проект "что за чудо эти сказки"
проект (подготовительная группа) на тему
проект направлен на развитие речи детей, приобщение к художественной литературе на примере сказок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад общеразвивающего вида№129 «Антошка»
г. Курган. Курганская область.
Проект
«Что за чудо эти сказки»
2014-2015г.
Введение.
- Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
- Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
- Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.
- Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.
Сказка,- говорил А.Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?
Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу
Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.
Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов - это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
Актуальность
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы героев русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Через сказку познают культуру нашего народа.
Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка.
Паспорт проекта
Цель:
Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений.
Задачи:
1. Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.
2. Познакомить детей со сказочными героями, волшебными предметами и событиями.
3. Формировать умения анализировать произведения, делать простейшие умозаключения.
4. Развивать навыки связной речи, обогащать словарь.
5. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
Образовательная область – Художественно-эстетическое развитие
Интеграция областей – речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Вид проекта – творческий.
По числу участников – старшие -подготовительные группы № 6, №7
По времени проведения – долгосрочный.
По характеру контактов – в контакте с семьей
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Место реализации:— МБДОУ детский сад №129, подготовительный группы.
Предполагаемые результаты:
1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой.
2.Расширить представления детей о значении книги в жизни человека.
Сформировать банка методических материалов по теме проекта.
Пополнить предметно-развивающую среду.
Обогащение словарного запаса детей.
Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
I этап «Подготовительный»
Цель – провести предварительную работу с детьми и их родителями по теме.
1. Постановка цели, задач и определение методов и приемов..
2. Подготовка методической литературы, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
3. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, сценария викторины по теме «Что за чудо эти сказки!», сценария развлечения.
4. Подбор иллюстрированных книг с русскими народными сказками, для детей.
5. Подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
6. Обогащение развивающей среды:
- внесение новых русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
- внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме;
- изготовление и постепенное пополнение театрального уголка, внесение масок, героев сказок;
- внесение раскрасок с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалов для творческих работ,
- создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкотерапии и релаксация)
II этап «Практический»
Цель – реализация основных направлений работы в целях достижения предполагаемого результата.
Работа с детьми:
- знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;
- чтение стихов про героев сказок;
- инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
- дидактические игры;
- рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
- загадывание загадок по сказкам;
- подвижные игры;
- составление различных видов гимнастик;
- словесные игры;
- раскрашивание персонажей сказок;
- выполнение лепки, рисования;
- конструирование;
- изготовление поделок «Любимые герои русских народных сказок»;
- рассказывание сказок с помощью схем;
- составление сказок из кубиков;
- выкладывание сказок из пазлов;
- настольные игры;
- беседа;
- сочинение частушек;
- работа с пословицами и поговорками;
- игровые ситуации;
- выставка книг по русским народным сказкам;
- фотовыставка.
Работа с родителями:
Анкетирование;
Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»;
Рекомендации для родителей «Почему необходима рассказывать, читать детям сказки?»;
Ширма «Волшебные сказки Пушкина»;
Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок;
Изготовление родителями театров разных видов;
Совместное творчество детей и родителей
Творческие работы из природного и бросового материала, выполненные родителями и детьми дома;
Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек;
Коллаж из сказок;
Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
III этап «Заключительный»
Цель – обобщить результаты работы.
Вызвать рефлексию полученных знаний среди участников проекта о проделанной работе.
Презентация.
Фотовыставка. Выставка работ родителей и детей по сказкам.
Оборудованная предметно - развивающая среда.
Результаты проекта:
1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении костюмов и театров, а также в заключительной викторине.
Продукт проекта:
1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, лепка).
2. Постановка сказки
3. Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей.
4. Костюмы, сшитые родителями.
5. Оформление территории детского сада ( по сказкам)
Методическое обеспечение.
Программа « Детство» О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.М. Вербенец, .Г.Гогоберидзе.
«Арт-терапия в работе с детьми» М.В. Киселёва. «Формы работы со сказкой» Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. «Воображение и творчество» Г.Ануфриева журнал «Дошкольное воспитание» №12 , 2008 «Сказка, как средство воспитания дошкольника» Л.А. Литвинцева 20012г. Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» О. Ф. Васькова, А.А. Политыкина.
Диагностика « Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста». Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Перспективный план
октябрь
Выставка книг по русским народным сказкам;
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
НОД «Математическая сказка»
НОД « Откуда к нам хлеб пришел по сказке колобок» (изо деятельность)
Дидактические игры: «Найди народную сказку», «Сказки перепутались».
Словесная игра: «Назови сказку».
Подвижная игра «Эстафета».
Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
Дыхательная гимнастика по теме.
Утренник « Стрекоза и муровей»
Ноябрь
Чтение русских народных сказкок.
НОД аппликация « русский костюм и сказка».
Игровая ситуация «Если бы я был волшебником», «Какими словами мы расскажем о близких».
Дидактические игры: «Что сначало, что потом», «Подбери иллюстрацию к сказке».
Словесная игра: «Кто за кем». Подвижная игра «Мы веселые ребята».
Настольная игра «Собери картину».
Пальчиковая гимнастика «Коровушка».
Дыхательная гимнастика по теме.
Зрительная гимнастика «Носик».
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
НОД по развитию речи на тему «Лисичка сестричка и серый волк»
Викторина « По сказкам «А.С. Пушкина»
Декабрь
Чтение сказки «Снежная королева».
НОД по ФЭМП «Путешествие в страну сказок»».
Драматизация по сказке «Царевна – лягушка».
Игровая ситуация «Кто в доме главный».
Дидактические игры: «Угодай сказку», «Дополни имя», «Избушка на курьих ножках». Словесные игры: «Опиши героя», «Портрет Бабы Яги».
Утренник « Снежная королева»
Январь
Беседа на тему: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Сюжетно-ролевой игры «Путешествие в страну сказок».
Дидактические игры: «Сложи картинку и узнай сказку»,
Словесная игра «Радио».
Настольная игра: «Любимые сказки».
Пальчиковая гимнастика по теме.
Дыхательная гимнастика по теме.
Зрительная гимнастика «Лиса».
Свободное творчество – раскраска «Лиса».
Рождественские святки- развлечение.
Февраль
НОД по ФЭМП « цветик семицветик»
Математическая сказка « В гости к ролику на новоселье»
Дидактические игры: «Из какой сказки пришел герой», «Путаница»
Словесная игра: «Я начну, а ты закончи».
Подвижные игры: «Охотники и зайцы», Бездомный заяц», «Скачет заяц».
Настольная игра «Собери пазлы».
Пальчиковая гимнастика «Зайка».
Дыхательная гимнастика по теме.
Зрительная гимнастика «Зайка».»
Консультация для родителей « Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?»
Консультация для педагогов « Использование сказкотерапии в условиях ДОУ»
НОД по математике на тему «Маша и медведь»
Март
Чтение русской народной сказки «Теремок»
Инсценировки сказок с родителями « Теремок на новый лад»
Игровая ситуация «Мои поступки».
Составление рассказов по пословице «По работе и награда».
Заучивание наизусть пословиц
Словесная игра: «Узнай сказку по зачину», « Кто лишний».
НОД по математике на тему « Дом для друзей»
Апрель
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
НОД по развитию речи «Литературный колейдоскоп»
Пальчиковая гимнастика.
Работа с пословицами.
Составление сказки из кубиков.
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Литературная викторина по сказкам
Май
Выкладывание сказок из пазлов.
Викторина «Наши любимые сказки».
Совместное творчество детей и родителей. Коллаж из русских народных сказок.
Совместное творчество детей и родителей. Книжки - малышки по русским народным сказкам.
Выставка работ,
Подготовка атрибутов
Консультация для родителей « работа со сказкой в старшем дошкольном возрасте»
Оформление территории детского сада.
Июнь
Дидактические игры: «К какому герою подходит пословица», «Угадай сказку», «Путешествие по сказкам», Кто лишний», «Помоги герою найти свою сказку».
Словесная игра: «Отгадай название сказки».
Подвижные игры: «Ловишка, бери ленту», «Кто скорее снимет ленту».
Настольная игра: «Собери и расскажи сказку».
Игровая ситуация «Придумай сказке другой конец».
Сюжетно-ролевой игр «Игрушки».
Пальчиковая гимнастика «Лошадка».
Дыхательная гимнастика по теме.
Зрительная гимнастика
Неделя сказок ( инсценировки сказок группами)
Июль
Подвижная игра «Быстрей по местам».
Настольная игра «Узнай по силуэту», «Расколдуй сказку».
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
Дыхательная гимнастика по теме.
Зрительная гимнастика «Птичка».
Свободное творчество – раскраска.
Выполнение задания на развитие графических навыков, внимания.
Консультация для родителей « роль связной речи ребенка»
Сентябрь
Консультация для родителей « Волшебные сказки Пушкина»
Пальчиковая гимнастика «Лягушка».
Дыхательная гимнастика по теме.
НОД по развитию речи « Поляна сказок»
Зрительная гимнастика.
Конкурс поделок из природного материала (сделанных детьми и родителями)
Октябрь
Зрительная гимнастика «Сонышко».
Изготовление разнообразных театров
Выполнение задания на развитие графических навыков, внимания.
Кукольный театр (дети) НОД развитие речи на тему «Поляна сказок»
Ноябрь
Консультация для педагогов « воспитание сказкой» Настольная игра Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика по теме. Зрительная гимнастика. Свободное творчество – раскраска «Гуси лебеди». НОД по развитию речи «Герои сказок»
Консультация для родителей «Работа со сказкой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс для родителей "Что за чудо эти сказки"
совместное мероприятие логопеда и родителей по теме "Сказка"...
Что за чудо эти сказки
Духовно-нравственный проект для детей среднего дошкольного возраста. (среднесрочный)...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Что за чудо - эти сказки" ( по сказкам А.С. Пушкина)
На данном интегрированном занятии ( познание, коммуникация, хужожественное творчество) дети знакомятся с детскими годами жизни А.С. Пушкина, ещё раз вспоминают о его творчестве. Можно использовать как...
Викторина "Что за чудо эти сказки"
Учить детей использовать свои знания о внешнем виде, признаках предмета при составлении загадок.Формировать умение понимать значение фразеологизмов, образных выражений, использовать их в речи.Закрепит...
Литературная викторина «Что за чудо эти сказки!»
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ По образовательной области «Чтение художественной литературы» Литературная викторина «Что за чудо эти сказки!»...
Конспект спортивного развлечения по сказкам А.С. Пушкина «Что за чудо эти сказки!»
Спортивное развлечение по сказкам А.С. Пушкина «Что за чудо эти сказки!»...