Программа кружка "Волшебный мир оригами"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Программа кружка "Волшебный мир оригами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._volshebnyy_mir_origami.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
№ 13 «Звёздочка»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЁН
педагогическим советом приказом МБДОУ д/с № 13
МБДОУ д/с № 13 от ____________2018 г.
(протокол от ___________ 2018 г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Волшебный мир оригами»
для детей 6 -7 лет
Образовательная область «Художественное творчество»
период 2018 – 2019 уч. год
Составители:
В.В. Никитина
А.Е. Быкова
г. Зеленогорск, 2018 г.
Оглавление
Раздел 1. | Целевой |
1.1. | Пояснительная записка |
Цель и задачи реализации рабочей программы | |
Принципы формирования рабочей программы | |
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности | |
1.2. | Планируемые результаты программы |
Раздел 2. | Содержательный |
2.1. | Содержание рабочей программы |
2.2. | Содержание коррекционной программы |
2.3. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы |
2.4. | Взаимодействие с семьями |
Раздел 3. | Организационный |
3.1. | Режим дня |
3.2. | Перспективное планирование работы педагога |
3.3. | Традиционные праздники, развлечения и события |
3.4. | Описание материально-технического обеспечения программы |
3.5. | Список литературы |
Раздел 1. Целевой
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155.
Программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки от 11.12.2006 г. № 06 –
1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Программа «Оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Огромное значение занятия оригами имеет в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий), в результате чего стимулируются мыслительные процессы.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
- обучать различным приёмам работы с бумагой;
- познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- обогащать словарь детей специальными терминами;
- учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Принципы формирования рабочей программы
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий:
- С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина «Весёлые уроки оригами в школе и дома»;
- С. Соколова «Сказка оригами»: Игрушки из бумаги.;
- С. Соколова «Школа оригами: аппликация и мозаика»;
- Р. Бич Оригами. «Большая иллюстрированная энциклопедия и практики работы с детьми дошкольного возраста по обучениюосновам искусства оригами».
В программе применяются следующие принципы:
- принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
- принцип систематичности, регулярности занятий;
- принцип прочности овладения навыками;
- принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.
Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду, кошелёчки для игры в магазин. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.Родители воспитанников поддержали идею организации кружка «Волшебный мир оригами», многие из них вспоминают, что в детстве тоже увлекались оригами.
1.2. Планируемые результаты программы
В результате обучения по данной программе дети:
- познакомятся с искусством оригами;
- научатся различным приёмам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- обогатят игровые ситуации и коммуникативные способности.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
Обязательная часть
Модуль | Содержание |
1.Базовая форма «Треугольник» | Учить складывать лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. |
2.Базовая форма «Воздушный змей». | Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию. |
3.Базовая форма «Конфетка». | Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом. |
4.Базовая форма «Дверь». | Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу |
5. Базовая форма «двойной квадрат» | Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть углы. |
6. Базовая форма «блинчик». | Учить детей из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей. |
2.2. Содержание коррекционной программы
Для каждого воспитанника разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут с учётом его уровня подготовки, развития мелкой моторики и возможностями, в соответствии с которыми в дальнейшем организуются целенаправленные образовательные воздействия.
2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
При реализации программы важно учитывать изначальный уровень подготовки детей. Виды деятельности организуются в форме игровых ситуаций. Особая роль отводится разным видам игр.
Формы реализации программы:
- Образовательные события;
- Тематическая совместная деятельность;
- Выставки детских работ;
- Составление альбома лучших работ;
- Фотоотчёты;
- Театрализованные представления.
2.4. Взаимодействия с семьями воспитанников
Взаимодействие педагога с семьями воспитанниковимеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Главным условием успешного взаимодействия являются доверительные отношения. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу обучения детей техники оригами.
Родители могут принимать непосредственное участие в вариативных формах реализации программы. Под руководством педагогаовладевать навыками складывания фигурок из бумаги, создавать композиции с готовыми изделиями. Устное общение и индивидуальные консультации проводятся по запросам родителей.
Раздел 3. Организационный
3.1 Режим дня
Программа рассчитана на 1 год.
Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию.
При организации работы кружка учитываются режимные моменты. Длительность занятия не превышает 30 минут, что соответствует требованиям СанПиНа.
3.2. Перспективное планирование работы педагога
Дата | Тема | Содержание |
Сентябрь | Презентация «Что за чуда – оригами» | Повторить условные обозначения и основные приёмы складывания бумаги. |
Дом | Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. | |
Октябрь | Базовая форма «треугольник» | Учить складывать лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. |
«Щенок» | Закрепление базовой формы «треугольник» | |
«Котёнок» | Закрепление базовой формы «треугольник» | |
«Летучая мышь» | Закрепление базовой формы «треугольник» | |
Ноябрь | Базовая форма «воздушный змей». Композиция «Два весёлых гуся» | Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию. |
Базовая форма «воздушный змей». «Репка» | Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай». | |
Базовая форма «воздушный змей». «Морковь» | Закрепить умения детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай». | |
«Георгины», «Ирисы» | Учить детей, используя различные приёмы оригами, следуя словесному указанию воспитателя, делать заготовки для цветов, создавая цветочную композицию. | |
Декабрь | Базовая форма «конфетка». «Снеговик» | Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом. |
«Новогодняя открытка» | Закрепить умения детей складывать квадратный лист бумаги новым способом. Соединять детали в единое целое, мастерить новогоднюю открытку. | |
«Рождественский чулок» | Учить детей складывать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в работе бумагу разного вида. | |
Январь | Базовая форма «дверь». | Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу. |
«Снежинка» | Закрепить умения детей с новой базовой формой «дверь», учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы. | |
«Сапожок» | Закрепить умения детей с новой базовой формой «дверь». | |
Февраль | «Ёлочка». | Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса. |
«Зимний лес» | Закреплять умения самостоятельносоздавать композицию зимнего леса. | |
Базовая форма «двойной квадрат» | Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть углы. | |
Март | Базовая форма «блинчик». Цветы для мамы. | Учить детей из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей. |
«Салфетка» | Учить детей работать с бумагой разного качества. Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправляя в виде хвоста лебедя или лепестка роз. | |
«Лебедь» | Закрепить умения детей работать с бумагой разного качества. Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправляя в виде хвоста лебедя. | |
«Рыбка» | Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию. | |
Апрель | Композиция. «Луговые цветы» | Учить детей делать заготовки, используя базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получить модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. |
«Голубь» | Закрепить умения складывать бумагу, используя разные базовые формы. | |
«Букет сирени» | Учить детей делать заготовки, используя базовые формы,создавать общую композицию. | |
«Тюльпан» | Закрепить умения складывать бумагу, используя разные базовые формы. | |
Май | «Кораблик» | Закрепить умения складывать бумагу, используя разные базовые формы. |
«Птичка» | Закрепить умения складывать бумагу, используя разные базовые формы. | |
Итоговое занятие | Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать сои интересы с интересами других детей. |
3.3. Традиционные праздники, развлечения и события
Игровой момент – неотъемлемая часть обучения воспитанников. Напротяжении всего периода обучения с воспитанниками проводятся игры, тематические мероприятия, выставки, театрализованные представления.
Наименование мероприятия | Сроки проведения |
Тематическое развлечение «Золотая осень» | Сентябрь – октябрь |
«В гостях у сказки» | Ноябрь |
Развлечение «Новогодняя фантазия» | Декабрь |
Игра «Морское путешествие» | Февраль |
Выставка «Подарок для мамы» | Март |
Фотоотчёт «Что за чудо оригами» | Апрель |
3.4. Описание материально-технического обеспечения программы
Наименование | Количество |
Бумага белая | 20 |
Цветная бумага | 20 наборов |
Картон для фона | 20 |
Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений) | 20 |
Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами) | 20 |
Кисти | 20 |
Салфетки тканевые | 20 |
Салфетки бумажные | 20 |
Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами | 20 |
3.5. Список литературы:
- С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература», 2001 – 208 с.
- С. Соколова. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003 – 240 с.
- С. Соколова. Школа оригами: Аппликация и мозаика. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003 – 176 с.
- Р. Бич. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия и практики работы с детьми дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами. (перевод с английского – М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Волшебное оригами"
Программа кружка составлена для детей подготовительной группы. Во время кружковой работы дети знакомятся с японским искусством и развивают тонкую моторику рук, что способствует по...
Дополнительная образовательная программа"Волшебный мир оригами"
Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами" является программой художественно-эстетической направленности.Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям дошкольного воз...
Программа кружка "Удивительное оригами!"
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста, на один год....
программа "Волшебный мир оригами"
программа для старших дошкольников "Волшебный мир оригами"...
ПЛАН-ПРОГРАММА дополнительному образованию «ОРИГАМИ +»
Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы с бумагой по технологии «Оригами»....
Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"
программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе...
Рабочая программа кружка по оригами "Волшебный мир оригами"
Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли....