Программа по дополнительному образованию "Проектоша"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Под влиянием современных требований мировых процессов глобализации, информатизации общества, перехода к инновационному сценарию развития страны на смену этой модели приходит другая, деятельностная парадигма образования, ведущая цель которой – научить человека учиться, помочь ему стать субъектом собственного образования, способным определить, какое именно образование ему необходимо (соответствует его жизненным целям, сложившимся условиям, способностям и т.д.), получить это намеченное им образование и в течение своей жизни развивать его.
Задачи программы
1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами создания проекта,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dop_obrazovaniyu.docx | 126.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА № 199
Рекомендовано Методическим советом Протокол №_________ «____»__________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ Школа № 199 ___________ В.В. Моисеева «____»___________2016 г. |
Дополнительная образовательная программа
“ПРОЕКТОША”
Направленность: познавательно-исследовательская
Уровень программы: ознакомительный
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: педагог дополнительного образования
Ниськова Юлия Александровна
Москва, 2016
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
1. Титульный лист;
2. Пояснительная записка;
3. Учебно-тематический план;
4. Содержание изучаемого курса;
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;
6. Список литературы.
2.Пояснительная записка
Актуальность
Если вы внимательно посмотрите на жизнь современного — активного и ответственного — человека, то непременно заметите, как много в ней различных проектов! Например, выбрать профессию, найти место работы. Потом — чтобы не потерять его — необходимо постоянно повышать квалификацию, а чтобы «угнаться» за временем — повышать свой культурный уровень! Но для этого надо уметь проектировать события собственной жизни, выделять время и возможности — организовывать свой бюджет, проведение выходных дней, отпусков и т.д., и т.п.
Жизнь такого человека, который умеет разрабатывать и реализовывать собственные проекты значительно интересней, чем жизнь человека, «плывущего по волнам», положившегося на «волю судьбы». И, кроме того, значительно надежней: так, при изменении спроса и предложения на его специальность, он оказывается в состоянии получить дополнительные знания, освоить новую профессию.
Но для того, чтобы человек не боялся браться за собственные проекты и умел доводить их до завершения, необходимо, чтобы он уже с детства знакомился с культурой проектной деятельности и получал позитивный опыт реализации задуманного. Проектная деятельность является замечательной школой развития самостоятельности и инициативы ребенка, умения ставить перед собой личностно мотивированные задачи и добиваться желаемых результатов. Многолетний опыт педагогов, работающих в этом направлении, показал, что введение в проектную деятельность возможно уже с дошкольного возраста. Наблюдения за дошкольниками и младшими школьниками убедительно доказывают, что при умелом руководстве со стороны взрослых, они достаточно успешно осваивают культуру проектной деятельности. Характерно, что опыт «предыдущего успеха» вызывает у них активное нарастающее желание разрабатывать следующие проекты.
Свой большой вклад в развитие инициативности, самостоятельности и творчества детей вносит и исследовательская деятельность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
3
Цель программы
Под влиянием современных требований мировых процессов глобализации, информатизации общества, перехода к инновационному сценарию развития страны на смену этой модели приходит другая, деятельностная парадигма образования, ведущая цель которой – научить человека учиться, помочь ему стать субъектом собственного образования, способным определить, какое именно образование ему необходимо (соответствует его жизненным целям, сложившимся условиям, способностям и т.д.), получить это намеченное им образование и в течение своей жизни развивать его.
Задачи программы
- Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
- Развивать собственный познавательный опыт.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами создания проекта,
Начинать решение задач приобщения детей к культуре проектной и исследовательской деятельности следует уже в детском саду, непрерывно продолжая этот процесс в начальной школе — в процессе пропедевтики этих видов деятельности.
Слово «пропедевтика» в переводе с греческого означает «предварительно обучаю»; в более широком смысле — это введение в науку, вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме. С нашей точки зрения, подготовка к проектной и исследовательской деятельности воспитанников детского сада и начальной школы не может строиться на теоретическом изложении. Пропедевтика проектной и исследовательской деятельности предусматривает введение ребенка в области проектирования и исследования, его погружение в культуру этих видов деятельности, активное участие в них, организованное на основе деятельностного содержания образования.
Проектирование и исследование представляют собой принципиально разные виды деятельности. Действительно, различается их целевая направленность, структура, определенные средства реализации. Широко признано, что исследование направлено на получение, бескорыстный поиск нового — ранее неизвестного — знания; оно индифферентно по отношению к последствиям: для исследователя часто не имеет значения, позитивным или негативным будет эффект получения этого знания. Проектирование стремится к достижению качественно нового практического результата («продукта»), который помогает по-новому, не традиционно, решать существующие проблемы, способствует улучшению сложившейся ситуации. Для результата проекта характерно, что он кем-то востребован (именно эта востребованность позволяет считать выполненную работу «продуктом»). Тем не менее, и исследование, и проектирование — это творческие процессы, которые, в первую очередь, характеризуются новизной, неопределенностью результата. В случае исследования — это новизна полученного знания, в случае проектирования — новизна задачи, стоящей перед проектировщиком, и не традиционность найденных им способов ее решения. Рефлексивный анализ деятельности и в том, и в другом случае помогает понять, почему ее замысел расходится с результатом: почему не удалось найти искомое знание в случае исследования, почему полученный результат реализации проекта расходится с тем, который замышлялся.
Различается методологическая культура двух этих типов деятельности — проектной и исследовательской. Структура проведения исследования включает: видение проблемы исследования и постановку цели, построение гипотез, отыскание способов их проверки, разработку плана и ее осуществление, анализ результатов, умозаключения и выводы, рефлексия проделанного, определение сфер и границ применения результатов исследования.
4
Принципиальная структура осуществления проектной деятельности (разработанная Н.Г. Алексеевым) предусматривает следующее:
Замысел — Реализация — Рефлексия.
При этом разработке замысла проекта, как правило, предшествует анализ ситуации, выявление проблем, требующих решения, и причин появления этих проблем.
Таким образом, у исследования и проектирования есть много общего: обоим этим видам деятельности присущи анализ ситуации и полученных результатов, проблематизация, целеполагание, планирование, контроль и коррекция действий, рефлексия оснований деятельности (собственных ценностей, целей, возможностей их достижения), средств и способов ее осуществления, результатов и последствий, а также процессов и результатов сопутствующих ей коммуникаций. Кроме того, исследовательскую и проектную деятельность объединяет то, что реализация и той, и другой требует от ее субъекта умений находить, анализировать, обобщать и интерпретировать нужную информацию, преобразовывать и представлять ее (в частности, в ходе презентаций полученных результатов).
Осуществление перечисленных процедур реализации как проектной, так и исследовательской деятельности, требует развития соответствующих детских способностей и компетенций. Именно на поиск и создание этих условий, необходимых для такого развития, направлены действия педагогов по осуществлению пропедевтики проектной и исследовательской деятельности в детском саду и в начальной школе.
Кратко поясним суть приведенных характеристик (заметим, что эти характеристики не претендуют на исчерпывающую полноту определения субъекта, но являются его необходимыми атрибутами):
1) Идентичность - это «внутреннее ощущение тождества с самим собой и с частью окружающего мира» (Э. Эриксон). Человек, пытающийся найти собственную идентичность, ищет ответ на вопросы: «Кто я, с кем и куда я иду?».
2) Автономия. Основная суть автономии как проявления субъектности кратко может быть выражена такими словами: «Я – как субъект – поступаю по закону, полагаемому мною» (ср. с изречением И. Канта: «Я – как этический субъект – поступаю по закону, полагаемому мною»). Автономия предполагает не подражание уже известным способам, действиям, поступкам, «проторенным дорогам», а поиск своих, создание «собственных законов», по которым следует жить и действовать.
3) Рефлективность (от лат. reflexio – обращение назад) рассматривается как родовая способность человека, которая проявляется в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.
Рефлективность, являясь непременным атрибутом субъектности, пронизывает все ее характеристики. Мы выделяем:
- Рефлективность по отношению к собственному сознанию, самоопределению и его основаниям — к определению собственной позиции.
- Рефлективность по отношению к собственной деятельности и мышлению — их основаниям, средствам и способам.
Эти три характеристики описывают позицию субъекта по отношению к той или иной деятельности, к собственной жизни в целом. Для описания деятельности субъекта, в основе которой лежит его позиция, мы пользуемся еще двумя характеристиками, а именно:
5
4) Активность.
Для характеристики позиционной деятельности субъекта среди множества типов активности мы особо выделяем целевую активность как человеческое качество, которое предполагает совпадение целей, ценностей, продуктов и результатов деятельности ее носителя. Помимо целевой активности, для характеристики субъекта большое значение имеет неадаптивная активность, которая понимается как стремление индивида выйти за пределы достигнутого, устремленность к неизвестному, не освоенному, не постигнутому (см.: Петровский В.А ).
5) Объективная обусловленность действий (культурная, социальная и природная).
Эта характеристика означает, что, осуществляя любую деятельность, субъект должен учитывать законы природы и общества, действующие на данном этапе развития человеческой культуры, т.е. его деятельность должна быть культуросообразна, социо-сообразна и природосообразна.
Подводя итог сказанному, хотим подчеркнуть, что пропедевтику детской проектной и исследовательской деятельности на начальном этапе образования целесообразно проводить как интегрированный процесс, предусматривающий:
- введение детей в культуру исследовательской деятельности;
- введение детей в культуру проектной деятельности;
- развитие субъектности детей — их субъектной позиции, субъектной деятельности и опыта — по отношению к исследованию и проектированию;
Для выполнения этих задач надо организовать целый ряд процессов, в которые, в частности, входят следующие:
- Создание детско-взрослой общности (включающей детско-педагогическую, педагогико-родительскую, детско-родительскую, детскую).
Для этого педагогу необходимо понимать детей и устанавливать контакт с ними, уметь общаться с ними «на равных»; в то же время, отталкиваясь от детских интересов и возможностей, он расширяет их зону ближайшего развития, поддерживая при этом детскую самостоятельность, инициативу, творчество.
- Выявление, поддержка, развитие и расширение интересов детей.
Для этого, в частности, педагогу надо уметь подбирать содержание образования, близкое и интересное детям, расширяющее их кругозор, выбирать интересующие их виды деятельности. Это поможет детям убедиться в том, что мир вокруг интересен, достоин познания и исследования, и может стать еще лучше в результате разумного преобразования — благодаря новому проекту. Давая детям возможность «заражаться» интересами окружающих, их замыслами, важно создавать условия, при которых они могут оставаться самими собой, идти своим путем.
- Развитие универсальных способностей детей, необходимых для осуществления проектной и исследовательской деятельности: рефлексивных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.
- Освоение детьми средств и способов проектной и исследовательской деятельности.
- Знакомство, проживание, осмысление детьми таких общечеловеческих ценностей, как добро, истина, свобода, любовь, красота, выбор, творчество, польза и т.д.
6
- Предоставление детям возможностей задумывать и осуществлять разнообразные проекты и исследования по собственной инициативе, как можно более самостоятельно.
При этом важно создавать такие условия, чтобы дети чувствовали востребованность своего проекта (исследования) другими людьми, стремились довести их до конца, чтобы у них развивалось стремление к исследованию и проектированию (складывалось ощущение, что собственный проект или исследование — это само по себе интересно).
- Развитие педагогом собственных представлений о культуре проектной и исследовательской деятельности, способах развития субъектности, а также постоянный анализ и рефлексия собственной профессиональной деятельности по осуществлению пропедевтики детской проектной и исследовательской деятельности.
Возраст обучающихся: с 5 до 7 лет.
Срок усвоения:
в старшей и подготовительной к школе группах – 32 занятия в год.
Формы и режим занятий: групповая (8 человек в группе); 1 раз в неделю продолжительностью не более 40 минут
Ожидаемые результаты: дети будут уметь видеть проблемы и ставить цели для ее решения, выстраивать гипотезы, искать способы их проверки, разрабатывать план и работать над его осуществлением, анализировать результаты, умозаключения и выводы, рефлексировать проделанное.
7
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Реализация содержания программы
Содержание данной программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
- непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области
«Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с применением опытов по определенной теме (НОД);
- совместная деятельность взрослого и детей: трудовая и игровая деятельность и др.;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Основной формой детской деятельности являются мини-проекты. В процессе составления плана все дети принимают активное участие, находят пути решения проблемных ситуаций.
8
Формы работы с детьми:
«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
- «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
- Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:
- Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, беседы познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).
- Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельную поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.
Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.
9
4. Перспективное планирование по образовательной области
«Познавательное развитие»
№ п/п | Название темы | Возрастная группа | ||
Старшая | Подготовительная | Итого | ||
1 | Вводное занятие (диагностика) | 1 | 1 | 2 |
2 | Кошка-красавица | 3 | 3 | 6 |
3 | Рисование цветным песком | 1 | 1 | 2 |
4 | матрешка папье-маше | 1 | 1 | 2 |
5 | Тарелка папье-маше | 2 | 2 | 2 |
6 | Валяние петушка | 4 | 4 | 8 |
7 | Снеговик | 1 | 1 | 2 |
8 | Елочка красавица | 1 | 1 | 2 |
9 | Цветок из салфеток | 2 | 2 | 4 |
10 | Диагностика за полугодие | 1 | 1 | 2 |
11 | Забавные пингвины | 2 | 2 | 4 |
12 | Картина из пластилина с биссером | 2 | 2 | 4 |
13 | Создание сказочных героев (лепка) | 2 | 2 | 4 |
14 | Чашка и блюдце из макарон | 2 | 2 | 4 |
15 | Веселые человечки | 2 | 2 | 4 |
16 | Коврик под горячее | 1 | 1 | 2 |
17 | Украшение коврика | 1 | 1 | 2 |
18 | Мастер- класс(картина из фасоли и кофе) | 2 | 2 | 4 |
19 | Диагностика за год | 1 | 1 | 2 |
21 | - | |||
22 | - | |||
23 | - | |||
24 | - | |||
Всего занятий в год | 32 | 32 | 64 |
4.1. Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие
октябрь | ||
1 занятие | вводное | Провести диагностику детей. Разбить на 2группы с учетом возрастных особенностей. |
2 занятие | Рисование цветным песком | Научить поэтапно выполнять задание, используя план работы. Воспитывать интерес к занятиям. Развивать чувство цвета, композиции |
3 занятие | Кошка из шпагата | Учить детей определять этапы работы и самостоятельно записывать схемы. Развивать воображение. мелкую моторику. |
4 занятие | Голова и хвост . соединение деталей | Учить детей определять этапы работы и самостоятельно записывать схемы. Развивать воображение. мелкую моторику. |
Ноябрь | ||
1занятие | Украшение кошки | Развивать эстетический вкус, чувство цвета .формы. учить составлять красивую композицию |
2 занятие | Папье-маше – знакомство с техникой. матрешка | Познакомить детей с новой техникой папье-маше. Создать коллективную работу. Учить создавать план работы. Записывать его схемой. |
3 занятие | Тарелка папье-маше. | Учить детей выкладывать определенное количество слоёв бумаги, чередуя один слой с другим. Воспитывать интерес к новой технике. |
4 занятие | Роспись тарелки. | Роспись тарелки по желанию детей в свободном стиле. |
Декабрь | ||
1 занятие 2 занятие 3 занятие | Знакомство с техникой валяния. | Познакомить детей с техникой сухого валяния и научить валять при помощи иглы овалы, шарики и плоские детали. Составить схему работы, развивать чувство цвета ритма композиции. |
4 занятие | Игрушка – снеговик. | Учить детей из подручных материалов изготавливать игрушки. Декорировать их в свободном стиле, выбирая любые материалы. Развивать чувство цвета композиции. |
Январь | ||
1 занятие | Елочка -красавица | Учить детей складывать бумагу. Соединять детали для коллективной работы. Украшать новогоднюю елку, использую подручный материал. |
2 занятие 3 занятие | Цветок из салфеток | Учить детей создавать коллективную работу. Создавать план работы. Записывать его схемой. |
Февраль
1занятие | Диагностика за полугодие | Провести срез знаний по проделанной работе . Проверить усвоение материала. |
2 занятие | Забавные пингвины | Учить детей делать игрушку из бросового материала. Соединять детали соблюдая условия плана |
3 занятие | Забавные пингвины | Учить детей работать с акриловыми красками. Расписывать игрушку по схеме. |
4 занятие | Лепка сказочных героев | Учить детей создавать сюжетную композицию. Использовать проволоку для укрепления деталей. Работать по плану. Отмечать проделанную работу |
Март
1занятие 2 занятие | Поделка из пластилина с бисером | Учить делать налеп на картину. Развивать чувство цвета и композиции. Соблюдать этапы выполнения плана. Анализировать проделанную работу. Учить детей украшать картину бисером |
3 занятие | Поделки из макарон | Учить расписывать посуду из макарон. |
4 занятие | Поделки из макарон | Показать новую технику работы. Учить акккуратно выполнять работу. Соблюдать условия плана работы . учить самостоятельно рисовать схемы плана , Учить детей контролировать проделанную работу. |
Апрель | ||
1занятие | Чашка и блюдце из макарон | Учить самостоятельно выполнять работу . развивать чувство ритма и цвета . развивать воображение у детей. |
2 занятие 3 занятие | Веселые человечки | Учить детей скручивая проволоку создавать фигуру человека . изготавливать предметы одежды из ткани .выполнять работу опираясь на план |
4занятие | Плетение коврика под горячее | Учить создавать коврик из шпагата переплетая нити . Выполнять работу опираясь на план |
Май | ||
1 занятие | Подставка под горячее. Украшение коврика | Учить декорировать коврик из шпагата божьими коровками. Развивать чувство ритма и композиции. Выполнять работу опираясь на план |
2 занятие 3 занятие | Картина из зерен кофе и фасоли | Учить детей создавать композицию. Обводить трафареты. Готовить заготовку для картины. Составлять план работы, развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к занятиям |
4 занятие | Диагностика за год | Провести срез знаний по проделанной работе . Проверить усвоение материала. |
4.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
В процессе работы по программе используются только элементарные задания. Их элементарность заключается:
- в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
- в процессе не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
- при организации проектной деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При создании проектов необходимо придерживаться следующей структуры:
- Постановка проблемы.
- Поиск путей решения проблемы.
- Проверка гипотез, предположений.
- Фиксация результата.
- Обсуждение увиденных полученных результатов.
- Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей является метод проектирования. Использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОУ требует и от педагогов индивидуальных оригинальных подходов, находок и решений, продуктивной и творческой деятельности, что способствует, с одной стороны, саморазвитию педагога, повышению его профессиональной компетентности, а с другой стороны, делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей воспитанников. А также метод проектирования позволяет формировать личностные качества ребенка:
- умение работать в коллективе;
- умение подчинять свой темперамент интересам общего дела;
- учиться решать проблемы, договариваясь друг с другом;
- учиться обсуждать результаты деятельности каждого члена команды, развивая свою самооценку.
Проектирование ориентировано на уникальные отношения «Ребенок – взрослый», которые строятся на основе «со–деятельности», «со–творчества».
Разнообразная деятельность с детьми не просто развивает у ребенка умения и навыки, но и помогает ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле разнообразные материалы, дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность малыша, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, осуществлять задуманное. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально.
Познавательная ценность проектов заключается в том, что дети приобретают определенный объем знаний; Родители с интересом участвуют в проектировании, самостоятельно организуют мастер-классы, экскурсии, родительские встречи. При положительном эмоциональном контакте ребенок будет развиваться полноценной творческой личностью.
Если ребенок не будет получать положительного подтверждения значимости его действий, его труда в семье, воспитатель не сможет добиться желаемого результата.
Поэтому очень важно донести до родителей значимость педагогического проектирования и образовательного процесса в целом, способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.
13
4.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
- Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
- Поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
- Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
- Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем обсуждений в малых группах.
- Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций – так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
- Оформить мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».
- Поддерживать деятельность детей по сбору коллекций.
- Разработка и реализация проектов, их презентация для сверстников, педагогов, родителей.
- Принять участие в конкурсе «Я исследователь».
Проектная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:
- проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
- проведение совместных досугов, мастер-классов, семинаров-практикумов;
- участие родителей в совместных детско-взрослых проектах ;
- участие родителей в разработке, изготовлении и реализации лэпбука – проектной формы совместной деятельности взрослых и детей.
14
5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
5.1. Материально-техническое обеспечение для реализации данной программы необходимо:
Компонент дидактический | Компонент оборудования |
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов. Книги познавательного характера Тематические альбомы. Коллекции. Мини-музей (тематика различна) | 1. Иглы для валяния – 10 шт. 2. Коврик для валяния – 10 шт. 3. Сетка для валяния – 10 шт. 4. Влажные салфетки – 2 уп. 5. Салфетки цветные: Зеленые – 10 шт. Красные – 20 шт. 6. Акриловые краски – 1 уп. 7. Клей-пистолет – 1 шт. 8. Мешковина – 2 м. 9. Белые носки – 10 пар. 10. Разноцветные пуговицы. 11. Бисер. 12. Пластилин. 13. Губки для посуды – 10 шт. 14. Фетр красный - 50 см. 15. Разноцветные атласные ленты. 16. Тонкая проволока – 10 м. (лепка) 17. Проволока средней толщины 18. Шерсть для валяния: Желтая – 2 уп. Красная – 3 уп. Черная – 1 уп. 19. Рис, фасоль, макароны. 20. Краска серебряная, аэрозольная. 21. Пленка для пищевых продуктов. Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена и др.. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д. |
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Требования к оформлению и содержанию центра проектной деятельности
Оборудование:
Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
Природный материал (шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.).
Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.).
Технические материалы (гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.). Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
Красители: гуашь, акварель и т.д.
Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.).
Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
Карточки – схемы проведения на плотной бумаге. Дневник проектов с зарисовкой этапов работы.
На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
15
Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка.
Желательно чтобы центр детского проектирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. На видном месте можно повесить табличку с названием проектного центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре проектирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта
16
6.Методическое обеспечение
- Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов
- детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
3..Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
4.Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт.-сост.: А.В. Аджи. – Воронеж.: ООО
«Метода», 2014 – 144 с.
5.Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авт.-сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 160 с.
6.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. Прочитать об этом можно здесь (Статья Клариной Л.М. Детская проектная деятельность//Игра и дети, 2006, № 4, с. 2 – 5).
17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...