«Народная тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» - работаем по проекту «Быт и традиции русского народа».
проект (старшая группа)
«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы – самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики.
Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение, как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа…
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.
Дети воспринимают внешний мир через предметы, которые его окружают. Все это воздействует на интеллект, эмоциональную сферу маленького человека. От того, что окружает ребенка в детстве, зависит каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.
Работа над тряпичной народной куклой – это не только источник эмоционального переживания радости и неизменного увлечения, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, необъяснимое отношение к миру. Тряпичная кукла широко распространена в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. Традиционные тряпичные народные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в «скалку»,тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А вот лицо не делали- она оставалась «безликой».Поскольку с древних времен считалось, что кукла выполняет роль оберега ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Почему тряпичная куклу является средством приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа.
Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика. Традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. Приобщение дошкольников к народной культуре, будет не эффективно без участия родителей. Опросы, беседы с родителями показывают, что вопросам народного искусства в семье уделяется очень мало внимания, и возникает необходимость построить так работу, чтобы восполнить проблемы семейного воспитания по приобщению дошкольников к народной культуре. Основными формами работы с семьей остаются совместные праздники: фольклорные, обрядовые, также мастер- классы, выставки и конкурсы.
Исходя из выше сказанного, в старшей группе «Тополек», согласно проекту «Быт и традиции русского народа», был проведен конкурс: «Народная тряпичная кукла-оберег» :
Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру, и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе. Вы легко можете изготовить тряпичную куклу вместе со своими детьми дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре"
Изучение народной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики....
Консультация для педагогов "Тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"
Тема "Приобщение дошкольников к народной культуре" актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям....
«Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...
Консультация для воспитателей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...
"Ознакомление с тряпичной куклой как средством приобщения дошкольников к народной культуре" (из опыта работы)
Все дети любят играть. В наше современное время игрушек – многообразие. Но как среди такого многообразия найти что-то необычное, полезное, увлекательное, развивающее и не очень дорогое в финансо...
Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...
Мастер-класс для педагогов "Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"
Рекомендовано для педагогов ДОУ...
- Мне нравится (1)