проект "что за чудо эти сказки"
проект (подготовительная группа) на тему
проект направлен на развитие речи детей, приобщение к художественной литературе на примере сказок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад общеразвивающего вида№129 «Антошка»
г. Курган. Курганская область.
Проект
«Что за чудо эти сказки»
2014-2015г.
Введение.
- Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
- Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
- Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.
- Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.
Сказка,- говорил А.Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?
Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу
Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.
Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов - это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
Актуальность
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы героев русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Через сказку познают культуру нашего народа.
Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка.
Паспорт проекта
Цель:
Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений.
Задачи:
1. Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.
2. Познакомить детей со сказочными героями, волшебными предметами и событиями.
3. Формировать умения анализировать произведения, делать простейшие умозаключения.
4. Развивать навыки связной речи, обогащать словарь.
5. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
Образовательная область – Художественно-эстетическое развитие
Интеграция областей – речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Вид проекта – творческий.
По числу участников – старшие -подготовительные группы № 6, №7
По времени проведения – долгосрочный.
По характеру контактов – в контакте с семьей
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Место реализации:— МБДОУ детский сад №129, подготовительный группы.
Предполагаемые результаты:
1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой.
2.Расширить представления детей о значении книги в жизни человека.
Сформировать банка методических материалов по теме проекта.
Пополнить предметно-развивающую среду.
Обогащение словарного запаса детей.
Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
I этап «Подготовительный»
Цель – провести предварительную работу с детьми и их родителями по теме.
1. Постановка цели, задач и определение методов и приемов..
2. Подготовка методической литературы, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
3. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, сценария викторины по теме «Что за чудо эти сказки!», сценария развлечения.
4. Подбор иллюстрированных книг с русскими народными сказками, для детей.
5. Подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
6. Обогащение развивающей среды:
- внесение новых русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
- внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме;
- изготовление и постепенное пополнение театрального уголка, внесение масок, героев сказок;
- внесение раскрасок с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалов для творческих работ,
- создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкотерапии и релаксация)
II этап «Практический»
Цель – реализация основных направлений работы в целях достижения предполагаемого результата.
Работа с детьми:
- знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;
- чтение стихов про героев сказок;
- инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
- дидактические игры;
- рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
- загадывание загадок по сказкам;
- подвижные игры;
- составление различных видов гимнастик;
- словесные игры;
- раскрашивание персонажей сказок;
- выполнение лепки, рисования;
- конструирование;
- изготовление поделок «Любимые герои русских народных сказок»;
- рассказывание сказок с помощью схем;
- составление сказок из кубиков;
- выкладывание сказок из пазлов;
- настольные игры;
- беседа;
- сочинение частушек;
- работа с пословицами и поговорками;
- игровые ситуации;
- выставка книг по русским народным сказкам;
- фотовыставка.
Работа с родителями:
Анкетирование;
Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»;
Рекомендации для родителей «Почему необходима рассказывать, читать детям сказки?»;
Ширма «Волшебные сказки Пушкина»;
Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок;
Изготовление родителями театров разных видов;
Совместное творчество детей и родителей
Творческие работы из природного и бросового материала, выполненные родителями и детьми дома;
Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек;
Коллаж из сказок;
Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
III этап «Заключительный»
Цель – обобщить результаты работы.
Вызвать рефлексию полученных знаний среди участников проекта о проделанной работе.
Презентация.
Фотовыставка. Выставка работ родителей и детей по сказкам.
Оборудованная предметно - развивающая среда.
Результаты проекта:
1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении костюмов и театров, а также в заключительной викторине.
Продукт проекта:
1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, лепка).
2. Постановка сказки
3. Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей.
4. Костюмы, сшитые родителями.
5. Оформление территории детского сада ( по сказкам)
Методическое обеспечение.
Программа « Детство» О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.М. Вербенец, .Г.Гогоберидзе.
«Арт-терапия в работе с детьми» М.В. Киселёва. «Формы работы со сказкой» Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. «Воображение и творчество» Г.Ануфриева журнал «Дошкольное воспитание» №12 , 2008 «Сказка, как средство воспитания дошкольника» Л.А. Литвинцева 20012г. Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» О. Ф. Васькова, А.А. Политыкина.
Диагностика « Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста». Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Перспективный план
октябрь
Выставка книг по русским народным сказкам;
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
НОД «Математическая сказка»
НОД « Откуда к нам хлеб пришел по сказке колобок» (изо деятельность)
Дидактические игры: «Найди народную сказку», «Сказки перепутались».
Словесная игра: «Назови сказку».
Подвижная игра «Эстафета».
Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
Дыхательная гимнастика по теме.
Утренник « Стрекоза и муровей»
Ноябрь
Чтение русских народных сказкок.
НОД аппликация « русский костюм и сказка».
Игровая ситуация «Если бы я был волшебником», «Какими словами мы расскажем о близких».
Дидактические игры: «Что сначало, что потом», «Подбери иллюстрацию к сказке».
Словесная игра: «Кто за кем». Подвижная игра «Мы веселые ребята».
Настольная игра «Собери картину».
Пальчиковая гимнастика «Коровушка».
Дыхательная гимнастика по теме.
Зрительная гимнастика «Носик».
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
НОД по развитию речи на тему «Лисичка сестричка и серый волк»
Викторина « По сказкам «А.С. Пушкина»
Декабрь
Чтение сказки «Снежная королева».
НОД по ФЭМП «Путешествие в страну сказок»».
Драматизация по сказке «Царевна – лягушка».
Игровая ситуация «Кто в доме главный».
Дидактические игры: «Угодай сказку», «Дополни имя», «Избушка на курьих ножках». Словесные игры: «Опиши героя», «Портрет Бабы Яги».
Утренник « Снежная королева»
Январь
Беседа на тему: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Сюжетно-ролевой игры «Путешествие в страну сказок».
Дидактические игры: «Сложи картинку и узнай сказку»,
Словесная игра «Радио».
Настольная игра: «Любимые сказки».
Пальчиковая гимнастика по теме.
Дыхательная гимнастика по теме.
Зрительная гимнастика «Лиса».
Свободное творчество – раскраска «Лиса».
Рождественские святки- развлечение.
Февраль
НОД по ФЭМП « цветик семицветик»
Математическая сказка « В гости к ролику на новоселье»
Дидактические игры: «Из какой сказки пришел герой», «Путаница»
Словесная игра: «Я начну, а ты закончи».
Подвижные игры: «Охотники и зайцы», Бездомный заяц», «Скачет заяц».
Настольная игра «Собери пазлы».
Пальчиковая гимнастика «Зайка».
Дыхательная гимнастика по теме.
Зрительная гимнастика «Зайка».»
Консультация для родителей « Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?»
Консультация для педагогов « Использование сказкотерапии в условиях ДОУ»
НОД по математике на тему «Маша и медведь»
Март
Чтение русской народной сказки «Теремок»
Инсценировки сказок с родителями « Теремок на новый лад»
Игровая ситуация «Мои поступки».
Составление рассказов по пословице «По работе и награда».
Заучивание наизусть пословиц
Словесная игра: «Узнай сказку по зачину», « Кто лишний».
НОД по математике на тему « Дом для друзей»
Апрель
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
НОД по развитию речи «Литературный колейдоскоп»
Пальчиковая гимнастика.
Работа с пословицами.
Составление сказки из кубиков.
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Литературная викторина по сказкам
Май
Выкладывание сказок из пазлов.
Викторина «Наши любимые сказки».
Совместное творчество детей и родителей. Коллаж из русских народных сказок.
Совместное творчество детей и родителей. Книжки - малышки по русским народным сказкам.
Выставка работ,
Подготовка атрибутов
Консультация для родителей « работа со сказкой в старшем дошкольном возрасте»
Оформление территории детского сада.
Июнь
Дидактические игры: «К какому герою подходит пословица», «Угадай сказку», «Путешествие по сказкам», Кто лишний», «Помоги герою найти свою сказку».
Словесная игра: «Отгадай название сказки».
Подвижные игры: «Ловишка, бери ленту», «Кто скорее снимет ленту».
Настольная игра: «Собери и расскажи сказку».
Игровая ситуация «Придумай сказке другой конец».
Сюжетно-ролевой игр «Игрушки».
Пальчиковая гимнастика «Лошадка».
Дыхательная гимнастика по теме.
Зрительная гимнастика
Неделя сказок ( инсценировки сказок группами)
Июль
Подвижная игра «Быстрей по местам».
Настольная игра «Узнай по силуэту», «Расколдуй сказку».
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
Дыхательная гимнастика по теме.
Зрительная гимнастика «Птичка».
Свободное творчество – раскраска.
Выполнение задания на развитие графических навыков, внимания.
Консультация для родителей « роль связной речи ребенка»
Сентябрь
Консультация для родителей « Волшебные сказки Пушкина»
Пальчиковая гимнастика «Лягушка».
Дыхательная гимнастика по теме.
НОД по развитию речи « Поляна сказок»
Зрительная гимнастика.
Конкурс поделок из природного материала (сделанных детьми и родителями)
Октябрь
Зрительная гимнастика «Сонышко».
Изготовление разнообразных театров
Выполнение задания на развитие графических навыков, внимания.
Кукольный театр (дети) НОД развитие речи на тему «Поляна сказок»
Ноябрь
Консультация для педагогов « воспитание сказкой» Настольная игра Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика по теме. Зрительная гимнастика. Свободное творчество – раскраска «Гуси лебеди». НОД по развитию речи «Герои сказок»
Консультация для родителей «Работа со сказкой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-65960-1354604711.gif)
мастер-класс для родителей "Что за чудо эти сказки"
совместное мероприятие логопеда и родителей по теме "Сказка"...
Что за чудо эти сказки
Духовно-нравственный проект для детей среднего дошкольного возраста. (среднесрочный)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-128128-1351421332.jpg)
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Что за чудо - эти сказки" ( по сказкам А.С. Пушкина)
На данном интегрированном занятии ( познание, коммуникация, хужожественное творчество) дети знакомятся с детскими годами жизни А.С. Пушкина, ещё раз вспоминают о его творчестве. Можно использовать как...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-233962-1364821780.jpg)
Викторина "Что за чудо эти сказки"
Учить детей использовать свои знания о внешнем виде, признаках предмета при составлении загадок.Формировать умение понимать значение фразеологизмов, образных выражений, использовать их в речи.Закрепит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/17/picture-267146-1371456705.jpg)
Литературная викторина «Что за чудо эти сказки!»
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ По образовательной области «Чтение художественной литературы» Литературная викторина «Что за чудо эти сказки!»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1306847-1674999295.jpg)
Конспект спортивного развлечения по сказкам А.С. Пушкина «Что за чудо эти сказки!»
Спортивное развлечение по сказкам А.С. Пушкина «Что за чудо эти сказки!»...