Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 4 до 6 лет на тему: «Что такое ветер»?
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Николаенко Наталья Владимировна

Цель: продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о его особенностях, значении для человека и окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о ветре, о погодных явлениях.

Закрепить знания детей о временах года.

Знакомить детей с характеристикой и силой ветра (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Развивающие:

Побуждать отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Развивать мелкую моторику рук в изготовлении вертушки.

Здоровьесберегающие: укрепления здоровья воспитанников посредством двигательных упражнений.

Материал: цветная бумага, клей, ножницы, проволока, коктейльные трубочки.

Словарная работа: смерч, буря, ураган.

Предварительная работа: Беседа о сильных ветрах, вызывающих стихийные бедствия: бурях, смерчах, ураганах. Чтение сказок. Стихов.

Ход беседы

Воспитатель: Для того чтобы понять, о чём мы с вами будем говорить сегодня, нужно отгадать загадку:

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

Что это? (Воздух.)

 

Правильно, это воздух! В природе перемещение воздуха с одного места на другое называется ветром. Проще говоря, ветер — это движущийся воздух. А зачем нам воздух? Воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом.) Подуйте на ладошки, подвигайте воздух. Что вы чувствуйте?

Дети: Как дует ветерок.

Воспитатель: А как выглядит ветер? (Ответы детей.)

Ветер невидим. Почему он невидимый? (Он прозрачный.) Как его за это качество называют? (Невидимка.) А где он находится? (Ответы детей.) Да, он везде: в нашей групповой комнате, на улице, в поле, в лесу и в нас самих.

Воспитатель: Но всё же «увидеть» ветер можно.

 Скажите, что происходит на улице, когда дует ветер? (Качаются деревья, летят листья и т.д.) Значит, увидеть ветер мы можем по качающимся деревьям, по летящим листьям и пыли. Таким мы видим сильный ветер. А как мы видим маленький, лёгкий ветерок? (По качающимся травинкам, шевелящимся листочкам.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а дома мы можем встретить ветер? С помощью чего мы можем сделать ветер дома? 

Дети: С помощью вентилятора и фена. Правильно!

Ребята, а какой бывает ветер? (подобрать слова-прилагательные для определения ветра).

ДетиВетер бывает сильный, легкий, слабый, освежающий, жаркий, холодный, летний, зимний, весенний, попутный, южный, северный, западный, восточный и т. д.

А сейчас давайте представим, что мы — деревья. Встаньте ровно, спинки прямые, руки поднимите вверх. Вначале подул слабый ветер и закачал верхушки деревьев (дети качают только кистями рук), потом сильнее и сильнее стал качать деревья (дети качают руками). И тут налетел сильный ураган, стал ещё сильнее качать деревья, с корнями вырвать хочет (дети качаются всем телом). Утихает ветер (движения повторяются), всё тише, слабее…

Воспитатель: Может ли ветер навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).

-Назовите одним словом сильный ветер: ураган, буря, смерч.

Какие правила нужно соблюдать, если сильный ветер застал человека на улице?

- Нельзя стоять на открытом месте, прятаться под одиноко стоящими высокими деревьями.

- Нельзя находиться рядом с металлическими предметами.

- Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека.

Воспитатель: С помощью какого прибора можно определить направление ветра? 

Дети: С помощью вертушки и флюгера.

Воспитатель: Молодцы! Я вам предлагаю сделать вертушку из бумаги.

Дети делают вертушки.

Воспитатель: Можно ли заставить крутиться вертушку не на улице, а в помещении?

Дети: Можно подуть на неё или включить фен, или вентилятор.

Воспитатель: Давайте подумаем на вертушку. Как хорошо у вас получается!

Итог: О чём мы сегодня говорили? Что нового узнали?

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы в области « Познание» на тему « Что такое Новый год?»

Интеграция образовательных областей: « Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество», « Социализация», « Физкультура», «Здоровье», « Безопасность», « Музыка» Программное содержан...