Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет.
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа кружка
«Умка»
по развитию логико-математических
способностей детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umka.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Белоснежка»»
Рабочая программа кружка
«Умка»
по развитию логико-математических
способностей детей 4-5 лет
группы №9 «Звездочка».
Воспитатели:
Кондрашова А.О.
Захваткина А.С.
г. Шарыпово, 2020 г.
Паспорт программы.
Название программы | Дополнительная образовательная программа «Умка». |
Составители: | Кондрашова А.О. Захваткина А.С.- воспитатели |
Вид: | Адаптированная. |
Направление программы: | Познавательная. |
Цель программы: | Развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр |
Задачи программы: | 1.Развитие логического мышления и основных мыслительных операций; 2.Развитие математических способностей и склонностей; 3.Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки. |
Возраст детей, на которых рассчитана программа: | 4 – 5 лет. |
Срок реализации: | 1 год. |
Основные блоки: | 1. «Количество и счет». 2. «Ознакомление с геометрическими фигурами». 3. «Определение величины». 4. «Ориентировка во времени, пространстве». «Решение логических задач». |
Пояснительная записка
- Введение
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
• интеллектуальное развитие;
• создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному -развивающему обучению.
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики, мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
1.2. Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и
математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
1.3. Основными задачами реализации программы являются:
• Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.
• Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.
• Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.
• Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.
• Развивать умение работать со схемой.
•Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.
• Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
• Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
• Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
1.4. Разделы рабочей программы:
1. «Количество и счет»
Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 5, закреплять понимание отношений между числами, устанавливать равенство и
неравенство двух групп предметов, развивать психические процессы: внимание,
память, логические формы мышления.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами».
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах,
развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины».
Цель: развивать представление о величине (длинный-короткий, широкий-узкий, высокий- низкий, большой- маленький), умение сравнивать способом
наложения, приложения и с помощью счета и измерения, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Развивать ориентирование на плоскости стола (вверху-внизу, слева-справа, в
середине), в пространстве (передвижения в пространстве, анализ планов-схем), чувство времени (сейчас-потом, утро-вечер, день-ночь); дать представления о последовательности времен года.
5. «Решение логических задач»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, сериация, классификация, обобщение).
1.5. Возраст детей – 4-5 лет
1.6. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2020-2021 учебного года.
К концу года дети освоят:
• сенсорные эталоны формы, цвета.
• Знаки и символы свойств (наличие и отрицание)
• Предметные схематические модели (лесенка, обруч)
• Представления об отношениях соответствия и порядка.
• Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов по форме, размеру, количеству.
• Отражение в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и синего обручей)
• повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Формирование интереса к развивающим играм.
1.7. Формы и методы обучения:
Групповой – занятия проводятся по подгруппам;
Индивидуальный – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.
Наглядные, демонстрационные.
Репродуктивные – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Словесные – даются объяснения, рекомендации, указания.
1.8. Используемые игровые пособия и материалы:
-Блоки Дьенеша
-Палочки Кьюизенера
-Пособие «Веселые цветные числа»
-Альбом «Лепим нелепицы»
-Альбом «Дом с колокольчиком»
-Альбом «На золотом кыльце…»
-Раздаточный материал «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
-Альбом «Страна блоков и палочек»
-Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша.
-Схематические изображения деревьев, домиков для классификации.
-знаки-символы.
-обручи.
Перспективный план работы
Месяц | № Темы занятия | Цель | Используемые Игры, пособия |
Сентябрь | Диагностика | ||
N1 «Игры с палочками Кюизенера» | -знакомство с палочками Кюизенера -закреплять понятия «один», «много» -Учить соотносить палочки по цвету, длине, расположению | 1.Игра «Змейка» (стр.6 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: рисуем картину «Красная шапочка и волк» (стр.1 альбом «дом с колокольчиком») | |
N 2 «Играем с блоками Дьенеша» | - знакомство с блоками Дьенеша - анализируем свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие, - сравнение блоков по одному признаку | 1.Игра: «Помоги муравьишкам» (стр.74, вариант 1, Носова «Логикоматематическое развитие дошкольников) 2.Сочиняем небылицы (стр.1, 2,4,5 альбом «Лепим нелепицы) | |
Октябрь | N3 «Волшебные фигуры» | -учить анализировать, сравнивать, находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по одному свойству блоков. | Игра «Дорожки» (стр.79, вариант 1, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) |
N4 «Сравниваем по цвету и длине» | -классификация предметов по цвету и длине -работать по алгоритму -сравнивать предметы по длине -соотносим палочки по цвету, длине, расположению | 1.Игра «Разноцветные вагончики» (стр.7 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: картина «Серый волк» (стр.3 альбом «дом с колокольчиком») | |
N5 «Форма, размер и цвет» | -знакомство со знаками-символами -научить группировать блоки по двум, трем свойствам (форме, размеру, цвету) | 1.Занятие «Знакомство со знаками-символами» (демонстрационный материал с.1-4, неперечеркнутые знаки) 2.Игра «Кондитерская фабрика» (демонстрационный материал, картотека игр с блоками и палочками) | |
N 6 «Число 1 и 2» | -закрепить умение сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. -познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. -соотносим палочки по цвету, длине, расположению | 1. «Число 1 и 2» (стр.10 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: картина «Дюймовочка» (стр.4 альбом «дом с колокольчиком») | |
N7 «Форма, величина, цвет» | -научить составлять описание свойств блока, пользуясь моделью. - научить ориентироваться на знакисимволы свойств и группировать по несовместимым свойствам | 1.Упражнение «Расскажи о своем блоке» (демонстрационный материал) 2.Игра «Где чей гараж?» (стр.83, вариант 1, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) | |
Ноябрь | N 8 «Ориентировка в пространстве» | -учить сравнивать по высоте- выше, ниже, одинаковые по высоте -Закрепить цвета -учить ориентироваться в пространстве- слева, справа | 1.Задание «Забор» (стр.8 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: выкладывание из палочек «Домик с забором» (стр.3, альбом «На золотом крыльце…») |
N9 «Решение логических задач» | -учить читать «схемы», следовать правилу | Игра «Вырастим дерево» (стр.93, вариант 1, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) | |
N10 «Число 3» | -познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой -учить называть по порядку тчислительные от 1 до 3 -упражнять в ориентировке в пространстве -учить составлять треугольники из палочек разной длины | 1. «Число 3» (стр.11 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Игра «Треугольники» (стр.12 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и палочек разной длины. занятия с палочками Кюизенера) | |
N11 «Осень» | -развитие инициативы и самостоятельности, творческого мышления -учить сравнивать и уравнивать по количеству -ориентировка во времени | Выставка картин на тему «Осень» (стр. 4 альбом «страна блоков и палочек») | |
Декабрь | N12 «Цветные числа» | -закрепить представление о числе 1,2, 3 на основе счета и измерения. | 1.Упражнения: -считаем квадратики в розовой и голубых полосках (плоскостной вариант палочек) - строим лесенку из 3-х полосок, палочек (белой, розовой, голубой), «шагаем» по ней, называем числа по порядку. 2.Самостоятельная деятельность: картина «Черепаха Тортила» (стр.9 альбом «дом с колокольчиком») |
N13 «Фигуры и свойства» | - анализируем свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие, -сравнение блоков по двум признакам | Игра: «Помоги муравьишкам» (стр.74, вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) | |
N14 «Число 4» | -познакомить детей с образованием числа 4 и соответствующей цифрой -учить считать в пределах четырех -закреплять умение различать количественный счет от порядкового. | 1. «Число 4» (стр.17 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: выкладывание из палочек силуэта кита (стр.7, 1блок, альбом «На золотом крыльце…») | |
N 15 -учить анализировать, сравнивать 1.Игра «Дорожки» «Играем с блоками» | - учить анализировать, сравнивать, находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по двум свойствам блоков. | Игра «Дорожки» (стр.79, вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) 2.Самостоятельная деятельность: придумываем и составляем украшения для новогодней елки. (из блоков и палочек) | |
Январь | N16 «Волшебные блоки» | -учить анализировать, сравнивать - находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по одному свойству блоков. | 1.Игра «Домино» (стр.80, вариант 1, Носова «Логикоматематическое развитие дошкольников) 2.Самостоятельная деятельность: Сочиняем небылицы (стр.10,11 альбом «Лепим нелепицы) |
N17 «Количество и счет» | -учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины -сравнивать предметы по высоте -упражнять в счете, в различении количественного и порядкового счета | 1.«Строительство домов» (стр.13 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2. Самостоятельная деятельность: «дорисовать картинку по сюжету сказки «Три медведя» (стр.5, альбом «Дом с колокольчиком») | |
N18 «Решение логических задач» | -учить выделять и называть свойства (форма, размер, цвет) общие для пары блоков -учить ориентироваться на знаки-символы блоков -закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма-цвет), используя таблицу | 1. «Дружные блоки» (демонстрационный материал, стр.6) 2. «найди две ошибки» (демонстрационный материал, стр.7) | |
Февраль | №19 «Считаем, измеряем» | -закрепить представление о числе 1,2, 3, 4 на основе счета и измерения. | 1.Упражнения: -считаем квадратики в розовой и голубой, красных полосках (плоскостной вариант палочек) - строим лесенку из 4-х полосок, палочек (белой, розовой, голубой, красной), «шагаем» по ней, называем числа по порядку. 2.Выкладываем из палочек силуэта мышки (стр.8, 1блок, альбом «На золотом крыльце…») |
N20 «Игры с блоками» | -учить ориентироваться на знаки- символы свойств блоков, разбивать и группировать по несовместимым свойствам. | Игра «Засели домик» (стр.86, вариант 1, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) | |
N21 «Ориентировка в пространстве» | -учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки -ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко | «Дачный поселок» (стр.18 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) | |
N22 «Зима» | -развитие инициативы и самостоятельности, творческого мышления -учить сравнивать и уравнивать по количеству -ориентировка во времени | Выставка картин на тему «Зима» (стр. 1 альбом «страна блоков и палочек») | |
Март | N23 «Число 5» | - познакомить с числом 5 на основе счета и измерения. -закрепить представление о числе 1,2, 3,4 на основе счета и измерения. -учить соотносить палочки по цвету, размеру расположению | 1.Упражнения: -считаем квадратики в розовой и голубой, красных полосках (плоскостной вариант палочек) - строим лесенку из 5-ти полосок, палочек (белой, розовой, голубой, красной, желтой), «шагаем» по ней, называем числа по порядку. 2.Выкладывание сюжетной картинки «Птичий двор» (стр.15,16, 1блок, альбом «На золотом крыльце…») |
N24 «Игры с блоками» | -учить анализировать, сравнивать - находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по двум свойствам блоков. | 1.Игра «Домино» (стр.80, вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) 2. Сочиняем небылицу «Мы вдвоем катали ком…» (стр.7, альбом «Лепим нелепицы) | |
N25 «Сравниваем, считаем» | -закреплять знание чисел в пределах 5 -учить сравнивать предметы по длине -учить ориентироваться в пространстве -учить преобразовывать конструкцию предмета. | 1. «Скворечник» (стр.23 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: выкладывание сюжетной картины «аквариум-силуэты» (стр.17,18, альбом «На золотом крыльце..») | |
Апрель | N 26 «Волшебные блоки» | - научить ориентироваться на знаки-символы свойств и группировать по Несовместимым свойствам | Игра «Где чей гараж?» (стр.83, вариант2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) |
N27 «Решение логических задач» | -развить умение группировать блоки по двум-трем свойствам (форме, размеру, цвету) -учить ориентироваться на два-три свойства знака-символа блоков. | 1.Игра «Кондитерская фабрика» (демонстрационный материал, картотека игр) 2.Сочиняем небылицу и выкладываем силуэт крокодила (стр.6, альбом «Лепим нелепицы») | |
N28 «Количество и счет» | -упражнять детей в сравнении предметов по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине) -моделировать предмет по словесной инструкции -учить ориентироваться в пространстве | 1. «Кукла Маша» (стр.26, Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) 2.Самостоятельная деятельность: выкладывание силуэта «Улитка на солнышке» (стр.11, альбом «На золотом крыльце») | |
N29 «Решение логических задач» | -освоение способа декодирования знаков-символов -учить ориентироваться на три свойства знака-символа блоков. - учить собирать блоки в группу - развитие логики, мышления | 1.Игра «Шерлок Холмс ищет преступника» (демонстрационный материал, картотека игр) 2. Сочиняем небылицу и выкладываем силуэты лягушки и петуха (стр.8, альбом «Лепим нелепицы») | |
N30 «Считаем» | - развивать смекалку и сообразительность - учить детей составлять фигуры из палочек -сравнивать и уравнивать по количеству полоски палочки | 1.«Шагаем по числовой лесенке» (стр.13, 14 альбом «На золотом крыльце…») 2.Дорисуй картинку к сказке «Три медведя» (стр.10, альбом «Дом с колокольчиком») | |
Май | N31 «Волшебные блоки» | - развитие мелкой моторики, речи -учить ориентироваться на знакис-имволы -учить анализировать, сравнивать - находить объекты с одинаковыми и разными свойствами -действовать по правилам -учить ориентироваться по двум свойствам блоков. | 1.Сочиняем небылицу и выкладываем силуэты козы и стрекозы (стр.9, альбом «Лепим нелепицы») 2.Игра «Дорожки» (стр.79, вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников) |
N32 «Весна наступила» | -учить выкладывать картины из палочек, блоков - тренировка мелкой моторики руки -развитие инициативы и самостоятельности, творческого мышления, логики -учить сравнивать и уравнивать по количеству -ориентировка во времени | Выставка картин на тему «Весна» (стр. 2, альбом «страна блоков и палочек») | |
Диагностика |
Используемая литература:
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»
Е.А. Носова, З.А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников»
«Комплексные занятия. Средняя группа» под редакцией М.А. Васильевой
1. Математика от трех до шести. Учебно – методическое пособие для
воспитателей детских садов / Сост. З.А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: Издво «Акцидент»., 1995.
2. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб «Детство – Пресс», 2000.
4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.
Дидактические материалы:
Финкельштейн Б. Б. Альбом-игра «Дом с колокольчиком» (от 3-х до 5-ти)
Финкельштейн Б. Б. Комплект игр и упражнений с цветными счётными
палочками Кюизенера «На золотом крыльце…»
Комплект игр с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»
Альбомы «Чудо кубики», «Чудо кубики 2», «Маленькие логики 2», «Лепим
нелепицы»
Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина «Сложи
узор».
Журнал учета кружковой работы
группы № 9 «Звездочка»
на 2020-2021 учебный год
Учет посещаемости и работы кружка
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Месяц___________________________________ | ||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||
14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинк к программе дополнительного образования о развитию логико – математических способностей у детей «Сказки филетового леса»
Критерии и уровни освоения программы дополнительного образования о развитию логико – математических способностей у детей «Сказки филетового леса»...
Программа дополнительного образования по развитию логико -математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих сила...
Программа дополнительного образования по развитию логико- математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"
Развитие логико - математических способностей у детей 4-7 лет посредством развивающих игр В.В.Воскобовича....
Программа дополнительного образования по развитию логико- математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"
Цель методики " Сказки Фиолетового Леса" - развитие познавательно - творческих способностей детей 5-7 лет в условиях организации этого процесса в игровой форме....
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет группы № 20 «Непоседы».
Цель программы: Развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр....
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет
Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет ...
Рабочая программа кружка Бусинки" по развитию мелкой моторики у детей старшей и подготовительной групп детского сада.
данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики,необходимых для выполнение предметно-практических действий.Занятия направлены на развитие познавате...