Логопедический проект "Использование элементов лего-конструирования на логопедических занятиях"
проект по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
660130, г.Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Логопедический проект
«Использование элементов
лего-конструирования
на логопедических занятиях»
Разработала
Учитель-логопед
Плотникова
Татьяна Николаевна
Красноярск 2019
Актуальность проекта:
На сегодняшний день очень часто тяжелые нарушения речи у детей сопровождаются сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. Зачастую такие дети даже в 5-6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедической деятельности.
Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении трудностей оказывают игровые приемы и формы работы.
Именно поэтому в своей работе я стала использовать элементы лего-конструирования. Ведь современный дошкольник всегда выбирает Лего! Лего – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Он хорошо знаком детям дошкольного возраста, его использование на занятиях может вызывать устойчивый интерес и формировать положительную мотивацию, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Фирмой Лего предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I, II и III уровней.
Работа с лего-конструктором позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка.
Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.
Применение Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
- Тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
- Овладению звуко-буквенным анализом
- Развитию у детей сенсорных представлений (детали конструктора различной формы и цвета);
- Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
- Развитию лексико-грамматических категорий;
- Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
- Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию и слого-звуковым составом слов (применяются кирпичики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
- Формированию пространственной ориентации (классическая профилактика нарушений письма).
Цель проекта: создать условия для успешного развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при использовании элементов лего-конструирования.
Задачи проекта:
- пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
- повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей;
- привлечь родителей к сотрудничеству.
Продолжительность проекта:
9 месяцев (сентябрь 2018 г.- май 2019г.)
Участники проекта:
учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Предполагаемые результаты:
- Положительная динамика речевого развития детей.
- Выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
- Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
- Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
На подготовительном этапе было проведено:
- Подбор информации о лего-конструкторе, его значимости в развитии детей.
- Приобретение лего-конструктора, специального контейнера для хранения.
Основной этап включил в себя:
Время проведения мероприятия | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Диагностика речевого развития детей. | Родительское собрание в форме круглого стола «Особенности речевого развития детей 5-6 лет». Проект «Использование элементов лего-конструирования на логопедических занятиях». |
Октябрь | Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «горка», «качели»); Конструирование игрушек для игр-звукоподражаний; Конструирование изучаемых букв; | Практикум на тему: «Организация и проведение артикуляционной гимнастики». |
Ноябрь | При помощи лего - конструктора моделирование звуков (гласный – согласный). Дифференциация звуков по твердости-мягкости с использованием лего-конструктора. Конструирование изучаемых букв; | Открытое занятие для родителей. Практикум на тему: «Развиваем фонематический слух». |
Декабрь | При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза. Автоматизация с опорой на лего-конструктор. Конструирование изучаемых букв; | Практикум: «Автоматизация поставленных звуков – важнейший этап!». |
Январь | Отработка чистоговорок по лего-дорожкам, нажимая на лего-кнопочки. Работа над слоговой структурой слова с использованием лего-конструктора. Конструирование изучаемых букв; | Консультация: «Чистоговорки и скороговорки в логопедической работе». |
Февраль | Проведение речевых игр по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием лего-конструирования. Составление рассказов по заданной постройке. Конструирование изучаемых букв; | Родительское собрание «Итоги первого полугодия». Консультация «Речевые игры». |
Март | При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза. Конструирование изучаемых букв; | Консультация « Игры для пальчиков». Индивидуальные консультации о ходе коррекционной работы. |
Апрель | При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза. Конструирование изучаемых букв; | Консультация «Слушаем внимательно – говорим старательно!». Индивидуальные консультации о ходе коррекционной работы. |
Май | Проведение речевых игр по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием лего-конструирования. Составление рассказов по заданной постройке. При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза. Конструирование изучаемых букв; | Собрание: «Итоги года» - подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период. Подведение итогов по проекту ««Использование элементов лего-конструирования на логопедических занятиях». «Логопедическая сказка с участием детей». Логопедическая викторина «Здравствуй, лето». |
В своей работе разработала и проводила такие игры:
Игра «Приготовь бутерброд или пирожное»
Цели:
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки.
Ход игры
Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь Лего. Кто быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.
Логопед: " Перед вами детали Лего. Кто правильно назовет картинку, тот получит деталь. Кто первый приготовит бутерброд, тот победил"
Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно»
Цели:
1.Развитие слухового внимания.
2. Закрепление понятий «вверху – внизу», «справа – слева».
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего, пластина.
Ход игры
Может участвовать 1-2 игрока. По словесной инструкции логопеда ребенок размещает детали Лего на пластине.
Игра «Колодец»
Цели:
1.Автоматизация звука Л в предложениях.
2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки со звуком Л.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем предметные картинки опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упал…лук» и т.д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»
Игра «Придумай историю»
Цели:
1.Автоматизация звука С в предложениях.
2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, лего-человечки, предметные картинки со звуком С.
Ход игры
Ребенку предлагается выбрать человечков для игры. Придумываются имена Соня и Саня. Затем ребенок выполняет игровые действия с конструктором и предметными картинками. Ребенок составляет предложения, следя за правильным произношением звука С. (Соня и Саня сидят за столом. Соня ест сливу. Саня ест ананас. Соня пьет сок из стакана. Поехала на автобусе. Саня полетел на самолете. Соня увидела лису. Саня увидел сову и т.д.).
Игра «Картина»
Цели:
1.Упражнять в подборе слов признаков.
2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, пластина, предметная или сюжетная картинка.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается сделать рамку для картины из элементов конструктора Лего. При этом, на каждую деталь подбирается слово – признак к картине.
Игра «Разноцветная дорожка»
Цели:
1.Упражнять в подборе слов антонимов.
2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего, пластина.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенок и логопед совместно выкладывают дорожку из разноцветных элементов Лего. На каждый элемент, ребенок должен назвать слово с противоположным значением
Игра «На полянке»
Цели:
1.Автоматизация звуков Ж, Ч.
2.Развитие фонематического восприятия.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, маленькие игрушки пчела, кузнечик.
Ход игры
Ребенку предлагается посадить на полянке цветы.
Логопед: На полянку прилетела пчела. Пчела летала, медок собирала и громко жужжала: Жжжжж.
Ребенок произносит звук Ж, играя с пчелой.
Логопед: На полянке появился кузнечик. Кузнечик прыгает :Чччч.
Ребенок повторяет за логопедом.
Игра «Тихо-громко»
Цели:
1.Автоматизация звуков в слогах.
2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор лего, пластина.
Ход игры
Ребенку предлагается выложить дорожку из элементов лего разной высоты, при этом повторяя заданный слог, если выше – громко, ниже – тихо.
Игра «Найди место звука в слове»
Цели:
1.Развитие фонематического слуха.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего, пластина, предметные картинки с заданным звуком.
Ход игры.
Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет модель звука либо вначале, либо в середине, либо в конце.
С помощью конструктора Лего дети могут выкладывать схемы слов и схемы предложений. Для лучшего запоминания образа буквы также используется Лего-конструктор, при этом задействуется зрительный, тактильный и кинестетический анализатор.
В своей работе мне хотелось:
- пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
Логопедическая работа с использованием лего-конструирования сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Использование элементов Лего-конструирования способствовало выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек на логопедических занятиях».
Мастер- класс Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек на логопедических занятиях». ...
Занятие по экологии с элементами ЛЕГО конструирования для средней группы детского сада. Воспитатель: Дуппор Е.В. Тема: Путешествие на весенний лужок.
Цель: Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков , много света и тепла, следовательно , наступила весна, проснулись н...
Презентация "Использование элементов лего-конструирования на логопедических занятиях".
Логопедическая работа с использованием лего-конструирования сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негати...
Использование элементов лего конструирования на логопедических занятиях
Проблема развития диалога в речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь возникает и развивается именно в процессе общения.Работая с детьми с общим недоразвити...
Конспект открытого занятия по математике с элементами Лего-конструирования для дошкольников 4 - 5 лет. «Путешествие в Лего-страну».
Цель: способствовать усвоению математических знаний в игровой практике посредством Лего – конструирования....
Такие разные домики Конспект занятия с элементами лего-конструирования
Конспект занятия с элементами лего-конструирования...
Конспект занятия с элементами лего-конструирования
конспект занятия...