Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре
методическая разработка
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_tryapichnaya_kukla_kak_sredstvo_priobshcheniya_doshkolnikov_k_narodnoy_kulture.docx | 272.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Народная тряпичная кукла как
средство приобщения дошкольников
к народной культуре»
Подготовила воспитатель Шиткина Ирина Николаевна
Тема нашего разговора «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре». Это одна из интереснейших тем большой проблемы «Приобщение дошкольников к народной культуре», по которой работает наш педагогический коллектив.
Проблема «Приобщение дошкольников к народной культуре» актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Сохранение, восстановление и приумножение богатств народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, является благодатной почвой для художественного творчества.
Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла - самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Ребенок действует с куклой так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания.
Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Тряпичные куклы - это куклы, при изготовлении которых используются старинные техники и технологии. Традиционных тряпичных кукол можно разделить на следующие виды: куклы - обереги, игровые куклы и обрядовые куклы.
Куклы - обереги - это куклы, которые защищают от бед и несчастий. Оберег - это амулет или волшебное
заклинание, спасающее человека от разных опасностей. У обережных кукол лицо не изображалось, что связано с древними
представлениями о кукле как о магическом предмете, отсутствие
лица служило знаком того, что кукла - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил.
Игровые куклы. В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. В быту русской деревни еще в первые
десятилетия 20 века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях обязательно были такие куклы. Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой, они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в доме. Девушки приносили своих кукол на посиделки. После замужества они брали куклы и играли в свободное от хозяйства время, пока у них не рождались дочки, тогда куклы переходили по наследству малышкам.
Обрядовые куклы. Их почитали и ставили в избе в красный угол. Они имели ритуальное значение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет достаток в доме и хороший урожай.
Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение - таков был путь к совершенству. На Руси игрушки имели серьёзное
значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. О народной культуре можно в специальной литературе найти немало материала, а о кукле народов Нижегородского Поволжья - русских, мордвы, марийцев, чувашей - почти нечего. Так чем же играли маленькие нижегородские дети? Кто делал кукол в нижегородской деревне? Вероятно, сами дети и бабки, на чьих плечах лежало воспитание подрастающего поколения (родители были заняты работой). В селе Первомайского района Нижегородской области сельские детишки вертели себе кукол из тряпочек и лоскутков, ничем не сшивая их. У фигурок имелись только голова и подолы; головы от туловища отделялись нитками, поверх повязывали платочек. Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что ничего дурного с ними не произойдет. Дети при деле. Таким образом, игрушки выполняли еще и роль оберега.
Работу по данной теме мы проводили в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами. На непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающем (образовательная область «Познавательное развитие») и ручному труду («Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие») дети познакомились с традициями зимних посиделок и научились делать своими руками куклу Пеленашку. После изготовлении кукол - Пеленашек дети положили их в колыбельку и спели колыбельную песню.
Родители являются первыми и главными педагогами своих детей, поэтому следующем направлением нашей работы было заинтересовать родителей. Мы провели семинар - практикум для родителей, где родители со своими детьми своими руками сделали куклу Кувадку.
Нам удалось заинтересовать наших родителей, и они приняли участие в изготовлении кукол.
Следующим направлением нашей работы является работа с педагогами. На семинаре - практикуме педагоги сделали своими руками кукол.
Кукла не только игрушка, но и близкий друг. В играх дети учатся общаться, фантазировать, творить и проявлять милосердие. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт. Дети не просто
привыкают к куклам - они привязываются к ним как к живым существам и болезненно с ними расстаются.
Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Ответ таков: «А зачем?». Сердца наших детей покорила Барби. Плохо, если нет кукол, сделанных своими руками! Сделанная тряпичная кукла дорога и любима. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время традиционная тряпичная кукла может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к родной культуре и своей земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре"
Изучение народной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики....
Консультация для педагогов "Тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"
Тема "Приобщение дошкольников к народной культуре" актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям....
«Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...
Консультация для воспитателей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...
"Ознакомление с тряпичной куклой как средством приобщения дошкольников к народной культуре" (из опыта работы)
Все дети любят играть. В наше современное время игрушек – многообразие. Но как среди такого многообразия найти что-то необычное, полезное, увлекательное, развивающее и не очень дорогое в финансо...
Мастер-класс для педагогов "Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"
Рекомендовано для педагогов ДОУ...
«Народная тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» - работаем по проекту «Быт и традиции русского народа».
laquo;Из всех существующих в мире загадоктайна куклы – самая загадочная;без понимания сущности куклыневозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-ЩедринИзучение национальной культуры и нар...