Конспект ОД с элементами экспериментирования "Волшебный мир теней"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иметь представление о явлениях в неживой природе; прививать стойкий интерес к экспериментальной деятельности; развивать интерес к театрализованной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_volshebnyy_mir_teney.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

(МБДОУ «Детский сад № 109»)

Конспект ОД с элементами экспериментирования  тема «Волшебный мир теней»

старшая группа

подготовила: Кашуба Т.А.

2019

Конспект ОД с элементами экспериментирования

на тему «Волшебный мир теней»

Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №109» на основе ФГОС ДО.

Возрастная группа: старшая.

Тема ОД: «Волшебный мир теней»

Образовательная Область: «Познавательное развитие»

(Ознакомление с окружающим)

Цель: Иметь представление о явлениях в неживой природе; прививать стойкий интерес к экспериментальной деятельности; развивать интерес к театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с понятием «тень», дать представление о происхождении тени;

- формировать представления детей о таком явлении в жизни человека – как тень.

Развивающие:

- стимулировать желание детей экспериментировать;

-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

- в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

- развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, речевая.

Активизация словаря: контуры, теневой театр, игры теней.

Материалы и оборудование: мольберт, проектор, ширма для теневого театра, настольная лампа, фигуры для теневого театра, контуры теней. неваляшка, машинка, верблюжонок, петушок, цветок, книга, птичка.

Медио сопровождение: мультфильм «Тень» (из серии Лунтик). Презентация «Теневой театр с помощью рук»

Предварительная работа с детьми: прочесть детям повесть «Питер Пен» Дж. Барри.

Индивидуальная работа с детьми: стимулировать речевую и мыслительную деятельность, с помощью вопросов побуждать к ответам отдельно взятых детей.

Ход ОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационный момент.

- Ребята, давайте вспомним как зовут главного героя книги, которую мы с вами недавно читали?

-Какие удивительные вещи происходят с Питером Пеном? Кто мне скажет, что потерял Питер Пен уже в самом начале истории?

- Интересно, а у нас с вами есть свои собственные тени?

- А у кого еще есть тень?

- Как много интересных ответов я выслушала, но как вы думаете можем ли мы потерять свои тени как Питер Пен?

Ответы детей

(Питер Пен)

Ответы детей

(тень, и др. варианты)

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

2. Вводная часть.

- Я вам предлагаю отправиться в «волшебный мир теней» и уже там узнать ответ на этот вопрос.

Но попасть туда совсем не просто. Наш друг Питер Пен оставил нам подсказки – тени разных предметов. Следуя за этими тенями, мы сможем попасть в волшебный мир теней.

(по пути в музыкальный зал, расклеены картинки -  контуры, детям нужно найти и отгадать что изображено на них)

3. Основная часть.

- Ребята, вот мы с вами и оказались в волшебном мире Теней.

Но где же тени? Вы их видите?

Опыт 1. «Как появляется тень? Время суток» - Что нужно для того, чтобы появилась тень?

(рассматриваем приготовленное оборудование Мольберт и лампу)

- Посмотрите, что находится у меня на столе?

- А что такое глобус?

- Давайте пометим красным кружочком где сейчас находимся мы с вами.

- А сейчас представим, что наша лампа – это солнце. Какое время суток на земле, когда на неё светит солнышко?

- Какое время суток будет на противоположной стороне, на которую не падает свет? На земле бывает день и ночь, солнце и тень.

Итог: тень образуется от любого непрозрачного предмета, когда на него попадают световые лучи.

 

Опыт 2. «Предмет и его тень» - Ребята, отгадайте, про что я сейчас рассказываю: -Я иду, она идет, я стою, она стоит, побегу, она бежит.

- Тень – это наше отражения. Сейчас все вы станите моими тенями, давайте попробуем догнать нашу тень или убежать от неё. Ну что получилось догнать тень?

- На что похожа тень от каждого предмета?

Итог: все предметы имеют тень, тень от предмета похожа на предмет, от которого она отбрасывается.

 (С помощью наводящих вопросов правильно формулируем вывод, включая в речь слова: одинаковая, такой же формы круглой, квадратной, треугольной, столько же предметов.)

Опыт 3. «Чудесные превращения тени»

 - У меня есть волшебная коробка. Посмотрите, что в ней находится?

- Пусть фонарик у нас будет солнышко. Утром солнышко восходит над землёй и первые лучи его попадают на окружающие предметы. Посветите на геометрические фигуры, где появилась тень?

- Почему появилась тень?

- Место где нет солнца – называется «затенённое». У тени есть один секрет, она в одно мгновение может превратить вас в высоких великанов и низких гномиков. Давайте проверим!

(с детьми формулируем вывод следующим образом: если предмет расположен дальше от источника света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой, а контуры отчётливыми, если близко - тень будет большой, а контуры расплывчатыми)

Физкультурная минутка.

- Ребята,  во все времена тень помогала человеку. С помощью неё он определял время года, время суток. А еще с помощью тени взрослые придумывали интересные развлечения для детей. Давайте посмотрим на экран? Что на нём изображено?

(на экране появляются картинки с контурами теней, теневой театр с помощью рук).

- Сейчас нам наши гости попробуют изобразить руками интересных животных, на мольберте. (приглашаются педагоги повторить то, что изображено на экране).

- Ну а теперь и мы с вами ребята попробуем сделать тоже самое.

Театрализованная постановка сказки «Теремок»

- С помощью тени, артисты в театре могут показать зрителям интересные спектакли. Такой театр называется «Теневой театр». Давайте мы с вами немного поиграем с тенью и придумаем интересный спектакль.

(детям предлагается на выбор готовые фигуры героев раздаёт каждому ребёнку фигуру на палочке).

- Я предлагаю вам разыграть свою сказку

(далее разыгрывается сказка «Теремок»

Ответы детей

Дети высказывают свои предположения (включить свет, тень отбрасывают предметы, когда светит солнце)

Ответы детей:

(глобус)

(макет Земли)

(приклеивают кружок к приблизительному месту нахождения)

(день)

Ответы детей

(дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Затем педагог вновь вращает глобус и предлагает рассказать, что делают обычно дети, когда Земля и Солнце занимают такое положение)

Ответы детей

(тень)

(дети повторяют движения за воспитателем)

(ответы детей)

(дети выдвигают гипотезы, затем опытным путём проверяют эти гипотезы: берут различные предметы, располагают их между источником света и экраном)

Ответы детей

(фонарики)

(туда куда не попадают солнечные лучи)

(фигура не пропускает солнечные лучи)

(дети подходят близко и отходят далеко от источника света)

(ответы детей)

(дети пробуют показывать то что изображено на картинке).

(дети по очереди подходят к ширме когда слышат имя своего героя)

4. Заключительная часть.

 Появляется фигурка Питера Пена (теневой театр)

Питер Пен: - «Привет девчонки и мальчишки! Понравилось вам в волшебном мире теней? Вы многое узнали во время путешествия! Расскажите мне пожалуйста

- «Почему тень движется? ,  

- Можно тень взять в руки?  тень живая?      

- У кого есть тень?

- Что можно делать с тенью?

- Почему тень прячется и  убегает от нас?

- Может ли человек потерять свою тень?

Спасибо вам за ваши ответы, я предлагаю вам посмотреть мой любимый мультфильм про «Тень»

(ответы детей)

Итог:

(в заключении предлагается детям в группе посмотреть мультфильм про «Тень»)

Организационный момент

1.1. Постановка проблемного момента. Задаём вопрос.

1.2  Путешествие в волшебный мир теней.

Основная часть

2.1.  Опыт 1. «Как появляется тень? Время суток»

2.2. Опыт 2. «Предмет и его тень».

2.3. Опыт 3. «Чудесные превращения тени». (теневой театр руками)

2.4. Физкультминутка

2.5. Опыт 6. «Игра теней».

Заключительная часть

3.1. Рефлексия. Просмотр мультфильма «Тень»

Содержание организационной деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как зовут главного героя книги, которую мы с вами недавно читали? (Питер Пен).

Воспитатель: Какие удивительные вещи происходят с Питером Пеном? Кто мне скажет, что потерял Питер Пен уже в самом начале истории?

Ответы детей (тень, и др. варианты)

Воспитатель: Интересно, а у нас с вами есть свои собственные тени?

(ответы детей)

Воспитатель: А у кого еще есть тень? (ответы детей).

Воспитатель: - Как много интересных ответов я выслушала, но как вы думаете можем ли мы потерять свои тени как Питер Пен?

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в «волшебный мир теней» и уже там узнать ответ на этот вопрос.

Но попасть туда совсем не просто. Наш друг Питер Пен оставил нам подсказки – тени разных предметов. Следуя за этими тенями, мы сможем попасть в волшебный мир теней. (по пути в музыкальный зал, расклеены картинки -  контуры, детям нужно найти и отгадать что изображено на них).

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в волшебной мире Теней.

Но где же тени? Вы их видите? (ответы детей)

  Опыт 1. «Как появляется тень? Время суток» - Что нужно для того, чтобы появилась тень? Дети высказывают свои предположения. (Включить свет. Тень отбрасывают предметы, когда светит солнце) (рассматриваем приготовленное оборудование Мольберт и лампу).

Воспитатель: Посмотрите что находится у меня на столе? (глобус). А что такое глобус? (макет земли). Давайте пометим красным кружочком где сейчас находимся мы с вами (приклеиваем кружок к приблизительному месту нахождения). А сейчас представим, что наша лампа – это солнце. Какое время суток на земле, когда на неё светит солнышко? (День). Какое время суток  будет на противоположной стороне, на которую не падает свет? На земле бывает день и ночь, солнце и тень.

Итог: тень образуется от любого непрозрачного предмета когда на него попадают световые лучи.

(Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Затем педагог вновь вращает глобус и предлагает рассказать, что делают обычно дети, когда Земля и Солнце занимают такое положение.)

Воспитатель:  Опыт 2. «Предмет и его тень». – Ребята, отгадайте, про что я сейчас рассказываю: -Я иду, она идет, я стою, она стоит, побегу, она бежит. (Тень) Тень – это наше отражения. Сейчас все вы станните моими тенями. (дети повторяют движения за воспитателем)  давайте попробуем догнать нашу тень или убежать от неё. Ну что получилось догнать тень? (ответы детей). На что похожа тень от каждого предмета? (Дети выдвигают гипотезы. Затем опытным путём проверяют эти гипотезы: берут различные предметы, располагают их между источником света и экраном,  )   ,

Общий  вывод: все предметы имеют тень, тень от предмета похожа на предмет, от которого она отбрасывается. (С помощью наводящих вопросов ,  правильно формулируем вывод, включая в речь слова: одинаковая, такой же формы круглой, квадратной, треугольной, столько же предметов.)

Воспитатель: Опыт 3. «Чудесные превращения тени».

Воспитатель: У меня есть волшебная коробка. Посмотрите, что в ней находится? (фонарики). Пусть фонарик у нас будет солнышко. Утром солнышко восходит над землёй и первые лучи его попадают на окружающие предметы. Посветите на геометрические фигуры, где появилась тень? (туда куда не попадают солнечные лучи). Почему появилась тень? (фигура не пропускает солнечные лучи). Место где нет солнца – называется  затенённое. У тени есть один секрет, она в одно мгновение может превратить вас в высоких великанов и низких гномиков. Давайте проверим! (Подходим близко и отходим далеко от источника света).

С детьми формулируем вывод следующим образом: если предмет расположен дальше от источника света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой, а контуры отчётливыми, если близко - тень будет большой, а контуры расплывчатыми.

Воспитатель: Ребята,  во все времена тень помогала человеку. С помощью неё он определял время года, время суток. А еще с помощью тени взрослые придумывали интересные развлечения для детей. Давайте посмотрим на экран? Что на нём изображено? (на экране появляются картинки с контурами теней, теневой театр с помощью рук).

Сейчас нам наши гости попробуют изобразить руками интересных животных, на мольберте. (приглашаются родители повторить то, что изображено на экране). Ну а теперь и мы с вами ребята попробуем сделать тоже самое. (дети пробуют показывать то что изображено на картинке).

Воспитатель: Опыт 6. «Игра теней». С помощью тени, артисты в театре могут показать зрителям интересные спектакли. Такой театр называется «Теневой театр». Давайте мы с вами немного поиграем с тенью и придумаем интересный спектакль.

(детям предлагается на выбор готовые фигуры героев раздаёт каждому ребёнку фигуру на палочке ).

Воспитатель: Я предлагаю вам разыграть свою сказку

- В одном зимнем лесу стоял терем-теремок. Вот бежит по лесу мышка, увидела терем и говорит: (сказка теремок).

Дети по очереди подходят к ширме когда слышат имя своего героя.

Заключительная часть

 Появляется фигурка Питера Пена(теневой театр)

Питер Пен

«Привет девчонки и мальчишки! Понравилось вам в волшебном мире теней? Вы многое узнали во время путешествия! Расскажите мне пожалуйста «Почему тень движется? ,   Можно тень взять в руки?  тень живая?       У кого есть тень? Что можно делать с тенью? Почему тень  прячется и  убегает от нас? Может ли человек потерять свою тень? Спасибо вам за ваши ответы, я предлагаю вам посмотреть мой любимый мультфильм про «Тень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами экспериментирования.

Занятие направлено на развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Дети по сути своей исследователи, и мы педагоги должны помогать им зна...

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Конспекты занятий с элементами театрализованной деятельности

Конспекты занятий с элементами театрализованной деятельности...

конспект непосредственной образовательной деятельности «Заучивание песенки «Тень-тень-потетень..»

Человек учится языку у народа. поэтому так важно уделять внимание знакомству дошкольников с родным языком посредством чтения сказок, потешек, закличек, загадок и т.д. Атакже заучивание и обыгрывание м...

Конспект НОД "Знакомство со светом и тенью"

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы....

Конспект занятия в старшей группе «Театр теней»

Конспект занятия в старшей группе «Театр теней»Цель: познакомить с новым видом театра – теневым.Задачи:• развивать артистизм, коммуникацию• воспитание у детей гуманных...

Конспект занятия с элементами драматизации и с элементами ИКТ на тему: «Суд природы над человеком»

Конспект занятия с элементами драматизации и с элементами ИКТ на тему: «Суд природы над человеком» Программные задачи: • формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям по...