Народная тряпичная кукла, как средство общения
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Косенкова Елена Александровна

Статья посвящена значению народной тряпичной куклы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Народная кукла рассматривается, как средство развития речи и мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народная тряпичная кукла, как средство общения

Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Игра для детей - это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность, его морально-волевые качества.

Сегодня в мире фабричных игрушек не осталось места для добрых и простых игрушек, которые согреты теплом тех, кто их создал и несут в себе любовь.

Современные куклы уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку. Народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, они также приучали девочек к рукоделию. Народные куклы не перестают нести в себе добро и в наше время, и учат доброте каждого ребенка, который с ними играет.

Народная кукла в одном и том же обличии всегда выполняла разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение- все эти ее значения сплетены воедино. А самая главная функция-функция общения. С помощью народной куклы старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло и передавало, накопленный жизненный опыт.

 Девочки, не игравшие в куклы. были менее женственны. Строгое разграничение по полу- тоже заблуждение. Если мальчики играют в куклы, то это расширяет кругозор и развивает способность легко воспринимать точку зрения другого человека.

 С пяти лет куколку могла сделать любая девочка. Кукла, сделанная своими руками, заменитель реального друга, который все понимает, не помнит зла,  которому можно доверить свои секреты. Дети привязываются к своим любимым куклам, как живым, расставание с любимой игрушкой воспринимается ими очень болезненно.

Играя народными куклами, дети будут учиться фантазировать, творить, тренировать память, развивать связную речь. Куклы помогут детям научиться общаться и проявлять милосердие. Для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи очень важно развитие мелкой моторики рук .

На первом занятии дети познакомились с историей , древними легендами и традициями изготовления тряпичных кукол.

В своей работе с детьми с тяжелым нарушением речи я использовала дидактические игры: " Угадай куклу по описанию",  " Угадай на ощупь", " Какая, какой?", "Закончи предложение". Также были использованы русские народные потешки, прибаутки, загадки.

При изготовлении куклы осуществляется не только совместная деятельность педагога с детьми, но и  совместная  деятельность со сверстниками: работа парами (« Помоги другу»)

При изготовлении народных кукол дети осваивали:

  • приемы сгибания ткани определенной формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, пополам, совмещая углы, противоположные стороны),
  • умение работать с тканью путем закручивания или складывания,
  • учатся одному из способов крепления – креплению нитками.

  Для детей с нарушениями речи 5-6 лет изготовление народных кукол не простая задача, поэтому для начала была выбрана кукла Пеленашка и Зайчик-на-пальчик. Затем -Рождественский ангел, Кувадка, Веснянка. Куклы получились яркие и все разные, у каждой свой характер. Для детей очень важно увидеть результаты своего труда, поэтому в группе была организована выставка детских работ "Народная кукла".

Список литературы:

1.Русские обряды и традиции. Народная кукла. И.Н. Котова, А.С. Котова. Издательство: Паритет, год: 2003

2.Шайдурова Нелли Владимировна традиционная тряпичная кукла. Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.

3. Русская тряпичная кукла Дайн Г.Л., Дайн М.Б.Издательство: Культура и традиции. год: 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре"

Изучение народной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики....

Народная тряпичная кукла как средство развития личности дошкольников

Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.Она сопровождала ребёнка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси....

Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...

«Народная тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» - работаем по проекту «Быт и традиции русского народа».

laquo;Из всех существующих в мире загадоктайна куклы – самая загадочная;без понимания сущности куклыневозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-ЩедринИзучение национальной культуры и нар...