Проект " Что за чудо - эти сказки."
проект по конструированию, ручному труду

Рыбкина Елена Владимировна

Сказка- прекрасное творение искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_za_chudo-_eti_skazki.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Проект

                                       «Что за чудо- эти сказки»

                                   Старшей логопедической группы

Подготовила : Рыбкина Е.В.

воспитатель

Введение.

- Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана.

- Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

- Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.

- Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший.  И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.

 Сказка,- говорил А.Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?

Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу        

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов - это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.

Актуальность

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

           В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы героев русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Через сказку познают культуру нашего народа.

Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка.  

Паспорт  проекта

     Цель:

Развивать  речь и творческие способностей детей на основе ознакомления с русскими народными сказками.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.
  • Научить выделять основных сказочных героев.
  •  Познакомить с волшебными предметами и событиями.
  •  Научить различать сказочные и реальные события.
  •  Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
  • Формировать навыки связной речи.
  • Содействовать обогащению словаря детей.
  • Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
  • Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
  •  Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
  •  Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.

Образовательная область – Художественно-эстетическое развитие

Интеграция областей  – речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Вид проекта – творчески-информационный, игровой

По числу участников – групповой

По времени проведения – краткосрочный

По характеру контактов – в контакте с семьей

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, логопед.

Предполагаемые  результаты:

1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой.

2.Расширить представления детей о значении книги в жизни человека.

Сформировать банка методических материалов по теме проекта.

Пополнить предметно-развивающую среду.

Обогащение словарного запаса детей.

 Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.

Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.

Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.

Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

I этап «Подготовительный»

Цель – провести предварительную работу с детьми и их родителями по теме.

1. Постановка цели,  задач и определение методов и приемов..

2. Подготовка методической литературы, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.

3. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, сценария викторины по теме «Что за чудо эти сказки!», сценария развлечения.

4. Подбор иллюстрированных книг с русскими народными сказками, для детей.

5.  Подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

6. Обогащение развивающей среды:

- внесение новых русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;

- внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме;

- изготовление и постепенное пополнение  театрального уголка, внесение масок, героев сказок;

- внесение раскрасок с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалов для творческих работ,

- создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкотерапии и релаксация)

II этап «Практический»

Цель – реализация основных направлений работы в целях достижения предполагаемого результата.

Работа с детьми:

- знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;

- чтение стихов про героев сказок;

- инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов  театров;

- дидактические игры;

- рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;

- загадывание загадок по сказкам;

- подвижные игры;

- составление различных видов гимнастик;

- словесные игры;

- раскрашивание персонажей сказок;

- выполнение лепки, рисования;

- конструирование;

- изготовление поделок «Любимые герои русских народных сказок»;

- рассказывание сказок с помощью схем;

- составление сказок из кубиков;

- выкладывание сказок из пазлов;

- настольные игры;

- беседа;

- сочинение частушек;

- работа с пословицами и поговорками;

- выполнение понтамимных этюдов;

- игровые ситуации;

- выставка книг по русским народным сказкам;

- фотовыставка.

Работа с родителями:

Анкетирование;

 Консультация «Воспитываем сказкой - радость встречи с книгой»;

Рекомендации для родителей «Что читать детям»;

Ширма «Что за чудо эти сказки!»;

Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок;

Изготовление родителями театров разных видов;

Оформление уголка для выставок работ.

Совместное  творчество детей и родителей

Творческие работы из природного и бросового материала, выполненные родителями и детьми дома;

Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек;

Написание письма автору сказки или герою сказки;

Выполнение задания «Путаница»,  «Фоторобот Чуда-Юда»;

Коллаж из сказок;

Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.

III этап «Заключительный»

Цель – обобщить результаты работы.

Вызвать рефлексию полученных знаний среди участников проекта о проделанной работе.

Презентация.

Фотовыставка. Выставка работ родителей и детей по сказкам.

Оборудованная предметно -  развивающая среда.

Результаты проекта:

1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.

2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.

3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.

4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.

5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.

6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении костюмов и театров, а также в заключительной викторине.

Продукт проекта:

1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, лепка).

2. Выставка творческих работ из природного материала, выполненных дома вместе с родителями.

3. Книжки-малышки.

4. Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей.

5. Костюмы, сшитые родителями.

6. Викторина «Наши любимые сказки!» (дети и родители).

7. КВН «Путешествие по сказкам»

8. Фотографии викторины «Что за чудо эти сказки!».

9. Презентация «Что за чудо эти сказки!».

Методическое обеспечение.

Программа « От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

«Арт-терапия в работе с детьми» М.В. Киселёва.

«Формы работы со сказкой» Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева.

«Воображение и творчество» Г.Ануфриева журнал «Дошкольное воспитание» №12 , 2008 г.

«Сказка, как средство воспитания дошкольника» Л.А. Литвинцева 20012г.

Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» О. Ф. Васькова, А.А. Политыкина.

Диагностика « Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста». Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

Перспективный  план

Сентябрь

Выставка книг по русским народным сказкам;

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

НОД «Этот чудесный мир сказки».

НОД  « Мой любимый герой сказки» (изодеятельность)

Кроссворд и раскраска «Знаешь ли ты сказки».

Пантомимические этюды.

Дидактические  игры: «Найди народную сказку»,  «Сказки перепутались».

Словесная игра: «Назови сказку».

Подвижная игра  «Эстафета».

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

Дыхательная гимнастика по теме.

Зрительная гимнастика «Солнышко».

Отгадывание загадок

Выполнение задания на развитие графических навыков, внимания.

Анкета для родителей «Сказка ложь, да в ней намек».

Октябрь

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

НОД пересказ сказки «Хаврошечка».

НОД аппликация по сказке.

Игровая ситуация «Если бы я был волшебником», «Какими словами мы расскажем о близких».

Игра – драматизация русской народной сказки «Хаврошечка».

Дидактические  игры: «Что сначало, что потом», «Подбери иллюстрацию к сказке».

Словесная игра: «Кто за кем». Подвижная игра «Мы веселые ребята».

Настольная игра «Собери картину».

Пальчиковая гимнастика «Коровушка».

Дыхательная гимнастика по теме.

Зрительная гимнастика «Носик».

Свободное творчество – раскраска «Хаврошечка».

Выполнение задания на развитие графических навыков, внимания.

Консультация для родителей «Воспитываем сказкой – радость встречи с книгой».

Ноябрь

Чтение русской народной сказки «Царевна- лягушка».

НОД  конструирование из бумаги по русской народной сказке «Царевна – лягушка».

НОД  по теме: «Образы Ивана – царевича и Васелисы Премудрой в русской народной сказке «Царевна-лягушка».

Драматизация по сказке «Царевна – лягушка».

Игровая ситуация «Кто в доме главный».

Дидактические  игры: «Угадай сказку», «Дополни имя», «Избушка на курьих ножках». Словесные игры: «Опиши героя», «Портрет Бабы Яги».
Подвижная игра: «Лягушки и цапли».

Настольная игра «Царевна лягушка».

Пальчиковая гимнастика «Лягушка».

Дыхательная гимнастика по теме.

Зрительная гимнастика.

Свободное творчество – раскраска «Царевна-лягушка».

Выполнение задания на развитие графических навыков, внимания.

Рекомкндации для родителей «Что читать в старшей группе».

Декабрь

Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин».

НОД «Пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшин».

НОД рисавание сюжета сказки.

Беседа на тему: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сочинение частушек.

Сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

Дидактические  игры: «Сложи картинку и узнай сказку»,

Словесная игра «Радио».

Подвижная игра: «Хитрая лиса».

Настольная игра:  «Любимые сказки».

Пальчиковая гимнастика по теме.

Дыхательная гимнастика по теме.

Зрительная гимнастика «Лиса».

Свободное творчество – раскраска «Лиса».

Выполнение задания на развитие графических навыков.

Совместное  творчество детей и родителей. Старая сказка – на новый лад.

Январь

Чтение русской народной сказки  «Заяц-хваста».

НОД по лепке «Заяц-хваста».

Пантомимические этюды.

Дидактические  игры: «Из какой сказки пришел герой», «Путаница», «Сложи сказку».

Словесная игра: «Я начну,  а ты закончи».

Подвижные игры: «Охотники и зайцы», Бездомный заяц», «Скачет заяц».

Настольная игра «Собери пазлы».

Театрализованное представление «Заяц – хваста».

Пальчиковая гимнастика «Зайка».

Дыхательная гимнастика по теме.

Зрительная гимнастика «Зайка».

Свободное творчество – раскраска «Заяц».

Выполнение задания на развитие графических навыков, внимания.

Совместное  творчество детей и родителей. Написание письма автору сказки или герою сказки.

Февраль

Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

НОД по сказке «Крылатый, мохнатый да масленый».

НОД рассказывание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Игровая ситуация «Мои поступки».

Составление рассказов по пословице «По работе и награда».

Заучивание наизусть пословиц

Сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

Дидактические  игры: «Что сначала, что потом», «Узнай сказочного героя по мимике и жестам», «Изобрази сказку символом», «Русские сказки», «Сбежавшие герои сказок»

Словесная игра: «Узнай сказку по зачину», « Кто лишний».

Подвижная игра «Быстрей по местам».

Настольная игра «Узнай по силуэту», «Расколдуй сказку».

Пальчиковая гимнастика «Птичка».

Дыхательная гимнастика по теме.

Зрительная гимнастика «Птичка».

Свободное творчество – раскраска.

Выполнение задания на развитие графических навыков, внимания.

Совместное  творчество детей и родителей. Выполнение задания «Путаница».

Март

Чтение русской народной сказки «Сивка – бурка».

НОД конструирование из строителя «Дворец принцесы»

Пантомимические этюды.

Работа с пословицами.

Составление сказки из кубиков.

Дидактические  игры: «К какому герою подходит пословица», «Угодай сказку», «Путешествие по сказкам», Кто лишний», «Помоги герою найти свою сказку».

Словесная игра: «Отгадай название сказки».

Подвижные игры: «Ловишка, бери ленту», «Кто скорее снимет ленту».

Настольная игра: «Собери и расскажи сказку».

Игровая ситуация «Придумай сказке другой конец».

Сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

Пальчиковая гимнастика «Лошадка».

Дыхательная гимнастика по теме.

Зрительная гимнастика «Лошадка».

Свободное творчество – раскраска по сказке «Сивка-бурка».

Выполнение задания на развитие графических навыков.

Совместное  творчество детей и родителей. «Фототобот Чуда-Юда».

Апрель

Выкладывание сказок из пазлов.

КВН по сказкам «Путешествие по сказкам».

Викторина «Наши любимые сказки».

Совместное  творчество детей и родителей. Коллаж из русских народных сказок.

Совместное  творчество детей и родителей. Книжки -  малышки по русским народным сказкам.  

Выставка работ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта "Что за чудо эта сказка"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Что за чудо эта сказка».Тип проекта: творческий.Участники: дети старшей группы, их родители, педагоги группы.Продолжительность проекта: 3 недели ( краткосрочный ).     ...

Методическая разработка проекта "Что за чудо эта сказка"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Что за чудо эта сказка».Тип проекта: творческий.Участники: дети старшей группы, их родители, педагоги группы.Продолжительность проекта: 3 недели ( краткосрочный ).     ...

Проект: "Что за чудо эти сказки?"

Развитие  речи и творческих способностей детей на основе ознакомления с русскими народными сказками....

Педагогический проект "Что за чудо эти сказки!"

Данный проект предназначен для старших дошкольников. В ходе его реализации дети знакомятся  с авторской и народной сказкой через разные виды деятельности....

проект "что за чудо эти сказки"

проект направлен на развитие речи детей, приобщение к художественной литературе на примере сказок...

Проект "Что за чудо эти сказки?"

Педагогический проект, по ознакомлению детей с творчеством А.С.Пушкина....

Проект "Что за чудо эти сказки"

Вид проекта: информационно – творческий.Продолжительность проекта: 2 недели (с 28 ноября по 9 декабря 2016 года)Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Звездочки», воспитатели, родите...