Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, парциальной программы «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Данная программа предполагает развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
STEAM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для
себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путём получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_317.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 317»
Утверждаю
Заведующий МБДОУ № 317
_________И. Н. Баринова.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
«Экспериментирование с живой и неживой природой»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Младшая группа
О. А. Зыкова
Автор-составитель:
Кобзарева И. Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, парциальной программы «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Данная программа предполагает развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
STEAM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для
себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путём получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
1 . Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект
5. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.
7. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
• О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).
• О человеке.
• О предметном мире.
Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Приёмы реализации рабочей программы:
Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:
- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- решение проблемных ситуаций;
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.
Оборудование детской лаборатории:
- Комплекты материалов и оборудования для создания исследовательской экологической лаборатории «Элти-Кудиц»
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Организационно-методическое обеспечение:
Срок реализации кружка – 1 год, Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Возраст детей 3-4 года.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Взаимодействие с родителями
- Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково исследовательской деятельности дошкольников дома».
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке:
- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
- Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
- Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
- Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему: «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
- Практическая часть: открытое занятие для родителей.
- Оформление папки «Мои открытия»
- Изготовление картотеки игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку»
Сентябрь
Дата | № | Форма работы | Оборудование и материалы |
6.09.19 | 1. | Экскурсия в “детскую лабораторию”. Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, что такое эксперимент, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней. |
|
13.09.19 | 2. | Эксперимент “Какого цвета вода? ”. Цель: помочь детям определить, что вода-бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретая их цвет. | Комплект воронок (VIN 52109) набор мерных стаканчиков (МЩ 95213) пробирки с цветными крышками (МАХ КА7608) |
20.09.19 | 3. | Исследование “Волшебные стёклышки”. Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. | Предметы из стекла, фарфора; Цветные стёклышки для детского творчества; Иллюстрации стеклянных изделий. |
27.09.19 | 4. | Эксперимент «Что такое воздух?» Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха: отсутствие цвета и формы, лёгкость, способность двигаться; | Комплект воронок (МАХ ХЛ7613В) Пробирки большие на подставке (МАХ КА7601) Пробирки для экспериментов (VIN52103) |
Октябрь
4.10.19 | 5. | Эксперимент «Есть ли у воды вкус и запах» Цель: определить вместе с детьми вкус и запах воды; познакомить с понятием «пресная вода» | Набор пробирок на подставке (МАХ КА 7602S6В) набор мерных стаканчиков (МЩ 95213) |
11.10.19 | 6. | Исследование «В царстве камней» Цель: расширять знания детей о камнях; учить определять свойства камня: цвет, гладкость, плавучесть; | Различные камни Лупа «Любопытный глаз» (МАХ КА7410) Набор мерных пробирок (МЩ95239) |
18.10.19 | 7. | Эксперимент «Где может прятаться воздух?» Цель: показать, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его можно обнаружить, опуская предметы в воду. | Пробирка «Гигант» на подставке с ложкой и пипеткой (МАХ КА7760) Пинцет (МАХ ОД7439В) Камни, шишки и пр. |
25.10.19 | 8. | Исследование «Знакомство с глиной» Цель: исследовать свойства глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая – во влажном); обогатить представления детей об использовании глины человеком. | Чашки Петри для глины сухой и влажной; мерные стаканчики (МАХ КА7605В) лупа «Любопытный глаз», пипетка |
Ноябрь
9.11.19 | 9. | Эксперимент «Бумага, ее качества и свойства». Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность); Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит) | Лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, МАХ КА7417В Лабораторные контейнеры с крышкой (3 шт), МАХ КА7439В Пинцет. |
15.11.19 | 10. | Исследование «Собираем коллекцию камней» Цель: посредством собирания коллекции камней и её описания развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать. | Переносной стаканчик-увеличитель (МАХ КА7431) Коробка с ячейками; Лупа «Любопытный глаз (МАХ КА7410) |
22.11.19 | 11. | Эксперимент-исследование «Воздух и запах» Цель: расширять представление детей о воздухе, показать, что воздух передаёт различные запахи, но сам ничем не пахнет. Рассказать о том, что растения очищают воздух. | Лупа набор мерных стаканчиков (МЩ 95213) мыло, долька чеснока, кожица апельсина, духи, хвоя; |
29.11.19 | 12. | Исследование «Песок и его свойства» Цель: познакомить детей со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, сыпучий, если сухой); дать представление о его происхождении; | Пробирка «Гигант» на подставке с ложкой и пипеткой (МАХ КА7760) Иллюстрации пустыни и её обитателей, сухой песок; |
Декабрь
6.12.19 | 13. | Эксперимент «Что будет с водой на морозе?» Цель: с помощью опыта показать детям, что вода на морозе переходит в твёрдое состояние-лёд; | Набор мерных стаканчиков (MIN 95213) Пробирка MIN95239 Вода Фломастер |
13.12.19 | 14. | Исследование «Пластмасса, ее качества и свойства» Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость) | Пластмассовые стаканчики, вода, спички, Лабораторные контейнеры с крышкой (3 шт), МАХ КА7439В |
20.12.19 | 15. | Эксперимент «Тонет-не тонет» Цель: опытным путём определить, предметы из каких материалов тонут в воде. Показать, что плавучесть предмета зависит не только от материала, но и от формы. | Комплект пробирок «Гигант» (МАХ КА7760), Пипетка, ложка; Пробирки для экспериментов; Комплект воронок (VIN85801) |
27.12.19 | 16. | Эксперимент «В пустыне» Цель: познакомить детей с песчаной пустыней. Опытным путём определить, что песок впитывает воду, а сильный ветер может поднимать сухой песок, образуя песчаную бурю. | Комплект пробирок «Гигант» (МАХ КА7760), Пипетка, ложка; Песок. |
Январь
10.01.20 | 17. | Эксперимент-Исследование “Разноцветные льдинки”. Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности. | Формочки для льда, пищевой краситель разных цветов, вода, Пробирки для экспериментирования; |
17.01.20 | 18. | Эксперимент “Два магнита”. Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. | Магниты различной формы и размера, металлические предметы; Небольшие пластмассовые и деревянные игрушки; |
24.01.20 | 19. | Исследование «Удивительный мир стекла» Цель: уточнить представление о том, что стекло разнообразно (прозрачное, хрупкое, цветное, гладкое). Формировать знания о значении стекла в жизни человека. | Колба, баночки, стаканы, цветные стёкла, посуда. |
31.01.20 | 20. | Исследование «Легкий - тяжелый» Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. | Разнообразные предметы и игрушки; Лабораторные контейнеры с крышкой (3 шт), МАХ КА7439В с песок, листья, камешки, пух, вода |
Февраль
07.02.20 | 21. | Эксперимент «Горячо-холодно» Цель: Формировать умение определять температуру веществ и предметов
| Набор мерных стаканчиков (MIN 95213) Пробирка MIN95239 Вода |
14.02.20 | 22. | Исследование: «Как из снега получить воду?» Цель: Формирование представлений о свойствах и особенностях снега; Развитие мелкой моторики; Развитие логического мышления | Снег, МАХ КА7452 Походный стаканчик для наблюдения (2шт.) |
21.02.20 | 23. | Исследование: «Что в коробке» Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). | Коробка, фонарик, свечка, лампа Лабораторные контейнеры с крышкой (3 шт), МАХ КА7439В |
31.02.20 | 24. | Эксперимент “Изменение объёма жидкости”. Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании. | Пробирка 0,5 л (MIN95239) Вода, фломастер |
Март
07.03.20 | 25. | Эксперимент «Что растворяется в воде?» Задачи: определить какие вещества растворяются в воде, а какие-нет, какие свойства веществ проявляются при смешивании их с водой. | Комплект воронок (VIN 52109) Набор пробирок на подставке (МАХ КА 7602S6В) набор мерных стаканчиков (МЩ 95213) |
14.03.20 | 26. | Исследование «Резина, её качества и свойства» Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность) | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, Пробирки большие на подставке Пинцет, Ёмкость с водой; |
20.03.20 | 27. | Исследование «Сравнение песка и глины» Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать | стаканчики, песок и глина, подносы, вода, Пробирки 0,5 л (MIN95239) |
27.03.20 | 28. | Эксперимент «Вдох-выдох» «Игры с соломинкой» Задачи: расширять представление о воздухе, способах его обнаружения, о необходимости воздуха для жизнедеятельности человека и о времени, в течение которого человек может обходиться без воздуха. | Комплект пробирок с цветными крышками (МАХ КА 7600) Комплект воронок Воздушные шарики Лупа; |
Апрель
03.04.20 | 29. | Исследование: «Музыка или шум?» Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки | Металлофон, ксилофон, деревянные ложки, Набор пробирок на подставке (МАХ КА 7602S6В) Пуговицы, горох, пшено, вата, бумага и т. д. |
10.04.20 | 30. | Эксперимент «Древесина, её качества и свойства» Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять её качества (твердость, структура поверхности, степень прочности и свойства) | Деревянные предметы, Комплект пробирок «Гигант», вода, небольшие дощечки и бруски. |
17.04.20 | 31. | Исследование «Кто такие насекомые?» Цель: расширять представления детей о насекомых, основных признаках; познакомить с оборудованием для наблюдений за насекомыми; | Походный стаканчик для наблюдения (МАХ КА7452). Иллюстрации насекомых; Лупа «Любопытный глаз» (МАХ КА7410) |
24.04.20 | 32. | Эксперимент «Чудесный мешочек» Цель: Научить определять температуру предметов и веществ. | Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, кубики, пластины, шарики) |
Май
08.05.20 | 33. | Эксперимент «Надувание мыльных пузырей» Научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды | Мыльный раствор, тарелка, соломинка, палочки с колечками на конце, Пробирки для экспериментов; |
15.05.20 | 34. | Исследование «Для чего такой окрас?» Задачи: расширять знания детей о насекомых; рассказать о том, что окрас насекомых служит для защиты. | Большая горка для муравьёв (МАХ КА7429) Походный стаканчик для наблюдений (МАХ КА 7452) Лупа «Любопытный глаз». |
22.05.20 | 35. | Эксперимент «Голоса насекомых» Задачи: расширять представления детей о жизни насекомых, о том, какую роль в их жизни выполняют звуки. | Лупа «Любопытный глаз» (МАХ КА7410) Горка для муравьёв (МАХ КА7429) Походный стаканчик для наблюдения (МАХ КА7452) Студия жужжания. |
29.05.20 | 36. | Исследование «Ткань, её качества и свойства» Цель: научить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) | Спички Лабораторные контейнеры с крышкой. Вода Кусочки ткани |
36 | Количество часов |
|
Список использованной литературы:
О. А. Зыкова: Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой"
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
В. А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие» -Издательство: "Центр педагогического образования", 2013.
Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л.А. Маслова
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Модуль парциальной программы «STEМ - образование» -«Экспериментирование с живой и неживой природой», реализуемый на Культурной Практики естественно- научного направления «Профессор Почемучкин» в старшем возрастном кластере.
STEM-модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» помогает воспитывать экологическую культуру детей в интересной и увлекательной форме - опытно-экспериментальной деятельности....
Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного возраста"
Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира на собственном опыте и наблюдениях. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересн...
Перспективное планирование парциальной программы "STEM - образование" Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой"
Планирование познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы....
Перспективное планирование парциальной программы «STEM- образование». Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Экспериментирование с живой и неживой природой...
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста»
В соответствии с ФГОС, экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную н...
ПЛАНИРОВАНИЕ - СTEM-образование детей старшего дошкольного возраста. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
СTEM-образование детей старшего дошкольного возраста.Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»...