Педагогический практикум на тему: «Применение STEAM-технологий в образование ДО»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду
Изменения за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в то же время и заставляют нас волноваться. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени?
Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты, владеющие новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.
STEAM-технологии позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Возникает вопрос, почему именно STEАM и именно в детском саду? Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности.
Как внедрить STEAM образование в детском саду?
Во-первых, создание смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность, созданию кабинетов IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центров.
Во-вторых, STEAM интегрирует различную деятельность дошкольников, которая объединяет все пять направлений (естественные науки, технологии, техническое творчество, искусство и математика), и дает возможность демонстрации результатов, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.
Ведь главный девиз STEAM- программы: «Минимум теории, максимум практики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_praktikum_.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический практикум
на тему: «Применение STEAM-технологий
в образование ДО»
г. Новый Уренгой, апрель 2020год
Изменения за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в то же время и заставляют нас волноваться. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени?
Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты, владеющие новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.
STEAM-технологии позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Возникает вопрос, почему именно STEАM и именно в детском саду? Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности.
Как внедрить STEAM образование в детском саду?
Во-первых, создание смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность, созданию кабинетов IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центров.
Во-вторых, STEAM интегрирует различную деятельность дошкольников, которая объединяет все пять направлений (естественные науки, технологии, техническое творчество, искусство и математика), и дает возможность демонстрации результатов, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.
Ведь главный девиз STEAM- программы: «Минимум теории, максимум практики»
Какова же роль воспитателя?
Только инноваторский подход педагогов позволяет достичь высоких результатов через практическую исследовательскую деятельность.
Что же нужно знать о STEАM технологии? О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты.
Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.
«Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество», разработаная Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин, состоит из отдельных образовательных модулей, рекомендованных как к комплексному, так и к самостоятельному использованию:
1. Дидактическая система Ф. Фребеля;
2. Экспериментирование с живой и неживой природой;
3. LEGO-конструирование;
4. Математическое развитие;
5. Робототехника;
6. Мультистудия «Я творю мир».
Исходя из наших возможностей развивающей предметно-пространственной среды, мы можем применять в своей практике только отдельные модули STEAM – технологии.
Применение STEAM-технологий в своей группе мы начали с активного использования конструкторов LEGO, которые при организации образовательного процесса, дают возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи. В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.
Кроме этого, мы выбрали образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире.
Частые и разнообразные вопросы: Зачем? Почему? Когда? Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментирование в полной мере даёт детям возможность самостоятельно искать решение поставленных перед ними задач, пробовать, экспериментировать, ошибаться и получать неожиданные ответы на свои вопросы, ведь удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением, узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать собственные предположения и гипотезы.
Какой же результат мы хотим получить?
- Развить интерес у детей к самостоятельным исследованиям, открытиям.
- Развить наблюдательность, любознательность.
- Развить познавательные процессы: логическое мышления, восприятие, произвольное внимание, память, мелкую моторику, активную речь и обогатить словарный запас.
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
С чего же начать?
Конечно же, первое – создать условия для опытно-экспериментальной деятельности. Ведь правильно оборудованная исследовательская лаборатория предоставляет возможность насытить занятия в детском саду экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытно – экспериментальной деятельности, сформировать начальные умения проведения самостоятельных исследований.
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределили по разделам: «Песок», «Вода», «Воздух», «Камень». Они находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
В уголке экспериментирования имеются: как основное (разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; природный и бросовый материал; и т.д.) так и дополнительное оборудование (клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.)
В рамках работы были проведены:
1) опыты и эксперименты с детьми:
Опыты и эксперименты с водой: «Какого цвета вода?»; «Какой вкус у воды?»; «Что будет с водой на морозе?»; «Тонет - не тонет»; «Что растворяется в воде?»;
Опыты и эксперименты с воздухом: «Что такое воздух?»; «Игры с воздушным шариком и соломинкой»; «Где может прятаться воздух?»; «Есть ли воздух в воде?»; «Воздух и запах»; «Воздушные фокусы»; «Давление воздуха и ветер».
Опыты с камнями, песком: «В царстве камней»; «Собираем коллекцию камней»; «Исследуем песок»; «Песочные часы»;
Опыт: «Взвешиваем песок»; «Знакомство с глиной»; «Из чего состоит почва?»; «Есть ли в почве воздух и вода?»;
2) В работе с родителями были разработаны: консультации - «Детское экспериментирование в детском саду», «11 STEAM-игр для детей», чтобы развить инженерное мышление и творческое воображение», разработаны рекомендации по организации детского экспериментирования в домашних условиях.
3) Разработан совместный проект «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули» - Внедрение образовательных модулей STEM-технологии: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие», Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага», «Мультстудия «Мир глазами детей», в образовательное пространство ДОУ для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечение в научно-техническое творчество.
Как было сказано ранее, программа STEAM-образования имеет несколько образовательных модулей. Для своей работы мы выбрали «Математическое развитие». Почему именно этот модуль? Никто не будет спорить с тем, что каждый воспитатель должен развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста.
Работая над опытом формирования логического мышления у дошкольников, мы предположили, что использование дидактических игр при развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса.
Для реализации образовательного модуля создали в группе соответствующею развивающею среду, центр «Заниматика», куда вошли разнообразные дидактические игры:
На изучение величины - логический пазл «Большой – маленький»;
На изучение формы и цвет - мозаика; логический пазл; геометрическое лото; цветные счётные палочки; набор геометрических тел.
На изучение пространства - логический пазл вкладыш «Геометрические фигуры»; «Геометрик»; Танграмм.
На изучение времени - дидактическая игра «Что сначала, а что потом»; игра «Дидактические часы».
Ведётся работа с родителями в виде консультаций и рекомендаций по организации совместных игр в домашних условиях на развитие логического и математического мышления.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, отметили, что наибольший интерес для детей составляют дидактические игры именно на развитие логики.
Следующим шагом наметили для себя овладение динамической интеллектуальной игрой преследования «Сонор». Игра «Сонор» предполагает развитие у детей интеллекта, внимания, памяти, логики, систематизация жизненного опыта, активизация творческой деятельности, воспитание интереса к математике, информатике, развития умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления, обучение технике игры в шашки, шахматы.
Таким образом, с помощью STEAM – технологии дошкольники вникают в логику происходящих явлений, понимают их взаимосвязь, изучают мир системно и тем самым вырабатывают в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллельно дети осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс для педагогов "Применение STEAM технологий в образовательном процессе ДОО"
Мастер- класс для педагогов"Применение STEAM технологий в образовательном процессе ДОО"...
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в рамках применения STEAM -технологий в дошкольном образовании
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в рамках применения STEAM -технологий в дошкольном образовании...
«Применение STEAM-технологии «Yohocube» в дошкольном образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности,...
«Применение STEAM-технологий в образование ДО»
STEAM-технологии позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков...
Конспект ООД по применению STEAM - технологий в математическом развитии дошкольников "Путешествие в страну Математики"
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие....
Тема: Микиботны, STEAM – технология кулланып, татар халык йолалары белән таныштыру.
Балаларны, яңа технология кулланып, татар халык йолалары белән таныштыру...
НОД с применением STEAM технологий по познавательному развитию «Мир технических чудес»
Путь человечество к прогрессу лежит через технической револьюции. Мы каждый день сталкиваемся с достижениями технологии: включая телевизор, разговоривая по телефону, слушая радио, узнавая прогноз пого...