Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
рабочая программа (подготовительная группа)
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить; имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов); точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении; чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Актуальность программы
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детства. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pochitayka.docx | 44.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №20 «Дельфин»
МО г. Саяногорск
Утверждена «Утверждаю»
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ №20 «Дельфин»
Протокол № ___ от 15.09. 2019г. __________________(Л.М.Зубова)
Приказ № от 15.09.2019
Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию
на 2019– 2020 учебный год
Направленность: социально-педагогическая
Кружок «Почитай-ка»
Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Авторы: Ульянова Л.П.,
Думрауф Н.М.,
Воспитатели
Пояснительная записка:
Рабочая программа (далее - РУП) разработана в соответствии с Программой дополнительного образования.
По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить; имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов); точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении; чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Актуальность программы
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детства. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят: произведения устного творчества русского народа и народов мира; классическая детская литература (отечественная и зарубежная); современная литература (русская и зарубежная).
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его. А чтобы вовлечь дошкольника в мир книг, вызвать интерес к книгам нужно подобрать наиболее интересные для детей и эффективные для педагогов формы работы.
Программа нашего кружка составлена с учетом возрастных особенностей детей, при условии системного и планомерного обучения.
Занятия проводятся еженедельно во второй половине дня воспитателями.
Цель программы:
- воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению.
Задачи программы:
- знакомить детей с разнообразными жанрами литературных произведений, поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.
- обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь в формировании грамотной речи.
- способствовать психофизиологическому развитию (фонематический слух, память, внимание, воображение, художественное и литературное творчество).
- воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Методы работы с книгой:
- выразительное чтение вслух
- беседа о прочитанном
- рисование и лепка любимого героя
- игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного
Список детей группы «Золотой ключик», посещающих кружок «Почитай - ка»
- Андреев Владик
- Белоногова Рита
- Власова Алиса
- Вычужанина Катя
- Гулякова Лена
- Дудник Сережа
- Кудуштеева Галя
- Лихицкая Элина
- Осипенко Варя
- Пастухов Миша
- Песегов Денис
- Петрухин Костя
- Проваторова Софья
- Простаков Паша
- Рютин Ярослав
- Синицын Костя
- Сичевой Дима
- Сукач Ира
- Фомина Кира
- Харитонов Кирилл
- Шалаханов Саша
Календарно – тематическое планирование
Месяц. | Тема. | Цель. | ||
Сентябрь. | 1. | "Экскурсия в детскую библиотеку". Знакомство с читальным залом, библиотекарем, его трудом. | Узнать как «живут» книги, вызвать интерес к ним. | |
2. | Создание в группе читательского уголка, с подбором художественной литературы. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» | Вызвать интерес и желание детей самим воссоздать «Библиотеку» на примере увиденного от экскурсии. | ||
Октябрь. | 3. | Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Чтение стихов об осени. | Познакомить детей с биографией и творчеством поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения. | |
4. | А.С. Пушкина «У лукоморья» | Заучивание стихотворение «У лукоморья». Формировать умение выразительно наизусть читать стихотворение. Способствовать эмоциональному восприятию стихотворения | ||
5. | Праздник «Посвящение в читатели» | Помочь маленьким слушателям стать читателями, прививать интерес, любовь, уважение к книге, как к источнику новой интересной информации.Дать детям представление о том, как выглядели книги в прошлом век, какие в них были иллюстрации. | ||
6. | Просмотр презентации "Книги наших бабушек". | Дать детям представление о том, как выглядели книги в прошлом век, какие в них были иллюстрации. | ||
Ноябрь. | 7. | Знакомство с творчеством Н. Носова. Чтение рассказов Н. Носова. | Знакомить детей с произведениями юмористического содержания. Способствовать созданию радостной атмосферы в группе. | |
8. | Беседа "Сказка мудростью богата". Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. | ||
9. | Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. | Познакомить детей с биографией и творчеством поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения. | ||
10. | "Чудо - дерево" - викторина. | Закрепить знания о произведениях К.И. Чуковского. | ||
Декабрь. | 11. | Вечер «Наши любимые книжки – малышки». Игра "Книжкина больничка". | Знакомить с изданиями разного формата. Знакомить детей со способами ремонта книг, закрепить правила пользования ими. | |
12. | Просмотр презентации " От гусиного пера до современной авторучки". "Как появилась книга". | Познакомить детей с историей возникновения письменности, бумаги, книги. | ||
13. | "Путешествие по книжной ярмарке" (с приглашением библиотекаря) | Знакомить детей с разновидностями книг, разными вариантами их оформления книг. Вызвать интерес к чтению книг и посещению библиотеки. | ||
14. | Знакомство с биографией и творчеством В. Бианки. Чтение рассказов о животных. | Познакомить детей с творчеством писателя. Организовать в группе выставку книг В. Бианки. Побуждать детей к элементарным обобщениям и выводам. | ||
Январь. | 15. | "Час зимней сказки". | Продолжать знакомить детей с произведениями о зиме Раскрыть значение книг в жизни ребят. Побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. | |
16. | Викторина по прочитанным произведениям. | Закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за данный период, особенностях разных жанров художественных произведений. | ||
17. | «Лучше нет родного края… » | Знакомить детей с произведениями о Родине; способствовать расширению знаний о малой родине на примере произведений писателей Хакасии. Поддерживать интерес к устному народному творчеству. | ||
19. | Знакомство с творчеством А. Линдгрен. Чтение произведения "Карлсон, который живет на крыше". | Знакомить детей с творчеством зарубежной писательницы. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. | ||
Февраль. | 20. | Посещение ребятами детской библиотеки. | Обмен книжек, учить делиться впечатлениями от них. Воспитывать любовь к книге, развивать умение аккуратно, бережно с ней обращаться. | |
21. | «Незабытая горница». Чтение русских народных сказок. | Познакомить детей с устным народным творчеством, формировать целостное его восприятие, воспитывать уважительное отношение к народному творчеству, развивать память, кругозор, эмоциональную сферу ребенка. | ||
22. | Знакомство с творчество Л.Н. Толстого. Чтение были "Косточка". | Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Знакомить детей с творчеством одного из величайших писателей мира. | ||
23. | Продуктивная деятельность: "Книжки - самоделки". | Знакомить детей с разновидностями книг, разными вариантами их оформления. | ||
Март. | 24. | Беседа «Как дома живут ваши книги». | Узнать, есть ли книжная полочка дома, читают ли они дома вместе с родителями, вызвать интерес к этой деятельности. | |
25. | В мире энциклопедий. | Развивать интерес к познавательной литературе. | ||
26. | «В стране Вообразилии». Инсценировка сказки «Красная шапочка» | Развивать творческое воображение, формировать способность передавать с помощью мимики, жестов, движений различные эмоции. Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними. | ||
27. | Комментированное чтение стихотворения Е. Благиной "Посидим в тишине". | Помогать детям выразительно с естественной интонацией читать стихи, участвовать в инсценировке. | ||
Апрель. | 28. | Путешествие в страну «Умей-ка». | Починка книг, подбор необходимого материала – бумага, клей и т.д., оформление коробочек аппликацией. | |
29. | Выставка книг о космосе и космонавтах. | Знакомить с разновидностями познавательной литературы. | ||
30. | В гостях у В. Сутеева. | Познакомить с творчеством и биографией писателя – сказочника В. Сутеева. Поддерживать интерес детей к литературе, формировать умение осмысливать характеры персонажей. | ||
31. | Викторина по сказкам В. Сутеева. | Закрепить знания детей о сказках В. Сутеева, их своеобразии. Учить высказывать свое мнение. | ||
Май. | 32. | "Сказка - ложь, да в ней намек" | Закрепить знания детей о разнообразных русских народных сказках. Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. | |
33. | «Встреча памяти» | Расширять знания о Родине. Формировать умение прослушивать произведения о войне. Воспитывать патриотические чувства. | ||
34. | "Час периодики - что приносит почтальон маленьким детишкам". | Познакомить с разновидностями детских журналов, историй их возникновения, способами обращения с ними. | ||
35. | Итоговая литературная викторина. | Закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, особенностях разных жанров художественных произведений. |
Планируемые результаты освоения программы
К концу года ребенок:
- знает авторов прочитанных книг;
- имеет представление о жанрах произведений;
- познакомился с понятием «Викторина»;
- бережно относится к книгам;
- познакомился с русским народным фольклором;
- улучшил свои коммуникативные способности.
Способы проверки знаний, умений, навыков
В сентябре проводится начальная диагностика детей с целью выявления уровня развития знаний и умений. В мае проводится итоговая диагностика с целью определения динамики развития через наблюдения за детьми в процессе занятий, игр, беседы с ребенком.
Список средств обучения
- Технические средства обучения (магнитофон, мультимидийный проектор)
- Учебное – наглядные пособия (картинки, модели, игрушки, атрибуты к с. р. играм и т. д.)
- Инструменты: ножницы, клей, краски, карандаши, картон, цветная бумага, кисточки и т.д.
Список использованной литературы
- Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001.
- Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
- Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., «Просвещение», 1977.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. Курс - лекций. М., «Просвещение», 1974.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
- Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : Айрис – Пресс, 2004.
- Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
- Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю. Г. Исаевич. – М., 2002.
- Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. - Минск, 2000.
- Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. 2 книги. Автор-составитель С. Д. Томилова М. : Астрель: АСТ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности театральный кружок «В гостях у сказки
старший возраст...
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию экологического кружка «Юные экологи» в средней группе
В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотност...
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию/ Кружок: «Здоровячок»
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.Задачи: 1. Формирование у детей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни....
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2023 – 2024 учебный год
Программа разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) муниципального б...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)
Тема: Береза – символ России.Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (лепка)Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие.Цель: Формирование...