План - программа работы по теме:«Техника оригами как средство развития мелкой моторики у детей 5 –7 лет»
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
План- программа работы разработана по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Конструктивно – модельная деятельность») для детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_origami.docx | 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 70»
План-программа работы
по теме
«Техника оригами как средство развития мелкой моторики у детей 5 –7 лет»
по образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
(раздел «Конструктивно – модельная деятельность»)
Воспитатель: Борисова В.Н.
г. Ярославль.
Старшая группа
Задачи:
- упражнять в складывании поделок из бумаги в разном направлении;
- закреплять знание базовых форм «треугольник», «книжка», «дверь», «воздушный змей», «двойной треугольник»,
« двойной квадрат».
- учиться самостоятельно работать по инструкционным картам;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- расширять знания об окружающем мире, природе;
- развивать мелкую моторику, конструктивное мышление, воображение;
- формировать культуру труда, воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого труда, материалу;
- создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе.
Тема | Содержание | Материал к занятию | Словарь | Формы работы | |
сентябрь | Диагности - ческое обсле- дование. | Провести диагностику с целью выявления уровня сформированности умений и навыков по ручному труду и развитию у детей мелкой моторики. | Диагностические карты. | ||
Сказка Квадратика. Альбом для рисования. | Познакомить детей с новым видом искусства "оригами" с помощью персонажа "Квадратика", учить складывать лист бумаги пополам, опуская верхние углы вниз, познакомить с базовой формой "книжка". Используя базовую форму "книжка", изготовить небольшой альбом для рисования. | Игровой персонаж "Квадратик", квадратные листы бумаги(20х20). | "Оригами", верхние и нижние углы, пополам, базовая форма "книжка", сгиб. | Занятие по ручному труду, индивидуальная работа. |
октябрь | Флажки. | Учить детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, познакомить детей с новой базовой формой "треугольник". Используя базовые формы "книжка" и "треугольник", изготовить флажки. | Игровой персонаж "Квадратик", набор разнообразных флажков, квадратные листы бумаги (15x15). | Диагональ, базовая форма "треугольник". | Свободная деятельность, индивидуальная работа. |
Грибы. | Познакомить с новой базовой формой "дверь". Закрепить знание базовых форм "книжка" и "треугольник". Складывание грибов: подберезовика, подосиновика, мухомора. | Набор открыток и фотографий "грибы", стихотворение" Гриб" М.Ходякова, квадраты на шляпки, прямоугольники на ножки. | Базовая форма "дверь". Съедобные грибы, внутренние стороны. | Интегрирован- ное занятие по ФЭМП и ручному труду, индивидуальная работа. | |
ноябрь | Елочки. | Познакомить детей с новой базовой формой "воздушный змей", при складывании используем базовые формы " треугольник" и " воздушный змей". | Стихотворение К.Чуковского "Елка", 6 квадратов разного размера, репродукции картин о лесе. | Базовая форма "воздушный змей. | Занятие по ручному труду, индивидуальная работа. |
"В осеннем лесу". | Учить соединять детали в единое целое, создание композиции осеннего леса. | Загадки о животных и растениях, иллюстрации к книгам о природе, квадраты разнообразной цветной бумаги. | Ель, хвоя, хвойные деревья, ельник. | Интегрирован- ное занятие по познавательному развитию и аппликации. | |
Рыбка | Упражнять в складывании бумаги разными способами: базовая форма "треугольник" - 2подгруппа; базовая форма "воздушный змей" -1 подгруппа, закреплять навыки работы с ножницами (вырезание хвоста). | Подготовительная работа-окрашивание бумаги "под мрамор" и "набрызгом", квадраты разного цвета. | Хвост, плавники, карась, окунь, ерш. | Занятие по ручному труду, индивидуальная работа. |
декабрь | Лягушонок. | Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму "треугольник", учить находить у треугольника острый угол. | Рассказ Шестопаловой "Лягушонок", "лягушка- путешественница", квадраты зеленого цвета. | Диагональ, лягушка, жаба, лягушонок. | Интегрирован ное занятие по ФЭМП и ручному труду, индивидуальная работа. |
"Веселый аквариум". | Объединяясь в пары, создавать композицию, развивать умение оформлять поделку аппликацией или рисуя детали. | Рассматривание иллюстраций о жизни подводных обитателей, квадраты разнообразной цветной бумаги. | Аквариум. | Занятие по аппликации. | |
январь | "О чем грустят кораблики". | Учить складывать квадратный лист бумаги, следуя словесным указаниям воспитателя. | Окрашенный цветным клейстером лист бумаги, квадраты разного цвета, аудиозапись "Шум прибоя". | Якорь, парус, | Интегрирован ное занятие по рисованию и ручному труду. Коллективная работа. |
Щенок. | Учить делать складку " молния", закреплять у детей умение находить у треугольника острый угол, закреплять умения соединять полученные детали вместе. | По два квадрата на ребенка (коричневого, серого, рыжего или черного цвета), рассказ Сутеева "Кто сказал "мяу"?, альбом "Домашние животные" | Диагональ, сгиб, острый угол, складка "молния ". | Занятие по ручному труду, индивидуальная работа. | |
Котенок. | Знакомство с инструкционными картами, условными обозначениями. | По два квадрата на ребенка (коричневого, серого, рыжего или черного цвета). | Линия сгиба, центр заготовки. | Свободная деятельность, индивидуальная работа. |
февраль | Мордочка лисы и волка | Учить работать по инструкционным картам, закреплять умение находить и называть углы. | Квадраты оранжевого или красного цвета для лисы, серого - для волка. | Дикие животные, хитрая, плутовка, злой, голодный. | Интегрирован- ное занятие по познавательному развитию и ручному труду. |
Мордочка лягушки и медведя. | Учить работать по инструкционным картам. | Квадраты зеленого, коричневого, бурого цветов. | Квакушка, косолапый. | Интегрирован ное занятие по ФЭМП и ручному труду. | |
март | Мордочка зайца и мышки. | Учить работать по инструкционным картам. | Квадраты серого, белого, голубого цветов, загадки о диких животных. | Косой, трусишка, мышка- норушка | Занятие по ручному труду- |
"В гостях у сказки "Терем- теремок". | Учить детей оформлять поделками оригами эпизод сказки " Теремок". | Чтение сказки" Теремок", рассматривание иллюстраций, листы цветной бумаги. | Действующие лица, иллюстрации, сказочные персонажи. | Интегрирован- ное занятие по развитию речи и аппликации. | |
Царевна- лягушка. | Закреплять умение работать по инструкционным картам и словесной инструкции, дополнять изделие деталями. | Квадраты: зеленого цвета 10X10; 7,5x7,5; красного -3x3; желтого -3x3 ^иллюстрации к сказке. | Земноводное, болото, Иван-царевич, лилия. | Интегрирован ное занятие по рисованию и ручному труду. | |
Апрель | Кит. | Закреплять умение работать по инструкционным картам и словесной инструкции. | Квадрат синего, серого, фиолетового цветов. | Морские обитатели. | Занятие по ручному труду, индивидуальная работа |
апрель | Карп. | Познакомить с новой базовой формой "рыба", рассмотреть схему сборки базовой формы. | Квадраты разного цвета. | Базовая форма "рыба" | Индивидуальная работа. |
Рыбка. Сюжетная композиция "Море" | Познакомить с новой базовой формой "двойной треугольник". Закрепить знание базовых форм, закреплять навыки работы с ножницами (хвост и плавники). Создание морской композиции. | Квадраты ярких оттенков (красный, оранжевый, розовый и т.д.) | Базовая форма " "двойной треугольник", пруд, море, океан. | Занятие по ручному труду и аппликации. | |
май | Самолет | Продолжать учить складывать бумагу в заданном направлении. | Квадраты разного цвета 20x20. | Истребитель. | Занятие по ручному труду. |
Диагностическое обследование | Провести диагностику с целью выявления уровня сформированности умений и навыков по ручному труду и развитию у детей мелкой моторики | Диагностические карты. | |||
июнь, июль, август. | Летние композиции "Цветущий луг", "Море"," "Воздушный и водный транспорт", "Африка", "Птичий двор". | Создание композиций по выбору детей. Упражнять в складывании поделок из бумаги в разном направлении, закреплять знание базовых форм: "треугольник", "книжка", "дверь", "воздушный змей", "двойной треугольник", "двойной квадрат". | Квадраты разного цвета и размера по выбору детей, обрезки разнообразной цветной бумаги, тонированные листы бумаги. | Базовые формы "треугольник", "воздушный змей", "двойной квадрат", "птица ". | Свободная деятельность, совместная деятельность и индивидуальная работа. |
Подготовительная группа
Задачи:
- упражнять в складывании поделок из бумаги в разном направлении;
- закреплять знание базовых форм «треугольник», «книжка», «дверь», «воздушный змей», «двойной треугольник»,
- « двойной квадрат», «рыба», «конверт», «дом».
- учиться самостоятельно работать по инструкционным картам;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- расширить знания об окружающем мире, природе;
- развивать мелкую моторику, конструктивное мышление, воображение;
- формировать культуру труда, воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого труда, материалу;
- создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе.
Тема | Содержание | Материал к занятию | Словарь | Формы работы | |
сентябрь | Диагностическое обследование | Провести диагностику с целью выявления уровня сформирован-ных умений и навыков по ручному труду и развитию у детей мелкой моторики | Диагностические карты. | ||
"Ваза с фруктами". | Закреплять умение работать по инструкционным картам и словесной инструкции, закрепить умения делать складку "молния". | Квадрат 15x15 для вазы, квадраты разного цвета для фруктов. | Овощи, фрукты, ваза. | Интегрированное занятие по познавательному развитию и аппликации. Совместная работа. |
.
Лисичка- сестричка. | Закреплять умение работать по инструкционным картам и словесной инструкции, закрепить умения делать складку "молния". | 2 квадрата оранжевого или красного цвета(окрашенные с одной стороны) одинакового размера. | Лисичка- сестричка, плутовка, лиса-краса. | Занятие по ручному труду, индивидуальная работа. | |
октябрь | Уточка. | Учить делать складку "долина", закреплять умение работать по инструкционным картам и словесной инструкции, | Квадрат белого, серого цвета. | Перелетные птицы. | Занятие по ручному труду. |
Деревья и елочки. | Закрепить знание базовой формы "двойной треугольник", закреплять умение складывать деревья, используя разнообразные базовые формы. | Квадраты зеленого цвета разных оттенков. | Лиственные деревья, хвойные, ельник, березовая роща. | Свободная деятельность и индивидуальная работа. | |
"Серая шейка". | Создавая композицию, развивать умение оформлять поделку аппликацией или рисуя детали. | Тонированный лист бумаги, обрезки цветной бумаги. | Чтение сказки "Серая шейка" (Мамин- Сибиряк) | Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации. | |
ноябрь | "Утка с утятами". | Учить детей делать объемную поделку способом оригами. | Квадраты белого, серого, желтого, черного цвета разного размера, тонированный лист картона. | Птенчики, утята, озеро. | Интегрированное занятие по ФЭМПи ручному труду. Коллективная работа. |
"Зимующие птицы" (синички, снегири, воробьи.) | Учить создавать по одной схеме, но из бумаги других цветов фигурки различных птиц, делать надрезы. | Квадраты двухцветной бумаги: чернокрасной, сине-желтой, коричневобурой. | Зимующие, родственники- все из семейства воробьиных птиц, надрез. | Интегрированное занятие по познавательному развитию и ручному труду. |
Снеговик. | Закреплять умение работать по инструкционным картам, выполняя новую операцию: раскрывать "карманы", расплющивая их. | 3 квадрата белого цвета, разного размера; квадрат, окрашенный с одной стороны. | Снеговик, расплющить "карман". | Свободная деятельности и индивидуальная работа. | |
декабрь | Снегурочка. | Закреплять умение работать по инструкционным картам, упражнять в соединении деталей в единое целое. | Квадрат 20x10 для шубки, 6 x 6-для короны, 2,5x2,5- синего цвета, 6x6- желтого цвета. | Снегурочка, шубка, корона. | Занятие по ручному труду. |
декабрь | Дед Мороз. | Закреплять умение работать по инструкционным картам, с помощью дорисовки штрихом, отделяем лицо от шапки. | Квадрат 20x20. | Дед Мороз, штрих. | Занятие по ручному труду. |
Елочка. Новогодняя композиция. | Упражнять детей в создании новогодней открытки, объединяя поделки единым сюжетом. | Тонированный лист бумаги. | Новый год, подарки. | Свободная деятельность. | |
январь | Друзья для жеребенка. | Закреплять умение работать по инструкционным картам, самостоятельно выбирая цвет квадрата для поделки. | Квадраты разного цвета. | Жеребенок, ржет, табун. | Интегрированное занятие по познавательному развитию и ручному труду. |
Петушок в стране Оригами. | Познакомить детей с новым стилем изготовление поделки "Киригами", т.е. с помощью ножниц, самостоятельно выбирая схему домашнего животного, которого он хочет создать. | Квадраты цветной бумаги разного цвета и размера. | Домашние животные, детеныши, собака- щенок, кошка- котёнок, коза- козленок и т.д. | Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду. |
февраль. | Подарки папам на 23 февраля. Подставка под канцелярские принадлежности. | Учить детей делить квадрат на 16 частей. | 6 квадратов 20x20, полоски картона. | День военно- морского флота, канцелярские принадлежности. | Свободная деятельность и индивидуальная работа. |
февраль. | Стаканчик, корзинка - объемные игрушки. | Учить делать объемные игрушки, украшая поделку различными деталями. | Квадраты плотной цветной бумаги 20x20, полоска цветного картона. | Объемные игрушки. | Интегрированное занятие по ФЭМП и ручному труду |
Подарки мамам на 8 марта. Открытка. | Закреплять умение работать по инструкционным картам, самостоятельно выбирая цвет квадрата для поделки. | Квадраты цветной бумаги разного цвета и размера. | Международный женский день. | Свободная деятельность и индивидуальная работа. | |
март | "Путешествие на северный полюс. " (белые медведи и тюлени). | Закреплять умение работать по инструкционным картам, закрепить умение расплющивать "карман". | Тонированный лист бумаги, восковые мелки, бумага белого и голубого цветов. | Крайний север, северное сияние, полюс, белые медведи, тюлени. | Интегрированное занятие по рисованию и ручному труду. |
"Космос" (ракеты) | Закреплять умение работать по инструкционным картам, закрепить умение расплющивать "карман", самостоятельно выбирая цвет квадрата для поделки | Тонированный лист бумаги" Звездное небо",магнитофон, квадраты цветной бумаги разного цвета и размера | Солнечная система, созвездие, ракета. | Интегрированное занятие по познавательному развитию и ручному труду. | |
апрель | Книжка - сказка "Колобок".(бабушка, дедушка, волк, медведь, лиса, заяц, домик, деревья. | Закреплять умение работать по инструкционным картам в совместной деятельности, самостоятельно выбирая персонажа сказки. | Квадраты цветной бумаги разного цвета и размера | Рассматривание иллюстраций к сказке "Колобок". | Свободная деятельность и индивидуальная работа. |
Пароход | Познакомить с новой базовой формой "конверт". | Квадраты разного цвета и размера. | Пароход, катамаран, подводная лодка, батискаф. | Интегрированное занятие по познавательному развитию и ручному труду. | |
Диагностическое обследование | Провести диагностику с целью выявления уровня сформированности умений и навыков по ручному труду и развитию у детей мелкой моторики | Диагностические карты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Оригами, как средство развития мелкой моторики у детей» (из опыта работы)
Мастер-класс«Оригами, как средство развития мелкой моторики у детей» (из опыта работы)...
Оригами как средство развития мелкой моторики рук детей старшей и подготовительной групп
Оригами как средство развития мелкой моторики рук...
Педагогический опыт работы на тему: Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Цель опыта: – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников в процессе овладения элементарными ...
Самообразование по теме: «Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста».
Материал самообразования по теме " Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы и план ра...
Работа по самообразованию по теме «Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» в январе 2021 года.
Работа по самообразованию по теме «Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» в январе 2021 года....
Презентация "Оригами - как средство развития мелкой моторики у детей"
Презентация "Оригами - как средство развития мелкой моторики у детей"...
План по самообразованию на тему: Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Основное направление самообразования:профессиональное (воспитание детей дошкольного возраста) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные тех...