Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по программе "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
\\
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по программе развития «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
1. Организационный момент.
Зал поделен на две основные зоны:
- Практическая зона – столы, краски, стаканчики для воды, кисточки, салфетки, клееночки, подготовленные матрешки для рисования узоров, 3 матрешки для сравнивания.
- Игровая зона – зал в стиле русской избы со всеми деталями ее убранства ( ухват, чугун, валенки, сундуки, половики, салфетки, рушники, лавка, зыбка, кровать с подзорами, печь, коромысло, ухват, утюг, прялка, самовар, лапти)
В зал под музыку входят дети парами.
- Ребята, к нам пришла телеграмма, очень странная телеграмма, я вам ее сейчас прочитаю.
Ребята, я потерялся!
На наш дом налетел ураган
И все смел на своем пути.
Меня унесло далеко-далеко,
И теперь не знаю,
Где моя мама и как к ней вернуться.
Я даже не знаю, в какой стране я живу…
- На конверте имя, медвежонок Миша. Ребята, что же будем делать? (Ответы детей) Правильно, нам надо найти Родину медвежонка, где живет его мама. А вы знаете, что такое Родина? (Ответы детей)
- Алина прочитай стихотворение про Родину.
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю-вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
Это Родина моя!
- Как называется наша Родина? (Ответы детей) Правильно. А еще у каждой страны есть символы. А вы знаете, что это такое? (Ответы детей) Символы - это такие знаки, по которым люди из других стран могут узнать нашу Родину. Ну что, в путь на помощь медвежонку! А поможет нам в этом непростом деле вот этот клубок. Он не простой, а волшебный! Как только мы скажем волшебные слова, он тут же укажет нам верный путь. Вы готовы? (Ответы детей) Давайте скажем волшебные слова:
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
- Ребята, закроите глазки. Посмотрите куда это мы попали? (Ответы детей)
Воспитатель ставит уже приготовленные заранее две магнитных доски, на одной дети будут собирать российский флаг из цветных прямоугольников.
- Дорогие ребята! У каждого государства есть свои государственные символы. Назовите эти символы (Флаг, герб, гимн) Правильно, в цветах флага, в рисунке герба, музыке и словах гимна отражается боевое историческое прошлое, устремления и ценности всех людей, которые живут в этой стране. Что такое символы? (Символы государства –это святыни, которые объединяют всех людей нашей страны)
Задание №1. Нужно из цветных прямоугольников собрать флаг России.
- Что обозначает белый цвет? (Белый цвет означает чистоту России, честность людей) Что означает синий цвет флага? (Синяя полоса означает небеса и говорит, что наша страна связана с богом и защищает Россию в трудные времена) Что означает красный цвет? (Красный цвет на нашем флаге – это пролитая кровь наших предков, мы помним и почитаем наших предков, которые погибли, защищая нашу Родину).
Задание №2. На доске мы видим гербы разных стран, найдите герб Росси.
- Герб России – золотой двуглавый орел на красном поле. Над головой орла изображены три исторические короны Петра Великого. Что он держит в лапах? (Скипетр и держава)
- Скипетр и держава, олицетворяют государственную власть и единое государство.
- А что изображено на груди орла? (На груди изображен всадник, поражающий копьем дракона). Это один из древних символов борьбы со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Кто может назвать имя этого героя? (Георгий Победоносец)
- И третий символ нашей страны? (Гимн) Гимн России – это главная песня нашего государства.
Все дети встают со стульчиков и вместе с воспитателями поют гимн России.
- Садитесь ребята, так мы узнали в каком государстве живет наш потерявшейся Мишка и его мама? (Ответы детей) И эта страна называется? (Россия) У каждой страны есть главный город – столица, а какой город является столицей России? (Город Москва) Кто является президентом России? ( Путин В.В.) Правильно, молодцы, я найду способ передать Мишке эту информацию.
- Ребятки, закройте глазки. Тишина. Посмотрите ребятки у меня в руках опять очутился волшебный клубочек. Он опять хочет показать нам дорогу, а куда мы сей час узнаем. Давайте произнесем волшебные слова:
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Воспитатель накидывает на себя красивую шаль.
- Ребята посмотрите где мы очутились, так это же убранство русской избы. Давным –давно, в далекие времена жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами и вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (Ответы детей) Правильно, это, то что было до нас в далекие времена.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет.
А приданья старины
Забывать мы не должны!
- И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? (Ответы детей) Как мы чувствуем себя дома? (Ответы детей) Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше»? (Ответы детей) Все мы приходим в свой теплый, уютный дом чтобы отдохнуть, набраться сил. Русская пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чем смысл этого высказывания? (Ответы детей) Простая русская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Что мы видим в избе? (Ответы детей) Да ребята, здесь все, чем заведовала женщина, хозяйка дома. Давайте прочитаем стихотворения.
Выходят пятеро детей
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
- Молодцы, присаживайтесь на места. Сейчас мы еще раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.
Летом спит
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (Печь).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (Ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(Коромысло).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(Самовар).
Стоит жилище - деревянные бочища,
Внутри печь да дрова это русская…(Изба) .
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (Печь) .
Черный конь,
Прыгает в огонь (Кочерга)
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
А сам в угол идёт (Ухват)
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра (Коромысло)
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит (Чугунок) .
Выпускает жаркий пар
Древний чайник (Самовар)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (Лапти)
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья (Стол)
- Стол- одна из основных частей избы.
- Как в старину называли стол? («Божья ладонь») А кто нам расскажет об этом. Выходит ребенок и рассказывает, что по столу нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Застолье – семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство
- Правильно, а кто скажет пословицу о семейном единстве, которую говорили наши предки? («Когда семья вместе, и душа на месте») Ребята, в старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? (Ответы детей) Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселая игра.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешиться пора.
- Я предлагаю вам поиграть. Русская народная игра «Сиди, Яшка»
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза. Все дети берутся за руки, идут по кругу и поют.
Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,
Ядра золочёные.
Далее говорят, хлопая в ладоши.
Чек, чек, пятачок.
Вставай Яша – дурачек!
Где твоя невеста, и в чём она одета?
Как её зовут и откуда привезут?
Яша в это время крутится на месте, по окончании Идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя. Игра проводится 2-3 раза.
- А еще в старину, после тяжелой работы девушки водили хороводы. Вот и я вам предлагаю потанцевать. Садитесь на свои стульчики. В старину в сумерки избу освещал кованный светец.. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина и долгими , зимними вечерами бабушки для своих внуков сочиняли сказки. Рассказывать сказки мы не будем, т.к. знаем их большое количество. Знаете ребята сказки? (Да) Вот сейчас и проверим.
Воспитатель загадывает детям загадки про сказочных героев.
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом (Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел (Волк и семеро козлят)
Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд (Репка)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне (По-щучьему велению)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала (Гуси-лебеди)
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! (Три медведя)
Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша (Царевна-лягушка)
- Ребятки закройте свои глазки и послушайте музыку. Звуки какого инструмента вы сейчас услышали? (Балалайка) Правильно, а у меня опять в руках появился волшебный клубочек. Он опять куда-то нас зовет. Давайте произнесем волшебные слова:
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
- Пойдемте за мной. Посмотрите, ребята, куда это мы пришли? (Ответы детей) Интересно, кто здесь живет? Чтобы узнать, чей это дом, нам надо отгадать загадку:
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Это русская…. (Матрешка)
Воспитатель предлагает детям присесть за столы.
- Вы знаете, ребята, что издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите. Матрешки помещаются одна в другую.
По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. В России есть несколько городов, в которых изготавливают матрешек. Это город Сергиев Посад, и город Семеново. Все матрешки отличаются друг от друга. Обратите внимание на наших матрешек. Чем они отличаются? (Узором) А чем матрешки похожи? (У обеих матрешек одинаковые предметы одежды.)
- Вот такая она русская матрешка! Как Родина наша Россия красивая, так и матрешка удивляет и греет своей красотой. Расскажем стихи о нашей красавице.
А я, подружки из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Нарисуем на платочках
Очень яркие цветочки.
Завитки, листочки,
Маленькие точки.
Постараемся немножко-
Станет радостной матрешка!
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
- Ребятки, посмотрите, а на всех ли матрешках есть узоры? (Нет) Так давайте украсим сарафаны наших матрешек красивыми узорами. Посмотрите, на столах у вас есть все чтобы украсить сарафаны: краски, кисточки, салфетки, стаканы с водой. Ребята, а вы знаете элементы Полхов-Майданской росписи? Назовите.
Дети расписывают сарафаны матрешек.
После работы дети ставят свои матрешки на лавку в русской избе или на поднос приготовленным воспитателем.
- Скажите, о чем помог рассказать нам наш волшебный клубочек. (Ответы детей)
- И в заключении нашего путешествия мы споем песню « Россия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лети, лети, лепесток!»
Интегрированная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Дети в увлекательной форме закрепляют знания о полезных и вредных продуктах, о влиянии витаминов на организм чел...
Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста в форме презентации на тему: «Цвета радуги».
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Цвета радуги"...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОРГАНИЗОВАННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: « Школа пешеходных наук»
Цель: Ø Учить детей правильным действиям в ситуации на дороге, улице.Ø Закрепить знания дорожных знаков и умения пользоваться этими знаками в жизни.Ø Прививать детям культуру поведения в общественном ...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Я и моё имя» (Формирование позитивного отношения ребёнка к своему Я)
Цель: Создание позитивных межличностных отношений в группе, ценностного отношения к имени любого человека....
Проект для детей подготовительной группы на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.».
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно&nda...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Малые народности Сахалина и Курильских островов"в рамках проведения областного конкурса «Разработка конспекта "
Конспект интегрированнойнепосредственной образовательной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста"Малые народности Сахалина и Курильских островов"в рамках проведения областн...