Программа дополнительного образования "Бумажные фантазии"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Развитие мелкой маторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_bumazhnye_fantazii.docx | 85.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор ГБОУ Школа № 1174
___________Ю. Н. Никифорова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по направлению художественно-эстетическому развитию
«Бумажные фантазии»
2017 – 2018 учебный год
Педагоги:
Коровенкова Татьяна Васильевна
Лёвкина Марина Витальевна
Москва, 2017
Содержание
Разделы рабочей программы | Стр. |
Пояснительная записка | 3 |
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Цель программы | 5 7 |
Отличительные особенности программы | 8 |
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД) | 9 |
Формы и режим занятий Прогнозирующие результаты обучения программы | 11 12 |
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы | 13 |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности | 13 |
Методы и приёмы | 14 |
Содержание программы | 15 |
Перспективное планирование | 16 |
Учебно-тематический план | 27 |
Техника безопасности при выполнении работ | 30 |
Форма взаимодействия | 30 |
Диагностическая карта | 31 |
Список литературы | 36 |
2
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Бумажные фантазии» является программой художественной направленности.
Программа «Бумажные фантазии» вводит ребёнка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, даст возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихс я изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей к способности чувствовать гармонию.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.
Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа включает в себя основы оригами и квиллинга.
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае – на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии.
«Оригами» в переводе с японского – «ори» - бумага, «ками» - складывать. Оригами – искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. В маленьком квадрате бумаги содержится бесконечное множество скрытых линий, с помощью которых бумага под рукой человека принимает самые причудливые формы от геометрических фигур до оригинально смоделированных растений и животных. Оригами – это идеальный способ проведения детского досуга.
3
«Квиллинг» - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции.
Бумага – удивительный материал, один из самых доступных и безопасных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Стоит приложить совсем немного усилий – и лист бумаги открывает фантастический, сказочный мир!
Бумага известна всем с раннего детства, т.к. это самый доступный и дешёвый материал. Её можно сгибать, рвать, мять… бумага оживёт в руках. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (лёгкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая её поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоёмких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно – исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным путём», в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребёнка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Нас педагогов, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества
4
развивает логику, фантазию, память. Оригами активизирует мыслительные процессы.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В программе прослеживаются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно-организованной деятельности образовательной области «Коммуникация, Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование», «Познание, Математическое развитие».
Искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка. Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей: коммуникации, познание, художественное творчество, социализации, музыка.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Сейчас в современном мире в моду вошло такое направление, как «оригами»
- складывание бумаги и «квиллинг» - скручивание узких длинных полосок из
5
бумаги в спиральки и составление композиций.
Актуальность программы заключается в необходимости освоения и широкого использования в практике конструирования из бумаги как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Овладение детьми труда с бумагой поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребёнка. Овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе. В процессе совместной деятельности постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ, Совместная деятельность даёт возможность использовать разнообразные формы работы, в первую очередь, через беседы, рассматривание готовых образцов, дидактические игры. Всё это расширяет представление детей об окружающем мире, является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики, Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи, Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения, Кроме того, для детей среднего дошкольного возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застёгивание и расстёгивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами,
В основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного творчества, не отходя от исток воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума,
Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с детьми на
6
Основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Прохождение программ предполагает овладение комплекса знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом её практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности, Место воспитателя в деятельности по обучению детей, работе с бумагой меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.
Цель программы:
- «Художественно-эстетическое развитие» - ориентировать детей на творчество; самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Учить самостоятельно оценивать свои действия; аккуратность. Развивать воображение, фантазию, творческую индивидуальность. Дать знания с основами композиции. Воспитывать навыки культуры поведения, доброжелательного отношения к окружающему.
- «Познавательное развитие» - формировать всестороннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Вызывать интерес у детей к новым способам исследования технологий и материалов. Понимать принципы творческой деятельности. Учить планировать свои действия и пошаговый ход действий, уметь различать способ и результат действия. Развивать образное мышление, интеллект. Совершенствовать познавательные интересы.
- «Физическое развитие» - развивать мелкую моторику рук у детей среднего
7
дошкольного возраста, с использованием нетрадиционных приёмов работы с бумагой. Совершенствовать основные навыки – вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и прочее.
- «Социально-коммуникативное развитие» - познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из бумаги по типу «оригами, квилинг». Приобретение детьми коммуникативных навыков для обмена опытом в атмосфере дружбы. Развитие толерантности. Вызывать желание у детей к координации действий при выполнении коллективных работ. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе. Умение общаться со сверстниками и старшими. Уметь оказывать помощь другим. Оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации технологии поэтапного формирования искусства работы с бумагой.
Дети познают обучающий материал и получают знания по «восходящей» т.е. от самого простого к более сложному уровню и возвращение к определённым темам на более сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста (средняя группа). Это воспитывает уверенность детей. Предполагаются задания, игры-упражнения; обыгрывание поделок; составление композиций, что гарантирует успех каждого ребёнка. Информационный материал небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся детям, как перед конструированием поделки, так и во время работы. Творческие задания служат развитию воображения и фантазии у детей, благодаря заданиям на темы сказок позволяют решать нравственно-эстетические задачи в образной форме.
Программа написана на основе типовой программы по народным промыслам, но в неё введены новые разделы: оригами, квиллинг и большое место отводится изучению композиции.
Возраст детей:
Программа обучения рассчитана на детей среднего дошкольного возраста – 4-5 лет.
8
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД):
Первая часть занятия – пальчиковая гимнастика – это упражнение для улучшения мелкой моторики (длительность – 2 минуты).
Цель первой части:
процесс комплексных упражнений, игр для пальцев рук оказывает положительное воздействие на ребёнка и настраивает положительно для дальнейшего занятия.
Основные задачи:
- способствовать овладению навыкам мелкой моторики;
- помочь в развитие речи;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение ;
- совершенствовать тактильную чувствительность;
- снятие тревожности, неуверенности.
Вторая часть занятия – вводный инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Необходимые инструменты и принадлежности для работы. Изготовление декоративных деталей для работы, необходимых элементов ( длительность – 7 минут).
Цель второй части:
инструктаж помогает детям правильно и безопасно использовать необходимые инструменты.
Основные задачи:
- закреплять умение правильно держать ножницы;
- закреплять умение правильно и аккуратно пользоваться клеем (клей ПВА), держать кисточку, карандаш и пользоваться ими.
9
- уметь наносить нужное количество клея и распределять его на бумаге;
- уметь ориентироваться на поверхности бумаги.
Третья часть – изготовление поделок (длительность – 13-16 минут).
Цель третьей части:
развитие способностей к наглядному конструированию из бумаги.
Основные задачи:
- учить приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, скручивание;
- учить основным геометрическим понятиям и базовым формам по оригами и квиллинга;
- научить элементарным способам работы со схемами.
Заключительная часть – выставка работ.
Занятия проводятся с детьми по подгруппам (10-12 человек), во второй
половине дня; 64 занятия в год, по 25 минут.
10
Формы и режим занятий.
Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
Ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребёнка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть необходима для закрепления полученных знаний, умений, навыков.
Формы занятий:
1. Совместная деятельность воспитателя и детей
- Беседы;
- Заучивание стихов и загадок в процессе обыгрывания поделок;
- Работа со схемами;
- Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- Драматизация сказок;
- Игра;
- Создание театра;
- Оформление выставок;
- Индивидуальная работа;
- Коллективно-творческая работа.
2. Работа с родителями:
- Создание альбома с семейными поделками;
- Участие в коллективно-творческих работах;
- Консультации; помощь в оформлении выставки.
3. Совместная деятельность детей и родителей:
- Просмотр передач о животных;
- Составление рассказов, придумывание загадок, сказок;
- Придумывание образа, имени игрушки;
- Разработка собственных схем.
Совместная деятельность детей и родителей – процесс взаимообучения творчеству, взаимопомощи, уважения.
11
Методы и приёмы:
- Словесный метод: игровой момент, беседа, художественное слово,
вопросы- уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные.
- Информационно-рецептивный метод: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
- Репродуктивный метод: выполнение действий с детьми, с проговариванием,
совместное действие педагога с детьми.
- Исследовательский метод: самостоятельная работа детей.
Прогнозируемые результаты обучения по программе.
Обучающиеся должны знать:
- правила безопасности труда при работе с ножницами, клеем;
- основные инструменты и материалы, необходимые для работы;
- особенности оригами и квиллинга;
- способы изготовления поделок;
- основные геометрические понятия и базовые форма.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно держать ножницы, пользоваться ими;
- правильно наносить клей ПВА на детали и аккуратно поочерёдно наклеивать детали;
- складывать и скручивать бумагу по основным базовым формам;
- выполнять различные способы действия по образцу;
- аккуратно оформлять дополнительными деталями поделку;
- доводить поделку до соответствующего образа;
- составлять сюжеты на различные темы;
- соблюдать аккуратность в работе;
- вносить дополнения в работе.
12
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
- Организация проектной деятельности, со всеми участниками образовательного процесса в течении 2017-18 учебного года;
- диагностика (на начало учебного года и конец учебного 2017-18 года);
- наблюдение;
- практические задания;
- индивидуальные задания;
- творческие задания;
- самостоятельные задания;
- выполнение творческих работ;
- открытые занятия для родителей;
- мастер-класс для педагогов ДОУ;
- итоговая выставка работ (оформление музеев по тематике).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Пройдя курс обучения по программе « Бумажные фантазии», обучающиеся:
- будут знать названия творчества оригами и квиллинг;
- освоят техники изготовления поделок;
- овладеют технологией самостоятельно создавать изделие, пользуясь инструкционными схемами;
- будут уметь создавать композиции в технике «оригами», « квиллинг».
13
Методы и приёмы
Методы | Приёмы |
Наглядный
| Рассматривание иллюстраций, готовых поделок |
Репродуктивный | Изготовление работ по образцу ,алгоритму |
Практический | Практические работы, тренировочные упражнения |
Словесный | Беседы; диалог между педагогом и детьми, для полного изучения материала, путём обсуждения при работе |
Игровой | Сюрпризный момент, игра, соревнование, сюжет для обыгрывания |
Частично-поисковый | Выполнение заданий с элементами творчества, разгадывание загадок |
14
Содержание программы.
Месяц | Кол-во часов | Тема занятия | Цель занятия | Методическое |
| 1 | Сюжетная композиция «С Новым Годом!» Снежинки | Совершенствовать знания и умения детей в изготовлении поделок. Развивать аккуратность, фантазию, эстетическое восприятие, речь. Составлять узор из бумажных полосок скрученных в спирали. Располагать на листе предварительно промазав клеем. | Карандаши, ножницы, клей, кисточка, бумага цвет., цвет. полоски, салфетка. Цветные бум. полоски, клей ПВА,альбомный лист. |
19
Месяц | Кол-во часов | Тема занятия | Цель занятия | Методическое |
Я
Н
| 1 |
Гном Снеговик | Учиться самостоятельно складывать бумагу по образцу, отгибать углы по показу воспитателя, раскрашивать поделку и добавлять необходимые элементы. Скручивать спирали, отмерять на глаз размер спирали. Развивать глазомер, внимание. | Квадраты 10х10, Цв. карандаши, доп. элементы. Бум.полоски, клей, кисточка, салфетка, альбом. лист |
А
Р
|
2 | Гофрированные модели: Бабочка; Павлин | Учить складывать бумагу «гармошкой» по указанным линиям, вклеивать элементы, оформлять поделку и уметь обыграть её. | Бумажные квадраты и прямоугольники, готовые элементы для вклеивания и детали; клей, кисточка, салфетка |
Ь
|
2 | Заяц из салфетки (из ткани) | Познакомить детей с техникой складывания салфетки по направлению оригами; научить конструировать поделку по образцу и закрепить самостоятельным изготовлением поделки.
| Салфетки из ткани (20х20). |
20
Месяц | Кол-во часов | Тема занятия | Цель занятия | Методическое |
Ф
Е
|
|
Животные пустыни и степей (черепаха, змея, слон, жираф | Изготавливать поделки разными базовыми формами. Самостоятельно делать дополнительные элементы из цветной бумаги характеризующие данного животного. | Квадраты 20х20, цв. бумага, ножницы, клей, кисточка, цв. карандаши, салфетка. |
Р
А
|
2 | Открытки «Сердечки» | Изготавливать открытки техникой оригами и квиллинг. Учиться понимать схемы задания и их действия для изготовления поделки. | Квадратные листы (цвет.), полоски для квиллинга, дополнительный материал; схемы. |
Л
Ь |
2 | Кораблик; Самолёт | Конструирование с опорой на схемы, умение их понимать. Уметь анализировать последующие действия в работе, быть внимательными. Обыграть в понораме. | Листы формата А4; схемы. |
2 | «Весёлый дуэт кота и мыши» | Учить соединять детали Для создания полуобъёмных форм; учить композиционному освоению листа. | Бумага:коричневая, белая, серая; голуб. полоски 10х0,5; шаблоны; клей; ножницы; стека. |
21
Месяц | Кол-во часов | Тема занятия | Цель занятия | Методическое |
М
|
|
Букет для мамочки | Совершенствовать навыки в пользовании ножницами (в отрезании, вырезании); совершенствовать навыки детей в кручении бумаги; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к ручному труду. Объединять изготовленные предметы в композицию. | Цветные полоски, цвет. бумага, ножницы, клей |
Р
|
1 1 | Весна. Грачи прилетели. Зонтики | Использовать операцию поделки в сюжетной композиции, Упражняться в изготовлении гофрированной модели. | Квадраты 15Х15см; бумага-чёрная, коричневая; ножницы, клей. Квадраты10х10см палочки. |
Т
|
1
1 | Корзинка Коробочка | Учить выполнять более сложные объёмные поделки, воспитывать внимание, аккуратность при выполнении задания.
| Квадраты 15х15см. Прямоугольники 10х20см |
22
Месяц | Кол-во часов | Тема занятия | Цель занятия | Методическое |
| 2 2
|
Объёмная композиция «В сказочном лесу». (по замыслу) Натюрморт с фруктами Насекомые: Божья коровка, пчела, муравей, стрекоза | Закреплять умения изготовления поделок приёмам бумагокручением и сгибанием бумаги. Использовать отделочные материалы. Составлять композиции из отдельных элементов , проявлять фантазию, творчество. Закреплять знания детей о жанре живописи –натюрморт; учить скручивать бумагу, придавать ей разнообразную форму. Развивать мелкую моторику. Закреплять умения делать разные формы из формы «тугой спирали»: «капля», «завиток», «лист», «овал». Развивать моторику рук. | Цветные бум. квадраты 10х10, цветные полоски, отделочный материал; дополнительные детали. Цветные полоски (25х0,5) по 14 шт. каждого цвета- зел., фиол., крас., клей ПВА, ножницы, стека. Цветные полоски 3мм, клей, кисточка, альбом. листы. Картинки насекомых. |
23
Месяц | Кол-во часов | Тема занятия | Цель занятия | Методическое |
А
П
| |
Птицы (ласточка, орёл, попугайчик, гриф, летящая птиц, пингвин) | Уточнить знания о птицах. Дать краткое описание .Поэтапно выполнять задание ; учиться делать надрезы по указанным линиям; | Квадраты 15х15см,-разного цвета; ножницы. Иллюстрации птиц. |
Е
Л
|
1 | Курочка (из ткан.. салфетки)-фигурка к пасхальному празднику | Совершенствовать умения конструировать из тканевой салфетки. Развивать творческие способности и мелкую моторику. | Тканевые салфетки 20х20см. |
Ь
|
2 | Космос |
Продолжать учить детей нарезать и накручивать полоски бумаги. По контуру рисунка выложить спирали, наклеить. Давать оценку своему труду. | Иллюстрации космоса, ракеты, звёзд. Серебристые, жёлтые, красные, синии полоски 5мм; клей, ножницы,заготовка- альбом. Листы с контуром рисунка. |
24
Месяц | Кол-во часов | Тема занятия | Цель занятия | Методическое |
| 1 | Открытое занятие для родителей : «Аквариум». Бабочка | Совершенствовать навыки детей в кручении бумажных деталей; обучать изготовлению полуобъёмных рыб; составлять композицию; закреплять знания об обитателях аквариума. Скручивать спирали разных форм и цветов. Раскладывать в образ бабочки. Правильно соотносить формы. | Цветная бумага 25х0,5; зелёная, коричневая, жёлтая бумага; картон голубой; шаблон овальный; ножницы; клей ПВА; стека. Бумажные полоски(20х2мм):клей, картон. Образец поделки. |
|
2 | Ромашка (модульная) | Учиться собирать по схеме, из частей бумаги поделку в виде цветка. | Квадраты -15 шт на каждого ребёнка: клей. |
25
Месяц | Кол-во часов | Тема занятия | Цель занятия | Методическое |
М
|
2 |
Весна. Композиция «Цветы» Ландыш серебристый | Совершенствовать умения работы с бумагой. Комбинировать две техники работы в одной композиции. Изготавливать по образцу и схеме поделки. Изготавливать спирали разных форм. Закреплять знания о цветах. | Цветные квадраты (10х10), полоски -5мм; цветной картон. Дополнительные детали для оформления. Клей ПВА. Полоски (бел., зел.)-25х1см; коричневая бумага; ножницы; клей ПВА. |
Й |
2 | Одуванчики | Совершенствовать навыки детей в работе с ножницами; развивать мелкую моторику рук; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе. | Полоски бум.-(20х2мм; 25х3см); ножницы. Бумага –жёлтая, зелёная. |
|
2 | Ажурный шарик | Выполнять изделие из 6 квадратных заготовок одинакового размера . Каждый квадрат оформляется одинаково. Собрать все элементы .
| Квадраты 15х15; дополнительные украшения – заготовки. |
Всего 64 часа |
26
Учебно – тематический план
| Тема | Количество занятий | Всего |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 |
2. | Упражнения:Цветные комочки и спирали | 2 | 2 |
3. | Знакомство с основными базовыми формами | 2 | 2 |
4. | Практика сгибания и скручивания бумаги | 2 | 2 |
5. | Животные: котик, собачка, зайчик, лиса, волк, медведь | 2 | 2 |
6. | Элементарные (простые) поделки техники квиллинг | 2 | 2 |
7. | Ёлочные украшения | 2 | 2 |
8. | Новогодняя открытка | 2 | 2 |
9. | Дерево; Ёлочка | 2 | 2 |
10. | Ёлка с новогодними игрушками | 2 | 2 |
11. | Сюжетная композиция «С Новым Годом!» | 2 | 2 |
12. | Снежинки | 1 | 1 |
13. | Гном | 1 | 1 |
14. | Снеговик | 1 | 1 |
27
15. | Гофрированные модели: Бабочка; Павлин | 1 1
| 2
|
16. | Заяц из тк. Салфетки | 2 | 2 |
17. | Животные пустыни и степей: Черепаха; змея; Слон; жираф | 1 1 | 2 |
18. | Открытки «Сердечки» | 2 | 2 |
19. | Кораблик; Самолёт | 1 1 | 2 |
20. | Весёлый дуэт кота и мыши | 2 | 2 |
21. | Букет для мамочки | 2 | 2 |
22. | Весна. Грачи прилетели | 1 | 1 |
23. | Зонтики | 1 | 1 |
24. | Корзинка | 1 | 1 |
25. | Коробочка | 1 | 1 |
26. | Объёмная композиция «В сказочном лесу»( по замыслу) | 2 | 2 |
27. | Натюрморт с фруктами | 2 | 2 |
28. | Насекомые: Божья коровка; пчела Муравей; стрекоза | 1 1
| 2 |
29. | Птицы: Ласточка; орёл; попугайчик Гриф; птица лет.; пингвин | 1 1 | 2 |
28
30. | Курочка ( из ткани) фигурка к пасхальному празднику | 1
| 1
|
31. | Космос | 2 | 2 |
32. | Открытое занятие для родителей композиция «Аквариум» | 1
| 1 |
33. | Бабочка | 1 | 1 |
34. | Ромашка (модульная) | 2
| 2 |
35. | Весна. Композиция «Цветы» | 2 | 2 |
36. | Ландыш серебристый | 1 | 1 |
37. | Одуванчики | 2 | 2 |
38. | Ажурный шарик | 2 | 2 |
Всего | 64 |
29
Техника безопасности при выполнении работ.
При выполнении творческой программы необходимо соблюдать технику безопасности.
Техника безопасности при работе с ножницами.
- Не держать ножницы концами вверх.
- Не работать с ножницами с ослабленными шарнирами креплений.
- Не резать ножницами на ходу.
- Не подходить к товарищу во время резания.
- Не оставлять ножницы в открытом виде.
- Передавать ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд.
- Класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.
Правила безопасности работы с клеем
- При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется.
- Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на заданном этапе.
- Излишки клея убирать осторожно прижимая её.
- Кисточку и руки после работы вымыть с мылом.
Формы взаимодействий и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Месяц | Мероприятия |
Декабрь - Май | Выставки детских работ |
Февраль - Апрель | Конкурс творческих работ (семейные) |
Апрель | Открытое занятие для родителей |
30
Диагностическая карта:
Цель: Определить эффективность занятий оценивая, насколько ребёнок
освоил, практический материал, который должен был освоить. В
связи с этим, два раза в год проводить диагностику уровня развития
конструктивных и творческих способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по результатам освоения
программы кружка «Бумажные фантазии» у детей 4-5 лет.
Уровень развития | Умение правильно по образцу, схеме. | Уметь правильно (по замыслу) |
Высокий | Ребёнок самостоятельно показ воспитателя; умеет ориентироваться самостоятельно | Создавать несложную Правильно использует |
31
Средний | Ребёнок выполняет работу с незначительными ошибками; выполняет работу с небольшой помощью воспитателя; правильно оформляет поделку, но требуется помощь при определении элементов в пространственном расположении. | Замысел поделки определяет самостоятельно, способ её изготовления; требуется при работе незначительная помощь воспитателя. |
Низкий | Ребёнок выполняет работу только с помощью воспитателя; ошибается в выборе деталей, дополнительных элементов. | Замысел у ребёнка неустойчивый, проявляется слабо; практические действия не соответствуют содержанию; ребёнок не может объяснить их способы построения. |
32
______________________________ ___________________
(Ф.И.О. ребёнка) (дата заполнения)
__________________ __________ ____________________
Возраст Номер группы (Ф.И.О. воспитателя)
Показатели | Проявления | |||||
Не сформирован | Находится в стадии формир-я | Сформирован | ||||
Декабрь | Май | Декабрь | Май | Декабрь | Май | |
1.Ребёнок качественно использует простейшие способы складывания бумаги по образцу | ||||||
2.Складывает базовые формы получая новые формы, чётко проглаживая линии сгиба | ||||||
3.Знает и правильно изготавливает спирали из бумажных полосок разных по объёму и форме |
33
4.Проявляет фантазию в изготовлении сюжетных композиций | ||||||
5.Самостоятельно изготавливает поделку , опираясь на образец в создании образа | ||||||
6.Создаёт поделку с помощью взрослого | ||||||
7.Умеет красиво располагать на листе детали поделки, аккуратно приклеивать | ||||||
8.Объясняет способ и смысл построения поделки, сюжета | ||||||
9.Умеет работать в коллективе, в коллективных работах |
34
10.Умеет слушать и принимать поставленную задачу | ||||||
11.Умеет пользоваться ножницами, клеем | ||||||
12.Правильно использует особенности изобразительных материалов (виды бумаги, доп. детали) |
35
Список литературы.
- Долженко Г.И. Поделки из бумаги. Первые шаги. М.:ООО
«Издательство АСТ».
- Зайцева А.А. «Искусство квиллинга». И: Эксмо – Пресс, 2009 г.
- Каминская Е. «Самые красивые поделки из бумаги» (для начинающих)
Ростов- на –Дону Издательство «Владис», 2000г.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. М.: Капапуз, 2009 г.
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» М.:Карапуз, 2009г.
- Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги» Ярославль,
Академия Развития, 2001 г.
- Петрова М.И. «Волшебные полоски» СПб «Детство-Пресс», 2005 г.
- Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»,
М.:2013 г
9. Программа «От рождения до школы», Мозаика-Синтез 2015 г.
10. Сержантова Т. «365 моделей оригами». Айрис Пресс, Москва 1988 г.
11.Соколова С.В. «Школа оригами: Аппликация и Мозаика».
- М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003 г.
12.Сухаревская О. «Оригами для самых маленьких» Москва, Айрис
Пресс, 2016 г.
36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...
Программа дополнительного образования " Пластилиновая фантазия"
Пояснительная записка В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духо...
Программа дополнительного образования " Бумажная фантазия"
Пояснительная записка Введение В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кист...
Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"
Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Бумажная фантазия»
Программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности "Бумажная фантазия" расчитана на два года обучения детей с 5 до 7 лет навыкам практической работы на основе использов...
Программа дополнительной образовательной услуги «Театральная фантазия» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Занятия сценическим искусством не только вводят де...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...