Рабочая программа кружка "Умка"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Наблюдения за детьми показывают у некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур. Таким образом, увеличение числа детей группы риска, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развития – одна из значимых проблем современного детского сада. Указанные выше проблемы предъявляют к педагогам новые требования, в связи с чем меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. Именно поэтому коррекционно-развивающая работа с детском саду является очень актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_umka.doc | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Дошкольное детство — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Современная дошкольная педагогика характеризуется множеством особенностей и проблем, обусловленных как социальным запросом, так и методологической составляющей воспитательного процесса.
Современные дети обладают целым рядом особенностей, отличающих их от детей, выросших несколько десятилетий назад. С одной стороны, это дети, которые «схватывают» всё налету, предприимчивые, более раскрепощённые в поведении (многие из нас скажут, что мы не были такими). С другой стороны - дети с ослабленным здоровьем, гиперактивные, с нарушениями эмоционально – волевой сферы, с так называемой «экранной зависимостью». Многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.
Наблюдения за детьми показывают у некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур. Таким образом, увеличение числа детей группы риска, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развития – одна из значимых проблем современного детского сада. Указанные выше проблемы предъявляют к педагогам новые требования, в связи с чем меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. Именно поэтому коррекционно-развивающая работа с детском саду является очень актуальной.
1.1. Направленность образовательной программы
Предложенная образовательная программа имеет коррекционно-развивающую направленность и способствует развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна дополнительной образовательной программы «Умка» состоит в том, что она учитывает индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста.
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Целью программы «Умка» является развитие интеллектуальных способностей детей 3-7 лет через применение коррекционно-развивающих игр и упражнений.
Для достижения указанной цели перед программой поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты данной темы;
- провести диагностику уровня развития мышления, памяти, внимания воспитанников средней группы ДОУ;
- создать копилку коррекционно-развивающих игр и упражнений
2.4. Отличительные особенности и принципы программы
К отличительным особенностям программы можно отнести то, что она позволяет развивать интеллектуальные способности дошкольников, опираясь на кругозор и жизненный опыт детей дошкольного возраста, способствует формированию логического и абстрактного мышления. Эти умения и навыки , несомненно, будут востребованы при обучении ребёнка в школе.
Принципы построения программы:
- личностная ориентированность
- системность
- научность
- непрерывность
- доступность материала для детей
- наличие нравственной составляющей
Овладение новыми мыслительными операциями должно основываться на индивидуальных интересах и потребностях детей к изучению внешнего мира. Поэтому личностной ориентированности является основополагающим в этой программе: программа предусматривает выполнение заданий разной степени сложности для разных групп воспитанников, исходя из их возможностей. Между тем, дети всегда имеют возможность к усвоению новых знаний и умений. Дополнительные сведения об окружающем мире составляют теоретическую основу программы, делают её ценной и интересной для детей.
В предложенной программе нашли отражения и современные требования к образовательному процессу. На занятиях используется технологии продуктивного и личностно-ориентированного обучения.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Образовательная программа рассчитана на занятия с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, так именно в этом возрасте наблюдается активная познавательная деятельность; детей легко заинтересовать, увлечь в мир нового, привлечь к новым видам деятельности. Очень важно обратить внимание воспитанников на уникальность и неповторимость их личного опыта. Группа насчитывает 15 человек, в том числе 5 девочек и 10 мальчиков.
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Продолжительность реализации образовательной программы – 1 год. Общее количество часов –30
1.7. Формы и режим занятий
Формы организации образовательного процесса – индивидуальная, индивидуально-групповая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность каждого занятия – 20 минут. Занятия проводятся с октября по май.
Принципы построения занятия:
1.доступность для детей любого вида информации (зрительной, слуховой, сенсорной)
2.учёт индивидуальных способностей детей;
3.поддержка любой инициативы ребёнка;
4.обращение к жизненному опыту детей;
5.чёткое дозирование информации;
6.наличие яркой наглядности;
7.наличие у всех детей необходимого оборудование и материалов;
8.здоровьесбережение.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В итоге реализации программы «Умка» воспитанники первого года обучения должны знать:
- названия дней недели и месяцев года;
- характерные особенности сезонов года;
- имена сказочных героев из народных сказок;
- названия диких и домашних животных, а также их детёнышей;
- закономерности различных явлений природы;
- закономерности явлений социальной жизни;
-названия основных геометрических фигур
- названия эмоций и характерные особенности их проявления людьми.
Воспитанники первого года обучения должны уметь:
- называть обобщающим словом предметы и явления;
- называть лишние предметы и явления в перечне;
- различать основные цвета и цветовые оттенки;
- работать с шаблонами и контурами;
-сравнивать сюжетные картинки;
- устанавливать закономерности явлений.
К концу первого года обучения будет сформирована потребность в общении, развито чувство коллективизма.
Занятия по указанной программе обучения разовьют внимание, наблюдательность, зрительную память, цветовое восприятие и аналитическое мышление воспитанников, будут способствовать формированию усидчивости, уважения и любви к труду. Будет сформировано осознание собственной индивидуальности, воспитано уважение к нормам коллективной деятельности.
Способы определения результативности работы: выполнение контрольных зачётов, самооценка, взаимоооценка. Программа «Умка» предполагает отслеживание образовательного процесса в форме выполнения самостоятельных индивидуальных заданий.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы: игра-испытание, взаимозачёт, коллективный анализ, работ, конкурс, мини-выставка, самостоятельная творческая работа, контрольное занятие, зачётная работа.
2. Учебно- тематический план (по разделам)
Раздел или тема программы | Количе-ство заня-тий | Сроки проведе-ния | Формы, приёмы и методы занятия | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
Что бы будем делать на занятиях кружка «Умка»? (организационное занятие) | 1 | октябрь | Беседа, устное изложение | Таблички «Правила поведения на занятиях» | Фронтальная беседа |
Мышление | 1 | Дидактические игры, пальчиковая игра | Иллюстрации, картинки с изображением животных и их детёнышей, карточки для индивидуальной работы | Игра-испытание | |
«Уроки Мудрой Совы» Наше мышление | |||||
«В гостях у Зайки-зазнайки» Классификация: предметы и их признаки. | 1 | Демонстрация, оперирование с предметами, заучивание, Работа с иллюстрациями | Иллюстрации, пластиковые кубики разного размера и формы, картинки с изображением героев сказок, сосновые шишки, | Чтение разученной считалки, задания на сравнение предметов | |
«Глазки-волшебники» Сравнение: сюжетные картинки. | 2 | Работа с сюжетными картинками, зрительное запоминание, логопедические игры. | Иллюстрации, картонные тренажёры | Индивидуальные задания. | |
«Загадки Незнайки» Умозаключение: логические связи. | 2 | Работа с иллюстрациями, с мозаикой, речевые игры | «Тесты для дошколят», иллюстрации, мозаика, | Индивидуальные задания. | |
«В школе Мальвины» Закономерности | 1 | ноябрь | Работа с иллюстрациями; беседа, оперирование предметами, разрезание бумаги. | Иллюстрации с изображением последовательных явлений, сюжетные картинки, индивидуальные карточки, пластиковые муляжи фруктов, ножницы, бумага, |
Индивидуальные задания. |
«Мы – фокусники» Пространственное мышление | 1 | Работа с иллюстрациями, речевые игры, выполнение индивидуальных заданий. | Индивидуальные карточки, иллюстрации с изображением разных предметов | Индивидуальные задания. | |
Память | 1 | декабрь | Работа с иллюстрациями, работа с индивидуальными карточками. | Листочки из цветной бумаги, картинки с изображением животных, индивидуальные карточки. | Индивидуальные задания. |
«Тайны старого дуба» Объём кратковременной памяти | |||||
«Приключения Весёлого Кота» Зрительная память | 2 | Работа с иллюстрациями, работа с сыпучими материалами | Мешочек с мелкими предметами, сыпучие материалы (гречка, рис), индивидуальные карточки, сюжетные картинки, картинки-прописи | Тестирование | |
«Ушки на макушки!» Вербальная память | 1 | Прослушивание, диалоговое общение, игра | Иллюстрации, аудиозаписи, книги с детскими стихами | Чтение заученного стихотворе-ния | |
«Волшебная лаборатория» Рецепторная память | 1 | январь | Прикосновение к предметам, беседа, демонстрация | Предметы различной формы, карточки с заданиями. | Тестирование |
«Сундучок с сюрпризом» Образная память | 1 | Работа с иллюстрациями, беседа, выполнение упражнений | Иллюстрирован-ные тесты, картинки с изображением необычных животных, | Индивидуальные задания | |
«Гимнастика для ума» Тренировка различных видов памяти | 2 | февраль | Работа с иллюстрациями, отгадывание загадок, практические упражнения, беседа, дидактические игры. | Иллюстрации, аудиозаписи, карточки-раскраски, тренажёры для развития мелко моторики. | Тестирование |
Внимание | 1 | Практическая работа, демонстрация, игры | Картинки, иллюстрации, цветные карандаши, раскраски | Индивидуальные задания | |
«Магазин игрушек» Определение уровня развития внимания | |||||
«Белочкины сказки» Сосредоточенность, распределяемость и устойчивость внимания | 1 | Беседа, работа с иллюстрациями, описание | Листы с образцами бус, цветные карандаши, иллюстрации | Индивидуальные задания | |
«Разноцветные кнопочки» Произвольное переключение внимания | 1 | март | Дидактические игры, работа с иллюстрациями, тестирование, диалоговое общение | Картинки с изображением животных, сюжетные картины, мягкие шарики, игра «Рыбки» | Выборочное индивидуальное тестирование |
Восприятие | 1 | Практические упражнения | Секундомер, иллюстрации | Индивидуальные задания | |
«Тик-так, тик-так» Точность восприятия времени | |||||
«Мы построим городок» Пространственные отношения | 1 | Конструирование, работа с иллюстрациями | Конструктор «Лего», геометрические фигуры из цветного картона | Анализ практической деятельности | |
«По дорожке босиком» Точность пространственного глазомера | 1 | Практические упражнения, игра, измерение | Линейка, цветные ленточки, иллюстрации | Анализ практической деятельности | |
«В стране Акварелии» Цветовое восприятие | 1 | апрель | Рисование, раскрашивание, работа с иллюстрациями | Цветные карточки, палитра, акварельные краски | Анализ практической деятельности |
Способности | 1 | Загадывание загадок, работа с иллюстрациями, выполнение тестовых заданий | Иллюстрации для викторины, фигурки для игры «Ритм», часы из картона | Тестирование | |
«Весёлая викторина» Интеллектуальные способности | |||||
«Студия Волшебника» Художественные способности | 1 | Дидактические игры, лепка, раскрашивание, дидактические игры, работа с иллюстрациями | Цветные карандаши, пластилин, | Анализ практической деятельности | |
Речь | 1 | Дидактические речевые игры, прослушивание, работа с иллюстрациями | Аудиозаписи, иллюстрации, клубочек ниток, мячик | Анализ произноше-ния | |
«Чудесный оркестр» Речь как средство общения | |||||
«Сказка учит говорить» Правила общения | 1 | май | Дидактические речевые игры, прослушивание, повторение | Аудиозаписи, иллюстрации | Анализ практической деятельности |
«Весенние забавы» Двигательная сфера | 1 | Подвижные игры | Оборудование для подвижных игр | Двигатель-ные тесты | |
«Друзья Мудрой Совы» Профиль интересов | 1 | Дидактические игры, тестирование | Иллюстрации, индивидуальные задания, карточки | Тестирование | |
«К нам гости пришли» Практическое повторение | 1 | Дидактические игры, работа с иллюстрациями, тестирование | Иллюстрации, картинки, тесты, цветная бумага, мячик. | Индивидуальные задания. |
3. Методическое обеспечение образовательной программы
3.1. Для обеспечения работы кружка «Умка» используются следующие методические материалы:
- Индивидуальные карточки-задания
- Иллюстрации для дидактических игр
- Игра «Ритм»
- Сюжетные картинки
- Разработки дидактических игр
- Разработки викторин
- Ребусы
- Текст загадок
- Материалы для развития мелкой моторики
- Таблички
- Аудиозаписи
- Подборка теоретического материала
4. Материально-техническое обеспечение программы.
Занятия кружка «Умка» проводятся в игровой комнате, имеющей следующую материально-техническую базу:
- краски акварельные;
- пластилин;
- конструктор «Лего»;
- цветная бумага;
- цветной картон;
- доска «Бизиборд»;
- карандаши и мелки цветные;
- макет часов со стрелками;
- линейка, сантиметровая лента;
- ленты цветные;
- набор природного материала
5. Источники
1. Бейсова В. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 283 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 2010. – 320 с.
3. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. —М., 1991. – 450 с.
4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России. 2009. – 440 с.
5. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320с.
6. Мещеряков Б. Г. Современный психологический словарь. – М.: АСТ, 2007. – 550 с.
7. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос. 2009. - 688с.
8. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2015. – 432с.
9. Поддъяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников. – М., 2013. - 450
https://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-myshlenija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...