Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет.
рабочая программа (средняя группа)

Кондрашова Анастасия Олеговна

Рабочая программа кружка

«Умка»

по развитию логико-математических

способностей детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umka.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Белоснежка»»

Рабочая программа кружка

«Умка»

по развитию логико-математических

способностей детей 4-5 лет

 группы №9 «Звездочка».

 Воспитатели:

Кондрашова А.О.

Захваткина А.С.

г. Шарыпово, 2020 г.

Паспорт программы.

Название программы

Дополнительная образовательная программа «Умка».

Составители:

Кондрашова А.О. Захваткина А.С.- воспитатели

Вид:

Адаптированная.

Направление программы:

Познавательная.

Цель программы:

Развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр

Задачи программы:

1.Развитие логического мышления и основных

мыслительных операций;

2.Развитие математических способностей и

склонностей;

3.Развитие личностных качеств и навыков

самоконтроля и самооценки.

Возраст детей, на которых

рассчитана программа:

4 – 5 лет.

Срок реализации:

1 год.

Основные блоки:

1. «Количество и счет».

2. «Ознакомление с геометрическими

фигурами».

3. «Определение величины».

4. «Ориентировка во времени, пространстве».

«Решение логических задач».

Пояснительная записка

  1. Введение

         В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

          В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

• интеллектуальное развитие;

• создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

           Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному -развивающему обучению.

           Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

             В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики, мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

1.2. Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и

математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

1.3. Основными задачами реализации программы являются:

• Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.

• Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.

• Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.

• Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.

• Развивать умение работать со схемой.

•Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.

• Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

• Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.

• Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.

1.4. Разделы рабочей программы:

1. «Количество и счет»

 Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 5, закреплять понимание отношений между числами, устанавливать равенство и

неравенство двух групп предметов, развивать психические процессы: внимание,

память, логические формы мышления.

2. «Ознакомление с геометрическими фигурами».

 Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах,

развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

3. «Определение величины».

Цель: развивать представление о величине (длинный-короткий, широкий-узкий, высокий- низкий, большой- маленький), умение сравнивать способом

наложения, приложения и с помощью счета и измерения, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

 4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Развивать ориентирование на плоскости стола (вверху-внизу, слева-справа, в

середине), в пространстве (передвижения в пространстве, анализ планов-схем), чувство времени (сейчас-потом, утро-вечер, день-ночь); дать представления о последовательности времен года.

5. «Решение логических задач»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, сериация, классификация, обобщение).

1.5. Возраст детей – 4-5 лет

1.6. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

Программа рассчитана на реализацию в течение 2020-2021 учебного года.

К концу года дети освоят:

• сенсорные эталоны формы, цвета.

• Знаки и символы свойств (наличие и отрицание)

• Предметные схематические модели (лесенка, обруч)

• Представления об отношениях соответствия и порядка.

• Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов по форме, размеру, количеству.

• Отражение в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и синего обручей)

• повышение степени активности в самостоятельной деятельности.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

• Повышение педагогической культуры родителей.

• Формирование интереса к развивающим играм.

1.7. Формы и методы обучения:

Групповой – занятия проводятся по подгруппам;

Индивидуальный – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.

Наглядные, демонстрационные.

Репродуктивные – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Словесные – даются объяснения, рекомендации, указания.

1.8. Используемые игровые пособия и материалы:

-Блоки Дьенеша

-Палочки Кьюизенера

-Пособие «Веселые цветные числа»

-Альбом «Лепим нелепицы»

-Альбом «Дом с колокольчиком»

-Альбом «На золотом кыльце…»

-Раздаточный материал «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»

-Альбом «Страна блоков и палочек»

-Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша.

-Схематические изображения деревьев, домиков для классификации.

-знаки-символы.

-обручи.

Перспективный план работы

Месяц

Темы занятия

Цель

Используемые

Игры, пособия

Сентябрь

Диагностика

N1

«Игры с

палочками

Кюизенера»

-знакомство с палочками Кюизенера

-закреплять понятия «один», «много»

-Учить соотносить палочки по цвету,

длине, расположению

1.Игра «Змейка» (стр.6

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера)

2.Самостоятельная

деятельность: рисуем

картину «Красная шапочка и

волк» (стр.1 альбом «дом с

колокольчиком»)

N 2

«Играем

с блоками Дьенеша»

- знакомство с блоками Дьенеша

- анализируем свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие,

- сравнение блоков по одному признаку

1.Игра: «Помоги

муравьишкам» (стр.74,

вариант 1, Носова «Логикоматематическое развитие дошкольников)

2.Сочиняем небылицы

(стр.1, 2,4,5 альбом «Лепим

нелепицы)

Октябрь

N3

«Волшебные

фигуры»

-учить анализировать, сравнивать, находить объекты с одинаковыми и

разными свойствами,

-действовать по правилам

-учить ориентироваться по одному свойству блоков.

Игра «Дорожки»

(стр.79, вариант 1, Носова

«Логико-математическое

развитие дошкольников)

N4

«Сравниваем

по цвету и

длине»

-классификация предметов по цвету и

длине

-работать по алгоритму

-сравнивать предметы по длине

-соотносим палочки по цвету, длине,

расположению

1.Игра «Разноцветные

вагончики» (стр.7 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками

Кюизенера)

2.Самостоятельная

деятельность: картина

«Серый волк» (стр.3 альбом «дом с колокольчиком»)

N5

«Форма,

размер и цвет»

-знакомство со знаками-символами

-научить группировать блоки по двум, трем свойствам (форме, размеру, цвету)

1.Занятие «Знакомство со

знаками-символами»

(демонстрационный

материал с.1-4,

неперечеркнутые знаки)

2.Игра «Кондитерская

фабрика» (демонстрационный

материал, картотека игр с

блоками и палочками)

N 6

«Число 1 и 2»

-закрепить умение сравнивать предметы по длине и обозначать

словами результат сравнения.

-познакомить с образованием числа 2,

цифрами 1 и 2.

-соотносим палочки по цвету, длине,

расположению

1. «Число 1 и 2» (стр.10

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера)

2.Самостоятельная

деятельность: картина

«Дюймовочка» (стр.4 альбом «дом с колокольчиком»)

N7

«Форма,

величина, цвет»

-научить составлять описание свойств блока, пользуясь моделью.

- научить ориентироваться на знакисимволы свойств и группировать по несовместимым свойствам

1.Упражнение «Расскажи о

своем блоке»

(демонстрационный

материал)

2.Игра «Где чей гараж?»

(стр.83, вариант 1, Носова

«Логико-математическое

развитие дошкольников)

Ноябрь

N 8

«Ориентировка

в

пространстве»

-учить сравнивать по высоте- выше, ниже, одинаковые по высоте

-Закрепить цвета

-учить ориентироваться в

пространстве- слева, справа

1.Задание «Забор» (стр.8

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера)

2.Самостоятельная

деятельность: выкладывание из палочек «Домик с забором» (стр.3, альбом «На золотом крыльце…»)

N9

«Решение

логических

задач»

-учить читать «схемы», следовать правилу

Игра «Вырастим дерево»

(стр.93, вариант 1, Носова

«Логико-математическое

развитие дошкольников)

N10

«Число 3»

-познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой

-учить называть по порядку тчислительные от 1 до 3

-упражнять в ориентировке в

пространстве

-учить составлять треугольники из палочек разной длины

1. «Число 3» (стр.11

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера)

2.Игра «Треугольники»

(стр.12 Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

палочек разной длины. занятия с палочками

Кюизенера)

N11

«Осень»

-развитие инициативы и

самостоятельности, творческого мышления

-учить сравнивать и уравнивать по количеству

-ориентировка во времени

Выставка картин на тему

«Осень» (стр. 4 альбом

«страна блоков и палочек»)

Декабрь

N12

«Цветные

числа»

-закрепить представление о числе 1,2, 3 на основе счета и измерения.

1.Упражнения:

-считаем квадратики в

розовой и голубых полосках (плоскостной вариант палочек)

- строим лесенку из 3-х

полосок, палочек (белой,

розовой, голубой), «шагаем» по ней, называем числа по порядку.

2.Самостоятельная

деятельность: картина

«Черепаха Тортила» (стр.9

альбом «дом с

колокольчиком»)

N13

«Фигуры

и

свойства»

- анализируем свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие,

-сравнение блоков по двум признакам

Игра: «Помоги

муравьишкам» (стр.74,

вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников)

N14

«Число 4»

-познакомить детей с образованием числа 4 и соответствующей цифрой

-учить считать в пределах четырех

-закреплять умение различать количественный счет от порядкового.

1. «Число 4» (стр.17

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера)

2.Самостоятельная

деятельность:

выкладывание из палочек

силуэта кита (стр.7, 1блок,

альбом «На золотом

крыльце…»)

N 15 -учить анализировать, сравнивать 1.Игра «Дорожки»

«Играем

с блоками»

- учить анализировать, сравнивать, находить объекты с одинаковыми и

разными свойствами,

-действовать по правилам

-учить ориентироваться по двум свойствам блоков.

Игра «Дорожки» (стр.79, вариант 2, Носова

«Логико-математическое

развитие дошкольников)

2.Самостоятельная

деятельность: придумываем и составляем украшения для новогодней елки. (из блоков и палочек)

Январь

N16

«Волшебные

блоки»

-учить анализировать, сравнивать

- находить объекты с одинаковыми и разными свойствами,

-действовать по правилам

-учить ориентироваться по одному свойству блоков.

1.Игра «Домино» (стр.80,

вариант 1, Носова «Логикоматематическое развитие дошкольников)

2.Самостоятельная

деятельность: Сочиняем

небылицы (стр.10,11 альбом «Лепим нелепицы)

N17

«Количество

и счет»

-учить детей моделировать предмет из

четырех палочек одной длины

-сравнивать предметы по высоте

-упражнять в счете, в различении количественного и порядкового счета

1.«Строительство домов»

(стр.13 Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера)

2. Самостоятельная

деятельность: «дорисовать

картинку по сюжету сказки

«Три медведя» (стр.5,

альбом «Дом с колокольчиком»)

N18

«Решение

логических

задач»

-учить выделять и называть свойства

(форма, размер, цвет) общие для пары блоков

-учить ориентироваться на знаки-символы блоков

-закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма-цвет), используя таблицу

1. «Дружные блоки»

(демонстрационный

материал, стр.6)

2. «найди две ошибки»

(демонстрационный

материал, стр.7)

Февраль

№19 «Считаем,

измеряем»

-закрепить представление о числе 1,2, 3, 4 на основе счета и измерения.

1.Упражнения:

-считаем квадратики в

розовой и голубой, красных

полосках (плоскостной

вариант палочек)

- строим лесенку из 4-х

полосок, палочек (белой,

розовой, голубой, красной),

«шагаем» по ней, называем

числа по порядку.

2.Выкладываем из палочек

силуэта мышки (стр.8,

1блок, альбом «На золотом

крыльце…»)

N20

«Игры с

блоками»

-учить ориентироваться на знаки- символы свойств блоков, разбивать и

группировать по несовместимым свойствам.

Игра «Засели домик»

(стр.86, вариант 1, Носова

«Логико-математическое

развитие дошкольников)

N21

«Ориентировка

в

пространстве»

-учить сравнивать предметы по высоте

с помощью условной мерки

-ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко

«Дачный поселок»

(стр.18 Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера)

N22

«Зима»

-развитие инициативы и

самостоятельности, творческого мышления

-учить сравнивать и уравнивать по количеству

-ориентировка во времени

Выставка картин на тему

«Зима» (стр. 1 альбом

«страна блоков и палочек»)

Март

N23

«Число 5»

- познакомить с числом 5 на основе счета и измерения.

-закрепить представление о числе 1,2, 3,4 на основе счета и измерения.

-учить соотносить палочки по цвету,

размеру расположению

1.Упражнения:

-считаем квадратики в

розовой и голубой, красных

полосках (плоскостной

вариант палочек)

- строим лесенку из 5-ти

полосок, палочек (белой,

розовой, голубой, красной,

желтой), «шагаем» по ней,

называем числа по порядку.

2.Выкладывание сюжетной

картинки «Птичий двор»

(стр.15,16, 1блок, альбом

«На золотом крыльце…»)

N24

«Игры с

блоками»

-учить анализировать, сравнивать

- находить объекты с одинаковыми и разными свойствами,

-действовать по правилам

-учить ориентироваться по двум свойствам блоков.

1.Игра «Домино» (стр.80,

вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников)

2. Сочиняем небылицу «Мы вдвоем катали ком…» (стр.7, альбом «Лепим нелепицы)

N25

«Сравниваем,

считаем»

-закреплять знание чисел в пределах 5

-учить сравнивать предметы по длине

-учить ориентироваться в

пространстве

-учить преобразовывать конструкцию предмета.

1. «Скворечник» (стр.23

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера)

2.Самостоятельная

деятельность: выкладывание сюжетной картины «аквариум-силуэты» (стр.17,18, альбом «На  золотом крыльце..»)

Апрель

N 26

«Волшебные

блоки»

- научить ориентироваться на знаки-символы свойств и группировать по

Несовместимым свойствам

Игра «Где чей гараж?»

(стр.83, вариант2, Носова

«Логико-математическое

развитие дошкольников)

N27

«Решение

логических

задач»

-развить умение группировать блоки

по двум-трем свойствам (форме, размеру, цвету)

-учить ориентироваться на два-три свойства знака-символа блоков.

1.Игра «Кондитерская

фабрика» (демонстрационный

материал, картотека игр)

2.Сочиняем небылицу и

выкладываем силуэт

крокодила (стр.6, альбом

«Лепим нелепицы»)

N28

«Количество

и счет»

-упражнять детей в сравнении предметов по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине)

-моделировать предмет по словесной инструкции

-учить ориентироваться в

пространстве

1. «Кукла Маша» (стр.26,

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера)

2.Самостоятельная

деятельность: выкладывание

силуэта «Улитка на

солнышке» (стр.11, альбом

«На золотом крыльце»)

N29

«Решение

логических

задач»

-освоение способа декодирования знаков-символов

-учить ориентироваться на три свойства знака-символа блоков.

- учить собирать блоки в группу

- развитие логики, мышления

1.Игра «Шерлок Холмс ищет преступника»

(демонстрационный

материал, картотека игр)

2. Сочиняем небылицу и

выкладываем силуэты

лягушки и петуха (стр.8,

альбом «Лепим нелепицы»)

N30

«Считаем»

- развивать смекалку и

сообразительность

- учить детей составлять фигуры из палочек

-сравнивать и уравнивать по количеству полоски палочки

1.«Шагаем по числовой

лесенке» (стр.13, 14 альбом

«На золотом крыльце…»)

2.Дорисуй картинку к сказке

«Три медведя» (стр.10,

альбом «Дом с колокольчиком»)

Май

N31

«Волшебные

блоки»

- развитие мелкой моторики, речи

-учить ориентироваться на знакис-имволы

-учить анализировать, сравнивать

- находить объекты с одинаковыми и разными свойствами

-действовать по правилам

-учить ориентироваться по двум свойствам блоков.

1.Сочиняем небылицу и

выкладываем силуэты козы

и стрекозы (стр.9, альбом

«Лепим нелепицы»)

2.Игра «Дорожки»

(стр.79, вариант 2, Носова

«Логико-математическое

развитие дошкольников)

N32

«Весна

наступила»

-учить выкладывать картины из палочек, блоков

- тренировка мелкой моторики руки

-развитие инициативы и

самостоятельности, творческого мышления, логики

-учить сравнивать и уравнивать по количеству

-ориентировка во времени

Выставка картин на тему

«Весна» (стр. 2, альбом

«страна блоков и палочек»)

Диагностика

Используемая литература:

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»

Е.А. Носова, З.А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников»

«Комплексные занятия. Средняя группа» под редакцией М.А. Васильевой

1. Математика от трех до шести. Учебно – методическое пособие для

воспитателей детских садов / Сост. З.А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: Издво «Акцидент»., 1995.

2. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.

3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб «Детство – Пресс», 2000.

4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками

Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.

Дидактические материалы:

 Финкельштейн Б. Б. Альбом-игра «Дом с колокольчиком» (от 3-х до 5-ти)

 Финкельштейн Б. Б. Комплект игр и упражнений с цветными счётными

палочками Кюизенера «На золотом крыльце…»

 Комплект игр с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»

 Альбомы «Чудо кубики», «Чудо кубики 2», «Маленькие логики 2», «Лепим

нелепицы»

 Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина «Сложи

узор».

Журнал учета кружковой работы

группы № 9 «Звездочка»

на 2020-2021 учебный год

Учет посещаемости и работы кружка

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Месяц___________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинк к программе дополнительного образования о развитию логико – математических способностей у детей «Сказки филетового леса»

Критерии и уровни освоения программы дополнительного  образования о развитию логико – математических способностей  у детей «Сказки филетового леса»...

Программа дополнительного образования по развитию логико -математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих сила...

Программа дополнительного образования по развитию логико- математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"

Развитие логико - математических способностей у детей 4-7 лет посредством развивающих игр В.В.Воскобовича....

Программа дополнительного образования по развитию логико- математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"

Цель методики " Сказки Фиолетового Леса" - развитие познавательно - творческих способностей детей 5-7 лет в условиях организации этого процесса в игровой форме....

Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет группы № 20 «Непоседы».

Цель программы: Развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр....

Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет

Рабочая программа кружка «Умка» по развитию логико-математических способностей детей 4-5 лет ...

Рабочая программа кружка Бусинки" по развитию мелкой моторики у детей старшей и подготовительной групп детского сада.

данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики,необходимых для выполнение предметно-практических действий.Занятия направлены на развитие познавате...