НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (старшая группа) на тему
Доклад для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_kukla_kak_sredstvo_razvitiya_lichnosti_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Трофимова Ольга Викторовна
воспитатель МБДОУ ДС №57 «Радуга»
НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация Народная игровая кукла является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.
Ключевые слова: народная игрушка, кукла, народная культура, игра.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
О важности приобщения детей к народным традициям воспитания, использование народного опыта воспитания детей указывали классики мировой педагогической мысли: Я.А. Коменский, П.Ф.Лесгафт, И.Г.Песталоцци, Н.И.Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, А.С. Макаренко. Сведения о типологии и специфике образов народной куклы отражены в работах исследователей детских игр и игрушек: Е.А. Аркина, В.Г. Богораза, Н.Ф. Губановой, Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, С.Ю. Неклюдова, Е.М.
Значение народной куклы в воспитании дошкольников представлено в трудах ученых: О.Л. Князевой, И.А. Лыковой, М.Д. Маханевой. В трудах Е.В. Берстеневой, И. Богдановой, О.Я. Воробьѐвой, В.С. Горичевой, Н.В. Догаевой, З.И. Зиминой, И.Н. Котовой, А.С. Котовой, Д. Москина, представлены технологии и уникальные приемы изготовления различных видов народных кукол, их применение в обрядовых действах.
Использование народной куклы в воспитательно-образовательном процессе ДОО способствует воспитанию нравственных качеств у детей; формированию интереса и уважения к истории страны, народной культуре, к культурному наследию своего народа, синтезирует информацию о культуре жизнеобеспечения этноса, и даже материалы из которых она сделана, служат источником понимания истории и развития народов, расширения детских представлений о России, ее жителях В своих проявлениях народная кукла служит импульсом к действию, требуя от ребенка живого участия, при этом на ранних этапах в нее необходимо вложить частичку своего труда, а впоследствии – вложить и творческое начало В любой народной кукле строго соблюдается «закон красоты». Эстетическая привлекательность – один из самых главных критериев при выборе той или иной народной куклы. Играя с куклой, ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, развивает коммуникативные качества и умения. Интерес к народной кукле побуждает к самостоятельному созданию детьми собственных кукол, декоративных изделий, и композиций из них. Каждая кукла, сделанная своими руками, получается индивидуальной, особенной, неповторимой. Играя с куклами, ребенок отражает свой опыт, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.
Включение народной куклы в педагогический процесс ДОО может осуществляться: в непосредственно образовательной деятельности (образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»): в процессе рисования, лепки, аппликации ,конструирования, музыкальной, театрализованной деятельности, ознакомления дошкольников с художественной литературой (малыми и крупными формами фольклора); в культурно-досуговой деятельности (развлечениях, праздниках); в организации музея народной куклы; в организации предметно-развивающей эстетической среды, соответствующей региональным и национальным характеристикам (выставки различных видов творческих детских работ, уголки народной куклы в интерьере групповых комнат ).
Народная кукла – доступный и значимый проводник в мир взаимоотношений и быта взрослых; элемент культуры, обеспечивающий связь поколений; фактор благоприятного развития ребенка-дошкольника.
Список литературы:
1. Куланина И.Н. Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младшего школьника. Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.
2. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России, 2005.
3. Некрасова М. А. Народное искусство. - М.: Союз Дизайн, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка дошкольного возраста
Одним из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста является русское устное народное творчество.Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развит...
«Русское устное народное творчество в формировании развития личности ребенка дошкольного возраста»
Одним из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста является русское устное народное творчество.Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развит...
"Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста"
Современные образовательные технологии...
«Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»
Статья посвящена вопросам всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с помощью сказки. Основной акцент делается на значении сказки для личностного развития дошкольников и методах работы со ск...
НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация для педагогов...
Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста.
Театрализованная игра имеет коллективный характер, это создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, осуществляется эмоциональное разви...
Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги. Все мы разные, в мире нет похожих людей, как физически, так и психологически. Но мы все хотим, чтобы на...