РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "УМКа"
рабочая программа по математике (старшая группа) по теме

Шатова Елена Викторовна

 Программа внеурочной деятельности по курсу «Умники и умницы» составлена на основе учебного пособия «Шаг в математику» А.П. Багунц, М.И. Мирошник.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) плана – программы кружка «Умники и умницы»

б) двух рабочей тетради для воспитанников на печатной;

 Курс включает 27 занятий: 1 занятия в неделю

Материал каждого занятия рассчитан на 25 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Принято

 собранием педагогического совета

 МБОУ «Заостровская СШ»

 структурное подразделение

 «Детский сад с. Заостровье»

 Протокол №

  «___» _________2017 г.

Утверждено

директором

МБОУ «Заостровская СШ»

Д. П. Ермолиным

_____        /_____________/

  ФИО

 «___» _________        2017 г.

Структурное подразделение «детский сад с. Заостровье»

МБОУ «Заостровская СШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

"УМКа"

для детей старшего дошкольного возраста

(направление: практическое, интеллектуально-познавательное)

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Шатова Е.В. – воспитатель

2017 год

Аннотация к рабочей программе

кружка "УМКа"

 Программа внеурочной деятельности по курсу «Умники и умницы» составлена на основе учебного пособия «Шаг в математику» А.П. Багунц, М.И. Мирошник.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) плана – программы кружка «Умники и умницы»

б) двух рабочей тетради для воспитанников на печатной;

 Курс включает 27 занятий: 1 занятия в неделю

Материал каждого занятия рассчитан на 25 минут.

Цель:

Создание условий для становления и развития первоначальных математических способностей, адаптация к условиям школьной жизни.

Задачи:

Целенаправленное систематическое развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления;

Становление первоначальных математических представлений

Становление положительной учебной мотивации, мотивации общения;

Совершенствование и приобретение приемов самообслуживания, организация рабочего пространства, работы с учебными принадлежностями (тетрадь, ручка, карандаш), навыков личной гигиены;

Воспитывать самостоятельность, умение работать в группе, действовать по определенным правилам

Направления работы:

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Дидактические игры

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические

игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различии, выделении, названии множеств, чисел, геометрических фигур,

направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из

игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Дидактические игры и игровые упражнения

способствуют развитию любознательности и умственных способностей

 ( задачи-шутки, загадки, головоломки)

Развитию любознательности и умственных способностей у детей способствуют игры на составление плоскостных изображений предметов

из специальных наборов геометрических фигур.

Математические игры и задачи

Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем. Особый интерес вызывают

задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условия задачи, ребенок должен быть очень

внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения

задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т.д.

Математические развлечения

Все дети любят праздники и развлечения. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребенка, сплачивают детей, создают бодрое

настроение. Развлечение строится на понятийном багаже, который уже сложился у детей. Сюжет строится на вовлечении детей в

происходящее, на возможности проявления детьми эрудиции и находчивости и, конечно же, признания и достижений.

Математический уголок « Заниматика»

Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно- пространственная среда. Это,

прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов. Для того чтобы были реализованы задачи

развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл,

развивался и обучался одновременно.

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

“Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними,

но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат

отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Работа с родителями

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача педагога по данной проблеме - донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы, а развитие логического мышления происходит в большей мере посредством игры. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Работа в данном направлении осуществляется через следующие формы взаимодействия.

Консультации «Игры на развитие математических способностей в детском саду и дома».

Оформление папки- передвижки «Моя математика» Выпуск газеты Выпуск газеты «"УМКа"» (переодичность 1 раз в квартал)

Открытый просмотр «Игра - путешествие «Вместе с УМКой» (достижения воспитанников кружка) – май 2018 года.

Работа с педагогами

Создание картотеки математических игр

Участив в методической работе ДО

Планируемые результаты:

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, занятие в данном кружке расширит общий кругозор ребенка, круг общения. Создаст ситуацию успеха, позволит им в дальнейшем успешно овладеть программой первого образовательного уровня в учебном заведении

Условия реализации программы

Программа рассчитана на 1 год и предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста

Длительность занятий 25 минут

Количество занятий -27

Формы подведения итогов реализации

программы дополнительного образования

№ п./п.

Вид деятельности

Сроки

1

Выпуск газеты «"УМКа"»

(периодичность 1 раз в квартал)

2

Открытый просмотр «Игра - путешествие «Вместе с УМКой» (достижения воспитанников кружка) – май 2018 года.

май

3

Экспресс диагностика интеллектуальных способностей детей (МЕДИС)

май

Работа с родителями

№ п./п.

Вид деятельности

Сроки

1

Выпуск газеты "УМКа"

(периодичность 1 раз в квартал)

2

Информационный стенд

 «Интеллект ребенка дошкольного возраста»

октябрь

3

Буклет «Развитие любознательности у дошкольников»

декабрь

4

Плакаты

 «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости

 и любознательности»

декабрь

5

Пополнение математического уголка

«Заниматика»

январь - февраль

6

Выставка книг, журналов на тему «Игровая деятельность»

апрель

7

Развлечение «В гостях у королевы Математики»

апрель

Методическое обеспечение программы

1

Материально-техническое обеспечение

Магнитофон, ноутбук, мультимедийная установка.

2

Дидактико-методическое оснащение

Дидактические и настольные игры, рабочие тетради, подборка литературы со стихами, загадками, сказками, наборы геометрических фигур,

счётного материала, карточек-схем, цветные карандаши и т.д..)

3

Формы организации кружковой деятельности

Математическая игра, игры-путешествия, интеллектуальные и

дидактические игры, игры-развлечения,

досуг, викторина.

4

Методы и приёмы обучения

Практический метод, игровой метод, наглядный метод,

ситуационный метод, дидактический рассказ, дискуссия, беседа,

дидактические упражнения.

Содержание программного материала

№ п./п.

Учебная неделя

Тема

Элементы содержания

1

1 - я неделя

октября

Экспресс диагностика интеллектуальных способностей

Экспресс диагностика (МЕДИС)

2

2 - я неделя

октября

Количество и порядок предметов в счете. Точка и прямая.

Определение количества (один, два, три)

 и порядка (первый, второй, третий) предметов при счете. Независимость количества предметов от порядка их пересчета. Простейшие геометрические фигуры: точка и прямая. Выполнение заданий на развитие логики.

3

3 – я неделя

октября

Временные отношения. Горизонтальные и наклонные линии.

Определение временных отношений при помощи слов «сначала», «потом», «раньше», «позже». Виды прямых линий: горизонтальная, вертикальная, и наклонная. Продолжение изображений, состоящих из линий разных видов, по заданному образцу.

4

4 - я неделя

октября

Пространственные отношения. Ломанные и кривые линии.

Определение пространственных отношений при помощи слов «за», «перед», «слева», «справа», «между», «над», «под», «ниже», «выше». Виды линий: кривые, и ломанные. Продолжение изображений, состоящих из линий разных видов, по заданному образцу.

5

1 – я неделя

ноября

Отношения «больше», «меньше», «столько же»

Сравнение количества предметов на основании их попарного соотнесения. Выражение результатов сравнения количества и величины предметов при помощи слов «больше», «меньше», столько же», «короче», «длиннее», «ужу», «шире». Продолжение изображений, состоящих из линий разных видов, по заданному образцу.

6

2 - я неделя

ноября

Число «один». Цифра «1»

Один – наименьшее натуральное число. Противопоставление понятий «один» - «много». Обозначение числа «один» соответствующей цифрой. Запись цифры «1» по образцу. Ребус.

7

3 – я неделя

ноября

Прямая

 и отрезок

Бесконечность прямой и ограниченность отрезка. Вычленение цифры, изученной ранее, среди набора знаков. Продолжение изображений, состоящих из линий разных видов, по заданному образцу. Выполнение заданий на развитие логики.

8

4 – я неделя

ноября

Число «два».

Цифра «2»

Получение числа «два» путем сложения двух единиц. Обозначение числа «два» соответствующей цифрой. Запись цифры «2» по образцу, актуализация написания цифры «1». Соотнесение количества предметов с числами. Ребус.

9

1 - я неделя

декабря

Замкнутые и незамкнутые линии.

Замкнутые и незамкнутые ломанные и кривые линии. Положение точки на линии, внутри замкнутой линии, и за ее пределами. Актуализация начертания цифр «1», «2». Продолжение изображений, состоящих из замкнутых линий и точек, по заданному образцу. Выполнение заданий на развитие логики.

10

2 - я неделя

декабря

Число «три».

Цифра «3»

Получение числа «три» путем прибавление к числу «два». Состав числа «три». Обозначение  изучаемого числа  цифрой «3». Запись цифры «3» по образцу, актуализация написания цифр «1», «2». Ребус.

11

3 – я неделя

декабря

Многоугольники.

Овалы и круги.

Фигуры, ограниченные замкнутыми линиями: ломанными (многоугольники) и кривыми (овалы и круги). Треугольник – многоугольник, имеющий три стороны, продолжение изображений, состоящих из геометрических фигур, по заданному образцу. Выполнение заданий на развитие логики.

12

4 - я неделя

декабря

Число «четыре».

Цифра «4».

Получение числа «четыре» путем прибавления единицы к числу «три». Состав числа «четыре». Обозначение изучаемого числа цифрой «4». Запись «4» по образцу, актуализация написания цифр «1», «2», «3». Выполнение заданий развивающего характера с геометрическим материалом. Графический диктант.

Ребус.

13

2 – я неделя января

Знаки сравнения

   « >», «<», «=»

Сравнение количества фигур на основании их попарного соотнесения. Выражение результатов сравнения при помощи слов «больше», « меньше», «равно» и соответствующих. Запись новых знаков по образцу. Запись новых знаков по образцу. Запись простых равенств, и неравенств. Выполнение заданий развивающего характера, геометрическим  материалом.

14

3 – я неделя января

Число «пять».

Цифра «5»

Получения числа «пять» путем прибавления единицы к числу «четыре». Состав числа «пять». Обозначение изучаемого числа цифрой «5». Запись цифры «5» по образцу. Запись неравенств и равенств с изученными числами. Выполнение заданий развивающего характера с геометрическим материалом. Графический диктант. Ребус.

15

4 – я неделя января

Действие сложения.

Знак сложения «+»

Действие сложения как действие, подразумевающее прибавление, объединение предметов. «Плюс» - знак сложения. Составление по картинкам и запись равенств, содержащих в левой части сумму, в правой – ее значение. Выполнение заданий развивающего характера с геометрическим материалом.

16

1 - я неделя

февраля

Число «шесть».

Цифра «6».

Получение числа «шесть» путем прибавления единицы к числу «пять». Состав числа «шесть». Обозначение изучаемого числа цифрой «6». Запись цифры «6» по образцу. Запись неравенств и равенств с изученными числами. Выполнение заданий развивающего характера с геометрическим материалом. Графический диктант. Ребус.

17

2 - я неделя

февраля

Действие вычитания.

Знак вычитания

 «-»

Действие вычитание  как действие, подразумевающее убавление, исключение подгруппы из группы предметов. «Минус» - знак вычитания. Составление по картинкам и запись равенств, содержащих в левой части разность, в правой – ее значение. Выполнение заданий на развитие логики.

18

3 - я неделя

февраля

Порядок возрастания

 и порядок убывания

Понятия «предыдущий», «следующий». Расположение чисел в порядке возрастания и в порядке убывания. Выбор знака сравнения. Выбор знака действия в зависимости  от увеличения (уменьшения) результата. Выполнение заданий на развитие логики.

19

4 - я неделя

февраля

Число «семь».

Цифра «7»

Получение числа «семь» путем прибавления единицы к числу «шесть». Состав числа «семь». Обозначение изучаемого числа цифрой «7». Запись цифры «7» по образцу. Запись неравенств и равенств с изученными числами. Соотнесение изученных чисел с количеством предметов. Графический диктант. Ребус.

20

1 – я неделя

марта

Время: дни недели, месяцы, времена года.

Единицы времени: дни, недели (сутки), неделя, месяц, год. Порядок следования дней недели времен года, месяцев. Выполнение заданий развивающего характера с изученными числами. Соотнесение по размеру, форме и цвету на примере геометрических фигур.

21

2 – я неделя

марта

Число «восемь».

Цифра «8»

Получение числа «восемь», путем прибавления единицы к числу «семь». Состав числа «восемь». Обозначение изучаемого числа цифрой «8». Запись цифры «8» по образцу. Выбор знаков сравнения и знаков действий в неравенствах и равенствах с изученными числами. Узоры из самопересекающихся линий. Графический диктант. Ребус.

22

3 – я неделя

марта

Задача.

Составные части задачи.

Условие, вопрос, решение, ответ – составные части задач по картинкам. Поиск значений сумм и разностей с опорой на натуральный ряд чисел. Выполнение заданий развивающего характера с геометрическим материалом.

23

4 - я неделя

марта

Число «девять».

Цифра «9».

Получение числа «девять», путем прибавления единицы к числу «восемь». Состав числа «девять». Обозначение изучаемого числа цифрой «9». Запись цифры «9» по образцу. Актуализация написания цифр, изученные ранее. Поиск значения сумм и разностей. Графический диктант. Ребус.

24

1 – я неделя

апреля

Число «ноль».

Цифра «0».

Получение представлений о числе «ноль» на примерах вычитания из числа такого же числа. Место числа «ноль» в ряду чисел. Обозначение изучаемого числа цифрой «0». Прописывание цифры «0» по образцу. Составление задач по картинкам. Выполнение заданий развивающего характера с геометрическим материалом. Ребус.

25

2 – я неделя

апреля

Число «десять»

Получение числа «десять», путем прибавления единицы к числу «девять». Состав числа «десять». Обозначение изучаемого  цифрами «1», «0». Запись двухзначного числа по образцу. Выбор знаков сравнение в неравенствах и равенствах с изученными числами. Выполнение заданий развивающего характера с геометрическим материалом.

26

3 - я неделя

апреля

Чему мы научились

Развлечение «В гостях у королевы Математики»

27

4 - я неделя

апреля

Экспресс диагностика интеллектуальных способностей детей

Экспресс диагностика (МЕДИС)

Список литературы.

  1. И. Агафонова «Учимся думать». Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 6-7 лет. С. – Пб,1996 г.
  2. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009 г.
  3. А.П. Багунц, М.И. Мирошник «Шаг в математику». Ростов – на Дону: «Легион», 2013 г.
  4. Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2007 г.
  5. Сухин И. Г. «Занимательные материалы». М.: «Вако», 2004 г.
  6. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. «Забавная арифметика». С.- Пб. «Лань», 1995 г.
  7. Т.А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004 г.
  8. Шкляров Т. В. «Как научить вашего ребёнка решать задачи». М.: «Грамотей», 2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Умка"

Ключевой формой работы с детьми кружка «Умка» является использование различных развивающих игр, которые способствуют развитию всех психических процессов и качеств, необходимых будущему успешному...

Рабочая программа кружка "Умка"

Наблюдения за детьми показывают у некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур. ...

Рабочая программа LEGO Умка

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности, как LEGO конструирование и образовательная робототехника. Главная цель р...

Рабочая программа кружка "Умка" в средней группе.

Рабочая программа кружка«Умка»по развитию логико-математическихспособностей детей 4-5 лет группы №9 «Звездочка».       Воспитатели:Кондр...

Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет группы № 20 «Непоседы».

Цель программы: Развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр....

Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет

Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет ...

Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет.

Рабочая программа кружка«Умка»по развитию логико-математическихспособностей детей 4-5 лет....