программа "Волшебный мир оригами"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
программа для старших дошкольников "Волшебный мир оригами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Волшебный мир оригами" | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Волшебная страна оригами»
1.Вводная часть.
Художественно – эстетическое восприятие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса в дошкольном учреждении и является приоритетным направлением.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей , а также творческих способностей представляет оригами
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но средством решения многих педагогических задач. Оригами способствует развитию эмоциональной, познавательной и волевой сфер. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, память, способствует концентрации внимания и формированию самодисциплины. Оригами улучшает способность следовать устной инструкции, повышает заинтересованность в конечном результат.
В.А.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
2.Содержательная часть.
Цель: Развитие у детей образного и логического мышления, воображения, интеллекта, фантазии в процессе овладения приемами техники оригами и эстетическое развитие дошкольников средствами оригами.
Задачи:
-Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур и базовыми формами оригами.
-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
-Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
-Развивать пространственную ориентировку.
-Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
-Развивать у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, схемам.
-Совершенствовать коммуникативные способности и объяснительную речь.
-Формировать эстетический вкус.
-Воспитывать интерес к искусству оригами.
Принципы построения программы:
-Доступность
-Последовательность и систематичность
-Практичность
-Связь с окружающим миром
-Учет индивидуальных возрастных особенностей и способностей детей.
Методы, используемые на занятиях:
Беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности, частично – поисковый метод.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Предполагаемые результаты:
-научиться различным приемам работы с бумагой
-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами
-разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности фантазию
-познакомятся с искусством оригами
-будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Формы подведения итогов реализации программы:
-составление альбома лучших работ
-проведение выставок детских работ
-изготовление театра игрушек - оригами по сказкам
-использование детьми игрушек в театральной и игровой деятельности.
3. Методическая часть:
Учебно-тематический план
Месяц. | Наименование тем. | Количество занятий. |
Сентябрь. | Знакомство с оригами. | 1 занятие. |
Сентябрь. | Знакомство с условными знаками и приёмами оригами. | 1 занятие. |
Сентябрь. | Бумага, учимся складывать и резать. | 1 занятие. |
Сентябрь. | Базовая форма «книжечка». | 1 занятие. |
Октябрь. | Базовая форма «книжечка». | 1 занятие. |
Октябрь. | «Дом». | 1 занятие. |
Октябрь. | Базовая форма «треугольник». «Щенок» | 1 занятие. |
Октябрь. | «Лиса». | 1 занятие. |
Ноябрь. | «Волк». | 1 занятие. |
Ноябрь. | «Котенок». | 1 занятие. |
Ноябрь. | Базовая форма «конверт». | 2 занятия. |
Декабрь. | Базовая форма «Воздушный змей». | 1 занятие. |
Декабрь. | «Снежинка». | 1 занятие. |
Декабрь. | Новогодняя открытка. | 2 занятия. |
Январь. | Снеговик. | 1 занятие. |
Январь. | Базовая форма «двойной треугольник». | 1 занятие. |
Январь. | Ёлка –Царевна ёлочка.(композиция) | 2 занятия. |
Февраль. | Базовая форма «блинчик» | 2 занятия. |
Февраль. | Цветы для мамы. | 2 занятия. |
Март. | «Рыбки». | 2 занятия. |
Март. | «Колобок, медведь». | 2 занятия. |
Апрель. | «Заяц» | 2 занятия. |
Апрель. | «Дедушка, бабушка». | 2 занятия. |
Май. | Итоговое занятие. Оформеление выставки. | 4 занятия. |
Итого: 36 занятий
Содержание программы.
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Знакомство с оригами | Познакомить детей с новым видом искусства «оригами» Рассказать историю оригами. Познакомить детей с несколькими несложными значками, с помощью которых записывается схема складывания любого изделия из бумаги. Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги. Учить складывать прямоугольник по диагонали и отрезать его лишнюю часть, получая квадрат. Продолжать обучать детей технике сложения прямоугольника по диагонали и отрезая его лишнюю часть получить квадрат. |
Базовая форма «книжечка» | Отработать с детьми самые простые приёмы складывания квадрата. Продолжаем учиться аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу, точно совмещать углы и стороны. Отрабатываем самые простые приёмы складывания квадрата. Закрепляем одну из основных форм. Продолжаем складывать прямоугольник и отрезая лишнюю часть превращать его в квадрат. | |
«Дом» | Фокус «Дом» это простейший приём складывания .Учить детей внимательно и чётко следовать инструкциям. Продолжаем аккуратно работать с поделкой .Когда квадрат готов ,нарисовать дом. Продолжаем разрисовывать на левой части дом, а открыв левую половинку, разрисовываем интерьер | |
Октябрь | Базовая форма «треугольник». | Учить детей находить угол квадрата, середину квадрата, Стараться складывать уголок к уголку. Находить на листе бумаги верхний, нижний, левый, правый угол квадрата, диагональ. Хорошо приглаживать сгиб пальцами. |
«Щенок». | Учить складывать квадратный лист бумаги, делать складку «молния» Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Точно совмещать углы и стороны. Заканчивая поделку, разукрасить её карандашами. Нарисовать нос, глаза. | |
«Лиса». | Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, собирать поделку из двух квадратов. Воспитывать внимание, собранность | |
Ноябрь | «Волк». | Продолжать учить детей делать поделку по схеме, сгибать квадрат разными способами, проглаживая линии сгиба, совмещая углы и стороны. Развивать мелкую моторику |
«Котёнок». | Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол. Учить перегибать треугольник пополам. Опускать острые углы вниз, делать складку» молния». Заканчивая поделку, использовать заготовки для аппликации. | |
Базовая форма «конверт». | Продолжать учить детей находить центр квадрата, складывая его пополам. Учиться загибать углы квадрата к центру. Разукрасить поделку карандашами. | |
декабрь | Базовая форма «воздушный змей». | Учить детей складывать квадрат по диагонали, переворачивать квадрат, сгибать квадрат пополам, научить вдавливать стороны внутрь. Когда воздушный змей будет готов, приклеить верёвочку и разрисовать карандашами. |
«Снежинка». | Учить детей сгибать квадрат по диагонали, хорошо приглаживая сгиб пальцами. Сгибать и находить острые углы, получая много треугольников в одной поделке. Научить в большом треугольнике, вырезать ножницами маленькие треугольники. Закончить поделку оформлением. Предложить создать композицию из снежинок. | |
Новогодняя открытка | Вспомнить с детьми базовую форму книжечка. Закрепить складывание квадрата. Открытку украсить новогодними атрибутами, используя аппликацию. | |
Январь Февраль | Снеговик. | Вспомнить базовую форму книжечка, базовую форму конвертика, базовую форму треугольника. На основании этих форм, создать форму снеговика. Украсить поделку с помощью заготовленных деталей, используя аппликацию. |
Базовая форма «двойного треугольника». | Вспомнить с детьми базовую форму треугольника, базовую форму конвертика, базовую форму книжечки. С помощью базовых форм , сложить форму двойного треугольника. Показать, как с помощью двойного треугольника можно создать разные поделки, загибая углы, выворачивая и складывая. | |
Ёлка, Царевна-ёлочка. (композиция) | Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки, Продолжать готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое .Обучать на открывшейся стороне вырезать иголки. Научить на раскрывающейся стороне вырезанию иголок ( у всех заготовок). Создать композицию из разнообразных ёлочек. | |
Базовая форма «блинчик». | Учить детей складывать бумагу путём накладывания одного слоя на другой. Отработать с детьми складывание квадрата, учить осторожно сгибать квадрат Чётко следуя основному правилу, точно совмещать углы и стороны. | |
Цветы для мамы. | Вспомнить с детьми сложение квадрата по диагонали. Треугольник методом сложения превратить в три треугольника. Продолжить складывать из квадрата треугольник. Чтобы получился стебель. Собрать цветок и стебель методом склеивания. Создать букет из трёх-пяти тюльпанов. | |
Март | ||
Рыбки. | Закрепить с детьми базовую форму сложения двойного треугольника. Методом сгиба согнуть треугольник пополам, так чтобы плавники и хвост были симметричны. Объяснить метод вырезания хвоста и плавников. Заканчивая поделку наклеить глаза .По желанию, можно разукрасить карандашами. | |
Колобок | Продолжать учить сгибать прямоугольник разными способами, опускать верхние углы со стороны сгиба,сгибать квадрат «косынкой»; приклеивать детали. | |
Медведь | Продолжать учить детей работать по схеме, закреплять графический язык оригами, тщательно проглаживать линии сгиба , приклеивать дополнительные детали. | |
Апрель | Зайчик | Продолжать учить детей графическому языку оригами,делать поделку из двух квадратов, тщательно проглаживая линию сгиба, совмещая углы и стороны, загибая углы в разных направлениях. |
Дедушка Бабушка | Учить детей складывать прямоугольник пополам ,совмещая углы, согнуть пополам «книжкой», раскрыть и расплющить «карманы».Учить работать по схеме. Развивать мелкую моторику. Учить детей сгибать квадрат «книжкой», перегнуть диагональ пополам, опустить верхние к линии сгиба, согнуть верхние части «рукавов» назад от себя.учить работать по схеме. | |
Май | Итоговое занятие. | Оформление альбома детских работ за период обучения. |
Итоговое занятие. | Оформление выставки детских работ .Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. |
4. Структура занятий:
Структура занятий: оргмомент (подготовка необходимых материалов), рассказ – показ, выполнение работы, просмотр работ , обсуждение (все работы по возможности объединяются общей идеей, превращаются в игру).
Сетка занятий:
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме совместной деятельности во вторую половину дня, 25 – 30 минут. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Для успешного освоения программы занятия, численность детей в группе должна составлять 10 человек.
Год обучения | Количество занятий | Количество детей в группе | |
В месяц | В год | ||
1 | В среднем 8 | 36 | 10 |
Диагностика:
В программе предлагается диагностическая методика: способы проверки достижений воспитанников.
- Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами: умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги, умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «книжка», «двойной треугольник», «блинчик», «дом».
Высокий уровень-делает самостоятельно
Средний уровень- делает с помощью педагогов или товарищей
Низкий уровень- не может сделать
- Умение научиться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия оригами, схемами: умение сделать изделие, следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения, умение сделать несложное изделие по схеме
Высокий уровень - делает самостоятельно
Средний уровень - делает с помощью педагогов или товарищей
Низкий уровень - не может сделать
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются умения: организовать свое рабочее место, аккуратность выполнения.
Литература.
1.Т.Ф.Рудник « Волшебная страна оригами», Ростов н/Д :Феникс, 2005.
2. С.В.Соколова «Оригами для дошкольников», Санкт – Петербург «Детство Пресс,2009.
3. С.В.Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт – Петербург «Детство Пресс,2009.
4. О.М.Жихарева «Оригами для дошкольников», М., 2006
5.Т.Б.Сержантова «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва – Пресс», 2009.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"
Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"
В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...
Схемы оригами (приложение к проекту "Волшебный мир оригами"
Схемы оригами...
Схемы оригами (приложение к проекту "Волшебный мир оригами"
Схемы оригами...
Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".
Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....
Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами
Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...
Комментарии
"Волшебный мир оригами"
Наталья Викторовна! Очень интересная, разносторонняя работа проводится с детьми по Вашей программе!