Образовательная программа дополнительного образования «Послушные пальчики» (для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет))
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Образовательная программа дополнительного образования «Послушные пальчики» (для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет))
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
| ||||
| 1.1. | Актуальность и новизна программа …………………………... | 4 | ||
| 1.2. | Цели и задачи программы…………………………………….... | 4 | ||
| 1.3. | Принципы и подходы к формированию программы……….... | 5 | ||
| 1.4. | Формы организации педагогического процесса…………….... | 6 | ||
| 1.5. | Планируемые результаты…………………………………….... | 8 | ||
| 1.6. | Критерии для определения усвоения программы…………….. | 8 | ||
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
| ||||
| 2.1. | Календарно – тематическое планирование …………………... | 10 | ||
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
| ||||
| 3.1. | Описание материально – технической базы (оборудование, материалы)………………………………………………………. | 13 | ||
| 3.2. | Описание предметно – развивающей среды………………….. | 13 | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 16 | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ |
| ||||
| 5.1. | Диагностическая карта результатов обследований усвоения программы.………………………………………………............ |
16 | ||
| 5.2. | Таблица мониторинга на начало года…………………………. | 17 | ||
| 5.3. | Таблица мониторинга на конец года………………………….. | 18 | ||
| 5.4. | Сводная таблица мониторинга………………………………… | 19 | ||
| 5.5. | Пальчиковые гимнастики…………………………………….... | 21 | ||
| 5.6. | Штриховка………………………………………………………. | 24 | ||
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования «Послушные пальчики» (для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)) разработана:
- в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей «Послушные пальчики» МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют» разработана в соответствии с особенностями и возможностями детей старшего дошкольного возраста.
С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штрихов и до каракулей.
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
В старшем дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому дошкольникам предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры и упражнения для расслабления глаз и кисти рук. Задания помогают ребенку увидеть клетку, проводить линии внутри и по сторонам развивать мелкую моторику пальцев. Практический материал поможет более полно обеспечить развитие детям в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе. Опыт работы рисования по клеточкам трудоемкий.
Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз.
Актуальность программы «Послушные пальчики» заключается в том, что дети 5 - 6 лет испытывают затруднения, которые связаны со слабостью мелкой моторики пальцев рук, недостаточно сформулированными навыками координации «глаз – рука», зрительной памятью, произвольным вниманием. Они быстро устают, устаёт их рука, им трудно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы:
- формирование навыков каллиграфически правильного письма;
- совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве;
- способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур;
- развивать мелкую моторику рук.
Задачи:
- Образовательные:
- учить ориентироваться на листе бумаги, отличать углы страницы, начало и конец строки;
- учить правильно держать карандаш в руке с учетом наклона;
- учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;
- способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
- Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок;
- развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
- развивать зрительно - моторную координацию;
- развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
- развивать пространственную ориентировку;
- прививать положительное отношение к письму.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к творческой деятельности;
- вырабатывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
- воспитывать самостоятельность, стремление действовать согласованно;
- прививать чувства коллективизма, сотрудничества.
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
- Принцип научности – учебный материал отвечает современным требованиям.
- Принцип систематичности и последовательности – изучение материала в определенной последовательности и темы занятий взаимосвязаны.
- Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями детей.
- Принцип развивающего обучения - под влиянием обучения у детей не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом.
- Принцип наглядности – обучение детей должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения знаний и выработки умений и навыков, опирающих на живые образы предметов, явлений и действий.
- Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным.
- Принцип гуманности – создание оптимальных условий для интеллектуального и социального развития ребенка; уважительное отношение к личности ребенка.
- Принцип культуросообразности - ориентация на потребности детей; формирование творческих способностей и установок детей на потребление, сохранение новых знаний.
- Принцип природосообразности – учет физических и психических особенностей при включении их в разные виды деятельности.
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – учет индивидуальных особенностей детей; разработка мер педагогического воздействия с учетом особенностей детей.
- При применении принципа осознанности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность детей, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению, и последующему применению.
- Принцип деятельностного подхода – во время занятия дети находятся в постоянном поиске новых знаний.
- Принцип психологической комфортности предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Доброжелательная атмосфера имеет дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
1.4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В процессе ООД используются различные формы обучения:
- традиционные;
- комбинированные;
- практические занятия;
- игровые.
- специально организованная образовательная деятельность, в процессе которой дети получают знания, навыки по познавательному развитию. Кроме игрового приема включаем в процесс занятия сюрпризные моменты, создавая проблемные ситуации, побуждая тем самым детей к активному творческому мышлению.
- совместной деятельности педагога с детьми:
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- рассматривание схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
- дидактические и пальчиковые игры;
- беседы;
- объяснение и обсуждения хода работы.
- исследовательская и продуктивная деятельность;
- индивидуальная работа детей;
- опора на личный опыт детей;
- развлечения.
Методы:
- словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, чтение стихотворений и загадок, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, пальчиковые игры, игры - эксперименты);
- практический метод (работа по образцу (штриховка), зрительный диктант);
- наглядный метод (самостоятельная работа детей в тетрадях, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с трафаретами, шаблонами и карточками).
Для реализации поставленных целей данной программы в ДОУ подобраны следующие средства обучения:
- учебно-наглядные пособия:
- плакаты;
- схемы;
- модели;
- демонстрационный материал;
- дидактические игры;
- иллюстрации;
- методические пособия, художественная и вспомогательная литература;
- оборудование:
- магнитная доска;
- мел;
- рабочая тетрадь в крупную клетку;
- цветные карандаши;
- простой карандаш;
- ластик;
- трафареты;
- картинки для штриховки.
Программа «Послушные пальчики» реализуется с детьми старшего дошкольного возраста. ООД проводится со всей группой детей – 30 человек.
Работа кружка рассчитана на 1 год обучения с детьми 5 - 6 лет. Количество проведения занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю (каждый понедельник и среду). Продолжительностью: не более 25 минут.
Образовательный процесс выстраивается согласно принципу интеграции, где развитие детей осуществляется не только в процессе специфических игр, упражнений и занятий в образовательной области «Познавательное развитие», но и при организации всех видов детской деятельности в других областях.
Большую часть программы составляют практические занятия. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено усвоение всего материала, предусмотренного программой. В программу могут быть внесены изменения в зависимости от интересов детей и самого педагога, но при этом должны решаться основные задачи.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мониторинг результативности определяется через индивидуальное выполнение заданий, беседы и наблюдения.
К концу ребенок должен знать:
- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- правила работы с тетрадью.
К концу ребенок должен уметь:
- правильно сидеть за столом во время письма;
- правильно располагать рабочую тетрадь;
- правильно держать карандаш и ручку;
- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
- проводить линии в разных направлениях;
- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
1.6. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В начале и конце учебного года проводится мониторинг. Сравнительные результаты на начало и на конец учебного года вносятся в сводную таблицу и делается вывод о уровне усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
№ п/п | Ф. И. ребенка | гигиенические правила письма | ориентировка в пространстве | диктанты по раскраскам | ориентировка на листе бумаги в клетку | диктант по клеточкам | линейные графические диктанты |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
Оценка мониторинга ведется по 3-х бальной системе:
3 – высокий уровень развития;
2 – средний уровень развития;
1 – ниже - среднего уровня развития;
Уровни развития:
1 балл - задание не выполнено;
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы:
2,5 – 3 балла – высокий уровень;
21,5 – 2 – средний уровень;
0 – 1 – ниже - среднего уровень
II. КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. При обучении ребенок чаще всего испытывают затруднении: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, он не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение предметов различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки руки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
2.1. Календарно – тематическое планирование.
№ П/П | ДАТА | МЕРОПРИЯТИЯ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ |
СЕНТЯБРЬ | |||
МОНИТОРИНГ | |||
МОНИТОРИНГ | |||
| Пальчиковая игра «Прогулка». Штриховка «Шарики». Рисование по клеточкам: квадрат, точка. | тетрадь, лист с заданием, простой карандаш | |
| Массаж карандашом. Штриховка «Грибочки». Графическое упражнение «Волна». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши | |
| Пальчиковая игра «Дружные пальчики». Штриховка «Ежик». Дорисуй линии и фигуры до конца строчки. | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши | |
| Массаж карандашом. Штриховка «Груша». Рисование по клеточкам точки. | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши | |
ОКТЯБРЬ | |||
7. |
| Пальчиковая игра «Братцы». Штриховка «Зонтик». Рисование по клеткам палочки. | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
8. |
| Массаж карандашом. Штриховка «Кленовый листочек». Продолжи узор. | тетрадь, счетные палочки, простой карандаши |
9. |
| Пальчиковая игра «Дружные пальчики». Штриховка «Дождик». Дорисуй линии и фигуры до конца строчки. | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
10. |
| Массаж карандашом. Выкладывание узоров из счетных палочек. Продолжи узор. | тетрадь, счетные палочки, простой карандаши |
11. |
| Пальчиковая игра «Прогулка». Штриховка «Дождик и лужи». Продолжи узор. | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
12. |
| Массаж карандашом. Выкладывание узоров из счетных палочек. Продолжи узор. | тетрадь, простой карандаши, счетные палочки |
13. |
| Пальчиковая игра «Лодочка». Графическое упражнение «Квадрат». Рисование по клеточкам: геометрические фигуры (треугольники и квадраты). | лист с заданием, тетрадь, простой карандаши |
14. |
| Массаж карандашом. Графическое упражнение «Треугольник». Рисование по клеточкам: геометрические фигуры (треугольники и прямоугольники). | лист с заданием, тетрадь, простой карандаши |
НОЯБРЬ | |||
15. |
| Пальчиковая игра «Строим дом». Графическое упражнение «Забор». Рисование по клеточкам: палочка. | лист с заданием, тетрадь, простой карандаши |
16. |
| Массаж карандашом. Графическое упражнение «Забор». Дорисуй линии и фигуры до конца строчки. | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
17. |
| Пальчиковая игра «Дружные пальчики». Штриховка «Белка с орехами». Рисование по клеточкам: геометрические фигуры. | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
18. |
| Массаж карандашом. Штриховка «Медведь с медом». Дорисуй линии и фигуры до конца строчки. | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
19. |
| Пальчиковая игра «Мои пальчики». Штриховка «Круг». Дорисуй линии и фигуры до конца строчки. | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
20. |
| Массаж карандашом. Штриховка «Платье для девочки». Графический диктант «Волна» (Рахманова Е.М.). | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
21. |
| Пальчиковая игра «Пятерка братцев». Штриховка «Матрешка». Графический диктант «Узор» (Рахманова Е.М.). | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
22. |
| Массаж карандашом. Штриховка «Клубника». Графический диктант «Волна» (Рахманова Е.М.) | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
23. |
| Пальчиковая игра «Мои пальчики». Штриховка «Чашка». Графический диктант «Узор» (Рахманова Е.М.) | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
ДЕКАБРЬ | |||
24. |
| Пальчиковая игра «Мы во двор пришли гулять». Штриховка «Снеговик». Графический диктант «Снеговик». | тетрадь, лист с заданием, цветные и простой карандаши |
25. |
| Пальчиковая игра «Елка быстро …». Штриховка «Елочка». Графический диктант «Елка». | тетрадь, лист с заданием, цветные и простой карандаши |
26. |
| Массаж карандашом. Штриховка «Заяц». Графический диктант «Заяц». | тетрадь, простой карандаши |
27. |
| Массаж карандашом. Штриховка «Волк». Графический диктант «Волк». | тетрадь, лист с заданием, цветные и простой карандаши |
28. |
| Пальчиковая игра «Зимние забавы». Штриховка «Зимняя шапка». Графический диктант «Снежинка». | тетрадь, лист с заданием, цветные и простой карандаши |
29. |
| Пальчиковая игра «Новый год». Штриховка «Варежки». Графический диктант «Сосульки». | тетрадь, лист с заданием, цветные и простой карандаши |
30. |
| Массаж карандашом. Штриховка «Елочные шар». Графический диктант «Елочный шар в виде сердца». | тетрадь, лист с заданием, цветные и простой карандаши |
31. |
| Пальчиковая игра «Зимние забавы». Штриховка «Елочный шар». Графический диктант «Елочный шар». | тетрадь, лист с заданием, цветные и простой карандаши |
ЯНВАРЬ | |||
32. |
| Пальчиковая игра «Зимние виды спорта». Игра соедини цифры «Зимние виды спорта» Графический диктант «Пингвин». Штриховка «Девочка на коньках». | тетрадь, простой карандаши |
33. |
| Массаж карандашом. Игра соедини по точкам «Санки» Графический диктант «Олень». Штриховка «Мальчик на лыжах». | счетные палочки, лист с заданием, цветные и простой карандаши |
34. |
| Пальчиковая игра «Дрозд-дроздок». Графический диктант «Летящая птица». Штриховка «Птичка». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
35. |
| Массаж карандашом. Графический диктант «Утка». Штриховка «Утка». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
ФЕВРАЛЬ | |||
36. |
| Пальчиковая игра «Барашки». Графический диктант «Кот». Штриховка «Кот». | тетрадь, простой карандаши |
37. |
| Массаж карандашом. Графический диктант «Собака». Штриховка «Собака». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
38. |
| Пальчиковая игра «Кораблик». Графический диктант «Пароход». Дорисуй по клеточкам «Пароход». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
39. |
| Массаж карандашом. Графический диктант «Корабль». Судоку «Корабль». | тетрадь, лист с заданием, простой и цветные карандаши |
40. |
| Пальчиковая игра «Веселый человечек». Графический диктант «Самолет». Соедини то точкам «Самолет». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
41. |
| Массаж карандашом. Графический диктант «Танк». Соедини то точкам «Танк». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
42. |
| Пальчиковая игра «Мамин день». Графический диктант «Девочка». Соедини то точкам «Девочку». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаши |
МАРТ | |||
43. |
| Пальчиковая игра «Наши мамы». Графический диктант «Цветочек». Судоку «Тюльпан». | тетрадь, лист с заданием, простой и цветные карандаши |
44. |
| Массаж карандашом. Графический диктант «Самовар». Продолжи узор «Самовары». | тетрадь, лист с заданием, простой и цветные карандаши |
45. |
| Пальчиковая игра «Игрушки». Графический диктант «Крокодил». Раскрась по цветам «Крокодил». | тетрадь, лист с заданием, цветные и простой карандаши |
46. |
| Массаж карандашом. Графический диктант «Рыбка». Соедини по точкам «Рыбка». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаш |
47. |
| Пальчиковая игра «Игрушки». Графический диктант «Машина». Судоку «Машина». | тетрадь, простой карандаши |
48. |
| Массаж карандашом. Графический диктант «Домик». Судоку «Дом». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаш |
49. |
| Пальчиковая игра «Весна пришла». Графический диктант «Подснежник». Соедини по точкам «Тюльпан». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаш |
АПРЕЛЬ | |||
50. |
| Массаж карандашом. Графический диктант «Журавль». Соедини по точкам «Сова». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаш |
51. |
| Пальчиковая игра «Птичка». Рисование по клеточкам «Лебедь». Соедини по точкам «Птичка». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаш |
52. |
| Массаж карандашом. Рисование по клеточкам «Змея». Соедини по точкам «Змея». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаш |
53. |
| Пальчиковая игра «Пробуждение природы». Рисование по клеточкам «Слон». Раскрась по цветам «Слон». | тетрадь, лист с заданием, цветные и простой карандаши |
54. |
| Массаж карандашом. Рисование по клеточкам «Кенгуру». Соедини по точкам «Кенгуру». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаш |
55. |
| Пальчиковая игра «Весна красна». Рисование по клеточкам «Верблюд». Соедини по точкам «Верблюд». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаш |
56. |
| Массаж карандашом. Рисование по клеточкам «Дельфин». Соедини по точкам «Дельфин». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаш |
57. |
| Пальчиковая игра «Пробуждение природы». Рисование по клеточкам «Осьминог». Судоку «Осьминог». | тетрадь, лист с заданием, цветные и простой карандаши |
МАЙ | |||
58. |
| Массаж карандашом. Рисование по клеточкам «Вертолет». Раскрась по цветам «Вертолет». | тетрадь, лист с заданием, простой и цветные карандаши |
59. | МОНИТОРИНГ | ||
60. |
| Пальчиковая игра «Солнышко-ведрышко!». Рисование по клеточкам «Попугай». Судоку «Попугай». | тетрадь, лист с заданием, простой и цветные карандаши |
61. |
| Массаж карандашом. Рисование по клеточкам «Щенок». Соедини по точкам «Собака». | тетрадь, лист с заданием, простой карандаш |
62. |
| Пальчиковая игра «За ягодами». Рисование по клеточкам «Бабочка». Судоку «Божья коровка». | тетрадь, лист с заданием, простой и цветные карандаши |
63. |
| Игра - викторина | счетные палочки, тетрадь, лист с заданием, простой и цветные карандаши |
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3.1. Описание материально – технической базы
(оборудование, материалы)
- шаблоны из геометрических фигур;
- трафареты;
- наборы карточек для штриховки;
- головоломки со счётными палочками;
- иллюстрации для диктантов по раскраскам;
- иллюстрации для линейных графических диктантов;
- подносы с манной крупой.
3.2. Описание предметно – развивающей среды
- светлое оборудованное помещение;
- магнитная доска;
- детские столы;
- детские стулья;
- ИКТ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по ритмопластике для детей старшего дошкольного возраста "Непоседы"
Кружок "Непоседы" рассчитан на 17 занятий - 1 раз в две недели...

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....
Доклад «Программа дополнительного образования «Степ-данс» для детей старшего дошкольного возраста».
Работа в окружной образовательной выставке «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы», филиал КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске. Доклад «Программа допол...
Презентация «Программа дополнительного образования «Степ-данс» для детей старшего дошкольного возраста».
Работа в окружной образовательной выставке «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы», филиал КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске. Презентация «Программа ...
Программа дополнительного образования "АБВГДей-ка" (для детей старшего дошкольного возраста)
Программа дополнительного образования «АБВГДей – ка»воспитателя Кальной Татьяны Евгеньевны направлена на интеллектуальное развитие речевого развития детей старшего дошколь...
Программа дополнительного образования «Золотая маска» для детей старшего дошкольного возраста.
Программадополнительного образования«Золотая маска»для детей старшего дошкольного возраста.Направленность: музыкально-театрализованнаяУровень: ознакомительныйВозраст воспитанников: 5 &nda...