Народная тряпичная кукла как средство развития личности дошкольников
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.Она сопровождала ребёнка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_russkaya_narodnaya_kukla.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А.М. Горький
Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Её делали по разным поводам и для разных случаев. Она сопровождала ребенка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси .
… «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа ». К.Д. Ушинский
Создание кукол - это ручной труд. Он способствует совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении, развитию мышления, внимания, речи. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Тряпичная кукла -- игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике , в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Умственное воспитание: Для умственного воспитания детей большое значение имеет постепенно расширяющий запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей. Под руководством воспитателя дети постоянно приобретают способность анализировать предмет, у детей формируется связная речь.
Сенсорное воспитание: У детей формируется представления о предметах и явлениях, о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. У дошкольников развивается сенсорное развитие, развивается наглядно-образное мышление.
Нравственное воспитание: Значение нравственного воспитания заключается в том, что в процессе занятий у детей воспитывается нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности.
Патриотическое воспитание: Знакомство с народным творчеством побуждает у детей яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, делает его жизнь частью жизни целого народа
Трудовое воспитание: Усвоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, приучать детей начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.
Эстетическое воспитание: Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей. Чем более осознанно начинает ребёнок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям( о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства)
Цель: приобщение детей к народному искусству через ознакомление с лучшими образцами отечественного искусства.
Задачи в старшей группе: обучающие знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей; формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме; обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире; развивающие развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле; развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.); развивать эстетический вкус и творчество детей; воспитательные воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы; воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма; воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы; привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.
Основные принципы обучения детей изготовлению традиционных тряпичных кукол * постановка точной цели, опора на четкое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами народного искусства в целом и на занятиях по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой *принцип поэтапного формирования художественно-творческих способностей (Л.С. Выготский , П.Л. Гальперин); *принцип учета реальных возможностей при обеспечении материальными и информационными ресурсами; * принцип ориентации на потребности общества и личности ребенка;
При изготовлении народных тряпичных кукол использовали: - нити рвали руками; - «счастливую» ткань; - сухую траву, крупу, золу; - куклы были безликими.
Виды тряпичных кукол:
Кукла-столбушка Узелковая Зайчик на пальчик Девка-Баба Кукла с косой Бабочка Игровые куклы
Неразлучники Куватка Пеленашка Масленица Коляда Отдарок - на- подарок Обрядовые куклы
День и ночь Малышок - голышок Утешница Лихоманки Берегиния Десятиручка Обереговые куклы
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы: 1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы , Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 – е изд., испр . и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368с. 2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед.училищ по спец. 2002 и 2010/ Под. ред.. Н.П. Сакулиной , Т.С. Комаровой. - М., Просвещение,1979.- 272 с., 4 л.ил. 3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. -128 с.: цв.вкл . 4. Кретова М.А. Лоскуток: методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5-8 лет.-М .: ТЦ Сфера, 2016. – 64с. 5. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная тряпичная кукла, как средство общения
Статья посвящена значению народной тряпичной куклы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Народная кукла рассматривается, как средство развития речи и мелкой моторики рук....
Обобщённый опыт работы по теме: "Образ тряпичной куклы,как средство развития интереса дошкольников к народной культуре"
Работа раскрывает актуальность, цель и задачи работы по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой и традициями, связанными ...
НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Доклад для педагогов и родителей...
Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...
Народная тряпичная кукла – эффективное средство духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы...
Мастер-класс для педагогов "Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"
Рекомендовано для педагогов ДОУ...
«Народная тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» - работаем по проекту «Быт и традиции русского народа».
laquo;Из всех существующих в мире загадоктайна куклы – самая загадочная;без понимания сущности куклыневозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-ЩедринИзучение национальной культуры и нар...
- Мне нравится (1)