Конструирование на логопедических занятиях
консультация по конструированию, ручному труду (средняя, старшая группа) на тему

Луканина Галина Александровна

Конструирование на логопедических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Луканина Г.А.

Конструирование на логопедических занятиях

  Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать с помощью конструирования, так как разнообразные конструкторы позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Поэтому применение конструирования является незаменимым в коррекционно-логопедической работе.

    Мы можем отметить некоторые преимущества конструирования перед другими, инновационными игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

-с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро;

-при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции. Он испытывает психическое состояние успеха;

-в работе с конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем;

-конструктор не вызывает у ребёнка негативного отношения, и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра;

-поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;

-работа с конструктором позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Работая с детьми с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.

Применение конструирования на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
  • формированию и развитию правильного длительного выдоха (чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа);
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются детали с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (конструирование оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Таким образом, использование конструирования в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек на логопедических занятиях».

Мастер- класс Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек на логопедических занятиях». ...

Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.

Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...

Презентация "Использование элементов лего-конструирования на логопедических занятиях".

Логопедическая работа с использованием лего-конструирования сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негати...

Конспект занятия по конструированию в логопедической группе . Тема: «Цветочный городок»

Цели: 1.Обобщать и уточнять знания детей о мебели,  доме; расширять и активизировать словарный запас детей по данной теме, обращая внимание на умение различать  мебель столовую, кухонну...

Использование элементов лего конструирования на логопедических занятиях

Проблема развития диалога в речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь возникает и развивается именно в процессе общения.Работая с детьми с общим недоразвити...