Обобщённый опыт работы по теме: "Образ тряпичной куклы,как средство развития интереса дошкольников к народной культуре"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Арина  Геннадьевна  Ласковас

Работа  раскрывает  актуальность, цель  и задачи  работы  по  ознакомлению  детей с тряпичной  народной  куклой  и  традициями, связанными  с  ней.  В практической  части  подробно  описываются  мероприятия, организованные  с  детьми  и  родителями  по  реализации  проекта "Народная  кукла"и  результат  работы. В  приложении  представлен    паспорт  проекта, раскрыты  этапы  его  реализации. Данный  опыт  может  быть  полезен  педагогам, работающим  с  детьми 5-8 лет.

 


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oboshchenie_opyta.doc67 КБ
Файл opyt_-_kukla1.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное учреждение

«Детский  сад №8 комбинированного  вида» г. Емвы

Обобщённый педагогический  опыт  по  теме:

«Образ  тряпичной  куклы, как  средство  развития  интереса  к народной  культуре»

        Автор-составитель

Ласковас Арина  Геннадьевна,

воспитатель  МАДОУ «Детский  сад №8

комбинированного  вида»  г. Емвы

        

        г. Емва, 2016 г.

Содержание

I.Введение…………………………………………………………….3

2.Основная часть……………………………………………………..4

3.Практическая часть…………………………………………………5

4. Заключение…………………………………………………………6

5. Литература………………………………………………………….7

6. Приложение 1……………………………………………………….8

    Приложение 2 (видео ролик проекта «Народная  кукла»)

   

        

I. Введение

   В  настоящее  время  наше  общество  возвращается  к  старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству.  Мы  ощущаем возрождение  интереса  к  народной  культуре.  Одним  из  интереснейших  фольклорных  направлений  является  тряпичная кукла, так  как  она  является  неотъемлемой  частью народной  культуры. Что  может вызвать у детей-дошкольников  наиболее  сильный  интерес? Что  им  понятно  и  близко? Конечно  кукла!  

    Кукла – первая  среди  игрушек. Она  известна  с  глубокой  древности. Её  история  прослеживается  со  времён  египетских  пирамид  до  наших  дней. На  неё  не  влияет  время, она  по-прежнему  находит  свой  путь  к  сердцам  детей  и  взрослых. Кукла  не  рождается  сама: её  создаёт  человек. Она  обретает  жизнь  при  помощи  воображения  и  воли  своего  создателя. Являясь  частью  культуры  всего  человечества, куклы  сохраняют  в  своём  образе  самобытность  и  характерные  черты  создающего  её  народа. В  том  главная  ценность  традиционной  народной  куклы. Вот  почему  в  настоящее  время   актуальным  становится  введение  дошкольников в «мир  народной  куклы», её  историю, технологию  изготовления, ознакомление с традициями и обычаями, связанными  с  ней. Можно  много  рассказывать, убеждать  детей, педагогов, родителей  о  культурном  значении  куклы в истории  человечества, но  мы  поставили  перед  собой  другую  цель: 

формировать  интерес участников образовательного  процесса к истокам народной культуры в ходе приобщения их к чарующему  миру народной  тряпичной  куклы.

Перед  нами  стояли  задачи:  

1.Познакомить детей с историей  возникновения куклы.

2.Сформировать знания о разнообразии  и  назначении  традиционной  народной  тряпичной  куклы (русской, коми)

3.Создать условия для  творческого  самовыражения детей и воспитывающих взрослых через совместное  изготовление  тряпичных  кукол.

4.Формировать  интерес, уважение  к  истокам  народного  творчества.

    Новизна  данного  опыта  заключается в   том, что  дети,  получая    знания  о  народных  традициях, обычаях  были непосредственными  участниками    изготовления  главного  атрибута – тряпичной  куклы.

 

   II. Основная  часть.

    В педагогической  практике  практически отсутствует  материал  по  проблеме  ознакомления  детей  с  историей  кукол и связанных  с  народными  куклами  традициями, обычаями. Из истории  мы  знаем, что в 20-х  годах прошлого  века, в Советском Союзе  куклы  некоторое  время  вообще  были  запрещены. Куклы  были объявлены «буржуазным  пережитком», а уж народная  кукла, тесно  связанная  с  традициями – и подавно. ..

А  разве  можно культуру России  представить без народного искусства (а  тряпичная  кукла – настоящее  народное искусство), которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории?

     Зачастую  представления  выпускников  детского  сада о культуре, традициях  нашего  народа  поверхностны и отрывисты. Не  всегда  наши  воспитанники  имеют  возможность  посещать выставки народного  творчества, быть участниками  традиционных  народных праздников. Да  и  сами  взрослые  имеют  недостаточное  представление об обрядах и традициях  русского  и  коми  народа. Кроме  того в современной  жизни практически отсутствуют  образцы  народных  кукол, крайне  недостаточно  и  методического  материала  по  данной  теме. Возникшие  противоречия: необходимость ознакомления  детей с обычаями, традициями и обрядами наших предков, а с другой -  отсутствие  разработанной  современной  модели работы по ознакомлению с народной  куклой, низкий  уровень  заинтересованности родителей  с детьми  и педагогами  по  данной  теме, привели  нас  к  выбору  темы  проекта – «Народная  кукла»

    III. Практическая  часть.

Целью  нашего  проекта  стало формирование представления участников образовательного  процесса (детей, воспитывающих взрослых) о народной  кукле.

Первым  шагом работы над проектом  было  составление  плана  работы, направления деятельности и оценка  различных  видов  источников информации  для  проекта, сроки. (Приложение 1)

В  ходе второго  этапа (организационного)  был  поиск  и  систематизация  информации  об истории  народной  куклы (русской  и  коми). Проведено  родительское  собрание «Народная  кукла  в  играх  современных  детей» Осуществлялось  пополнении  предметно-развивающей  среды: родителями, совместно с детьми  были  собраны  альбомы, схемы изготовления  кукол, подготовлен  материал  фотовыставки «В мире  кукол», подготовлен  ряд презентаций  об  истории  и  разновидностях  тряпичных  кукол.

III этап  стал  творческим  и  самым  продолжительным. В  ходе  данного  этапа  шло  изучение  и  изготовление  различных  видов  кукол. В ходе показа  презентации  «Как  появилась  кукла»  дети  начали  знакомство с историей  возникновения народных кукол, с тремя основными группами  кукол (игровая, обрядовая, обереговая). Совместно с родителями  была  организована  мини-выставка  игровых народных  кукол. Продолжая знакомство народной тряпичной куклой, с детьми проводилось рисование - “Кукла моей мечты», «Укрась одежду коми  орнаментом», конструирование принадлежностей быта для обыгрывания. Дети практиковались в составление творческих рассказов “Моя любимая игрушка”. Знакомясь с народной тряпичной куклой, мы подошли к знакомству  с куклой народа коми – Акань, традициями, связанными  с  ней.

 Дети, родители   познакомились  с  техникой  изготовления  куклы Кубышки-травницы, куклой Берегиней, куклой Благополучие, Колокольчик, куклой –Неразлучники, Зерновушкой –Крупеничкой,  Десятиручкой, куклой –Матушкой. Одновременно  с  изготовлением  шло  знакомство  детей  с применением  тряпичных  кукол  в  обрядах. Дети  узнали, что  такое  кукла – оберег, познакомились с основными требованиями к изготовлению  мотанок.

Также проводилась  непосредственно  образовательная  деятельность  по  ознакомлению  с  куклами-оберегами  народа  коми. На  данном  этапе  дети  знакомились с художественной  литературой, посвящённой  куклам.

IV.Заключение

     В результате  работы  над  проектом  дети  познакомились с историей  возникновения  народной  куклы, с историей  названия и предназначением  русских  и коми  крестьянских кукол, с народными традициями. Дети  научились с помощью схем  и  рисунков изготовлять  кукол, проявляя  своё  творчество.  Пополнилась развивающая  среда  группы, создан уголок  народной  куклы. Дети, родители  проявляли  необычайный  интерес  к  теме  народной  куклы, принимали  участие  в  конкурсах  и  выставках, посвящённых  тряпичным  куклам.

     Данный  опыт  работы  могут  применить  педагоги, работающие с детьми 6-8  лет. В  дальнейшем мы  планируем  продолжить  работу  по  данной  теме, создать  мини-программу  по  ознакомлению  детей  дошкольного  возраста с народной  куклой.

       Подводя  итог  всей  нашей  работы, можно  отметить, что на народную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа. Они напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками.


Литература

1. Дайн Г. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007

2.Котова И.Н., Котова А.С.Русские  обряды и  традиции. Народная  кукла. -СПб. «Паритет»,2005.

3. Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.

Использование ресурсов интернет:

http://www.karakyli.ru/2014/04/25/pelenashka-tryapichnaya-kukla

http://happypoups.narod.ru/chtivo.html

Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.

.

Приложение 1

                                Паспорт  проекта

Наименование проекта

«Народная  кукла»

Тип  проекта

Творческий, исследовательский, долгосрочный

Цель

  Формировать представление о народной  кукле. 

Задачи

1.Познакомить с историей возникновения народной  куклы, её  видами, назначении.

2.Расширять  представления о народных традициях, обрядах.

3.Учить изготовлять тряпичных  кукол.

4.Воспитывать интерес к народной  кукле, бережное отношение к народной культуре.

5. Развивать творческие  способности детей.

Участники

Дети 6-7 лет, педагоги, родители.

Прогнозируемый результат

1.Повышение интереса к народной  кукле, народным традициям.

2.Расширятся  знания  детей, родителей об истории, видах  народной  куклы.

3.Проявится  творческое  взаимодействие с семьями  воспитанников в ходе  реализации  проекта.

4.Сформируются  навыки  изготовления  народной  куклы.

5. Обогатится развивающая  среда  группы.

Сроки  реализации

Сентябрь- декабрь 2016 г.

Этапы

I – подготовительный: определение направления работы ,сроков реализации этапов  проекта, изучение источников  информации. Информирование родителей о начале  деятельности по проекту.

II -  организационный: систематизация  имеющегося  материала (информационного, наглядного) , проведение родительского  собрания «Народная кукла в играх современных детей», выставка  кукол, сбор информации  родителями, изготовление альбомов о народной  кукле, подбор различной ткани для изготовления  кукол, создание рисунков-схем для  изготовления  тряпичных  кукол,беседа с детьми «Куклы  разных  народов», «История  народной  куклы», «Народная  кукла  коми – Акань», презентация  «Куклы  мира», «Русская  народная  кукла», чтение потешек, сказок, стихов  о  кукле, составление творческих рассказов «Кукла моей  мечты»,рассматривание  элементов  русского  и  коми  национального  костюма, оформление фотовыставка «Народная кукла»

III – творческий: консультация для родителей «Создаём  народную куклу» по схеме». Занятие на тему «Куклы-обереги  народа  коми», изготовление  куклы Пеленашки, беседа о празднике «Крещение», изготовление  куклы  «Крестец», изготовление  куклы «Кувадка», изготовление  нитяной  куклы «Мартиничка». Рассказ о девичьих посиделках, масленичной  неделе и  обрядах, связанных  с куклами    Организация  конкурса совместного  творчества детей и родителей «Тряпичная кукла».

Итоговое мероприятие

Выставка  тряпичных  кукол

Результат

1.Дети, родители познакомились с историей  народной  куклы.

2. Дети могут  рассказать народной русской и коми  кукле и обрядах, связанных с ней, знают  название  кукол.

3.Дети овладели  технологией изготовления тряпичной  куклы.

4.Дети и родители проявляли интерес к теме проекта, охотно воспринимали информацию.

5. Обогатилась развивающая  среда  группы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ласковас Арина Геннадьевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» г. Емвы Профессиональный девиз: «Создавать, творить, выдумывать для детей и вместе с ними!» Педагогическое кредо: «Любовь к детям и творчество-главное в моей профессии»

Слайд 2

Педагогический опыт «Образ тряпичной куклы, как средство развития интереса дошкольников к народной культуре»

Слайд 3

Кукла – первая среди игрушек.

Слайд 4

Образ и самобытность народной куклы русская чувашка украинка

Слайд 5

Цель педагогического опыта: формировать интерес участников образовательного процесса к истокам народной культуры в ходе приобщения их к чарующему миру народной тряпичной куклы

Слайд 6

Основные задачи: 1.Познакомить детей с историей возникновения куклы 2.Способствовать формированию знаний о разнообразии и назначении традиционной тряпичной куклы 3.Создать условия для творческого самовыражения детей и воспитывающих взрослых через совместное изготовление тряпичных кукол 4.Формировать интерес, уважение к истокам народного творчества

Слайд 7

Новизна опыта заключается в том, что дети, получая знания о народных традициях, обычаях становились непосредственными участниками изготовления главного атрибута – тряпичной куклы.

Слайд 8

Сама кукла без сопровождения или обряда – нема. Сейчас мы располагаем сравнительно поздним материалом о народной игрушке. В основном, конец 19 – 20 вв. Противоречия, возникшие при обобщении опыта работы: необходимость ознакомления детей с обычаями, традициями и обрядами наших предков, а с другой – отсутствие разработанной современной модели работы по ознакомлению с народной куклой, низкий уровень заинтересованности родителей с детьми по данной теме, привели нас к «рождению» проекта «НАРОДНАЯ КУКЛА» ( видеоматериал прилагается)

Слайд 9

Результат работы по данной теме: 1. дети знают историю создания народных кукол, связанные с ними традиции 2.Дети, родители, педагоги проявляют интерес к изготовлению народных кукол. 3.Родители проявили к теме проекта необычайный интерес, пополнили развивающую среду группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Нарушения монологической речи дошкольников и пути педагогической работы"

В исследовании рассматривается современное состояние проблемы изучения нарушений связной речи детей с речевым недоразвитием. Выявлены особенности нарушений монологической речи старших дошкольников с О...

Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника (из опыта работы)

Данный семинар-практикум обращает внимание педагогов на то, что словарная работа в детском саду на­правлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речево...

Аттестационная работа "Современные исследования игры дошкольника. Игра дошкольника."

Реферат на тему: ""Современные исследования игры дошкольника. Игра дошкольника.""...

Опыт работы "Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ"

На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей. Современное дошкол...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...