Конспект занятия с элементами экспериментирования «Волшебный песок»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Занятие подготовлено для детей старшего дошкольникого возраста в рамках реализации проекта "Солнечный город профессий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_pesok.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Волшебный песок»
Программное содержание:
- закрепить правила безопасности при работе с песком;
- познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
- развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;
- расширять представления о песке, его качествах и особенностях;
- стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы;
- продолжать работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.
- формировать представления о значимости природы в жизни человека;
- формировать наблюдательность, интерес к экспериментированию;
- воспитывать умение слушать своих товарищей.
Оборудование: иллюстрации; на каждого ребёнка: лупа, чашка Петри с песком, стаканчик с водой, песок, карандаши.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в Солнцестроительном колледже. А чему вы здесь сможете научиться?
Дети: Это школа, в которой учатся строить различные объекты из песка.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня предлагаю вам стать исследователями. Вы будете проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.
Воспитатель:
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился.
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то речной.
Отгадайте, кто такой?
Дети: Песок.
Воспитатель: Правильно. Это песок. Но прежде чем исследовать песок нам необходимо вспомнить правила безопасности при работе с песком.
- Нельзя трогать лицо руками, чтобы песок случайно не попал в глаза, рот, нос.
- При создании построек быть острожными при обращении с песком.
- После окончания нашей исследовательской работы необходимо вымыть руки.
Воспитатель: Я предлагаю поговорить о песке.
Показ иллюстраций.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда появился песок?
Дети: Песок создала природа.
Воспитатель: Правильно. А что такое песок?
Дети дают ответы.
Воспитатель: Некоторые камни под воздействием ветра, дождя разрушаются, и получается… песок.
Существуют места, где много песка – это морские берега и пустыни. Посмотрите, как много здесь песка, но почему-то нет растений. Это происходит из-за того, что песчинки не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Поэтому в пустыне почти нет растений.
Воспитатель: Какого цвета песок?
Дети: Дают ответы.
Воспитатель: Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Где используют раствор?
Дети: Его используют при строительстве жилых домов.
Воспитатель: Где используют песок?
Дети: Дают ответы.
Воспитатель: Из песка делают наждачную бумагу, она нужна для того, чтобы сделать предмет ровным, гладким. Из песка делают стекло, оно необходимо при изготовлении окон. Еще песок мы можем наблюдать в песочных часах. При помощи них мы можем измерять время. Ребята, а что мы можем сделать из песка на пляже? Из песка лепят замки, рисуют песком.
Итак, песок создал человек или он создан природой? Песок – природный материал.
Опыты
Воспитатель: Теперь подошло время для экспериментов. У нас на столах есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка. Внимательно слушайте мои инструкции.
Опыт 1. Лупа, на ощупь.
Воспитатель: Перед вами стоят чашки Петри с песком. Теперь возьмите немного песка, потрогайте его, опишите, что вы ощущаете между пальцами?
Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: Из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.
Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На картинке вы можете увидеть, как выглядит песок под микроскопом. Просто удивительный снимок!
Опыт 2. Сухой и влажный песок.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на песок. Скажите, какой он?
Дети: Сухой.
Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого песка сделать влажный песок?
Дети: Полить его.
Воспитатель: Верно. Возьми, пожалуйста, стаканчик с водой и полейте песок с одной стороны чашки. Во второй части чашки песок должен остаться сухим.
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный? Определим, какого они цвета?
Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.
Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет? Проверим? Возьмите щепоточку песка и попробуйте его высыпать назад в чашку.
Дети: Проводят исследования и делают вывод, что сыпучий песок – сухой.
Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Воспитатель: А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?
Дети переходят в песочницу на подготовленный участок с сухим и мокрым песком. Дети оставляют следы.
Вывод: Следы остаются на влажном песке.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю порисовать с помощью карандаша на песке и сделать вывод на каком песке (сухом или влажном) рисунке лучше?
Дети рисуют сначала на сухом, а затем на влажном песке.
Вывод: Рисунки лучше остаются на влажном песке.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю создать постройки из песка по собственному замыслу.
Дети выбирают оборудование для самостоятельного конструирования из песка построек по собственному замыслу. В конце занятия получают солнечную валюту за свою работу. Воспитатель вклеивает в трудовую книжку логотип учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с элементами экспериментирования.
Занятие направлено на развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Дети по сути своей исследователи, и мы педагоги должны помогать им зна...
конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада
Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования "Волшебный песок"
Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Предложить детям сравнить песок и камушки, обратить вним...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Волшебный песок»
Данный материал позволяет обеспечить знакомство детей со свойствами кинетического песка; сформировать умение сравнивать песок по качеству и свойствам (влажный, сухой, холодный, теплый, ...
Конспект ОД с элементами экспериментирования "Волшебный мир теней"
Иметь представление о явлениях в неживой природе; прививать стойкий интерес к экспериментальной деятельности; развивать интерес к театрализованной деятельности....
Конспект занятия с элементами экспериментирования в первой младшей группе "Песок"
Конспект занятия в первой младшей группе...
Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебное электричество»
Конспект занятия с элементами экспериментирования...