Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет группы № 20 «Непоседы».
рабочая программа по математике (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_umka_srednyaya_gruppa.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Умка»
по развитию логико-математических
способностей детей 4-5 лет
группы № 20 «Непоседы».
Воспитатель:
Щербакова О.П.
г. Озерск, 2022
Паспорт программы.
Название программы | Дополнительная образовательная программа «Умка». |
Составитель: | Щербакова Ольга Павловна |
Вид: | Адаптированная. |
Направление программы: | Познавательная. |
Цель программы: | Развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр |
Задачи программы: | 1.Развитие логического мышления и основных мыслительных операций; 2.Развитие математических способностей и склонностей; 3.Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки. |
Возраст детей, на которых рассчитана программа: | 4 – 5 лет. |
Срок реализации: | 1 год. |
Основные блоки: | 1. «Количество и счет». 2. «Ознакомление с геометрическими фигурами». 3. «Определение величины». 4. «Ориентировка во времени, пространстве». «Решение логических задач». |
Пояснительная записка
- Введение
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
• интеллектуальное развитие;
• создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному -развивающему обучению.
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики, мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
1.2. Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и
математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
1.3. Основными задачами реализации программы являются:
• Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.
• Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания секреционного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.
• Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.
• Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.
• Развивать умение работать со схемой.
•Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.
• Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
• Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
• Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
1.4. Разделы рабочей программы:
- «Количество и счет»
Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 5, закреплять понимание отношений между числами, устанавливать равенство и
неравенство двух групп предметов, развивать психические процессы: внимание,
память, логические формы мышления.
- «Ознакомление с геометрическими фигурами».
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах,
развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
- «Определение величины».
Цель: развивать представление о величине (длинный-короткий, широкий-узкий, высокий- низкий, большой- маленький), умение сравнивать способом
наложения, приложения и с помощью счета и измерения, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
- «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Развивать ориентирование на плоскости стола (вверху-внизу, слева-справа, в
середине), в пространстве (передвижения в пространстве, анализ планов-схем), чувство времени (сейчас-потом, утро-вечер, день-ночь); дать представления о последовательности времен года.
- «Решение логических задач»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, сериации, классификация, обобщение).
1.5. Возраст детей – 4-5 лет
1.6. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2020-2021 учебного года.
К концу года дети освоят:
• сенсорные эталоны формы, цвета.
• Знаки и символы свойств (наличие и отрицание)
• Предметные схематические модели (лесенка, обруч)
• Представления об отношениях соответствия и порядка.
• Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов по форме, размеру, количеству.
• Отражение в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и синего обручей)
• повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Формирование интереса к развивающим играм.
1.7. Формы и методы обучения:
Групповой – занятия проводятся по подгруппам;
Индивидуальный – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.
Наглядные, демонстрационные.
Репродуктивные – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Словесные – даются объяснения, рекомендации, указания.
1.8. Используемые игровые пособия и материалы:
-Блоки Дьенеша
-Палочки Кьюизенера
-Пособие «Веселые цветные числа»
-Альбом «Лепим нелепицы»
-Альбом «Дом с колокольчиком»
-Альбом «На золотом крыльце…»
-Раздаточный материал «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
-Альбом «Страна блоков и палочек»
-Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша.
-Схематические изображения деревьев, домиков для классификации.
-знаки-символы.
-обручи.
1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года.
Мониторинг проводится по 4 бальной системе диагностирования:
4 балла – высокий уровень
3 балла – средний уровень
2 балла – низкий уровень
1 балл – низший уровень
Перспективный план работы
Месяц | № Темы занятия | Цель | Используемые Игры, пособия |
Сентябрь | Диагностика | ||
N1 «Игры с палочками Кюизенера» | -знакомство с палочками Кюизенера -закреплять понятия «один», «много» -Учить соотносить палочки по цвету, длине, расположению | 1.Игра «Змейка» (стр.6 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: рисуем картину «Красная шапочка и волк» (стр.1 альбом «дом с колокольчиком») | |
N 2 «Играем с блоками Дьенеша» | - знакомство с блоками Дьенеша - анализируем свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие, - сравнение блоков по одному признаку | 1.Игра: «Помоги муравьишкам» (стр.74, вариант 1, Носова «Логикоматематическое развитие дошкольников) 2.Сочиняем небылицы (стр.1, 2,4,5 альбом «Лепим нелепицы) | |
Октябрь | N3 «Волшебные фигуры» | -учить анализировать, сравнивать, находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по одному свойству блоков. | Игра «Дорожки» (стр.79, вариант 1, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) |
N4 «Сравниваем по цвету и длине» | -классификация предметов по цвету и длине -работать по алгоритму -сравнивать предметы по длине -соотносим палочки по цвету, длине, расположению | 1.Игра «Разноцветные вагончики» (стр.7 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: картина «Серый волк» (стр.3 альбом «дом с колокольчиком») | |
N5 «Форма, размер и цвет» | -знакомство со знаками-символами -научить группировать блоки по двум, трем свойствам (форме, размеру, цвету) | 1.Занятие «Знакомство со знаками-символами» (демонстрационный материал с.1-4, неперечеркнутые знаки) 2.Игра «Кондитерская фабрика» (демонстрационный материал, картотека игр с блоками и палочками) | |
N 6 «Число 1 и 2» | -закрепить умение сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. -познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. -соотносим палочки по цвету, длине, расположению | 1. «Число 1 и 2» (стр.10 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: картина «Дюймовочка» (стр.4 альбом «дом с колокольчиком») | |
N7 «Форма, величина, цвет» | -научить составлять описание свойств блока, пользуясь моделью. - научить ориентироваться на знакисимволы свойств и группировать по несовместимым свойствам | 1.Упражнение «Расскажи о своем блоке» (демонстрационный материал) 2.Игра «Где чей гараж?» (стр.83, вариант 1, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) | |
Ноябрь | N 8 «Ориентировка в пространстве» | -учить сравнивать по высоте- выше, ниже, одинаковые по высоте -Закрепить цвета -учить ориентироваться в пространстве- слева, справа | 1.Задание «Забор» (стр.8 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: выкладывание из палочек «Домик с забором» (стр.3, альбом «На золотом крыльце…») |
N9 «Решение логических задач» | -учить читать «схемы», следовать правилу | Игра «Вырастим дерево» (стр.93, вариант 1, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) | |
N10 «Число 3» | -познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой -учить называть по порядку тчислительные от 1 до 3 -упражнять в ориентировке в пространстве -учить составлять треугольники из палочек разной длины | 1. «Число 3» (стр.11 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Игра «Треугольники» (стр.12 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и палочек разной длины. занятия с палочками Кюизенера) | |
N11 «Осень» | -развитие инициативы и самостоятельности, творческого мышления -учить сравнивать и уравнивать по количеству -ориентировка во времени | Выставка картин на тему «Осень» (стр. 4 альбом «страна блоков и палочек») | |
Декабрь | N12 «Цветные числа» | -закрепить представление о числе 1,2, 3 на основе счета и измерения. | 1.Упражнения: -считаем квадратики в розовой и голубых полосках (плоскостной вариант палочек) - строим лесенку из 3-х полосок, палочек (белой, розовой, голубой), «шагаем» по ней, называем числа по порядку. 2.Самостоятельная деятельность: картина «Черепаха Тортила» (стр.9 альбом «дом с колокольчиком») |
N13 «Фигуры и свойства» | - анализируем свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие, -сравнение блоков по двум признакам | Игра: «Помоги муравьишкам» (стр.74, вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) | |
N14 «Число 4» | -познакомить детей с образованием числа 4 и соответствующей цифрой -учить считать в пределах четырех -закреплять умение различать количественный счет от порядкового. | 1. «Число 4» (стр.17 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: выкладывание из палочек силуэта кита (стр.7, 1блок, альбом «На золотом крыльце…») | |
N 15 -учить анализировать, сравнивать 1. Игра «Дорожки» «Играем с блоками» | - учить анализировать, сравнивать, находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по двум свойствам блоков. | Игра «Дорожки» (стр.79, вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) 2.Самостоятельная деятельность: придумываем и составляем украшения для новогодней елки. (из блоков и палочек) | |
Январь | N16 «Волшебные блоки» | -учить анализировать, сравнивать - находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по одному свойству блоков. | 1.Игра «Домино» (стр.80, вариант 1, Носова «Логикоматематическое развитие дошкольников) 2.Самостоятельная деятельность: Сочиняем небылицы (стр.10,11 альбом «Лепим нелепицы) |
N17 «Количество и счет» | -учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины -сравнивать предметы по высоте -упражнять в счете, в различении количественного и порядкового счета | 1.«Строительство домов» (стр.13 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2. Самостоятельная деятельность: «дорисовать картинку по сюжету сказки «Три медведя» (стр.5, альбом «Дом с колокольчиком») | |
N18 «Решение логических задач» | -учить выделять и называть свойства (форма, размер, цвет) общие для пары блоков -учить ориентироваться на знаки-символы блоков -закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма-цвет), используя таблицу | 1. «Дружные блоки» (демонстрационный материал, стр.6) 2. «найди две ошибки» (демонстрационный материал, стр.7) | |
Февраль | №19 «Считаем, измеряем» | -закрепить представление о числе 1,2, 3, 4 на основе счета и измерения. | 1.Упражнения: -считаем квадратики в розовой и голубой, красных полосках (плоскостной вариант палочек) - строим лесенку из 4-х полосок, палочек (белой, розовой, голубой, красной), «шагаем» по ней, называем числа по порядку. 2.Выкладываем из палочек силуэта мышки (стр.8, 1блок, альбом «На золотом крыльце…») |
N20 «Игры с блоками» | -учить ориентироваться на знаки- символы свойств блоков, разбивать и группировать по несовместимым свойствам. | Игра «Засели домик» (стр.86, вариант 1, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) | |
N21 «Ориентировка в пространстве» | -учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки -ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко | «Дачный поселок» (стр.18 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) | |
N22 «Зима» | -развитие инициативы и самостоятельности, творческого мышления -учить сравнивать и уравнивать по количеству -ориентировка во времени | Выставка картин на тему «Зима» (стр. 1 альбом «страна блоков и палочек») | |
Март | N23 «Число 5» | - познакомить с числом 5 на основе счета и измерения. -закрепить представление о числе 1,2, 3,4 на основе счета и измерения. -учить соотносить палочки по цвету, размеру расположению | 1.Упражнения: -считаем квадратики в розовой и голубой, красных полосках (плоскостной вариант палочек) - строим лесенку из 5-ти полосок, палочек (белой, розовой, голубой, красной, желтой), «шагаем» по ней, называем числа по порядку. 2.Выкладывание сюжетной картинки «Птичий двор» (стр.15,16, 1блок, альбом «На золотом крыльце…») |
N24 «Игры с блоками» | -учить анализировать, сравнивать - находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по двум свойствам блоков. | 1.Игра «Домино» (стр.80, вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) 2. Сочиняем небылицу «Мы вдвоем катали ком…» (стр.7, альбом «Лепим нелепицы) | |
N25 «Сравниваем, считаем» | -закреплять знание чисел в пределах 5 -учить сравнивать предметы по длине -учить ориентироваться в пространстве -учить преобразовывать конструкцию предмета. | 1. «Скворечник» (стр.23 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: выкладывание сюжетной картины «аквариум-силуэты» (стр.17,18, альбом «На золотом крыльце..») | |
Апрель | N 26 «Волшебные блоки» | - научить ориентироваться на знаки-символы свойств и группировать по Несовместимым свойствам | Игра «Где чей гараж?» (стр.83, вариант2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) |
N27 «Решение логических задач» | -развить умение группировать блоки по двум-трем свойствам (форме, размеру, цвету) -учить ориентироваться на два-три свойства знака-символа блоков. | 1.Игра «Кондитерская фабрика» (демонстрационный материал, картотека игр) 2.Сочиняем небылицу и выкладываем силуэт крокодила (стр.6, альбом «Лепим нелепицы») | |
N28 «Количество и счет» | -упражнять детей в сравнении предметов по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине) -моделировать предмет по словесной инструкции -учить ориентироваться в пространстве | 1. «Кукла Маша» (стр.26, Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: выкладывание силуэта «Улитка на солнышке» (стр.11, альбом «На золотом крыльце») | |
N29 «Решение логических задач» | -освоение способа декодирования знаков-символов -учить ориентироваться на три свойства знака-символа блоков. - учить собирать блоки в группу - развитие логики, мышления | 1.Игра «Шерлок Холмс ищет преступника» (демонстрационный материал, картотека игр) 2. Сочиняем небылицу и выкладываем силуэты лягушки и петуха (стр.8, альбом «Лепим нелепицы») | |
N30 «Считаем» | - развивать смекалку и сообразительность - учить детей составлять фигуры из палочек -сравнивать и уравнивать по количеству полоски палочки | 1.«Шагаем по числовой лесенке» (стр.13, 14 альбом «На золотом крыльце…») 2.Дорисуй картинку к сказке «Три медведя» (стр.10, альбом «Дом с колокольчиком») | |
Май | N31 «Волшебные блоки» | - развитие мелкой моторики, речи -учить ориентироваться на знакис-имволы -учить анализировать, сравнивать - находить объекты с одинаковыми и разными свойствами -действовать по правилам -учить ориентироваться по двум свойствам блоков. | 1.Сочиняем небылицу и выкладываем силуэты козы и стрекозы (стр.9, альбом «Лепим нелепицы») 2.Игра «Дорожки» (стр.79, вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) |
N32 «Весна наступила» | -учить выкладывать картины из палочек, блоков - тренировка мелкой моторики руки -развитие инициативы и самостоятельности, творческого мышления, логики -учить сравнивать и уравнивать по количеству -ориентировка во времени | Выставка картин на тему «Весна» (стр. 2, альбом «страна блоков и палочек») | |
Диагностика |
Используемая литература:
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»
Е.А. Носова, З.А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников»
«Комплексные занятия. Средняя группа» под редакцией М.А. Васильевой
1. Математика от трех до шести. Учебно – методическое пособие для
воспитателей детских садов / Сост. З.А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: Издво «Акцидент»., 1995.
2. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб «Детство – Пресс», 2000.
4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.
Дидактические материалы:
Финкельштейн Б. Б. Альбом-игра «Дом с колокольчиком» (от 3-х до 5-ти)
Финкельштейн Б. Б. Комплект игр и упражнений с цветными счётными
палочками Кюизенера «На золотом крыльце…»
Комплект игр с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»
Альбомы «Чудо кубики», «Чудо кубики 2», «Маленькие логики 2», «Лепим
нелепицы»
Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина «Сложи
узор».
Таблица мониторинга
№ | Список детей | «Количество и счет» | «Ознакомление с геометрическими фигурами» | «Определение формы, величины, цвета» | Ориентировка во времени, в пространстве | Решение логических задач |
1. | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 | ||||||
25 | ||||||
26 | ||||||
27 |
Учет посещаемости и работы кружка
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Месяц___________________________________ | ||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||
14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинк к программе дополнительного образования о развитию логико – математических способностей у детей «Сказки филетового леса»
Критерии и уровни освоения программы дополнительного образования о развитию логико – математических способностей у детей «Сказки филетового леса»...
Программа дополнительного образования по развитию логико -математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих сила...
Рабочая программа кружка по физическому развитию «Непоседы» (подвижные игры) в младшей группе
Цели программы: удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития.Задачи:-Развивать у детей двигате...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) «Наш дом - природа»
Цель кружковой работы:развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интере...
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет ...
Рабочая программа кружка Бусинки" по развитию мелкой моторики у детей старшей и подготовительной групп детского сада.
данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики,необходимых для выполнение предметно-практических действий.Занятия направлены на развитие познавате...
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет.
Рабочая программа кружка«Умка»по развитию логико-математическихспособностей детей 4-5 лет....