Программа для дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Радуга творчества»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребѐнка:
Ø Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
Ø Синхронизирует работу обеих рук;
Ø Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
Ø Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Ø Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_testoplastike_raduga_tvorchestva.doc | 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №40» дошкольное отделение
Программа для дополнительной образовательной услуги
для детей старшего дошкольного возраста
«Радуга творчества»
Срок реализации-1 год.
Автор-составитель: педагог Родюкова Наталья Александровна
г. Нижневартовск, 2016 – 2017 год
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………2стр.…
2.Методические рекомендации по организации занятий……………………………………………… 8стр…
3.Содержание дополнительной программы………………………………………………………………11стр.
4.Учебно-тематические планы занятий……………………………………………………………………13стр…...
4.1 Старшая группа…………………………………………………………………………………………21стр…
5. Ожидаемые результаты и способы определения результативности…………………………………24стр.
6. Методическое обеспечение………………………………………………………………………………24стр.
5. Литература…………………………………………………………………………………………………27стр…
6. Информационная карта……………………………………………………………………………………28стр
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость разработки образовательных программ внеучебной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Тестопластика» имеет художественно – эстетическую направленность. Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
В свете Федеральных государственных образовательных стандартов образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. Реализация Программы предусматривается в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. ФГОС поддерживают точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», говорят о создании благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии, так как игра – это основной вид деятельности дошкольника. Для того чтобы учить играя, используется замечательный метод – тестопластика. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними.
Данная программа соответствует закону Российской Федерации «Об образовании» (статья № 9) и определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребѐнок не только рождает идею, но и сам является еѐ реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всѐ это реально, если он прошѐл курс определѐнной учѐбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребѐнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объѐмные ( иногда
рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.
Занятия в мастерской тестопластики даѐт уникальную возможность моделировать мир и своѐ представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребѐнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребѐнок не только видит то, что создал, но и трогает, берѐт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребѐнка:
- Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития.
Цель:
развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности через работу с тестом.
Задачи:
1) совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков:
экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;
умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;
развивать художественный вкус
2) совершенствовать уровень поисковой и экспериментальной деятельности, творческой инициативы:
самостоятельный поиск нужного решения;
умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
умение выбирать материал и способ действия при создании художественного образа;
поддерживать инициативу и самостоятельность;
3) активизировать речь и речевое общение:
развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе художественно-творческой деятельности;
поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе творчества;
развивать детское словотворчество, фантазию, воображение;
4) развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей в творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений;
Принципы:
- Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных особенностей в данный момент деятельности.
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
- Обогащения сенсорного опыта.
- последовательности и систематичности.
- личностно-ориентированный подход.
- культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
- взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
Технологии:
- Игровое обучение
- Педагогика сотрудничества
Методы:
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Формы:
- Индивидуальные
- Подгрупповые
- Групповые.
Средства: мука пшеничная, ржаная; крахмал; соль «Экстра», клей ПВА, гуашь в наборе, кисточки в наборе, лак ПФ, , наждачная бумага, цветная бумага, картон, ножницы, формы и трафареты изделий и их частей, рамки для работ, бросовый материал (коробки , пуговицы, бисер и т.д.)
Методические рекомендации по организации занятий.
Ученые Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.М.Матюшкин считают, что наиболее адекватной формой развития творчества является обучение творческой деятельности дошкольников, любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Определяют творческие задания как “…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ребенок должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое”.
Систему творческих заданий представили тремя направлениями, ориентированными на накопления учеником субъективного творческого опыта.
- Познание, создание объектов (накопление творческого опыта познания действительности, создания объектов);
- преобразование объектов (приобретение детьми творческого опыта в преобразовании объектов);
- создание новых объектов, использование объектов в новом качестве
(перенос ранее приобретенных знаний и умений в новую ситуацию; видение новых функций объекта; поиск альтернативных способов решения).
Программа «Радуга творчества» представляет собой систему творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов.
В основе проекта идеи программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки», которая развивает поисковую деятельность, творческую инициативу, самостоятельный поиск нужного решения при создании художественного образа, с использованием технологических карт.
Большое внимание уделяется предварительному наблюдению, созданию проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств, для их решения, что стимулирует поисковую деятельность. В процессе обучения формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. На каждом занятии на развитие воображения проводятся дидактические игры. Использование игровых моментов, дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулирует творческую активность детей.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, воспитанники от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
В своей работе придерживаюсь, позиции ученых, выделяющих творческие способности, как результат целенаправленного обучения творческой деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой свой замысел.
Обучение творческой деятельности состоит из трех этапов. Каждый этап имеет свою цель, содержание, что является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
I этап– «Путешествие в страну Тестопландию начинается»
Цель: активизация интереса воспитанников к тестопластике, обучение технологии изготовления изделий из солёного теста.
На первом этапе детям предлагались задания, направленные на ознакомление детей со свойствами соленого теста, возможностями использования тестопластики, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями, обучение способам лепки, овладение основами создание образа, создание форм предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков.
II этап – «Увлекательная тестопластика»
Цель: приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.
Работа строилась на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, эскизу. Большое внимание уделялось детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.
III этап «Мы – волшебники».
Цель: Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной).
Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу.
Дети учатся переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях, рассматривать объекты с различных точек зрения, видеть новые функции объектов. Этому в наибольшей степени способствовало решение проблемных задач, имеющих не один, а несколько вариантов решения.
Структура занятия
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Организация учебного процесса:
При организации игр- занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Способы лепки
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приёмы лепки
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Тесто для лепки
Мука - 300г (2 чашки)
Соль – 300г (1 чашка)
Вода – 200мл.
Способы приготовления теста
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
Преимущества солёного теста
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Содержание дополнительной программы «Радуга творчества».
Занятия проводятся 1 раз в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 12 человек. Длительность занятий 30 минут (в зависимости от возраста детей), 36 занятий в год. Программа рассчитана на год.
РАСПИСАНИЕ КРУЖКОВ
№ п/п | Название кружка | Возрастная группа | Количество детей | Количество занятий | Длительность занятий | График работы | Кол.зан.в год. | Ответственный педагог |
1 | «Радуга творчества» | Группа общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «Почемучки» | 12 | 1 занятие в неделю | 30 минут | вторник 15.45 – 16.05 I | 36 | Родюкова Н.А. |
2 | «Радуга творчества» | Группа общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «Знайки» | 12 | 1 занятие в неделю | 30 минут | пятница 16.00 – 16.15 | 36 | Родюкова Н.А. |
Ответственный педагог Родюкова Н.А.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрено четыре основных вида занятий: лепка, художественная роспись, декорирование изделий из соленого теста, беседы об изобразительном искусстве и красоте
вокруг нас. Основные виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течении всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов детей
Учебно – тематические планы занятий
Старшая группа
Месяц | № занятия | Тематический блок | Тема занятия | Задачи |
I этап (начальный) «Путешествие в страну Тестопландию начинается» | ||||
Сентябрь | 1 | Вводные занятия | «Король Соленое Тесто приглашает друзей» | Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. |
2 | «В гостях у принцессы Солечки» | Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал. | ||
3 | Путешествие в мир ремесел | Ознакомление с трудом кондитера «Вкусное печенье» | Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста. | |
4 | Шоколадные конфеты | Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приемы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание). Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления конфет. Создать условия для использования разных инструментов и материалов. | ||
Октябрь | 5 | Фруктовое мороженое | Формировать навыки скатывания и раскатывания соленого теста. Развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Развивать мелкую моторику. | |
6 | Ознакомление с трудом пекаря «Хлебушек душистый, теплый, золотистый» | Познакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. | ||
7 | Выпекали мы в печи пироги и калачи | Продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами. | ||
8 | Веселое чаепитие (оформление коллективной композиции) | Формировать умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений, развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность, самостоятельность; развивать детское творчество в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.). | ||
Ноябрь | 9 | В гостях у царицы Осени | Овощи и фрукты | Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д. |
10 | Лучок, чесночок и перчики (оформление общей связки) | Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы. Познакомить детей со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать умение оценивать свою работу. Учить объединять свои работы в общую композицию. | ||
11 | Корзинка с грибами | Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. | ||
12 | Обобщающее занятие | «Осенняя ярмарка» | Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности. Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям. | |
II этап (промежуточный) «Увлекательная тестопластика» | ||||
Декабрь | 13 | В мире животных | Морская черепашка | Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря». |
14 | Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа) | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой. Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев). Развивать творческую активность. Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | ||
15 | Пингвины на льдине | Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие. | ||
16 | Праздник круглый год | Ёлочные украшения | Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. | |
Январь | 17 | Красивый подсвечник | Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – нелепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности. Воспитывать художественный вкус. | |
18 | В гостях у сказки | Город снеговиков (коллективная работа) | Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). Предложить составить из вылепленных фигурок коллективную композицию. | |
19 | Лепка по мотивам сказки «Три медведя» | Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. | ||
20 | Сказочная птица | Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение. | ||
Февраль | 21 | Дюймовочка в чашечке цветка | Учить детей лепить сказочного персонажа, передавая характерные особенности и детали образа. Познакомить со способами декоративного оформления платья Дюймовочки с помощью бисера, бусин, фольги и т.д. Упражнять в умении крепить фигурку на подставке (цветок). Развивать мелкую моторику рук. | |
22 | Праздник круглый год | Валентинка | Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус. | |
23 | Рамка для фотографии (в подарок папам) | Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. | ||
24 | Букет в вазочке (подарок мамам и бабушкам) | Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. | ||
III этап (завершающий) Мы – фантазеры | ||||
Март | 25 | Бусы и браслеты (в подарок девочкам) | Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. | |
26 | Путешествие в прошлое | Динозаврики | Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозав ров (ставить отпечатки колпачком фло мастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию приро ды и отражению представлений в про дуктивной деятельности. | |
27 | Древние ящерицы | Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, голову и крылья - конструктивным Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела ящериц (отпечатки, процарапывание, налепы). Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать воображение. | ||
28 | Роспись готовых изображений | Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. | ||
Апрель | 29 | Составление макета «Парк Юрского периода» | Познакомить с макетированием как видом художественно-конструктивной деятельности. Учить детей отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывать расположение фигурок, передавать с помощью подручного материала образ древнего мира. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений. Воспитывать самостоятельность и творческую активность. | |
30 | Путешествие к далеким планетам | В далеком космосе (панорама) | Вызвать интерес к созданию космических образов. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Учить детей лепить космические корабли конструктивным и комбинированным способами. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию. Напомнить детям о возможности смешивания разных цветов соленого теста для придания оригинального цветового решения изображению. | |
31 | Праздник круглый год | Лепка и роспись пасхальных яиц | Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с народными пасхальными традициями. Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц на Кубани. Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов. | |
32 | В гостях у Феи Цветов | Коллективное пано «Ромашки и маки» | Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами. Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно | |
Май | 33 | Изготовление игры «шашки» | «Улитки и гусеницы» | Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины). Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно. |
34 | Итоговое занятие | изготовление игры «крестики, нолики» | Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, для использования различных инструментов и дополнительных материалов в процессе лепки и украшения задуманных поделок. Предложить детям самостоятельно найти способы украшения своих изделий. Учить объединять свои работы в общую композицию. | |
35 | Выставка – развлечение | Принцесса Солечка приглашает друзей | Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность. | |
Выставка – развлечение | Прощальный бал во дворце короля Соленое Тесто | Создать положительный эмоциональный настрой, праздничное настроение. Развивать инициативу и творческую активность детей. |
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
В результате работы кружка дети освоят следующие приёмы лепки:
скатывание прямыми движениями;
скатывание круговыми движениями;
расплющивание;
соединение в виде кольца;
защипывание края формы;
лепка из нескольких частей;
пропорции;
оттягивание части от основной формы;
сглаживание поверхности формы;
присоединение части;
прижимание;
примазывание;
вдавливание для получения полой формы;
использование стеки.
Воспитанники должны знать:
• виды и назначение изделий из соленого теста;
• необходимые инструменты и материалы;
• основные этапы изготовления изделий;
• основные приемы лепки, технологию выполнения;
• композиционные основы построения изделия;
• законы сочетания цветов;
• требования к качеству и отделке изделий;
• правила безопасной работы во время изготовления изделий.
Воспитанники должны уметь:
• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
• приготавливать тесто для лепки;
• использовать инструменты для работы;
• изготовлять отдельные детали;
• соединять детали в готовое изделие;
• составлять композицию из отдельных элементов;
• сушить изделие;
• гармонично сочетать цвета;
• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
• выполнять правила безопасной работы;
• организовывать рабочее место;
• определять качество готового изделия.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребѐнка конкретным показателем его успехов является:
- Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально и педагогом.
- Скорость выполнения заданий и чѐткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
- Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
- Оригинальность предлагаемых художественных решений.
- Окрепшая моторика рук.
- К концу обучения дети должны знать рецепты приготовления соленого теста, теоретические основы цветоведения и светотени, должны уметь лепить по представлению отдельные предметы и натюрморты, фигуры человека, животных и птиц бытовые украшения.
- В конце учебного года – выставка творческих работ детей.
- Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.
Средства диагностики.
В своей работе я использовала диагностический материал, разработанный Ветлугиной Н.А. «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества», который апробирован и рекомендован для применения на практике в ДОУ. Результаты следующие:
Мониторинг по выявлению уровня развития творчества у дошкольников в продуктивной деятельности. | |||
высокий | средний | низкий | |
1. Проявление интереса к лепке из соленого теста (отношение к процессу и результату лепки: лепит увлеченно, проявляет искреннюю заинтересованность, непосредственность переживаний в процессе создания образа). |
| ||
2 Создание образа (детально передает характерные внешние особенности, дополнение образа мелкими деталями, связь между объектами в сюжетной композиции, движение, настроение, характер). |
| ||
3. Освоение изобразительно-выразительных умений (форма, пропорции, размер, композиция, фактура, цвет). |
| ||
4. Освоение технических умений (обработка материала, приемы лепки, способы лепки, способы крепления деталей, использование художественных и вспомогательных инструментов). |
|
| |
5.Способы творческих действий (активность - стремлении полно и до конца реализовать свой замысел; самостоятельность - умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа; инициатива- расширяет границы содержания изделия, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению; воображение - умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат. |
|
|
|
Итог |
Методическое обеспечение
Методические приемы
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.)
• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).
Дидактический материал:
• фонотека, видео - и аудиозаписи, фотоаппарат, магнитофон, материал для художественного творчества.
• использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
• инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).
. Информационные ресурсы: психолого-педагогическая, методическая литература, групповая газета, сайты сети интернет для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Форма работы:
Совместная деятельность с педагогам.
Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, мастерская, защита проектов, конкурс.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Метод - способ деятельности.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работы и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский - самостоятельная творческая работа детей.
Методы организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
- коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
- коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
- в парах - организация работы по парам
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий.
Техническое оснащение занятий: телевизор, мультимедийный проектор, диапроектор, и др.
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, выставка, конкурс, презентация творческих работ.
Список литературы:
1. «Внешкольник» №9, 2003 (Требования к созданию и оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей).
2. Знатных Ольга, сост. Дородин Ю.Г. Мезенская роспись. – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
3. Костина Катя Лубочные картинки – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
4. Кискальт И. «Соленое тесто» - М. Провиздат, 2004 г.
5. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.
6. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1984 г.
7. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.
8. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
9. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
10. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
к рабочей программе кружка по тестопластике «Радуга творчества», педагог Родюкова Наталья Александровна.
№ | Наименование образовательного учреждения, реализующего рабочую программу | МБОУ «СШ №40 дошкольное отделение «Сорочата». |
1 | Адрес учреждения | г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, д. 29 «А» |
2 | Программа утверждена | |
3 | Полное название программы | Рабочая программа кружка по тестопластике «Радуга творчества» |
4 | Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа | 5-7 лет. |
5 | Срок реализации программы | 1 год. |
6 | Количество учебных групп, занимающихся по программе | 2 группы. |
7 | Сведения об авторе (ФИО, образование, должность, квалификация) | Родюкова Наталья Александровна, воспитатель, высшая |
Характеристика программы | ||
8 | Направленность | Художественно-эстетическая |
9 | Цель | Воспитание художественного вкуса, творческих способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста. |
10 | Уровень освоения | Общекультурный уровень освоения. 1 год обучения предполагает развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности в работе, воображения, фантазии. Соблюдение правил по технике безопасности. Приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи. Оказать помощь в раскрытии индивидуальных способностей дошкольников и способствовать развитию наблюдательности; коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками. Стремление к поиску самостоятельности; понимание необходимости качественного выполнения образа. Сформировать представление об основах композиции. Приобщить детей к миру художественного изобретательства. |
11 | Ожидаемые результаты | У детей развивается стойкий интерес к тестопластике . Дети ответственно относятся к выполнению работ, стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа. Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца. Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы. Имеют представления о народных промыслах. Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу. Владеют техническими приёмами лепки. Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным. Лепят предметы, передавая их характерные особенности. Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике. Умеют составлять простые композиции. Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога. Соблюдают правила по технике безопасности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"
Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Радуга детских эмоций"
· научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные дви...
Конспект занятия по песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста "Радуга - дуга".
Целью данного конспекта является гармонизация эмоционального состояния детей, коррекция негативных эмоциональных проявлений таких как тревога, страх, повышенный уровень агрессии....
Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая информатика»
Рабочая программа дополнительного образования «Веселая информатика» определяет цели, задачи, содержание образовательного процесса с позиций приоритетных направлений дошкольного образ...
Программа кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный шахматист"
Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Прежде всего шахматы - это прекрасный ...
Рабочая программа педагога – психолога по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. «Радуга эмоций».
В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влия...
Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)
Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...