Рабочая программа LEGO Умка
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности, как LEGO конструирование и образовательная робототехника. Главная цель работы – это развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 916.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 13 «Звёздочка»
(МБДОУ д/с № 13)
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБДОУ Д/С № 13 (протокол от «___» ________ 2020 г.) | УТВЕРЖДЁН приказом МБДОУ Д/С № 13 от «___» _________ 2020 г. |
ПЛАН РАБОТЫ
кружка «LEGO-УМКА»
для детей 5-6 лет
образовательная область «Познавательное развитие»
на период 2020-21 учебный год
Составитель:
С.П. Савенкова
воспитатель
г. Зеленогорск, 2020 г.
Оглавление
Раздел 1. | Целевой |
1.1. | Пояснительная записка |
Цель и задачи реализации рабочей программы | |
Принципы формирования рабочей программы | |
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы |
Раздел 2. | Содержательный |
2.1. | Содержание рабочей программы |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы |
2.3. | Взаимодействие с семьями |
Раздел 3. | Организационный |
3.1. | Режим дня |
3.2. | Перспективное планирование работы педагога |
3.3. | Традиционные праздники, развлечения и события |
3.4. | Описание материально-технического обеспечения программы |
3.5. | Список литературы |
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.
Конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.
Занятия по программе LEGO-конструирование положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Цель программы – создать оптимальные условия для развития познавательной и творческой деятельности воспитанников посредством освоения LEGO-конструирования.
Задачи:
- познакомить дошкольников с базовыми понятиями и простейшими основами механики, необходимыми для LEGO-конструирования;
- способствовать формированию знаний о видах транспорта и типах строений;
- содействовать формированию знаний о счёте, цвете, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для развития общих познавательных способностей детей: внимания, логического и образного мышления, памяти, воображения;
- способствовать развитию мелкой моторики рук и координации движения;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- содействовать воспитанию организационных и нравственно-волевых качеств личности: самостоятельности, дисциплинированности, развитию терпения и упорства в достижении цели.
Принципы формирования рабочей программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников.
- принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
- принцип систематичности, регулярности занятий;
- принцип личностно-ориентированного общения.
В процессе обучения дети выступают, как активные исследователи окружающего мира вместе со взрослыми, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения взрослого с детьми.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. 5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности – они сами решают, что и как будут конструировать.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.
В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
Так, последовательно, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у них развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. Таким образом, LEGO-конструирование, позволяет формировать у детей дошкольного возраста умения и навыки работы с современными техническими средствами, развивая у ребёнка познавательный интерес, техническое творчество.
Были проведены беседы с родителями, анкетирование и сделан вывод, что в качестве дополнительной работы с детьми взять кружок «LEGO-УМКА».
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Игра - необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети - неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Воспитанники выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее дети играют с теми собранными конструкторами, которые они собрали.
Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Чему дети должны научиться
- Называть основные детали LEGO-конструктора (назначение, особенности);
- Знать простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);
- Различать виды конструкций плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- Придерживаться технологической последовательности изготовления несложных конструкций.
- Уметь осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- Уметь конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- Конструировать по образцу;
- С помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- Реализовывать творческий замысел.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
Обязательная часть
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
При реализации программы важно учитывать индивидуальность каждого ребёнка. Виды деятельности организуются в форме игровых ситуаций.
Формы реализации программы:
- Образовательные события;
- Тематическая совместная деятельность;
- Выставки детских работ;
- Фотоотчёты.
2.3. Взаимодействие с семьями
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Главным условием успешного взаимодействия являются доверительные отношения. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу обучения детей конструированию.
Родители могут принимать непосредственное участие в вариативных формах реализации программы. Устное общение и индивидуальные консультации проводятся по запросам родителей.
Раздел 3. Организационный
3.1. Режим дня
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май по распорядку группы. При организации работы кружка учитываются режимные моменты. Длительность занятия не превышает 25 минут по подгруппам, что соответствует требованиям СанПиНа.
3.2. Перспективное планирование работы
№ п/п | сентябрь | |
Тема | Задачи | |
1 | Знакомство с элементами LEGO конструктора. (теоретическая часть) | Познакомить с основными деталями: балка, пластина, пластина угловая, кирпич, зубчатое колесо, ось, ремень, штифт. Закрепление новых знаний в игровой форме. |
2 | Игровая деятельность с конструктором. Игра «Найди такую же деталь, как на картинке». (практическая часть) | Свободная игровая деятельность детей, в процессе игры называются детали конструктора, предположения, где их можно применить. Д/и «Найди такую же деталь, как на картинке» - закрепление знаний о LEGO деталях. Пальчиковая гимнастика «ДОЖДИК» |
октябрь | ||
1 | Скрепление LEGO – деталей. (теоретическая часть) | Знакомить детей с различными видами крепежа в LEGO-конструировании через показ иллюстраций, демонстрацию слайдов. Наглядный показ педагога. |
2 | Постройка по замыслу с использованием различных видов креплений. (практическая часть) | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях в продуктивной деятельности. Пальчиковая гимнастика «РЫБКА» Игра «Чудесный мешочек» - повторение названий основных деталей конструктора. Демонстрация моделей с разными видами крепежа. Групповая работа детей (по 3-4 человека) Совместное обыгрывание построек. |
3 | Учимся читать схему. (теоретическая часть) | Познакомить детей со схемой постройки. Показать различные схемы, чертежи. Уточнить, какие детали используются в той или иной схеме, какие виды крепежа присутствуют. Сравнение готовой постройки (плоский домик) со схемой. Индивидуальная работа детей по воспроизведению плоского домика по предложенной схеме, с помощью педагога. |
4 | Конструируем объемный домик с забором | Продолжать работу с детьми по использованию схем и постройки модели по образцу. Пальчиковая гимнастика «ДОМИК» Рассматривание схемы – иллюстрации «Объемный домик с забором» - помочь детям определиться с выбором деталей для постройки (виды деталей и в каком количестве). Групповая работа детей по постройке домика Обыгрывание постройки. |
ноябрь | ||
1 | Конструируем мебель: диван, кровать | Научить детей конструировать предметы домашнего обихода по образцу. Демонстрация схемы изделий (диван, кровать) и готовых построек для отбора деталей. Пальчиковая гимнастика «ДОМ» Индивидуальная работа детей (помощь педагога) Использование построек в сюжетно-ролевых играх. |
2 | Конструируем мебель: стол, стул, шкаф с дверками | Продолжить обучать детей конструировать предметы домашнего обихода по образцу. Демонстрация схемы изделий (стол, стул, шкаф с дверками) и готовых построек для отбора деталей. Пальчиковая гимнастика «ДОМ» Индивидуальная работа детей (помощь педагога) Использование построек в сюжетно-ролевых играх. |
3-4 | Строим город. Обыгрывание построек. | Развивать умения анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве. Закрепить умение работать в коллективе. Постановка перед детьми проблемной ситуации. Рассмотреть иллюстрации с изображением различных видов зданий (многоэтажный дом, изба, здание театра, магазина, больницы и т. д). Определиться с постройками (какие здания будем сооружать, какие детали для этого нужны) Пальчиковая гимнастика «МОЙ ГОРОД» Коллективная работа детей (помощь педагога) Обыгрывание постройки. |
декабрь | ||
1 | Моделируем домашних животных по схеме: кошка, собака, лошадь | Расширить представлений детей о домашних животных, их внешнем виде. Беседа «Каких домашних животных вы знаете?» Демонстрация фигурок животных, схем их конструирования, готовые образцы. Определение деталей, необходимых для их изготовления. Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА» Групповая работа детей по схемам (3 группы по 4 человека) |
2 | Постройка загонов для животных. Обыгрывание построек. Выставка работ | Продолжать уточнять и расширять представления детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни. Беседа «Где живут домашние животные» Рассматривание иллюстраций, где изображены стойла, загоны для животных. Знакомство со схемой постройки, определение с видом и количеством деталей. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» Коллективная постройка загона для животных по образцу. Обыгрывание постройки. |
3 | Постройка по замыслу. | Формировать у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. Пальчиковая гимнастика «РЫБКА» Групповая или индивидуальная работа детей (по желанию), помощь педагога в выборе деталей. |
4 | Моделируем новогоднюю елочку (по схеме) | Развивать фантазию и воображение, умение передавать форму объекта средствами конструктора; закреплять навыки скрепления. Загадка про елочку. Рассмотреть различные иллюстрации с изображением елки, выявить основные признаки дерева (зеленое, пирамидальное и т.д). Внимательно рассмотреть схему моделирования елки, определиться с выбором деталей. Пальчиковая гимнастика «Новый Год» Индивидуальная работа детей (помощь педагога) Организация мини-выставки. |
январь | ||
1 | Моделируем новогоднюю игрушку (по образцу на выбор) Выставка работ | Развивать фантазию и воображение, умение передавать форму объекта средствами конструктора; закреплять навыки скрепления. Беседа «Что такое Новый год» Демонстрация слайдов с изображением новогодних праздников. Демонстрация схем моделирования различных новогодних игрушек. Помощь детям в выборе игрушки для моделирования. Пальчиковая гимнастика «На ёлке» Индивидуальная работа детей (помощь педагога по мере необходимости) Выставка детских работ. |
2 | Свободная игровая деятельность детей. Учимся конструировать по условиям. | Учить детей сооружать постройку по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать). Беседа «Как соорудить модель по условиям» Игра «Изобрази животное по заданным условиям» Изготовление модели автомобиля по условиям (легковой, красный) совместно с показом педагога. Обыгрывание постройки. |
3 | Строительство дома по заданным параметрам: два окна, крыльцо, высокая крыша. | Продолжать учить детей сооружать постройку по условиям. Игра «Изобрази животного по заданным условиям» Постановка перед детьми проблемной ситуации (Строительство дома по заданным параметрам: два окна, крыльцо, высокая крыша) Определение вида и количества деталей. Пальчиковая гимнастика «Дом» Групповая работа детей (по 4 человека) Мини-выставка |
февраль | ||
1 | Конструирование фигуры человека. | Познакомить с понятием равновесие, симметрия, расширение словарного запаса. Загадка о человеке. Рассмотреть иллюстрации с изображением людей, уточнить какие основные части тела есть у человека (голова, туловище, руки, ноги) Показ педагога по изготовлению фигуры человека Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Индивидуальная работа детей (помощь педагога по необходимости) Использование построек в сюжетно-ролевых играх. |
2 | Конструируем персонажей сказки | Обучать уметь планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора. Загадки о сказочных героях. Рассмотреть иллюстрации с изображением сказочных героев. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Индивидуальное моделирование сказочных героев (по выбору детей), помощь педагога по необходимости. |
3 | Конструирование грузового автомобиля | Уточнять и расширять представления детей о транспорте. Загадка о грузовике. Игра «Мы едем, едем, едем…» Закрепить умение называть детали конструктора, необходимые для постройки автомобиля. Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Индивидуальная работа детей параллельно с показом педагога. Обыгрывание моделей. |
4 | Строим гараж для машин. Обыгрывание построек. Выставка работ | Продолжать уточнять и расширять представления детей о транспорте. Беседа «Где живут машины» Рассмотреть иллюстрации, где изображены стоянки, парковки, гаражи. Познакомить со схемой постройки, определение с видом и количеством деталей. Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Коллективная постройка гаража для машин по образцу. Обыгрывание постройки. |
март | ||
1 | Учимся конструировать по замыслу. (теория) | Формировать у детей устойчивый интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. Игра «Угадай, чего не стало» (используются детские поделки, изготовленные ранее) Беседа «Что вам нравится конструировать больше всего?» (индивидуальные ответы) Познакомить детей с алгоритмом постройки по замыслу (в виде мнемосхемы) |
2 | Учимся конструировать по замыслу. (практика) | Формировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы). Определиться с выбором постройки (индивидуально) Помощь педагога в выборе деталей для моделирования. Индивидуальная работа детей. Мини-выставка и рассказы детей о своих моделях. |
3 | Подарок для мамы: цветок. | Закрепить навыки постройки устойчивых и симметричных моделей. Беседа «8 Марта - Мамин праздник» Загадка про цветы. Рассмотреть схемы и образец модели цветка. Выбор деталей. Пальчиковая гимнастика «Цветок» Индивидуальная работа детей (помощь педагога при необходимости) |
4 | Моделирование по замыслу. Выставка работ | Формировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. Игра «Чудесный мешочек» Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы). Индивидуальная работа детей. Выставка работ |
апрель | ||
1 | Конструирование кораблика из крупного LEGO конструктора | Развивать умение конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта. Загадка про кораблик. Иллюстрации с изображением разных видов кораблей. Определить основные части корабля (корма, палуба, и т.д) Определиться с выбором деталей для постройки из крупного конструктора. Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Коллективная постройка корабля. Сюжетно-ролевая игра «Отправляемся в плавание» |
2 | Конструирование ракеты | Развивать умение конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта. Беседа «12 апреля - День космонавтики» Просмотр иллюстраций, слайдов на тему космоса. Рассмотреть схемы постройки ракеты, выбор деталей. Пальчиковая гимнастика «Космос» Групповая работа детей - постройка ракеты по схеме. Использование построек в сюжетно-ролевых играх. |
3 | Конструирование самолета | Развивать умение конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта. Загадывание загадок про самолет. П/и «Самолет» Рассмотреть схемы постройки самолета. Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Индивидуальная работа детей Обыгрывание построек. |
4 | Конструирование легкового автомобиля. Выставка работ | Развивать умение конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта. Игра на внимание. «Летает, плавает или едет». Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы). Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Индивидуальное моделирование легкового автомобиля по замыслу ребенка. Выставка работ различных видов транспорта. |
май | ||
1 | Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | Формировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. Игра "Продолжи логический ряд" Игра «Чего не стало» Игра «Найди постройку по условиям» Свободная игровая деятельность детей. |
2 | Конструирование «Мой любимый детский сад» (коллективная) Обыгрывание построек. | Формировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. Рассмотреть фото детского сада, для определения моделируемых построек. Выбрать детали для моделирования. Пальчиковая гимнастика «Моя группа» Коллективное конструирование. Обыгрывание построек. |
3 | Открытое занятие для родителей «Путешествие в страну LEGO» | Закрепить умение детей строить по образцу. Развивать наглядно-действенное мышление. Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке. |
4 | Конструирование по замыслу детей (диагностика) Итоговая выставка | Мониторинг освоения конструктивно-модельной деятельности. |
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
- учебно-тематический план;
- методическая литература по лего-конструированию (список литературы);
- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий (список литературы);
- схемы пошагового конструирования (Приложение 1)
- иллюстрации различных построек (Приложение 1)
- картотека пальчиковых игр (Приложение 2)
- картотека физминуток
- стихи, загадки по темам занятий
- 3.3. Описание материально-технического обеспечения программы.
Наборы конструкторов LEGO DUPLO:
- «Больница»;
- «Замок для Золушки»
- «Большой городской зоопарк»
- «Дом для семьи»
- «Лесовоз»
3.4. Список литературы:
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО – Дошкольное воспитание. 2009г., № 2, стр. 48-50.
2. Комарова Л. Г. «Строим из лего». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва, 2011г.
3. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду». 2002 г.
4. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Изд-во СФЕРА, Москва, 2012г.
Электронные версии:
1. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Челябинск-2014г.
http://infourok.ru/motodicheskoe_posobie_lego-konstruirovanie_v_detskom_sadu-366883.htm
2. Кузнецова О. В. «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390
3. Максаева Ю.А. «Лего - конструирование как фактор развития одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Схемы пошагового конструирования
Стол, стул.
Шкаф с дверцами
Самолёт
Лошадь
Автомобиль
Лошадь с телегой
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика
«ДОЖДИК»
Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками.
Левая начинает с мизинца, правая—
с большого пальца.)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу
пальчиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и
указательным пальчиками
А куда ему спешить? обеих рук по столу.)
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то
«По газону не ходить!» кулачками по столу.)
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)
— Ох! (Один хлопок.)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.)
Газон засох.
«БУРЁНУШКА»
Дай молочка, Буренушка, (Дети показывают, как доят
Хоть капельку — на донышке. корову.)
Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из
Малые ребятки. пальчиков.)
Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному паль-
Творогу немножечко, чику на обеих руках.)
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье (Снова «доят».)
Молоко коровье.
«НА ЁЛКЕ»
Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.)
После добрый Дед Мороз (Дети «шагают» средним и указатель-
Нам подарки преподнес. ным пальцами обеих рук по столу.)
Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.)
В них же — вкусные предметы: (Делают ритмичные хлопки.)
Конфеты в бумажках синих, (Загибают на обеих руках пальчики, Орешки рядом с ними, начиная с большого.)
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
«НАША ГРУППА»
В нашей группе все друзья. (Дети ритмично стучат
кулачками по столу.)
Самый младший — это я. (Разжимают кулачки,
Это Маша, начиная с ми зинчика.)
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
«РЫБКА»
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями
Рыбке весело играть. изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают,
как плывет рыб ка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное
движение обеи ми руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)
Рыбка быстро уплыла.
«КОТЯТА»
У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем,
Сейчас все котята по парам стоят: пальцы прижимаем друг к другу.)
Два толстых, два ловких, (Постукиваем соответствующими
Два длинных, два хитрых, пальцами друг о друга
Два маленьких самых (от большого к мизинцу).
И самых красивых.
«КРОЛИК»
Маленький кролик (Кисти прижать к голове, как ушки.)
С большими ушами,
Розовым носом, (Дотронуться до носа.)
Смешными усами. (Указательные пальцы прижаты к губам.)
Норку глубокую роет себе (Роем ноку.)
Сильными лапками
В мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе ("Чистим шёрстку".)
Или спит. (Руки кладём под щёку.)
Кролик ушами всегда шевелит. (Шевелим "ушами".)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов. (Закрыть лицо ладонями.)
«ДОМИК»
Под грибом - шалашик-домик, (Ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик. (Постучать кулаком одной руки о
Мы тихонько постучим, ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. («Звоним в колокольчик»)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (Ладони ребром прижаты друг к другу)
А на нем - дубовый стол. (Показываем стол)
Рядом - стул с высокой спинкой (Показываем стул)
На столе - тарелка с вилкой. (Ладонь левой руки направлена
И блины горой стоят - вверх (тарелка), правая рука (вилка):
Угощенье для ребят. ладонь направлена вниз,
четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
«ДОМ»
Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами "окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)
Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом).
Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс".)
Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (Пальцы-лепестки смотрят вверх).
«ПАЛЬЧИКИ»
Этот пальчик хочет спать. (Загибать пальцы на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит. (Руки кладём под щёку.)
Солнце красное взойдет, (Поднять левую руку и
Утро ясное придет, распрямить все пальчики)
Будут птички щебетать, (Шевелить пальцами.)
Будут пальчики вставать!
МОЯ СЕМЬЯ
У нас живет большая (Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках:
Соединить одноименные пальцы рук, образуя
шар.)
И дружная семья: (Соединить пальцы обеих рук
в рукопожатии.)
Папа, мама, бабушка, (Разъединить руки, поочередно сгибать пальцы
Дедушка и я правой руки , начиная с большого.).
На меня похожий, (Поочередно сгибать пальцы левой руки,
Забавный младший брат. начиная с большого.)
Он подрос и ходит (Разжать кулаки, подняв пальцы обеих рук вверх.)
Со мною в детский сад (Сложить руки «домиком».)
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Наша кошка из окошка (Соединить все пальцы правой руки
с большим.)
Наблюдает за дорожкой. (Соединить все пальцы левой руки
с большим.)
Там гуляет очень злой (Соединить все пальцы обеих рук
с большими.)
Пес – лохматый и большой. (правой рукой изобразить «собаку»:
большой палец поднять вверх,
указательный согнуть и прижать к
остальным пальцам.)
ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
Снова осень наступает. (Касаться стола подушечками пальцев
правой руки, начиная с большого.)
И до следующей весны (Касаться стола подушечками пальцев
левой руки, начиная с большого.)
В птичьих стаях улетают (Касаться стола подушечками пальцев
правой руки, начиная с большого.)
Ласточки, скворцы, грачи, (Касаться стола подушечками пальцев
Лебеди и журавли. левой руки, начиная с большого.)
ЗИМА
Падают первые с неба снежинки, (Поднятые вверх руки медленно
опустить вниз, совершая легкие
колебательные движения пальцами.)
Легкие-легкие, словно пушинки, (Соединить последовательно пальцы
обеих рук, начиная с больших.)
Медленно, плавно на землю ложатся, (Соединенные вместе пальцы обеих
рук поворачивать то вверх, то вниз.)
Белым ковром под ногами искрятся. (Положить ладони на стол, пальцы
широко развести в стороны: легко
барабанить пальцами по столу.)
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
«Пи-пи-пи, - пищат цыплята. (Руки на столе ладонями вниз.
Ритмично разводить и соединять
пальцы правой руки.)
«Кря-кря, - крякают утята. (Руки на столе ладонями вниз.
Ритмично разводить и соединять
пальцы левой руки.)
А гусята: «Га-га» - (Руки на столе ладонями вниз.
Ритмично разводить и соединять
пальцы обеих рук.)
Просят зернышек с утра. (Поднять руки ладонями вверх,
пальцы собрать в щепоть, потереть
большими пальцами остальные пальцы.)
НОВЫЙ ГОД
В зале шум, (Хлопать ладонями друг о друга.)
веселый смех, ( Сжимать, разжимать кулаки.)
Настроенье есть у всех. (Соединять пальцы обеих рук по
очереди с большим.)
Новый год в саду встречаем, (Ладони повернуть от себя, пальцы
переплести между собой –«елка».)
Всех на праздник приглашаем. (Развести руки в стороны.)
ТРАНСПОРТ
Называть я транспорт буду: (Ладони прижаты друг к другу: делать
перетирающие движения (вперед-назад).)
Поезд, лодка, самолет… (Соединять последовательно большие,
указательные и средние пальцы обеих
рук между собой.)
Про автобус не забуду (Соединить безымянные пальцы обеих
рук.)
И машину-вездеход. (Соединить мизинцы обеих рук.)
КОСМОС
Вот немного подрасту, (Соединить все пальцы рук с большими,
начиная с указательных.)
На ракете полечу. (Соединить руки, прижав пальцы друг
к другу, - «ракета».)
Космонавтом буду я, (Соединить все пальцы рук с большим,
начиная с мизинцев.)
Звезды в небе ждут меня. (Пальцы левой руки развести в стороны,
пальцы правой руки ввести между
пальцами левой и сжать – «звездочка».)
МОЙ ГОРОД
Это улица моя, (Левая рука перед грудью, ладонью вверх.
Указательным и средним пальцами правой
руки «бежать» по раскрытой ладони.)
Здесь высокие дома, (Ладони параллельно друг другу,
пальцы подняты вверх.)
Детский садик мой и школа - (Изобразить пальцами «домик»; затем
ладони опустить параллельно на уровень
груди, локти развести в стороны, соединить
руки, соприкасаясь средними пальцами.)
Там учиться буду я. (Согнув локоть, поднять правую руку вверх.
Левую руку согнуть и приложить ладонью
вниз к правому локтю.)
ЛЕТО
Вот и лето наступает, (Последовательно соединять пальцы
обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)
Всех на отдых приглашает, (Соединять одноименные пальцы рук,
начиная с больших.)
Будем плавать, загорать (Круговые движения кистями; затем руки
ладонями вверх поднести друг к другу,
мизинцы вместе.)
И на даче отдыхать. (Показать «домик».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "УМКа"
Программа внеурочной деятельности по курсу «Умники и умницы» составлена на основе учебного пособия «Шаг в математику» А.П. Багунц, М.И. Мирошник.Программа данного курса п...
Дополнительная рабочая программа "LEGO country"
Применение LEGO- конструирования в старшей группе с научно- технической направленностью способствует формированию у детей умения учиться и формирует навыки исследовательского поведения....
Рабочая программа кружка "Умка"
Наблюдения за детьми показывают у некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур. ...
Рабочая программа кружка "Умка" в средней группе.
Рабочая программа кружка«Умка»по развитию логико-математическихспособностей детей 4-5 лет группы №9 «Звездочка». Воспитатели:Кондр...
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет группы № 20 «Непоседы».
Цель программы: Развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр....
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет ...
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет.
Рабочая программа кружка«Умка»по развитию логико-математическихспособностей детей 4-5 лет....