Конспект организованной образовательной деятельности "Русская игрушка" в подготовительной группе
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Кончакова Елена Анатольевна

Создание социальной ситуации развития детей в процессе организации  творческой деятельности. Конспект по художественно-эстетическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_russkaya_igrushka.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «Русская народная игрушка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Художественно-эстетическое развитие»: прикладное творчество, конструктивно-модельная деятельность

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: подготовительная (6-7лет)

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе организации  творческой деятельности.

Задачи:

Создать условия для приобщения  детей к истокам русской народной культуры.

Создать условия для расширения представлений  детей  о  русских народных  игрушках и истории их возникновения.

Создать условия для ознакомления с понятием  - оберег и способом изготовления куклы – оберега.

Создать условия для обогащения речи детей, расширения словарного запаса: оберег, кукла – закрутка, безликая, подручный материал, зернушка, травница.

Создать условия для стимулирования речевой активности детей.

Создать условия для воспитания  интереса к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев.

Создать условия для развития воображения и художественного  вкуса.

Предварительная работа: Чтение сказки «Василиса Премудрая»;  рассматривание иллюстраций и создание альбома  и мини музея в группе  «Народная игрушка»; заучивание старинных колыбельных песен дома. (В оформлении музея, альбома  активное участие принимали родители). Рассматривание журнала «Народная игрушка» (схемы изготовления кукол).

Оборудование и материалы: сундучок с материалом для изготовления народной игрушки: ткань, ленты, нитки, косынки, баночки из-под питьевого  йогурта, деревянные палочки в форме цилиндра, пластилин белого цвета.

         

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация

 рабочего

пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

Группа делится на  зоны: музей  мастерская  

Воспитатель встречает детей у входа в музей «Народная игрушка»

Дети  входят в музей

 Как вы думаете, куда вы пришли?

Какой музей, почему он так называется?

Почему народный? Как думаете?

Какие игрушки здесь собраны?  Из чего они  сделаны?

Подручный  материал – это материал,  который всегда под рукой.

Посмотрите на современную куклу и этих красавиц, чем они отличаются?

Почему у некоторых  кукол нет лица?  

Какую куклу бы вы хотели иметь дома?  Чем понравилась?

У нас такой интересный музей в группе, можно пригласить детей из других групп, как вы думаете?

А кто в музее встречает гостей или посетителей? (экскурсовод) Что он делает? О чем  рассказывает?

А если к нам придут гости, сможете рассказать о куклах?

А дома у вас есть такие игрушки?

А если они захотят сделать куклу, вы сможете, показать, как  ее сделать?

Хотите научиться? Сделаем, а в музее появятся новые экспонаты.

Музей (дети рассматривают экспонаты)

«Народной игрушки»

Ответы детей

 

из глины, сена, соломы, дерева, ткани и т.д.

Дети рассматривают кукол из ткани, высказываются  

Ответы детей:

(безликая) кукла была защитницей от всех бед и несчастий ее называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.

Родители сами мастерили из разного материала: ткани, соломы, бересты, глины, дерева, а потом наряжали.

Дети рассказывают о понравившейся кукле (др. дополняют ответы)

- ЗЕРНУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает силы МАТУШКИ ЗЕМЛИ.

- ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл, такая кукла излечивала от болезней  и т.д.

Предположения детей

Ответы детей

 

Ответы детей

Да (как называются и из чего  сделаны куклы), рассказывают, как можно сделать куклу из ниток и т.д.  высказывают свои предположения

Ответы детей

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

Условия для воспитания интереса к народным промыслам,  уважение к труду народных умельцев

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Мастерская

В мастерской стоит стол с разным материалом для изготовления куклы

 - Приглашаю вас в мастерскую.

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнем их, поиграем с ними.

- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – пеленашку

- Берем лоскут белой ткани.

-  Какой он формы?

- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берем нить  и перевязываем – получается головка.

 - А теперь перевязываем пеленашке талию.

- Покажите, где у вас талия?

- Что у нас получилось?

- Берем цветной лоскуток.

- Какой он формы?

- Это платок пеленашки. Надеваем платочек на голову пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле.

- Чтобы нашей пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло.

-  Какой формы этот лоскут?

 - Кладем пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

 - Что надо сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас ещё есть полоска ткани, ленты и т.д. которой я завязываю одеяло на  кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

- Получилась вот такая красавица – кукла – пеленашка.

В процессе работы беседа с детьми – придумайте своей кукле имя, как будете с ней играть? Может, захотите подарить куклу какому–нибудь малышу, как оберег или оставить в музее как экспонат.

ИТОГ:

-  А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что старались, вложили в каждую куколку тепло своих рук.

-  Как вы думаете, почему мы должны беречь куклу?

 -  А что вы узнали сегодня нового?

-  Чему научились? 

- Что было трудным для вас?

- Теперь вы сможете не только рассказать  нашим гостям и посетителям музея о куклах, но и научить их сделать куклу своими руками.

- Решим когда проведем экскурсию, определим  дни, когда вы сможете показать мастер-классы для детей подготовительной группы по изготовлению куклы-пеленашки.

Дети проходят в мастерскую

Пальчиковая гимнастика  «Семья»

В нашей семье работают все!  (Движение ладонь – кулак 4 раза)

Дед Елисей ловит карасей,

Бабушка Маруся пасет гуся,

Папа Иван чинит диван,

А маленький Антошка играет на гармошке   (дети по очереди прижимают каждый палец к ладони)

Дети садятся за столы

В процессе изготовления воспитателем куклы дети задают вопросы

(прямоугольной) 

( по середине туловища)

(голова и туловище куклы).

(треугольной)

 (прямоугольной, квадратной на выбор)

Ответы детей

Дети сами выбирают необходимый материал для изготовления куклы

Изготовление куклы (работа в парах, если необходима помощь друг другу)

Ответы детей

Дети обсуждают предстоящее мероприятие

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для самостоятельного выбора материала

Условия для принятия детьми решения

Условия для развития  воображения и художественного вкуса

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для принятия детьми решения, для развития  инициативы и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Береги свою планету"!

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе по экологическому воспитанию....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Вулканы"

Уважаемые коллеги, представляю Вам конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Вулканы» (в рамках тематической недели «День рождения Земли»)Цель. Создание усл...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Лаборатория интересных открытий».

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"

Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Встреча Ивана царевича и Царевны-лягушки» Образовательная область: лепка. Интеграция с другими областями: конструирование, рисование, ФЭМП, развитие речи, физическая культура

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе  «Встреча Ивана царевича и Царевны-лягушки»Образовательная область: лепка.Интеграция с другими областями...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область: « Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Радужный хоровод»

Данное занятие проводится в подготовительной группе.Во время занятия формируется умение вырезать несколько симметричных предметов из бумаги.сложенной гармошкой и пополам.Закрепляем знание цветов спект...