Программа по дополнительному образованию "Мир оригами"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Крючкова Наталья Владимировна

"Мир оригами" программа по доп.образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_origami_2019.docx41.15 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА №2107

Принята на заседании педагогического совета ГБОУ «Школа № 2107»

от «____»  _____________"  2019 г

Протокол № 1

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Школа 2107»

__________Е.М. Наумова

«___» _____________  2019 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 "В мире оригами"

Художественной направленности

Уровень программы: ознакомительный

для обучающихся 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель программы:

Крючкова Наталья Владимировна

воспитатель

Москва - 2019


                                                        1.Пояснительная записка 

1.1. Направленность: художественная

1.2 Уровень программы: ознакомительный

1.3 Актуальность программы

      Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: 

• желание практически действовать с предметами

• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. 

    Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 5-7 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и в других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.

    Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы: внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (например, животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

    Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия.

     Занятия оригами позволяют ребёнку удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А так же способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное значение на развитие речи ребёнка.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

    Отличительные особенности программы заключаются в следующем: программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. 
     Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов складывания бумаги, изготовления аппликаций. Формируется умение планировать свою деятельность. 

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

 1.4 Основная цель программы: создать условия для эстетического развития детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами, как художественными способами конструирования из бумаги.

1.5 Задачи:

Обучающие:

  • Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  •  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Учить концентрировать внимание, стимулировать развитие памяти.
  • Научить правильно организовать рабочее место.
  • Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами.

Воспитывающие:

  •  Формировать у детей интерес к искусству оригами.
  •  Воспитывать аккуратность в работе, взаимопомощь при выполнении работ.
  •  Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.
  •  Воспитывать эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
  •  Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, наглядно-образное мышление, внимание, память.
  • Развивать умения создавать композиции.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.
  •  Развивать эстетическое, образное восприятие, воображение, креативность.

1.6 Возраст обучающихся

Программа предназначена для  дошкольников в возрасте от 5-7 лет.

1.7 Срок реализации программы:  рассчитана на 1 год- 34 часа

1.8 Форма и режим занятий. Очная.  Групповая.

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия- 30 минут

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая, с наполняемостью групп 12-15 человек.

1.9 Планируемые результаты (предметные,  личностные,  метапредметные)

Предметные:        

• Познакомятся со  свойствами бумаги. 
• Освоят навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. 
• Научатся некоторым приемам преобразования бумаги. 
• Научатся видеть необычное в обычных предметах.
• Разовьют мелкую моторику рук. 
• Овладеют различными приемами преобразования бумаги. 
• Освоят обобщенные способы работы. 

• Разовьют познавательные, конструктивные способности. 
• Подготовится рука к письму. 

    Личностные:

• Разовьют интерес к результату и качеству поделки. 
• Разовьется поисково-исследовательская деятельность. 
• Освоят умение анализировать поделку. 
• Сформируется положительное отношение к труду (как своему, так и других). 
• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности. 
   Метапредметные:

  • Возникнет интерес к искусству оригами.
  • Разовьют  изобретательность.
  • Разовьется умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
  • Разовьют способность к  вариативности в поисках решений и воплощении идей.
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами.

2.Содержание программы.

2.1 Учебный план

№ п/п

Названия разделов

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Раздел «Вводное занятие»

1

1

0

Беседа

2

Раздел «Простое оригами»

8

1

7

Выставка работ

3

Раздел: «Классическое оригами»

8

1

7

4

Раздел: «Киригами»

8

1

7

5

Раздел: «Модульное оригами»

8

1

7

6

Раздел: «Итоговое занятие»

1

1

0

Итого:

34

6

28

2.2 Содержание учебного плана

№ п/п

Названия разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Раздел «Вводное занятие»

 Ознакомление детей с искусством оригами, овладение элементарными приемами техники оригами

1

1

0

2

Раздел «Простое оригами»

8

1

7

Тема 2.1: «Гриб» 
Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания.

Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь».

1

0

1

Тема 2.2: «В осеннем лесу» (коллективное панно)
Показать, как  можно изготовить деревья  с кронами различной формы, используя основные элементы складывания и базовую форму «дверь» (ствол).

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

1

0

1

Тема 2.3: «Кот» 
Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка». Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник». Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.

1

0

1

Тема 2.4: «Стакан» 
Отработка базовой формы «треугольник». Беседа о посуде и ее назначении. Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник».

1

0

1

Тема 2.5: «Собачки» 
Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник». Складывание мамы-собаки по показу воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. Рисование мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.)

1

0

1

Тема 2.6: «Муха» 
Базовая форма «треугольник». Складывание поделки «Муха».

1

0

1

Тема 2.7: «Старое дерево» 
Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»). Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию

1

0

1

Тема 2.8: «Ветка рябины» 
Отработка складывания базовой формы «воздушный змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.

1

0

1

3

Раздел: «Классическое оригами»

8

1

7

Тема 3.1: «Лисичка-сестричка» 
Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей». Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать мордочку: глаза, нос.

1

0

1

Тема 3.2: «Домики для лисы и зайца» 
Учить определять точку пересечения линий. Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру. Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.

1

0

1

Тема 3.3: «Царевна-елочка» 
Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности. Украшение ёлочки.

1

0

1

Тема 3.4: «Дед мороз» 
Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

1

0

1

Тема 3.5. «Зайка беленький» 
Закрепить базовую форму воздушный змей. Закрепить практическими действиями знание графических символов.

1

0

1

Тема 3.6. «Снегирь» 
Учить  складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

1

0

1

Тема 3.7. «Гномик» 
Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище). Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

1

0

1

Тема 3.8. «Корона» 
Познакомить с базовой формой «блин».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

1

0

1

4

Раздел: «Киригами»

8

1

7

Тема 4.1. «Знакомство с разделом киригами»  Познакомить детей с техникой киригами, овладение элементарными приемами техники киригами.

1

0

1

Тема 4.2. «Волшебные снежинки» 
Составление композиции из различных повторяющихся элементов. Формировать умение создавать ритмичные узоры, Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

1

0

1

Тема 4.3. «Подарок папе к 23 февраля» 
Продолжаем учить  детей резать лист бумаги, сложенный пополам. Учить дополнять работу рисованными элементами. 

1

0

1

Тема 4.4. «Елочка» 
Закрепление умения резать лист бумаги, сложенный пополам. Закрепление приемов бумагопластики. Развивать композиционные умения, фантазию. 

1

0

1

Тема 4.5. «Открытка в технике киригами» 
Продолжать формировать навык сгибания бумаги. Воспитывать эстетический вкус. Побуждать к поиску средств образной выразительности. 

1

0

1

Тема 4.6. «Рыбка» 
Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, терпение. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца, объединяясь в пары создавать морскую композицию.

1

0

1

Тема 4.7. «Бабочка» 
Закрепление приема складывания бумаги «гармошкой», закрепление приемов вырезания по контуру. Знакомство с рациональным способом вырезывания из бумаги силуэта. 

1

0

1

Тема 4.8.«Город» 
Развивать воображение, фантазию. Продолжать учить дополнять работу рисованными элементами.

1

0

1

5

Раздел: «Модульное оригами»

8

1

7

Тема 5.1: «Знакомство с модульным оригами» 
Познакомить с новой техникой оригами – модулем. Обучать приемам складывания и соединения треугольных модулей.

1

0

1

Тема 5.2.1. «Змейка» 
Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. Тренировать навыки складывания модулей. 

1

0

1

Тема 5.2.2. «Змейка» 
Учить собирать модули в нужный образ. Учить правильно закреплять элементы композиции. 

1

0

1

Тема 5.3.1.«Звезда» 
Продолжаем тренировать  навыки складывания модулей. Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, терпение. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое дело до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного образа. 

1

0

1

Тема 5.3.2.«Звезда» 
Закрепление приемов собирания модулей, развитие пространственного мышления. Координация работы обеих рук. Инициировать декоративное оформление готовой работы. 

1

0

1

Тема 5.4.1.«Клубничка» 
Закрепление приема складывания модулей. Изготовление модулей для создания объемной формы.  Побуждать к декоративному оформлению созданного образа с добавлением элементов аппликации. 

1

0

1

Тема 5.4.2. «Клубничка» 
Формировать навыки создания объемной формы клубники. Воспитывать интерес к природе. Расширить спектр технических приемов работы с бумагой. 

1

0

1

6

Раздел «Итоговое занятие»

Подведение итогов чему научились за год, оформление выставочных работ.

1

1

0

Итого:

34

6

28

2.3. Контроль предметных результатов:

Входной контроль: наблюдение и анализ умений.

Текущий контроль: анализ качества выполнения работ по разделам.

Итоговый контроль: презентация творческих работ, выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города. 

3.Организационно-педагогические условия реализации программы

3.1 Материально-техническое обеспечение

Требование к оснащению учебного процесса:

- бумага  разных видов (картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, писчая бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага и т.д.)
- краски (гуашь, акварельные краски)
- карандаши простые, цветные
- фломастеры, маркеры, восковые мелки
- ножницы
- клеёнка
- клей (клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер)
- кисти: беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5
- влажные салфетки
- непроливайки.

    3.2 Организация занятий

  Весь образовательный цикл делится на 5 этапов:
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий)
2 этап - знакомство со свойствами материалов
3 этап - обучение приемам изготовления 
4 этап - изготовление поделок 
5 этап – выставки детских работ 
   Основной формой работы являются занятия с группой. Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач. 

3.3 Условия реализации программы
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

3.4 Принципы построения педагогического процесса. 
1. От простого к сложному. 
2. Системность работ. 
3. Принцип тематических циклов. 
4. Индивидуальный подход. 

4. Используемая литература

Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. – М.,2008г.                                  

 Ратковская Н. Разреши себе творить. – М., Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013г.

Соколова  С. Азбука оригами. -  Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Домино, 2004г.

 Афонькин, С. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина.  Москва: Оникс, 2000г.

 Соколова  С. Сказки оригами: игрушки из бумаги. -  Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Валери СПД, 2004г.

 Долженко Г. И. 100 оригами. -  Ярославль, 2004г.

Афонькин С. Ю. Оригами и аппликация. - Санкт-Петербург: Кристалл, 2001г.

Лыкова И.А.  Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. - М., «Цветной мир», 2010г.                                                                                                  

  Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. – М., Педагогическое общество России, 2007г.                                            

  Яна Франк. Как организовать творческий труд. – М., 2013г.                                

 Тихонова Г.  Модульное оригами для детей. - Феникс, Ростов – на Дону ,2014г.

  http:/stranamasterov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"

Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки....

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кораблик» (оригами).

Занимательное дело оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осущес...

ПЛАН-ПРОГРАММА дополнительному образованию «ОРИГАМИ +»

Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы с бумагой по технологии «Оригами»....

Дополнительная программа художественно-эстетического направления «Оригами»

Программа художественно-эстетической направленности (оригами) предназначена для проведения занятий в массовых и специализированных группах для детей 4 – 7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир оригами"

Программа "Мир оригами" для педагогов ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста....