Программа дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Забавные фигурки оригами»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как одним из способов конструирования из бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zabavnye_figurki.docx | 73.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование дополнительной платной образовательной услуги | Программа дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Забавные фигурки оригами» |
Основание для разработки программы | Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 23.07. 2013) САНПИН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26 Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.) Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» Программа: Развитие образования города Нижневартовска на 2015 – 2020 гг. Программа «Развитие МБДОУ ДС № 64»Пингвиненок»» Устав, образовательная программа МБДОУ Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. |
Организация исполнитель программы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №97 «Кучтэнэч» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан |
Целевая группа | Подготовительная к школе группа, в составе от 6 до 12 человек. |
Составитель программы | Педагог первой квалификационной категории Конакова Таисия Александровна |
Цель программы | Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как одним из способов конструирования из бумаги. |
Задачи программы | Задачи программы:
|
Ожидаемы результаты | Ожидаемые результаты:
алгоритмам выполнения модели;
|
Срок реализации программы | 1 год |
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Забавные фигурки – оригами» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе парциальных программ:
- Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. «Красота, радость, творчество» Комарова Т.С., Антонова., Зацепина М.Б.;
- «Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников» Н.В.Дубровская.
Данная программа опирается на концептуальные принципы
обогащенного развития детей дошкольного возраста, которые обеспечивают единый процесс социализации и индивидуализации личности через субъект – субъектное взаимодействие с ребенком, обозначенные в Программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович, по которой работает детский сад.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
К семи годам старший дошкольник оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью, поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Особое значение при поступлении в школу имеет готовность руки ребенка к овладению в школе письмом.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами – искусство, близкое ему и доступное.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей.
Увлечение оригами благотворно влияет не только на развитие эстетического вкуса у ребенка, служит отличным тренажером памяти и глазомера. Дети учатся, мыслить конструктивно, становятся более внимательными. Кроме того:
- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
- Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник, диагональ и т.д), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
- Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность;
- Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда;
- Оригами способствует созданию игровых ситуаций, в полной мере воплощает в реальность формулу успеха.
Ребенок, который занимается оригами, знакомится с простейшими понятиями, принятыми в геометрии, его словарный запас становится богаче, так как в работе обязательно используется специальная терминология.
Если начать перечислять все положительные стороны занятий детей оригами, может получиться весьма внушительный список. Прежде всего, стоит отметить, что детям невероятно интересно заниматься поделками из бумаги.
Ко всему прочему оригами способствует развитию умения общаться - ведь дети занимаются творчеством в коллективе. Процесс изготовления различных поделок для ребенка сродни игре. Дошкольнику очень интересно, что получится в результате, но еще больше его увлекает сам процесс, и это немало важно.
Подводя итоги, можно сказать, что благодаря оригами, ребенку будет легче в школе. И дело не только в развитой моторике пальцев, хотя и это тоже. Ребенок, который умеет слушать, сосредотачивать внимание, проявлять сообразительность и упорство в достижении цели будет легко учиться.
К тому же дети, увлекающиеся оригами, отлично работают в коллективе, умеют приходить на помощь и думают творчески. Все это пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как одним из способов конструирования из бумаги.
Задачи программы:
- Уточнить представления дошкольников об искусстве складывания поделок из бумаги в технике «оригами»;
- Уточнить знания детей об элементарных геометрических понятиях и базовых формах оригами;
- Упражнять в умении следовать инструкциям педагога, читать карты пооперационного выполнения базовых форм, моделей;
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- Формировать логическое мышление: навыки развития творческого мышления, исследовательской деятельности, приводящей к собственным открытиям;
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- Развивать произвольность познавательных процессов детей;
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм в технике «Оригами»;
- Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству оригами;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Забавные фигурки – оригами» разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста.
Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 12 человек.
Дополнительную платную образовательную услугу посещают воспитанники старшего дошкольного возраста по запросам родителей.
Занятия проводятся 8 раз в месяц, по вторникам и четвергам.
Временной период | Кол – во занятий | Длительность занятия 25 – 30 минут Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул |
В неделю | 2 | |
В месяц | 8 | |
В год | 72 |
В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются:
- Практические (подражательные, конструктивные, творческие упражнения; выполнение складывания модели);
- Наглядные (показ выполнения последовательности действий, использование пооперационных карт);
- Словесные (беседа, рассказ, сказка, объяснение и т.д);
- Игровые (элемент соревновательности, создание игровых проблемных ситуаций)
Следует отметить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Ожидаемые результаты:
- Сформированные представления об искусстве складывания бумаги в технике «Оригами»;
- сформированные способности при работе с бумагой;
- сформированные знания основных геометрических понятий и базовых форм оригами;
- сформированные умения следовать словесным инструкциям, создавать изделия оригами по картам-схемам, алгоритмам выполнения модели;
- концентрированное внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- развитая мелкая моторика рук, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;
- Умение осознанно управлять поведением (волевые качества личности: целеустремленность, усидчивость)
Если конкретизировать прогнозируемые результаты, то на первый план выступают, принимаемые без обсуждений, качественные характеристики данного вида деятельности – это развитие мелкой моторики рук, точных движений пальцев, что благотворно влияет на умственное развитие ребёнка и успешное его обучение в начальной школе.
Формы подведения итогов, реализуемых программой дополнительного платного образования
- Составление альбома выполненных работ;
- Организация выставок детских работ
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | Тема: «Лесная красавица – Елочка» Базовая форма – треугольник. | Уточнить и расширить представления дошкольников об искусстве «Оригами»; Познакомить с историей возникновения «Оригами»; Формировать умение выполнять складывание базовой формы – треугольник, обращая внимание на выполнение ровного сгиба по диагонали; Развивать мелкую моторику кистей рук, зрительное сосредоточение, внимание, аккуратность в работе; Воспитывать интерес к художественному творчеству |
2. | Тема: «Гриб» Базовая форма – треугольник. | Продолжать формировать умение выполнять складывание базовой формы – треугольник, обращая внимание на выполнение ровного сгиба по диагонали; Уточнить знания детей об элементарных геометрических понятиях (квадрат, прямоугольник, треугольник, острый угол, диагональ); Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
3. | Тема: «Бабочка» Базовая форма – треугольник. | Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – треугольник, обращая внимание на ровное выполнение сгиба по диагонали; Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
4. | Тема: «Рыбка» Базовая форма – треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – треугольник, обращая внимание на ровное выполнение сгиба по диагонали; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы, вырезывать по нанесенному контуру; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
5. | Тема: «Лягушонок» Базовая форма – треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – треугольник, по словесной инструкции педагога; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовой формы; Воспитывать интерес к искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
6. | Тема: «Зайчик – Хвастун» Базовая форма – треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – треугольник, по словесной инструкции педагога; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при использовании ножниц в выполнении надрезов в модели; Воспитывать интерес к искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
7. | Тема: «Яхта» Базовая форма – треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – треугольник, по словесной инструкции педагога; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
8. | Тема: «Стаканчик» Базовая форма – треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – треугольник, по словесной инструкции педагога; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, противоположные углы); Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
Ноябрь | ||
1. | Тема: «Щенок» Базовые формы – треугольник, воздушный змей. (выполнение из двух модулей) | Расширять представления дошкольников о многообразии базовых форм в технике «Оригами», познакомить с новой базовой формой – воздушный змей; Закреплять умение выполнять складывание базовой формы – треугольник по инструкции педагога; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
2. | Тема: «Котенок» Базовые формы – треугольник, воздушный змей. (выполнение из двух модулей) | Упражнять в умении складывать базовые формы: треугольник и воздушный змей, соединять части поделки в единое целое; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, модуль); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при использовании ножниц в выполнении вырезывания по контуру; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
3. | Тема: «Мама – кошка» Базовые формы – треугольник, воздушный змей. (выполнение из двух модулей) | Упражнять в умении складывать базовые формы: треугольник и воздушный змей, соединять части поделки в единое целое; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, модуль); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
4. | Тема: «Синичка» Базовая форма – треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – треугольник, по словесной инструкции педагога; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, прием - складка); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при использовании ножниц в выполнении надрезов в модели; Воспитывать интерес к искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
5. | Тема: «Кролик» Базовая форма – воздушный змей. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, соблюдая правильность сгиба по диагонали; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, прием - складка); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при использовании ножниц в выполнении надрезов в модели; Воспитывать интерес к искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
6. | Тема: «Курочка – хохлатка» Базовая форма – воздушный змей. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, соблюдая правильность сгиба по диагонали; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при использовании ножниц в выполнении надрезов в модели; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
7. | Тема: «Райская птичка» Базовая форма – воздушный змей. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, соблюдая правильность сгиба по диагонали; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при использовании ножниц в выполнении надрезов в модели; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центральная линия); Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
8. | Тема: «Совушка - сова» Базовая форма – воздушный змей. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы, вырезывать по нанесенному контуру; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
Декабрь | ||
1. | Тема: «Ворона» Базовая форма – воздушный змей. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
2. | Тема: «Веселый мотылек» Базовая форма – воздушный змей. (выполнение из двух модулей) | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, выполнении модели из двух одинаковых модулей; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
3. | Тема: «Елочка» Базовая форма – двойной треугольник (выполнение из трех модулей) | Расширять представления дошкольников о многообразии базовых форм в технике «Оригами», познакомить с новой базовой формой – двойной треугольник; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм, умение правильно использовать ножницы; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
4. | Тема: «Золотая рыбка» Базовая форма – двойной треугольник. | Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – двойной треугольник, обращая внимание на ровное выполнение сгиба по диагоналям; Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
5. | Тема: «Разноцветные мотыльки» Базовая форма – двойной треугольник. | Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – двойной треугольник, обращая внимание на ровное выполнение сгиба по диагоналям; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центральная линия); Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
6. | Тема: «Веселая бабочка» Базовая форма – двойной треугольник. | Упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – двойной треугольник; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, средняя линия, стороны, примыкающие к центральной линии); Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
7. | Тема: «Корзинка» Базовая форма – двойной треугольник. | Упражнять в умении самостоятельно выполнять складывание базовой формы – двойной треугольник; Активизировать в речи понимание специальной терминологии; Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
8. | Тема: «Головастик» Базовая форма – двойной треугольник. | Упражнять в умении самостоятельно выполнять складывание базовой формы – двойной треугольник, обращая внимание на ровное выполнение сгиба по диагоналям; Активизировать в речи понимание специальной терминологии; Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
Январь (1,2.3,4 занятия – каникулы) | ||
5. | Тема: «Жук» Базовая форма – двойной треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – двойной треугольник, по словесной инструкции педагога; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, стороны, примыкающие к центральной линии); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер; Воспитывать интерес к искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
6. | Тема: «Пароход» Базовая форма – конверт. | Расширять представления дошкольников о многообразии базовых форм в технике «Оригами», познакомить с новой базовой формой – конверт; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
7. | Тема: «Петушок» Базовая форма – конверт. | Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – конверт, обращая внимание на ровное, аккуратное выполнение сгибов; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центральная линия); Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
8. | Тема: «Лягушонок» Базовая форма – конверт. | Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – конверт, обращая внимание на ровное, аккуратное выполнение сгибов по диагоналям; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центр); Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
Февраль | ||
1. | Тема: «Лебедь» Базовая форма – двойной треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – двойной треугольник, по словесной инструкции педагога; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, стороны, примыкающие к центральной линии); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм, умение правильно использовать ножницы; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
2. | Тема: «Лебедушка» Базовая форма – воздушный змей. | Расширять представления о многообразии вариантов складывания птиц в технике «Оригами»; Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
3. | Тема: «Уточка» Базовая форма – воздушный змей. | Расширять представления о многообразии вариантов складывания птиц в технике «Оригами»; Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, по словесной инструкции педагога; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
4. | Тема: «Гусь» Базовая форма – воздушный змей. | Продолжать расширять представления о многообразии вариантов складывания птиц в технике «Оригами»; Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, по словесной инструкции педагога; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
5. | Тема: «Ослик» Базовая форма – воздушный змей. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, по словесной инструкции педагога; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
6. | Тема: «Акула» Базовая форма – рыба. | Расширять представления дошкольников о многообразии базовых форм в технике «Оригами», познакомить с новой базовой формой – рыба; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центр); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
7. | Тема: «Пескарь» Базовая форма – рыба. | Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – рыба; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центр); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
8. | Тема: «Подводная лодка» Базовая форма – конверт. | Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – конверт, обращая внимание на ровное, аккуратное выполнение сгибов по диагоналям; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центр); Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
Март | ||
1. | Тема: «Кенгуру» Базовая форма – воздушный змей. (с усложнением) | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, по словесной инструкции педагога; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы, вырезывать по контуру; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
2. | Тема: «Попугай» Базовая форма – воздушный змей. (с усложнением) | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, по словесной инструкции педагога; Развивать произвольность познавательных процессов детей, внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук, при выполнении складывания базовых форм в технике «Оригами»; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
3. | Тема: «Жираф» Базовая форма – воздушный змей. (с усложнением) | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, используя пооперационную карту; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы, вырезывать по контуру; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
4. | Тема: «Мышка - Норушка» Базовая форма – дверь. | Расширять представления дошкольников о многообразии базовых форм в технике «Оригами», познакомить с новой базовой формой – дверь; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
5. | Тема: «Царевна Лебедь» Базовая форма – дверь. | Продолжать расширять представления дошкольников о многообразии базовых форм в технике «Оригами», упражнять в выполнении базовой формы – дверь; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
6. | Тема: «Тюлень» Базовая форма – дверь. | Продолжать упражнять в складывании базовой формы – дверь; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами» |
7. | Тема: «Тюльпан» Базовая форма – двойной треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – двойной треугольник, используя пооперационную карту; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, стороны, примыкающие к центральной линии); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
8. | Тема: «Краб» Базовая форма – двойной квадрат. | Расширять представления дошкольников о многообразии базовых форм в технике «Оригами», познакомить с новой базовой формой – двойной квадрат; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
Апрель | ||
1. | Тема: «Собачка» Базовые формы – косынка, воздушный змей. (выполнение из двух модулей) | Расширять представления дошкольников о многообразии базовых форм в технике «Оригами», познакомить с новой базовой формой – косынка, закреплять умение складывать базовую форму – воздушный змей; Развивать мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
2. | Тема: «Спаниель» Базовая форма – Косынка. (выполнение из двух модулей) | Продолжать формировать умение выполнять складывание базовой формы – косынка; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
3. | Тема: «Первоцвет» Базовая форма – треугольник. (выполнение из двух модулей) | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – треугольник, с использованием пооперационной карты; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, прием - складка); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при использовании ножниц в выполнении надрезов в модели; Воспитывать интерес к искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
4. | Тема: «Подснежник» Базовая форма – воздушный змей. (с усложнением) | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, используя пооперационную карту, или по словесной инструкции; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы, вырезывать по контуру; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
5. | Тема: «Ракета» Базовая форма – двойной треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – двойной треугольник, используя пооперационную карту, или словесную инструкцию педагога; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, стороны, примыкающие к центральной линии); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
6. | Тема: «Гномик» Базовая форма – двойной треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – двойной треугольник, по словесной инструкции педагога, или с использованием пооперационной карты; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, стороны, примыкающие к центральной линии); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности искусству «Оригами». |
7. | Тема: «Цветок Ириса» Базовая форма – двойной треугольник. | Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – двойной треугольник, по словесной инструкции педагога, или с использованием пооперационной карты; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, боковые углы); Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Развивать внимание, память, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности искусству «Оригами». |
8. | Тема: «Одуванчик» Базовые формы – конверт, двойной треугольник. | Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – конверт, обращая внимание на ровное, аккуратное выполнение сгибов по диагоналям; Закреплять умение складывать базовую форму – двойной треугольник; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центр); Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
Май | ||
1. | Тема: «Тропическая рыбка» Базовая форма – двойной квадрат. | Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – двойной квадрат с использованием пооперационной карты, или по словесной инструкции педагога; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
2. | Тема: «Ласточка» Базовая форма – птица. | Расширять представления дошкольников о многообразии базовых форм в технике «Оригами», познакомить с новой базовой формой – птица; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы, вырезывать по контуру; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
3. | Тема: «Журавлик» Базовая форма – птица. | Продолжать формировать умение выполнять складывание базовой формы – птица; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, стороны, примыкающие к центральной линии); Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, логическое и пространственное воображения; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. |
4. | Тема: «Морской котик»» Базовая форма – рыба. | Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – рыба, по словесной инструкции педагога или с использованием пооперационной карты; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центр); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами», желание сделать поделку как можно красивее. |
5. | Тема: «Слоненок» Базовые формы – треугольник, воздушный змей. (с усложнением, выполнение из трех модулей) | Упражнять в умении самостоятельно складывать базовые формы: треугольник и воздушный змей, соединять части поделки в единое целое; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, модуль, вдоль пополам); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
6. | Тема: «Кошечка» Базовые формы – треугольник, птица. (с усложнением, выполнение из двух модулей) | Упражнять в умении самостоятельно складывать базовые формы: треугольник и птица, соединять части поделки в единое целое; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, модуль, вдоль пополам); Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
7. | Тема: «Заяц – длинные уши, косые глаза» Базовая форма – дверь. | Продолжать упражнять в складывании базовой формы – дверь, с использованием пооперационной карты, или по словесной инструкции педагога; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
8. | Тема: «Человечек» Базовые формы – треугольник, дверь. (выполнение из трех модулей) | Упражнять в умении самостоятельно складывать базовые формы: треугольник и дверь, соединять части поделки в единое целое; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, модуль, вдоль пополам); Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». |
Оформление выставки детских работ |
Мониторинг освоения детьми программного материала
Критерии оценки
- Сформированные представления об искусстве складывания бумаги в технике «Оригами»;
- сформированные способности при работе с бумагой;
- сформированные знания основных геометрических понятий и базовых форм оригами;
- Ручная умелость и способность реализовывать замысел;
- Умение принять цель деятельности;
- Умение выбрать материал и инструменты, организовывать рабочее место;
- Умение использовать пооперационные карты;
- Владение действиями самоконтроля;
- Репродуктивный или творческий характер деятельности;
- Результативность и самостоятельность в достижении результата.
Следует обратить внимание на владение элементами культуры труда: экономное расходование материала, умение поддерживать порядок на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и т.д
Уровни освоения ребенком программного материала
Низкий уровень – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен; или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности; необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
Средний уровень – высокая самостоятельность в деятельности продуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла; требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс; замысел частично реализован.
Высокий уровень – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, обобщенный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален с элементами новизны.
Мониторинг освоения детьми программного материала помогает педагогу определить уровень детской умелости, подсказывает, на что следует обратить особое внимание в работе с детьми.
Механизм реализации программы дополнительной образовательной услуги
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Забавные фигурки оригами» разрабатывалась с учетом дидактических принципов, лежащих в основе современной теории дошкольного обучения.
- Принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.
- Принцип развивающего обучения. В основе данного принципа лежит ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
- Принцип наглядности, соответствующий основным формам мышления дошкольника.
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип систематичности и последовательности, предполагает что, усвоение учебного материала идет в определенном порядке, последовательности.
Ориентация на выше перечисленные принципы обучения дает основание предположить, что знания дошкольников будут глубокими, прочными, поддающимися анализу, обобщению, систематизации.
На первом этапе обучения происходит знакомство детей с искусством складывания бумаги. Складывание бумаги – это не только получение ребёнком готовой игрушки, что, без сомнения, является самым важным итогом процесса складывания:
- это и навыки аккуратного, чёткого сгибания бумаги в нужных направлениях;
- это и знание элементов квадрата, и умение правильно применять эти знания при складывании фигур оригами - определять и намечать в бумажной заготовке диагональные складки, средние линии, находить центр квадрата;
- это и умение ориентироваться в многообразии специальных терминов, приёмов, способов складывания бумаги в определённых направлениях и в определённой последовательности.
На этапе знакомства с искусством «Оригами» детям необходимо научиться складывать основные базовые формы оригами. Знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами – это основное, что должны будут усвоить обучающиеся на первом году обучения. На основе знаний о базовых формах оригами строится вся последующая учебная деятельность.
На втором этапе обучения происходит закрепление знаний, умений и навыков по складыванию базовых форм оригами и изготовления на их основе классических моделей оригами на более высоком уровне.
Календарно - тематическое планирование учитывает возросший уровень познавательной активности детей, сформированных навыков работы с бумагой и познаний в области оригами.
Второй этап обучения даёт возможность детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивать эмоциональное восприятие.
Большое значение на данном этапе обучения отводится самостоятельному складыванию моделей оригами с использованием пооперационных карт, схем.
Техника безопасности и материалы для работы
- Занятия оригами являются одним из самых безопасных видов творческой деятельности, ведь для работы необходима только бумага.
- Бумага, закупаемая для занятий оригами, хорошего качества, с соблюдением гигиенических сертификатов, экологически безопасная.
- Для работы по изготовлению модульных изделий оригами, приобретается клей-карандаш, также имеющий гигиенический сертификат (экологически безопасные, нетоксичные).
- Для некоторых видов работ по изготовлению изделий оригами всё же требуются ножницы (школьные ножницы, с тупыми концами) и карандаши (простые и цветные).
О правилах безопасного пользования этими предметами обязательно напоминается детям тогда, когда приходится использовать их в работе.
Заключение.
Данная образовательная программа не ставит перед собой задачу по глубокому, всестороннему освящению предмета как «древнего японского искусства».
Основная задача Программы – приобретение детьми знаний, умений и навыков по складыванию бумаги.
Основная задача педагога: через складывание бумажных фигурок развивать познавательные способности детей, творческое мышление и интеллект, приобщать к миру прекрасного, обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка, формирующее чувство уверенности в своих силах и способностях.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
В первую очередь они способствуют, развитию у детей таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе.
Поэтому педагог дополнительного образования действует совместно с педагогами образовательного учреждения, выполняя общую задачу по обучению, воспитанию и развитию детей.
Используемая литература
- Анистратова А.А. Оригами. ООО «Издательство – Оникс» М., 2009
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами: Традиционные и
новые техники оригами. СЗКЭО «Кристалл», Оникс. СПб. - М., 2006.
- Богатова И.В. Оригами. М.: Мартин, 2010
- Конышева Н.М. Секреты мастеров. Ярославль, 1997
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.:
издательский центр «академия», 2001
- Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами М., 2011
- Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы: Серия «Внимание: дети!». Айрис – Пресс. М., 2008
- Соколова С.В. Игрушки из бумаги. Оригами: Дидактическое пособие для
развития моторики и мышления. ООО «Умка», ООО «Астрель». 2004.
- Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам М., 2010
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"
Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки....
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
Программа дополнительного образования по ритмопластике для детей старшего дошкольного возраста "Непоседы"
Кружок "Непоседы" рассчитан на 17 занятий - 1 раз в две недели...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»
Программа дополнительной образовательной услуги "Бабушкин сундучок"...
"Забавные фигурки оригами" программа дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста.
Программа разработана для дополнительной платной услуги. Расчитана на 8 занятий в месяц....
Программа для дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Радуга творчества»
Занятия лепкой комплексно воздействуют на разв...
Перспективное планирование дополнительной платной образовательной услуги «Я сам» (младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет) 2022-2023 учебный год
Главная цель педагогики Монтессори - воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребе...