Тематическая неделя "Дикие животные"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Полтавчук Тамара Владимировна

Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение: определять, какие детали конструктора ТИКО больше всего подходят для создания образа, как их целесообразнее скомбинировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_nedelya_-_dikie_zhivotnye.docx827.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая неделя «Дикие животные»

(подготовительная к школе группа, дети работают второй год с конструктором «ТИКО»)

«Домик для зверей»

(образовательная область «Коммуникация»)

Задачи:

1. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, умение сочинять короткие сказки на заданную тему (Образовательная область «Коммуникация»).

2.  Формировать умение договариваться, помогать друг другу, сочувствовать. (Образовательная область «Социализация»).

3. Продолжать развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение: определять, какие детали конструктора ТИКО больше всего подходят для создания образа, как их целесообразнее скомбинировать  (Образовательная область «Познание»).

4.  Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия, без напоминания убирать свое рабочее место (Образовательная область «Труд»).

Материалы: конструктор ТИКО «Фантазер» – 1 набор на 2–х детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Педагог: Дети, вы любите сказки? Назовите ваши любимые сказки (ответы детей: «Заячья избушка», «Петух и лиса», «Теремок», «Рукавичка», «Три поросенка», «Под грибом», и т.д.).

Педагог: Кто чаще всего становится героями сказок? (ответы детей: домашние и дикие животные). Вспомните сказку «Теремок». Какие животные жили в теремке? (мышь, лягушка, заяц, лиса, волк – дикие животные) Как вы думаете, они жили дружно? Почему вы так считаете? Что случилось, когда пришел медведь? (ответы детей: жители теремка не разрешили медведю жить с ними,  он полез на крышу,  теремок разрушился, и все жители разбежались). Как вы думаете, мы можем помочь героям сказки? (дети предлагают построить новый теремок  для диких животных).

Педагог:  Ребята,  разделитесь на две группы, возьмите конструктор ТИКО и договоритесь между собой, кто в вашей группе будет  конструировать теремок, кто  диких животных и каких. Конструируем диких животных, которые живут в нашем лесу – назовите их. Если вы  будете испытывать затруднения, можно  воспользоваться схемами - подсказками или фотографиями (см. «Проектная деятельность в детском саду и ТИКО-конструирование», проект «Животные наших лесов»).

 Педагог (когда работа будет закончена): Ребята, давайте  проиграем сказку «Теремок» в двух вариантах:

      1 вариант – первым в теремке поселяется медведь, потом остальные животные. Договоритесь между собой, в какой последовательности животные будут приходить к теремку.

      2 вариант – медведь первым поселился в теремке, животные по очереди подходят к теремку – медведь отказывается пустить их в теремок и животные уходят.

 Педагог (2 вариант):  Какие чувства  испытывают животные? Почему так поступил медведь? (ответы детей). Ребята, сказки всегда заканчиваются хорошо. Давайте и мы с вами придумаем хороший конец для нашей сказки.

 Педагог: В сказках животные общаются между собой, дружат, помогают друг другу. А где мы можем узнать о том, как живут дикие животные в настоящем лесу, как готовятся и как проводят  зиму (ответы детей)? Постарайтесь узнать как можно больше о жизни диких животных, на эту тему мы с вами побеседуем завтра.

«Друзья для Зайчонка ТИКО»
(образовательная область «Познание»: формирование элементарных математических представлений)

Задачи:

1. Совершенствовать навыки количественного счета. Уточнить знание геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, пятиугольник, шестиугольник. (Образовательная область «Познание» - ФЭМП).

2. Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению. (Образовательная область «Познание» - ФЭМП).

3. Формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремиться радовать окружающих хорошими делами (Образовательная область «Социализация»).

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук (Образовательная область «Здоровье»).

5. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия, без напоминания убирать свое рабочее место. (Образовательная область «Труд»).

Материалы: конструктор ТИКО «Фантазер» – 1 набор на 2–х детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Педагог: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, кто к нам пришел в гости. (Дети находят зайчонка ТИКО, здороваются).

Зайчонок ТИКО: Ребята, я с самого утра сижу здесь на полочке и любуюсь вами - как вы интересно и дружно играете (рассказывает о достижениях  некоторых детей, называя имена). А вот у меня нет друзей.. (зайчонок загрустил).

Педагог: Зайчик ТИКО не переживай, у нас в группе дети всегда готовы придти на помощь. Мы сейчас что-нибудь придумаем. Ребята, у нас ведь есть в группе конструктор ТИКО. (Дети предлагают сконструировать друзей для зайчонка ТИКО).

Зайчонок ТИКО: Не забудьте, что я живу в лесу и дружу только с дикими животными. (Дети берут конструктор ТИКО и по представлению конструируют диких животных, если кто – то из детей испытывает затруднения, Зайчонок ТИКО предлагает воспользоваться схемой - подсказкой или фотографией).

Зайчонок ТИКО: Спасибо. Я очень рад, что у меня теперь столько много друзей. Но расскажите мне, пожалуйста,  сколько и каких детали конструктора вы использовали для конструирования зайца, лисы, медведя, белки и других животных (дети называют геометрические фигуры и их количество).  

Чтобы мне не забыть то, что вы сейчас сказали, заполните, пожалуйста, таблицу. (Детям предлагаются   индивидуальные карточки).

 .  Задание № 1. Заполните таблицу. Сколько ТИКО-деталей вы использовали для конструирования фигуры? Напишите цифры под ТИКО-деталями.

Задание № 2. Красным цветом раскрасьте геометрическую фигуру, которую вы использовали чаще, синим – фигуру, которую вы использовали реже.

Задание № 3. Друзья зайчонка любят разноцветное печенье. Раскрасьте четырехугольное печенье красным цветом, треугольное печенья – синим цветом, а пятиугольное печенья – желтым цветом.                

Зайчонок ТИКО: Спасибо ребята, что вы помогли мне найти много друзей.  Отнесите фигуры животных в приемную на выставку. Мамы и папы будут вами гордиться!

«Друзья для Зайчонка ТИКО» (карточка)

Задание № 1. Заполните таблицу. Сколько ТИКО-деталей вы использовали для конструирования фигуры? Напишите цифры под ТИКО-деталями.

Задание № 2. Красным цветом раскрасьте геометрическую фигуру, которую вы использовали чаще, синим – фигуру, которую вы использовали реже.

Задание № 3. Друзья зайчонка любят разноцветное печенье. Раскрасьте четырехугольное печенье красным цветом, треугольное печенья – синим цветом, а пятиугольное печенья – желтым цветом.

треугольник равнобедренный маленький                   квадрат                   пятиугольник маленький

 

              ромб            прямоугольник

«День рождения Зайчонка ТИКО»

(образовательная область «Познание»

формирование элементарных математических представлений)

Задачи:

1. Развитие умения создавать конструкцию по устной инструкции и по схеме, подбирая для этого детали заданной формы и заданного цвета. (Образовательная область «Познание» - ФЭМП).

2. Формирование умения перестраивать плоские ТИКО-постройки в объёмные. (Образовательная область «Познание» - ФЭМП).

3. Содействие возникновению у детей чувства радости в процессе конструкторской деятельности.  (Образовательная область «Социализация»).

4. Содействие развитию индивидуальных предпочтений в выборе фигуры для конструирования.  (Образовательная область «Социализация»).

5. Формирование умения бережно относиться к материалам работы: аккуратно работать с деталями конструктора.

 (Образовательная область «Труд»).

Материалы: конструктор ТИКО «Фантазер» – 1 набор на 2–х детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Педагог: Ребята, сегодня у Зайчонка ТИКО день рождения. Он не смог придти к нам на занятие, потому что у него много хлопот, связанных с организацией праздника. Подумайте и скажите, что Зайчонку нужно сделать, что день рождения для его и его гостей был веселым и интересным.

Дети: Пригласить друзей, приготовить угощение, привести свой дом в порядок, украсить комнату для праздника и т.д.

Педагог: А друзья Зайчонка ТИКО как готовятся к его дню рождению?

Дети: Готовят открытки и подарки для Зайчонка ТИКО.

Педагог: Ребята, давайте мы тоже сделаем Зайчонку ТИКО подарок. Что больше всего любит Зайчонок?

Дети: Морковку.

Педагог: Из чего мы можем сконструировать морковку для Зайчонка?

Дети: Из конструктора ТИКО!

Педагог (устная инструкция «Морковка»):

Детали: остроугольный треугольник (цвет – красный, жёлтый или оранжевый) – 1 шт, маленький равносторонний треугольник – 3 шт.

Конструирование:  

1. Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.

2. К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.

3. Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.

4. К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепите остроугольный треугольник.

Дети: Получилась морковка!

Педагог: Замечательная морковка! Это плоская или объёмная фигура?

Дети: Плоская.

Педагог: Задание: достройте морковку так, чтобы она стала объёмной.

Дети работают самостоятельно. Педагог демонстрирует и даёт положительную оценку лучшим фигурам.

Педагог: Ребята, Зайчонок ТИКО закончил все приготовления к празднику и направляется сейчас к нам на занятие. Давайте, как только он появится, мы с вами вместе хором поздравим его:  «Позд-рав-ля-ем!» и покажем ему наши подарки.

Зайчонок ТИКО появляется, дети его поздравляют и показывают морковки, которые они сконструировали.

Зайчонок ТИКО: Ребята, спасибо большое за поздравление и такие замечательные подарки. Морковка – самый лучший подарок на день рождения!

Педагог: Зайчонок ТИКО, а кого ты пригласил к себе на день рождение?

Зайчонок ТИКО: Всех жителей геометрического леса.

Педагог: Ребята, вспомните, кто живет в геометрическом лесу?

Дети: Волк, лиса, заяц, медведь, белка, ёж, уж, мышь, ящерица.

Педагог: Что это за животные?

Дети: Дикие лесные животные.

Педагог (конструирование по схеме):

Задание: выберите схему и сконструируйте кого-нибудь из друзей Зайчонка ТИКО.

Зайчонок ТИКО: Ребята, спасибо! С таким количеством друзей, которых вы мне построили, на дне рождении точно будет не скучно. Мне пора на праздник. Пока!

«Осенний лес»

(образовательная область «Познание»:формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

Задачи:

  1. Учить определять влияние климатических (погодных) факторов на животный и растительный мир природы.  Расширять  представления детей об особенностях приспособления животных к погодным условиям (Образовательная область «Познание»).
  2. Закрепить  представления о форме, цвете и размере геометрических фигур.
  3. Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению.  (Образовательная область «Познание» - ФЭМП).
  4. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать  мелкую моторику рук (Образовательная область «Познание» - сенсорное развитие).

Материалы: конструктор ТИКО «Фантазер» – 1 набор на 2–х детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Педагог: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня в гостях зайчик ТИКО. Зайчик ТИКО живет в геометрическом лесу, в котором все растения и животные состоят из геометрических фигур.

Зайчонок ТИКО: Уже несколько дней в нашем лесу происходит что-то странное: листочки на деревьях желтеют, краснеют, появились даже оранжевые листья. Что произошло в геометрическом лесу? Что случилось?

Дети: С приходом осени листья меняют окраску!

Педагог: Ребята, расскажите зайчику ТИКО - какие еще приметы осени вы знаете.

Дети (с помощью педагога):

- изменения погоды (похолодание, понижение температуры, осадки – дождь, облачность);

- изменения в растительном мире (много грибов, желтеет и жухнет трава, листья на деревьях становятся разноцветными, опадают);

- изменения в одежде людей (люди носят непромокаемые плащи, куртки, теплую одежду).

Зайчонок ТИКО: А вот еще одна странность: белка, медведь, барсук со мной больше не играют; они целыми днями занимаются какой-то ерундой – белка с утра до вечера орехи в дупло таскает, медведь только и думает – где бы чего поесть. Что произошло с моими друзьями?

Дети (с помощью педагога): С наступлением холодов произошли изменения и в животном мире.

Перелетные птицы улетают на юг, звери тщательно готовятся к зиме – нагуливают слой жира, у них отрастает густой подшерсток, хорошо сохраняющий тепло тела, они могут переносить морозы на открытом воздухе и вести активную жизнь, заготавливают корм, многие готовят жилье.

Те звери, которые не впадают в спячку – белки, бурундуки и другие грызуны делают запасы на зиму. Белки строят несколько домов в кронах деревьев. Многие животные не строят домов, а делают временные – в снегу. Лиса, заяц, кабан, волк зимой устраивают целые норы в толще снега. Великан лось залегает в глубокий снег на дневку, и, получается большая яма – лежка, защищающая зверя от холодного ветра.

Медведи, ежи, барсуки, т.е. те, которые предпочитают зимой спать, по осени «нагуливают жир».

Педагог: Давайте сконструируем осенние листья. Какого цвета детали конструктора нам для этого понадобятся?

Дети: Жёлтые, красные, зелёные.

Педагог: Соедините два маленьких равносторонних треугольника – на лист какого дерева похожа эта фигура? (лист берёзы)

    треугольник равнобедренный маленький                                   Лист березытреугольник равнобедренный маленький

Педагог: Соедините два остроугольных треугольника – на лист какого дерева похожа эта фигура? (листок ивы)

 треугольник равнобедренный                           треугольник равнобедренныйЛист ивы

Педагог: Соедините последовательно друг за другом четыре ромба – на каком дереве растут такие листочки? (на дереве клёна)

ромб        ромб        ромб        ромб

ромбромб

                       

ромбромб

Выложите из ваших листочков осенний ковёр (дети раскладывают «листья» перед собой или собирают их в общий ковёр).

Педагог: Рассмотрите схему «заяц». (Детям предлагаются   индивидуальные карточки).

Задание № 1. Найди и раскрась фигуры, из которых состоит Заяц.

Задание № 2. Сконструируй Зайца из ТИКО-деталей и раскрась схему в соответствии с получившейся у тебя фигурой (цвета деталей  фигуры должны совпадать с цветами деталей на схеме).

                                               «Осенний лес»

Задание № 1. Найди и раскрась фигуры, из которых состоит Заяц.

Заяц

_______________________________________________________

        квадрат   пятиугольник маленький  треугольник равнобедренный

        треугольник равнобедренный маленький
прямоугольник

Задание № 2. Собери Зайца из ТИКО-деталей. Раскрась схему в соответствии с получившейся у тебя фигурой (цвета деталей  фигуры должны совпадать с цветами деталей на схеме).

«Как белочка к зиме готовится?»

(образовательная область «Познание»:

формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

Задачи:

  1. Развивать чувство эмпатии, сопереживания (Образовательная область «Социализация»).
  2. Выявлять причинно-следственных связей между похолоданием и поведением животных в природе (Образовательная область «Познание»).
  3. Развивать умение графически изображать различные многоугольники (Образовательная область «Познание»).

Материалы: конструктор ТИКО «Фантазер» – 1 набор на 2–х детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Педагог: Ребята, у нас сегодня в гостях зайчонок ТИКО. Что такое с зайчиком?  

(Зайчонок «дрожит»)

Дети: Зайчик замерз.

Педагог: Почему Зайка замерз?

Дети: На улице холодно, осень.

Педагог:  Действительно, наступает холодное и «голодное» время года, все животные готовятся к зиме, а Зайка не подготовился. Что нужно сделать Зайке, чтобы быть готовым к холодам?

Дети: Поменять тонкий летний мех на плотную пуховую белую шубку – тогда Зайка не замерзнет зимой.

Педагог: Вспомните, пожалуйста, как разные животные готовятся к зиме? Насекомые, звери, птицы.

Дети: Насекомые забиваются в щели деревьев, зарываются в землю и засыпают.

Педагог: Как ведут себя птицы?

Дети:  Жаворонок, зяблик, ласточка, стриж, щегол, соловей и др. – улетаю на юг. Снегири, наоборот, с наступлением холодов переселяются жить из густых смешанных лесов ближе к городу. Воробей, голубь, дятел, синица, клёст, щегол, поползень – зимуют с нами.

Педагог: Действительно, самые «храбрые» птицы остаются зимовать с нами. Но им приходится зимой тяжело – в суровую зиму некоторые птицы замерзают, кроме того, зимой очень сложно найти пропитание. Но в этой беде птицам может помочь человек – подкормить их. Чем мы можем зимой подкормить птиц? (ответы детей)

Педагог: Как звери питаются зимой в лесу?

Дети: Звери, которые впадают в зимнюю спячку, «нагуливают жир» по осени и зимой «питаются» подкожным слоем жира. Те звери, которые зимой бодрствуют – белки, бурундуки и другие грызуны делают запасы корма на зиму.

 Педагог: Помогите Белочке подготовиться к зиме – соберите ей грибочки.  

Устный диктант «Грибы»

  1. Найдите фигуры: два жёлтых прямоугольных треугольника и маленький квадрат жёлтого цвета. Соедините маленькие треугольники так, чтобы получился большой треугольник. Прикрепите к длинной стороне треугольника по центру квадрат. Что это за гриб? (Лисичка)

Гриб

  1. Найдите фигуры: два красных прямоугольных и маленький белый квадрат. Сконструируйте еще один гриб. Как называется гриб с красной шляпкой и белой ножкой? (Подосиновик)
  2. Найдите фигуры: маленький белый квадрат и маленькие равносторонние треугольники – белый – 1 шт, красный – 3 шт. Прикрепите к каждой стороне белого треугольника по одному красному. К треугольнику прикрепите по центру квадрат. Что это за гриб? (Мухомор)

гриб1

    Зачем Белке мухомор?

Дети (вместе с педагогом): Белочки заготавливают грибы впрок не только для еды, а еще для того, чтобы зимой ими лечиться. Лисички, боровики  и даже мухомор обладают лечебными свойствами, помогают животным вылечиться от болезней. Например, маслята улучшают зрение, которое в конце зимы у животных резко слабеет.

Педагог: Мы собрали несколько грибов для белочки. Теперь попробуйте нарисовать грибы. (Детям предлагаются   индивидуальные карточки).

Задание № 1. Нарисуйте грибы треугольной формы красного и жёлтого цвета, грибы четырехугольной формы синего и зелёного цвета, гриб пятиугольной формы оранжевого цвета.

Педагог: Как вы будете выполнять это задание?

Дети: Чтобы нарисовать треугольный гриб, поставим три точки и соединим их. Получится шляпка гриба – раскрасим ее красным цветом.  Снизу к грибу дорисуем ножку и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утренней гимнастики. Тематическая неделя "Животные и птицы"

Моё занятие предназначено для детей младшего и среднего возраста. Детки с удовольствием заучат загадки о  животных и научатся двигаться как зверюшки. Разучат пальчиковую гимнастику. В о...

Консультации для родителей к тематической неделе "Животные севера"

Консультация содержит материал:1. ""Интересные факты о  животных Севера" (для родителей)2."Почитаем детям дома" (список литературы для чтения дома )3."Поиграйте с детьми дома" (дидактические игры...

Тематическая неделя «Животные жарких стран»

Тематическая неделя «Животные жарких стран»Гул и звон везде летит,Если слон во всю трубит.А у жирафа шея длинная,И все видать ему вокруг.У зебры грива лошадиная,Она для всех хороший друг.А по пустыне ...

Тематическая неделя "Животные Севера"

Вместе с детьми мы выяснили, что мы понимаем под словом  «Северный полюс». Рассмотрели его на карте,  определили, почему он изображён белым цветом.  Полюбовались северным сиянием. Дети...

Комплексно-тематический план Животные Севера подготовительная группа

Комплексно-тематический план на одну неделю Животные Севера подготовительная группа....

Тематическая неделя "Животные Севера" в старшей группе.

Программное содержание:1. Знакомить с климатически­ми условиями разных мате­риков. Рассказать, что в Антаркти­де обитают тюлени, морские ле­опарды, пингвины, моржи.2. Развивать любознатель­ность. Восп...

Комплексно-тематическое планирование «Животные жарких стран»

Комплексно-тематическое планирование «Животные жарких стран» Рчевое развитиеРассказ воспитателя и беседа на тему: «Животные жарких стран» Цель: обогащать представление детей о животных, отме...