статья "Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ"
статья (старшая группа) по теме
Статья в сборнике «Инновации в образовательном пространстве» IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ.
С.Н. Вдовина, воспитатель, МБДОУ №41 «Лесная сказка», г. Лесосибирск
Сборник «Инновации в образовательном пространстве» 4 Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2013г.
Психолого-педагогическая наука безоговорочно признаёт тот факт, что для гармоничного развития личности ребёнка, следует развивать психические процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение; интеллектуальные качества; личностные и индивидуальные особенности ребёнка. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. Вместе с тем оно нуждается в особой заботе в плане развития, так как воображение дошкольника - это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение учёного, художника, изобретателя. Оно позволяет малышу познавать окружающий мир и самого себя, выполняет гностическую функцию; предохраняет растущую легкоранимую душу ребёнка от чрезмерно тяжёлых переживаний и травм, выполняя аффективно – защитную роль; способствует оптимизации учебной деятельности, развитию личности ребёнка.
Среди методов диагностики творческих способностей наиболее известными и широко распространёнными в мире являются тесты творческого мышления (ТТСТ), разработанные американским психологом П.Торренсом. Им были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса. ТТСТ включают вербальные и фигурные формы тестов. Причём, фигурные формы тестов («Нарисуй картинку», «Незавершённые фигуры», «Повторяющиеся фигуры»), как показывает опыт, в наименьшей степени зависят от национальных, культурных, социальных и других различий, по сравнению с вербальными. Оценка выполнения этих тестов включает следующие показатели:
1. Скорость или беглость - количество ответов в каждом задании.
2. Пластичность или гибкость – степень разнообразия ответов.
3. Оригинальность – редкость, нетривиальность идей.
4. Тщательность разработки идей – детализация ответов.
Являются ли эти показатели врождёнными или же они могут поддаваться влиянию среды? П.Торренс говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребёнка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Прежде чем приступить к освоению приёмов работы по развитию воображения, Л.Ю.Субботина считает необходимым познакомить родителей с оценочной шкалой для определения того, насколько активно использует ребёнок воображение и фантазию в решении жизненных проблем и творческой деятельности.
- Решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребёнок ярко демонстрирует наблюдательность, хорошую память, легко ведёт диалог, отличается подражательной способностью.
- В своих действиях ребёнок часто опирается на работу фантазии и воображения, что нередко является основным мотивом деятельности.
- Общаясь, ребёнок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками.
- Ребёнок отличается повышенной выразительностью речи.
Эти критерии предназначены для взрослых с целью «не прозевать» одарённого ребёнка. Ведь именно для одарённых и талантливых детей творческая деятельность имеет особое значение. Воображение выступает для них основным характерным качеством. Одарённым детям необходима постоянная активность фантазии, нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы – всё это характерно для талантливого ребёнка и является результатом воображения. Одарённые дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости развивать воображение и творческую деятельность у всех, без исключения детей.
В современной педагогике и психологии, решая проблемы развития творческого мышления и воображения детей, невозможно обойтись без ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) помогает преодолеть инерцию мышления, предлагает способы формирования талантливого, системного мышления, позволяет формировать у детей творческое воображение и, главное, основы диалектического мышления. Этому способствует овладение специальными приёмами. К таким относятся: выделение противоположных свойств, поиск аналогий, ассоциирование понятий, постановка вопросов, переформулирование, генерирование идей, смена альтернативы, комбинирование и другие. Некоторым из этих приёмов можно обучить ребёнка уже в 5-7 лет, поэтому, наряду с частными приёмами фантазирования мы стали использовать методы и приёмы ТРИЗ-РТВ. Они очень разнообразны и вместе с тем сложны для детей. Не называя самих методов (которые были придуманы в помощь инженерам-изобретателям), мы придумываем на их основе игры, игровые ситуации, которые учили бы малышей изобретать. В связи с этим, широкие возможности даёт сказочный материал, и с ним мы работаем нетрадиционно. Это значит, учим детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Такой подход как раз даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – такова наша главная установка. Методы и приёмы ТРИЗ помогают более осознанному пониманию детьми природного мира и природоохранной деятельности. Постановка проблемного вопроса ставит ребёнка в позицию исследователя. Мы применяем игру «А если бы?» (А если бы не наступила весна? А если бы пропал ветер? А если бы погасло солнце?). Природа, как всё вокруг нас и в нас самих, противоречива. Поэтому используем игру «Хорошо-плохо» (аналогия «Вред-польза»). Проследить динамику развития предмета или явления помогает метод системного оператора. Например, семя яблока – дерево – цветущее дерево – плоды – варенье (не менее важно изучить путь от конечного результата к началу). Чтобы изобретать разнопланово, используем методы: фантастического сложения /вычитания/, морфологический анализ, метод Робинзона Крузо, метод ассоциаций, метод фокальных объектов (МФО), Бином фантазии, простые приёмы фантазирования: увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, дробление-объединение и другие.
С помощью метода шифров моделируем знакомые сказки, т.е. прячем героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Так же предлагаем задания типа: «Что лишнее?», «Чем связаны?», «Что общего?». По принципу системного подхода, ребёнок должен обобщить и отобрать нужное.
Мы учим детей основам ТРИЗ, а значит, учим видеть противоречия в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. Учим разрешать противоречия доступными методами и приёмами. Чтобы представлять себе объект, в прошлом и будущем, разделять его на части и определять, элементом чего он сам является, мы знакомим детей с историей усовершенствований и изобретений, отвечаем на вопросы, связанные с возникновением предметов. Рассматривая объект в его временном развитии, дети приходят к выводу, что изобретать – значит решать противоречия. Мы не даём готовые знания, не раскрываем истину, а учим её находить. Ребята – дошкольники любят спорить обо всём, мы стараемся поддержать, придать спору позитивный характер, учим детей формулировать свои мысли, смотреть на проблему разнопланово (для кого хорошо, для кого плохо), доказывать свою точку зрения.
Комплексное применение методов и приёмов ТРИЗ-РТВ, использование разнообразных частных приёмов фантазирования, дидактические игры и пособия, составление сказок, рассказов, сочинение загадок, создание развивающей среды – всё это позволило преодолеть инерцию мышления у детей, способствовало формированию творческого системного мышления и творческого воображения. Благодаря занятиям, у детей были развиты такие качества творческой личности, как оригинальность, смелость, точность, любознательность. Сформировалась способность принимать решение в ситуации неопределённости, возросла интеллектуально-творческая инициатива, способность действовать в плане образных представлений, а так же появилась установка на преобразование наличного предметного материала, умение находить собственные решения, оригинальные ответы. Наиболее ярко это проявляется в продуктивных видах деятельности: рисовании, конструировании, лепке; в творческом рассказывании; в театрализованной деятельности; в решении задач проблемного характера. Дети с удовольствием принимают участие в различных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах по ТРИЗ, имеют грамоты, дипломы, почётные призы. Четверо ребят внесены во всероссийскую ежегодную Энциклопедию «Одарённые дети – будущее России». Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать друг с другом, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, фантазировать, конструировать – всё это способствует дальнейшему продуктивному обучению в школе. Подтверждением чего являются хорошие отзывы учителей наших выпускников.
Литература.
- Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя //Тренировка интеллекта. – Харьков: Фолио, 1997. С.247-255. Брушлинский А.В. Воображение и творчество //Проблемы научного и технического творчества: Материалы к симпозиуму. – М.: Просвещение, 1967.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М: Просвещение, 1988.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте //Собр. Соч. – М.: Педагогика, 1982. Т.2. С. 436-454.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника //Педагогический факультет. – 1986. №5. С. 11-47.
- Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. С. 206-218.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
- Погребная Т.В., Чередникова Т.Н., Ермоленко П.К., Торбеева Н.В. Чудесная лесенка и другие методы РТВ и ТРИЗ в развитии системности мышления, воображения и речи детей дошкольного возраста. – Красноярск, 2002.
- Синельников В., Кудрявцев В. Ребёнок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей //Дошкольное воспитание, 1993. №2. С. 52-61.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. //Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997.
- Шустерман М.Н. ТРИЗ в детском саду. – Норильск, 1990.
14. Шустерман М.Н. Диалектика для маленьких или новая сказка про Колобка. – М.:
Педагогика, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы Михайловой Татьяны Евгеньевны воспитателя МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна». Тема: «Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша».
Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогами ДОУ....
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
Презентация итогов работы по теме самообразования...
программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей посредством ТРИЗ-РТВ технологий "Юный интеллектуал"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный интеллектуал»составлена на основе программ «ТРИЗ в детском саду» для ...
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством ТРИЗ - технологии»
В настоящее время актуальность коммуникативных способностей дошкольников в общении не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственн...
«Интеллектуально - творческое развитие младших дошкольников, посредством развивающих игр Воскобовича».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с высоким уровнем интеллекта и креативности быстрее за...
СИСТЕМА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ, СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25716147","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Семинар-практикум "Развитие творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ"
В презентации представлены цели, задачи и этапы обучения технологии ТРИЗ. А также описаны игры- триз для дошкольников....