План по самообразованию на тему: Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Основное направление самообразования:
профессиональное (воспитание детей дошкольного возраста) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);
психолого-педагогическое (развитие психологических процессов детей в ходе педагогической деятельности);
психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества);
эстетическое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Высокогорский детский сад «Сандугач»
комбинированного вида
Высокогорского муниципального района РТ
План по самообразованию воспитателя
Сабировой Алины Марселевны
Тема: Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы.
Оригами - искусство складывания бумажных фигурок - может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил Фридрих Фрёбель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги. Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад.
Современные педагоги не без основания применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Не перечесть всех достоинств оригами: доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает ребенка, они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как многократное складывание, сгибание, надрезание, склеивание. Еще оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями ( угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д)
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. Складывание фигурок может сопровождать познавательными рассказами различной направленности. Кроме того дети знакомятся с традициями Японии. При изготовлении некоторых классических фигурок, дошкольники узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Таким образом, занятия оригами несут в себе и культурологические сведения. При складывании фигурок педагог может сообщить информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных.
Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных и творческих способностей в искусстве работы с бумагой в разных техниках детей дошкольного возраста, уровень профессионального мастерства и компетентности. Изучить методы и приемы конструирования из бумаги.
Задачи:
1. Познакомить детей с разными приёмам преобразования поделок из бумаги.
2. Обучение детей созданию выразительных образов и оформление художественного вкуса.
3. Обучить детей изготовлять атрибуты для дидактических игр, игр-драматизаций, создать из гофрированных трубочек поделки для настольного кукольного театра. Использование детских поделок для оформления интерьера группы, детского сада, дома.
4. Обучить детей навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами для использования в театральной деятельности;
5. Формировать умение работать по схемам
6. Развивать у детей умение создавать творческие композиции из поделок, выполненных в разных техниках (модульное оригами, бумага скатывание, скручивание, работы с гофрированными трубочками, в техники квилиннг, торцевание, папье- маше и конструирование из спичечных коробков).
7. Развивать познавательную активность в процессе художественного конструирования из бумаги.
8. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
9. Формировать у детей культуру труда и совершенствование трудовых навыков.
Основное направление самообразования:
профессиональное (воспитание детей дошкольного возраста) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);
психолого-педагогическое (развитие психологических процессов детей в ходе педагогической деятельности);
психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества);
эстетическое
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.
Форма самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план.
Групповая – через участие в деятельности дошкольной организации и районного методических объединений воспитателей.
Ожидаемый результат самообразования:
Воспитанники будут уметь:
Преобразовывать поделки из бумаги различными приёмами и способами.
Создавать выразительные художественные образы поделок из бумаги.
Изготовлять атрибуты для дидактических игр, игр-драматизаций, создать из гофрированных трубочек поделки для настольного кукольного театра. Использовать свои поделки для оформления группы, детского сада, дома.
Самостоятельно складывать наиболее простые в изготовлении моделей оригами для использования в театральной деятельности;
Будут уметь работать по схемам.
Овладеют навыками культуры труда; научатся аккуратности, умению бережно, экономно использовать материал, содержать рабочее место в порядке.
Разовьют коммуникативные способности и интерес к искусству работы в разных техниках.
Разовьют познавательную активность в процессе художественного конструирования из бумаги.
Разовьют интерес к конструированию из бумаги.
Воспитатель:
Повысит качество обучения детей.
Разработает статьи, доклады, выступления, составит картотеку игр, дидактические материалы, наглядности, создаст кукольный настольный театр.
Проведет мастер классы по новым техникам работы с бумаги.
План.
Уч. год. | Задачи деятельности | Содержание работы по профессиональному образованию | Формы представления отчётов | |
Изучение информационных источников по теме самообразования. | ||||
2019 г. | Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, апробировать полученные знания на практике, овладение технологией исследовательской деятельности. | Перечень нормативных документов Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СанПиН -13, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от #1075;. №26. ФГОС дошкольного образования. Подбор и изучение научно - методической литературы и статей журналов: Н. А. Просова «Оригами для дей дошкольного возрастаот » 2008 г. Н. Г. Соловьева «Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами» 2009 г. О. М. Жихарева «Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал» 2008 г. Г. И. Долженко «100 моделей из бумаги» 2010 г. И. М. Петрова «Волшебные полоски. Ручной труд для детей» 2008 г. И. М. Петрова «Объёмная аппликация» 2011 г. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников» 2009г. Е. Ступак «Оригами. Игры и конкурсы» 2008 г.
Изучение материалов, используя интернет – ресурсы: , , дошколенок.ру, магистр. Посещение библиотеки с целью выявления материала по данной теме. | Картотека информационных источников с аннотацией.
Выступление на родительском собрании: «Значение оригами в развитии ребёнка» 2019г.
Ежегодное пополнение: Картотека игр. Картотека физкультминуток. Картотека детской художественной литературы. Ежегодное пополнение. Дидактические игры Конкурсы: конкурс - «Мир глазами ребёнка» 2019 г. | |
| Участие в разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса. | |||
2020г. | Совершенствование педагогического мастерства, овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса, проявление творческого потенциала педагога | Составление перспективного плана Разработка конспектов ОБ. Составление картотек игр, физкультминуток, детской литературы, упражнений, гимнастик, опытов, наблюдений; Подбор наглядного материала Изготовление игр, пособий Подбор материала для работы с семьей
| Перспективный план по разным техникам работы с бумагой. (ежегодное пополнение) Конспекты занятий: «Возвращение Флаундера», «Тюльпан», «Мебель для кукол», «История о любопытном уголке», «Цветок для мамы», «Птицы», «Приключения золотой рыбки», «Летучая мышь», «Я сам», «Цветочная поляна», «Сказка о веселом человечке»
Ежегодное пополнение: Картотека игр. Картотека физкультминуток. Картотека детской художественной литературы. Ежегодное пополнение. Дидактические игры. Консультации для родителей: «Оригами – удивительный метод коррекции и развитие речи ребёнка» 2018 г Мастер – класс «Развитие художественно – творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к конструированию из бумаги» 2020 г.
| |
| Педагогическая деятельность. | |||
2021 г. | Пропаганда профессиональных достижений Повышение профессиональной активности. | -подготовка выступлений; -анкетирование родителей; -консультации, рекомендации для родителей; -консультации для воспитателей; -обобщение материалов опыта; Подготовка выступлений Обобщение материалов опыта Показ открытых мероприятий Создание компьютерных презентаций Участие в работе сайта ДОУ, личного сайта воспитателя.
| «Замечательный вид искусства – оригами» 2021 г. Ежегодное пополнение: Картотека игр. Картотека физкультминуток. Картотека детской художественной литературы. Ежегодное пополнение. Дидактические игры Выступление на педсовете: .Участие в конкурсе педагогического мастерства. Компьютерная презентация: «Оригами в детском саду » 2021 г.
| |
| Применение знаний и умений на практике. | |||
2022 г. | Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Обобщение опыта работы. Внедрение диагностических методик по развитию творческих способностей и уровню сформированности технических навыков. Корректировка планов работы с детьми и родителями.
| Проведение диагностирования по теме (дети, педагоги, родители) в области развития художественного творчества посредством оригами). | «Разностороннее развитие и успешная подготовка ребёнка к школе с помощью оригами» 2022 г. Консультация для воспитателей: «Использование оригами в предметно-развивающей среде в дошкольном образовательном учреждении». Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»
| |
| Работа с детьми и родителями. | |||
2023 г. | Познакомить детей с различными приемами изготовления поделок из бумаги в разных техниках Привлечение внимания родителей к созданию условий для совместного семейного творчества.
| Наметить план совместной работы с родителями. Выставка творческих работ. Использование масок-оригами в театрализованной деятельности. | Мастер класс для родителей «Модульное оригами для начинающих» «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» 2023 г. Консультация для родителей «Как воспитать творческую личность». Мастер класс для родителей «Бабочка-красавица» Мастер-класс для родителей по изготовлению масок в технике оригами. | |
| Заключительный этап. | |||
2024 г. | Для повышения профессионального уровня будет проводиться регулярная работа с детьми, с их родителями и с педагогами. По истечении данного периода видно, что: - значительно повысилась заинтересованность и компетентность родителей в вопросе влияния оригами на творческие способности детей. - пополнились знания педагогов в данной сфере, и был вызван большой интерес, заинтересованность и желание применять в своей работе. | Воспитанники: Научаться пользоваться средствами и способами познания (сенсорными и измерительными эталонами, речью, сравнением, классификацией); Будут уметь планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их; Будут самостоятельно проявлять творчество при создании поделок, украшение для групп, детского сада и дома. Дети станут более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Активизируется диалоговое общение, расшириться опыт в творчестве. | «Оригами как средство развития творческих способностей» 2024 г На начальном этапе использовать поделки как игровой материал. Дать детям возможность играть с поделками в ходе игр, игр – драматизации и занятий, знакомить с размерами, формами, условными обозначениями, базовыми формами, схемами поэтапного складывания. Обучение должно проходить в занимательной форме, желательно использовать слайды, презентации для детей. Для расширения сказочного пространства вводить новые персонажи.
|
Список литературы:
1. Козлина А.В. Уроки ручного труда. – М., 2014.
2. Хрестоматия для маленьких./ сост. Л.Н. Елисеева. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 2015.
3. 100 поделок из бумаги. – СПб., 2016.
#1054;.М. Жихарева Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. М.: Издат. ГНОМ, 2015.
5. Оригами для старших дошкольников. Соколова С.В.: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2016.
6. Оригами. Подарки к праздникам. Елена Ступак. – М.: Айрис-пресс, 2017.
7. Тайны бумажного листа. Издат. г. Москва, «Мозаика-Синтез».
8. О. М. Жихарева Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. М.: Издат. ГНОМ, 2015.
9. Оригами для старших дошкольников. Соколова С. В.: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Оригами как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»...
Педагогический опыт работы на тему: Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Цель опыта: – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников в процессе овладения элементарными ...
Самообразование по теме: «Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста».
Материал самообразования по теме " Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы и план ра...
Работа по самообразованию по теме «Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» в январе 2021 года.
Работа по самообразованию по теме «Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» в январе 2021 года....
Родительское собрание. Тема: «Оригами как средство развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет»
Установить партнерские, доверительные отношения педагога и родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет посредством использования техники оригами....
Самообразование по теме Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
Обеспечение непрерывного профессионального развития, роста профессионального мастерства, развития личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности. Развитие у детей художественно-...
Самообразование воспитателя Ситниковой В.Е. на тему: "Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста."
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...