему виду не похожа на слона, название за ней закрепилось.                

Слон - фигура быстрая, дальнобойная, однако у нее существенный недостаток. Если в начальной позиции слон, то  стоит на белом поле, то в течение партии он никогда не  сможет попасть на черное поле. И наоборот, слон, стоящий      на черном поле, никогда не попадет на белое поле. Ходит он по диагоналям (вперед или назад, никуда не сворачивая), свободным от своих или фигур противника.                    

- Как ходит слон? (только по диагоналям вперед или назад)

- Как ходит белый слон? (по белым диагоналям)

- Какие слоны никогда не столкнутся? (белые и черные слоны)

- Какое количество полей может контролировать слон? (13 полей своего цвета)

- Почему слона называют легкой фигурой, а ладью тяжелой? (слон контролирует половину доски, поэтому он слабее, легче ладьи)

- Где стоит слон до начала игры?

Практическая часть.

1.Как ходит слон (показ) и чем отличается его ход от хода ладьи? (слон по диагонали, ладья по горизонтали, вертикали)

2.Игра с ладьями и слонами.

- Вы знаете, где располагаются до начала игры ладьи, слоны, как они перемещаются на доске и уничтожают неприятельские фигуры. А сейчас сыграем с ладьями и слонами. Кто победит все фигуры противника, тот победитель.

Занятие № 11 Тема: Ладья против слона.

- В чем сходство и различие двух фигур ладьи и слона? Сходство:

Их по два

Различие:

1.Слон ходит по диагонали, ладья по вертикали и горизонтали.

2.Слон легкая фигура, ладья тяжелая.

3.Может продвигаться только по свободным полям.

Занятие № 12-13 Тема: Ферзь

Оборудование: Шахматная доска, фигуры: ладья, слон,

ферзь.

Самая сильная фигура. Шахматисты говорят: «Ферзь любит свой цвет» и это означает, что до начала игры он располагается на поле своего цвета. Ферзь ходит как ладья (по горизонтали и вертикали) и как слон (по диагонали). На доске он имеет с любого из центральных полей 27 ходов. Сила ферзя огромна. Выигрыш ферзя противника означает выигрыш партии. Берегите ферзь!- Почему ферзь, как правило не вступает рано в игру, ведь он самая дальнобойная фигура? (Эта самая сильная и ценная фигура. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорей уничтожить и тем самым ослабить соперника)

- В чем заключается сила ферзя? (она может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон)

- Куда нужно поставить ферзя, чтобы он держал под своим контролем наибольшее число полей доски. (Это место в центре доски. Здесь ферзь имеет 8 дорог и держит под прицелом 27 полей)

Практическая часть.

1 .Показ хода слона, ладьи, ферзя

2.«Игра на уничтожение» с фигурами - слон, ладья, ферзь. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. (Во время игры не следует рано выводить ферзя с исходной позиции, чтобы не потерять его, как наиболее ценную
фигуру)

Занятие № 14 Тема: «Ферзь против ладьи и слона»

Игры:

1. Один в поле воин (Ход только ферзи).       2. Лабиринт.

3. «Попади в центр» - цель игры.                   4. На уничтожение

Занятия № 15-16  Тема: Конь

Конь - особенная фигура. Более замысловатым ходом, чем другие фигуры, обладает конь. Конь ходит на одно поле прямо и на одно наискосок, описывает в воздухе печатную букву Г, она может выглядеть по разному: Г, L, ...

Конь с белого поля скачет на черное, и, наоборот, с черного на белое. Кроме того, конь - единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Поэтому конь считается фигуркой опасной, он может создать переполох в лагере неприятельских фигур.

- Между какими фигурами на доске стоит конь? (между ладьей и слоном)

- Чем конь отличается от всех остальных фигур? (Существуют 2 основных отличия:

а) Конь ходит по особенному, всегда на 3 поля- клетки, его ходы напоминают букву «Г» по разному повернутую;

в) Конь перескакивает как через чужие фигуры и пешки, так и через свои

с) Конь с белого поля попадает на черное

- Почему слон и конь называются легкими фигурами? (подвижные и малоценные фигуры, поэтому в бой чаще всего они вступают первыми, расчищая путь более ценными фигурами)

- Как бьет фигуры? (на конечной «остановке»)

Практическая часть

Игры

1. «Попади в центр».   2. «Ход конем» (запись чисел на клеточном листе)

3. «Игра на уничтожение» Фигуры: конь, ладья, слон, ферзь.

Занятие № 17-18  Конь против ферзя, ладьи, слона. Игра с этими фигурами.

Игры

1. «На уничтожение».      2. «Лабиринт».    3. «Дойди до дома»

Занятия № 19  Тема: Пешка

Возьми самую маленькую фигуру. Это пешка. Хотя и самая маленькая, но она и самая смелая. Она ходит только вперед и прямо и не делает ни шагу назад. Пешка может сделать ход сразу на 2 поля - клетки вперед. А потом она ходит вперед только на одно поле. Пешки каждой армии занимают целый ряд - горизонталь. Пешка ходит прямо, а берет наискосок: влево и вправо.

Практическая часть.

1.Давай поставим с тобой все пешки и сыграем. Каждая побитая пешка - очко. Кто больше наберет очков, тот выиграл, победил. Вы все, ребята, знаете сказку «Царевна- лягушка». Помните, как простая лягушка превратилась в царевну? Если смелая пешка доберется до последней линии поля противника, ей положена награда: она может стать любой фигурой, кроме короля. Иногда такое бывает в шахматах.

- Как ходит пешка? (только вперед по вертикали) Пешка не именуется фигурой, просто пешка и все.

2.Игра - эстафета «Кто быстрее расставит пешки на шахматной доске»

3.«Пройди до дамки»

Занятие № 20 Тема: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. 

 Игра с этими фигурами.

Занятие № 21  Тема: Король

Как ходит король? Очень просто. Король ходит на любое соседнее поле по горизонтали, вертикали или диагонали, но только на одно поле. Наибольшее число короля 8. - Почему король слабее ферзя, но главнее его? (без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя)

Если гибнет король, партия считается проигранной. Но пленить короля не так то просто. Его защищает вся армия. Короли не могут находиться на соседних клетках (ни прямо, ни по диагонали) это запрещено в шахматах.

Практическая часть

1. Игра «Готов к игре» (расставить шахматные фигуры в начальной позиции)

2. Игра «Лабиринт».   3. Игра «Дойди до дома»

Занятие № 22  Тема:Король против других фигур.

Игра с этими фигурами.

Занятие № 23 Тема: Шах.

Слово «шах» происходит от персидского «царь». - Как ходит король? (В любую сторону на одно поле). Когда какая-нибудь фигура угрожает ее взятием, то игрок дает шах. Надо срочно закрыться от шаха какой-нибудь своей фигурой, или перейти на соседнее безопасное поле или уничтожить фигуру. .

Рассмотрим все 3 случая.

1) Взять фигуру, которая дала шах.

2) Загородить своей фигурой линию, по которой угрожает фигура противника (король в этом случае закрывается от шаха).

3) Король может отступить на одно из соседних полей, не

атакованных противником. Шах обозначается знаком «+» (плюс)

Цель игры в шахматы - дать шах и мат.

Король обязан защищаться от шаха.

Практическая работа.  Игра «защитись от шаха».

Занятие № 24-26 Тема: Мат

- Какие есть 3 способа защиты от шаха?

1) Взять фигуру, которая дала шах

2)3агородить своей фигурой линию, по которой угрожает фигура противника (король в этом случае закрывается от шаха)

3)Король может отступить на одно из соседних полей, не атакованных противником.

Если все 3 способа защиты от шаха оказываются невозможными, значит, король получил мат. Шах, от которого нет защиты, называется матом. Цель шахматной игры - дать мат королю противника. Тот, кто первым сумел дать мат королю противника, выиграл партию.

Мат обозначается знаком умножения X.

Шахматная партия может иметь 3 результата: выигрыш, проигрыш или ничья. Выигравшим считается тот, кто первым поставит неприятельского короля в безвыходное положение, т.е. объявит ему шах и мат. Слово «мат» - по-арабски означает «умер». Царь (шах) умер (мат) - война окончена. Что такое мат? (положение, когда король находится под шахом, от которого нет защиты) Если вам удалось объявить мат неприятельскому королю, партия окончена.

Занятие №27  Тема: Ничья. Пат.

Пат - это ничья, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет.

Пат определяется тремя условиями:

1 .Король не должен быть под шахом

2.Король не может двигаться, хотя ему и не объявлен шах

3.Невозможно сделать ход какой-либо другой фигурой

- Что такое пат? (особое положение, при котором игрок не может сделать очередной ход и его король не находится под шахом) В случае возникновения пата партия заканчивается вничью.

Ход черных

Черный король не может сделать ни одного хода, хотя им, и не объявлен шах. Это и есть пат.

Занятие №28  Тема: Рокировка

Рокировка - одновременный ход королем и ладьей, при котором ладья продвигается к королю, а король становится рядом по другую ее сторону.

Мы говорили о том, что ход делается только одной фигурой. Но из этого правила есть одно исключение. В течение партии каждый из игроков имеет право 1 раз сделать ход одновременно двумя фигурами - королем и ладьей. Речь идет о рокировке.

При рокировке делается ход королем и ладьей либо на королевском фланге (1е-1h) - эта рокировка называется короткой - обозначается о-о, либо на ферзевом фланге (1d- 1d) - это длинная рокировка - обозначается о-о-о.

При рокировке должны быть свободны поля между королем и ладьей. Нельзя делать рокировку:

1. Если королю объявлен шах

2. Если делали ходы королем и ладьей

3. Если во время совершения рокировки король должен пройти через атакованное поле

- Для чего нужно делать рокировку? (для того,  чтобы перебросить короля подальше от боевых действий, от центра, в более безопасное место). Длинная рокировка о-о-о.

Занятие № 29   Тема: Шахматная партия.

Белые:    Черные:

1 е2-е4     е7-е5          Как расшифровать эту запись?

Цифра - это номер хода

е2 (запись пешки опускается) - это где она стояла до начала перемещения на другое поле.

Знак тире (-) - обозначает ход, значит пешка переместилась на поле е4. Затем очередь хода за черными, они отвечают э7-е5, т.е. пешка пошла с поля е7 на поле е5. Ход белых и ответ черных считается за один ход.

2 Кg1-fЗ КbЗ-сб

На втором ходу в сражение вступают легкие фигуры:

Кg1 - белый конь с начальной позиции g1 перешел на поле f3 для быстрой рокировки короля и ладьи, и нападение на пешку е5.

КbЗ-с6 - черные защитили ее конем, перейдя с поля b3 на новое с6.

3.Сf -с4 Кg8-f6

Кg8 - f6 - черный конь нападает на пешку е4 и освобождает поле g8 для рокировки.

4. о-о №-с5 0-0 - белые сделали рокировку

5.d2-d3о-о
6,Сс1-g5d7-d6
7.Кb-d2Сс8-g4
8.h2-h3Сg4-h5
9. Фd1-е1 h7-h6

10.Сg5-h4Кс6d14
11.Кf3:d4 Сс5:d4

Начало партии (дебют) завершилось. И белые и черные неплохо развили свои фигуры, успели рокироваться.

Занятие №30.   Тема: Шахматная партия

Рассмотрим мат, поставленный всего за 3 хода. Первая партия

1. е2-е4     f7-f5 ??

Ошибка у чёрных - раскрывает позицию короля.

2. е4:f5      g7-g5??

Вторая ошибка у чёрных - пешки назад не возвращаются и

король остался совсем без защиты.

3.Фd1-h7

Вторая партия

1. е2-е4     е7-е5

2. Фd1-h5   Кре8-е7 ??

Грубейшая ошибка: можно было сыграть Кв8-с6

3. Фh5:е5х

Занятие №31

Тема: Шахматная партия

Рассмотрим "детский мат".

1. е2-е4    е7-е5 (препятствуют дальнейшему продвижению белой пешки)

2.Сf1-с4   Сf8-с5 (сильнее Кf6) 

3. Фd-h5  Кg8-f6 ?? (плохой ход. Правильный Фd8-е7 или Фd8-f6, избегая мата)          

4. Фd5:f5х

Занятие №32    Тема: Шахматная партия

Рассмотрим короткую партию, где представлена ловушка в начале партии. Эта партия вошла в шахматную историю как "мат    Легаля"- по имени французского игрока.

1. е2-е4     е7-е5

2. Сf1-с4 (нацеливаясь на пункт f7 чёрных) d7-d6 (открывая дорогу своему слону с8, защищая пешку)

3. Кg1-fЗ   Сс8-g4 (связывая коня, который загораживает ферзя)

4. Кв1-с3   g7-g6 (слабый ход)

5. Кf3:е5 (ловушка. Белые заготовили приманку - побить ферзя)

Сg4:d1 ?? (грубая ошибка)

3. Сс4:f7 +   Кре8-е7

7. Кс3-d5х

Занятие№33        Тема: Шахматная партия

Разберём красивую и поучительную ловушку, известную под названием "спёртый мат".

1. е2-е4    с7-с6                            

2. Кв1-с3   d7-d5

3. Кg1-f3   d5:е4

4. Кс3:е4   Кg8-f6

5. Фd11-е2 (ловушка) Кв8-d7 ??

6. Ке4-d6х

"Спёртый мат" - это мат, при котором королю мешают свои фигуры, из-за них ему некуда ходить. Чёрные нарушили законы правильного развития в дебюте и поплатились.

Занятие №34-35      Личное первенство

- Шахматный этикет

- сеанс одновременной игры с педагогом.

Занятие №36  Итоговое занятие.

Ребята совместно с родителями готовят доклады по истории шахмат.

Планируемые  результаты.

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Для реализации программы используются следующие средства:

  1. Комплекты шахматных фигур с досками – 5 шт.
  2. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах –2 шт.
  3.  Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний дошкольниками посредством следующих методов проверки:

  1. Шахматные турниры.
  2. Сеансы одновременной игры.
  3. Конкурсы по решению шахматных задач.
  4. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных дошкольниками в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
  • вопросы по теории и истории шахмат,
  • игру с педагогом,
  • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

Методическое обеспечение для педагога и обучающихся.

 Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для первого года обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской).

Дополнительная литература  для родителей.

  1. Балашова Е.Ю. Шахматная азбука. Первая ступень обучения: Москва, «Печатные Традиции», 2009.
  2. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 2014.
  3. Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения, Москва, «Просвещение», 2017 г

    Игра «Собери шахматную доску».

Оборудование: перед детьми ей белые и черные картонные квадраты.

Задачи: развивать наблюдательность, внимание, память учащихся; закрепить понятие «Шахматная доска», чередуя чёрные и белые поля; определять цвет заданного поля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Перспективный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей деятельности по развитию речи для детей 3-4 лет

Перспективное планирование дополнительной общеобразовательной деятельности по развитию речи для детей 3-4 лет "Раз, словечко, два словечко". Пальчиковые игры....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Мир шахмат» Для детей 6 - 7 лет

   Разработана на основе авторской программы И. Г. Сухина  «Шахматы, первый год».    Образовательная программа по дополнительному образованию  &la...

Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...

Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)

Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»...