Программа кружка по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
данный материал содержит рабочую программу и годовое планирование по опытно- экспериментальной деятельности старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста | 374.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Гномик»
План работы кружка «Искатели»
В подготовительной к школе группе
На 2019-2020 учебный год
Воспитатель: Кызылова Е.Ю.
П. Карымкары
2019г.
Программа кружка
по экспериментальной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- создать условия для экспериментальной деятельности; - формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- развить речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;
- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;
- воспитание самостоятельности - развить интерес к изучению нового.
Проблемы, которые призвана решить программа:
• Низкий уровень развития у дошкольников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
• Привыкание дошкольников работать в типовых условиях и ситуациях;
• Ограниченные возможности для реализации и удовлетворения познавательных потребностей.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В подготовительной к школе группе (6-7 лет). Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут. Форма организации: - непосредственно-организованная деятельность; -совместная деятельность; -самостоятельная деятельность.
Список детей:
Ожидаемые результаты реализации Программы Подготовительная к школе группа: - уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним; - совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов; - самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами; - развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Формы и методы работы:
- мини – исследования;
- игры-эксперименты;
- эколого – природоведческие игры;
- игры – путешествия;
- наблюдения;
- экскурсионные занятия с посещением кабинетов химии, физики, биологии;
- создание проблемных ситуаций;
- целевые прогулки;
- дидактические игры.
Перспективное планирование
познавательно-исследовательской деятельности детей
подготовительной группе
№ | Тема | Задачи: | Дата\ фактич. присутствовали | Отсутствовали\причина | |
Октябрь | |||||
1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), рассказать о способах познания мира, о назначении детской лаборатории. Игровая мотивация: встреча с Почемучкой. Познакомить детей с этапами самостоятельной исследовательской деятельности–от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. При помощи детей составить свод правил поведения и правил техники безопасности при работе с материалами, инструментами и | 2.10.19 Бахтин Кирилл Бекшенев Тимофей Капаев Слава Кондратенко Ваня Куранов Вова Мануйлов Валера Рукин Никита Ткаченко Диана Фомин Ярослав | ||
2 | «Наши помощники – органы чувств» | Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос). Развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление. Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью. Игра «Волшебный мешочек». | 9.10.19 г. Бахтин Кирилл Бекшенев Тимофей Капаев Слава Кондратенко Ваня Куранов Вова Рукин Никита Ткаченко Диана Фомин Ярослав | Мануйлов Валера- Б | |
3 | Экскурсионное занятие в школе с посещением кабинетов химии, биологии, физики. | Знакомство с пространством школы, привлечение внимания к современному оборудованию с целью обогащения познавательного опыта, формирование первоначальных представлений позиции школьника-исследователя. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. | 16.10.19г. Бахтин Кирилл Бекшенев Тимофей Капаев Слава Кондратенко Ваня Мануйлов Валера Рукин Никита Ткаченко Диана | Куранов Вова- Б Фомин Ярослав- Б | |
4 | «Почва» Экскурсия на детсадовский огород. | Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; что в земле есть вода; познакомить с составом почвы ( рассматривание почвы через лупу). Помочь выяснить, ЧТО именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Выявить значение почвы. Рыхление почвы разными способами. Исследовательская деятельность. | 23.10.19 г Бахтин Кирилл Бекшенев Тимофей Капаев Слава Кондратенко Ваня Рукин Никита Ткаченко Диана | Куранов Вова- Б Мануйлов Валера- Б Фомин Ярослав- Б | |
5 | «Песок. Глина. Камень» | Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок, глина и камень и их свойствами; выяснить, чем они похожи и чем отличаются. Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину. Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Мини- исследование «Как человек использует песок и глину» (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Экспериментирование «Песок, глина – наши помощники» | 30.10.19г. Бахтин Кирилл Капаев Слава Кондратенко Ваня Мануйлов Валера Рукин Никита Ткаченко Диана Фомин Ярослав | Бекшенев Тимофей-Б Куранов Вова- Б | |
Ноябрь | |||||
1 | «Вода в природе и в быту». | Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. | 6.11.19г. Капаев Слава Куранов Вова Мануйлов Валера Ткаченко Диана Фомин Ярослав | Бахтин Кирилл-Б Бекшенев Тимофей-Б Кондратенко Ваня-Б Рукин Никита-Б | |
2 | «Вода – помощница»
| Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных. | 13.11.19г Бахтин Кирилл Капаев Слава Куранов Вова Мануйлов Валера Рукин Никита Ткаченко Диана | Бекшенев Тимофей-Б Кондратенко Ваня-Б Фомин Ярослав-Б | |
3 | «Вода – источник жизни» | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.
| 20.11.19г. Капаев Слава Кондратенко Ваня Куранов Вова Мануйлов Валера Рукин Никита Ткаченко Диана Фомин Ярослав | Бахтин Кирилл-О Бекшенев Тимофей-Б | |
4 | Опыт: «Вода – растворитель»
| Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке. Закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.
| 27.11.19г Бекшенев Тимофей Капаев Слава Кондратенко Ваня Куранов Вова Мануйлов Валера Ткаченко Диана Фомин Ярослав | Бахтин Кирилл-О Рукин Никита-Б | |
Декабрь | |||||
1 | «Наши руки» | Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). | 4.12.19г. Бекшенев Тимофей Капаев Слава Кондратенко Ваня Мануйлов Валера Ткаченко Диана Фомин Ярослав | Бахтин Кирилл-Б Куранов Вова-Б Рукин Никита-Б | |
2 | «Что можно почувствовать кожей?» | Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах.
| 11.12.19г ----- | 9 чел- карантин | |
3 | «Наши помощники» Опыт: «Слушай во все уши»
| Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. | 18.12.19г. Бахтин Кирилл Бекшенев Тимофей Капаев Слава Кондратенко Ваня Куранов Вова Рукин Никита Ткаченко Диана Фомин Ярослав | Мануйлов Валера-Б | |
4 | Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»
| Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. | 25.12.19г. Бахтин Кирилл Бекшенев Тимофей Капаев Слава Кондратенко Ваня Куранов Вова Мануйлов Валера Ткаченко Диана Фомин Ярослав | Рукин Никита-Б | |
Январь | |||||
1 | «Магнит – фокусник»
| Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
| |||
2 | «Волшебная монета» | Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность. | |||
3 | «Как работает термометр» | Посмотреть, как работает термометр. | |||
Февраль | |||||
1 | «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. | |||
2 | «Живые камни» | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | |||
3 | «Замерзшая вода двигает камни » | Узнать, как замерзшая вода двигает камни. | |||
4 | «Животные и песок» | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | |||
Март | |||||
1 | «Выращивание растения из морковных верхушек» | Вырастить из морковных верхушек растения. | |||
2 | «Знакомство со свойствами воздуха»
| Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | |||
3 | Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» | Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Цель: Обнаружить, что воздух сжимается. Цель: Обнаружить атмосферное давление
| |||
4 | «Неизвестное – рядом»
| Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. | |||
Апрель | |||||
1 | «Солнце, Земля и другие планеты»
| Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. | |||
2 | «Этот загадочный космос»
| Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. | |||
3 | «Почему солнце можно видеть до того , как оно поднимется над горизонтом» | Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом. | |||
4 | «Наши знакомые: сахар и соль» | Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами соли и сахара (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) Использование соли, сахара в быту. «Соль. Сахар» | |||
Май | |||||
1 | «Удивительная соль» | Систематизировать представление детей о соли и её свойствах, познакомить с нестандартными способами использования соли. Расширить знания детей о способах добычи соли, о видах соли, о пользе и вреде соли. | |||
2 | «Мыло-фокусник»
| Создать условия для ознакомления детей со свойствами и назначением мыла, со свойствами и качествами разных видов мыла, способами применения мыла в повседневной жизни (мыло для рисования на ткани, для смягчения деталей; мыльный раствор для заклеивания окон, для уничтожения вредителей ), рассказать об истории появления мыла и мыловарении. Развивать наблюдательность, любознательность, формировать представления детей о здоровом образе жизни. Исследовательская деятельность | |||
3 | «Что такое масса?» | Формировать представление детей о массе предметов и способах измерения массы. Обучать сравнивать предметы по массе, располагать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты деятельности словами: тяжелый, легкий, самый легкий, тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. Продолжить развивать умение выдвигать гипотезы, какой предмет легче, какой тяжелее. Эмпирическим путём сформировать представление о том, что при одинаковой форме и одинаковом размере предметов масса их может быть различной. Развивать у детей умение решать проблемные ситуации. Экспериментально-исследовательская деятельность. | |||
4 | «Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров» | Выяснить, почему зеленые растения , растущие в океане, не живут глубже ста метров. | |||
5 | «Откуда радуга берется?».
| Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. |
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
5. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "ДетствоПресс" (2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Почемучки" по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познанииокружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основевозникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой)деятельност...
Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница – вода»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН Конспект об...
Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка-воздух»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН Конспект об...
Программа дополнительного образования естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Экспериментариум»
СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1 Пояснительная записка...
Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница – вода»
Конспект образовательной деятельностипо экспериментальной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста«Волшебница – вода»...
Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка-воздух»
Конспект образовательной деятельностипо экспериментальной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста«Невидимка-воздух»...
Авторская программа по развитию мелкой моторики рук в условиях экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Чудознайка"
Авторская программа по развитию мелкой моторики рук в условиях эксперимаентальной деятельности...