ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетической направленности «Волшебная палитра»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия»
М.И. Калинин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_volshebnaya_palitra.docx | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественно-эстетической направленности
«Волшебная палитра»
Возраст детей: 4-6 лет
Срок реализации программы: 2 года
Прокофьева Татьяна Викторовна
воспитатель ВКК
2023 год
Оглавление
I. Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
- Актуальность……………………………………………………………………………...3
- Цели и задачи реализации Программы………………………………………………….4
- Отличительные особенности Программы……………………………………………….5
- Сроки и этап реализации программы……………………………………………………7
- Ожидаемые результаты и форма их проверки………………………………………….7
II. Учебный план…………………………………………………………………………………8
2.1. Учебный план, перспективный план занятий…………………………………………..8
2.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы………16
- Пояснительная записка
Наименование программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному искусству (далее Программа) предназначена для знакомства детей с декоративно-прикладным искусством, бытом и традициями русского народа.
Разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», (ред.от 28.04.2023).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования».
6. Образовательная программа МКДОУ Бутурлиновский детский сад №10,
6. Устав МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 10.
Направленность программы: художественно-эстетическая
Руководитель программы:
воспитатель высшей квалификационной категории Прокофьева Татьяна Викторовна
Организация-исполнитель:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 общеразвивающего вида Бутурлиновского муниципального района Воронежской области.
- Актуальность
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия»
М.И. Калинин
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей. Но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит ещё осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей. Исследователи народного искусства В.Н. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты; традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью. Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала; «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, даёт богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений!» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Таким образном, можно сделать вывод, что данная тема является актуальной на современном этапе. Она способствует воспитанию и развитию творческой активности детей и должна широко использоваться в воспитательно-образовательной работе ДОУ.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: развитие у детей познавательного интереса к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, создание условий для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Для реализации цели решается следующий комплекс задач:
Обучающие задачи:
- познакомить детей с декоративно-прикладным искусством народных промыслов;
- познакомить с характерными элементами, колоритом, типичным для этих узоров, композициями узоров;
- сформировать специальные навыки и умения для достижения определенных результатов;
- научить детей предварительному замыслу декоративного узора.
- учить последовательности анализа: самые крупные и мелкие элементы и их месторасположение в общей композиции;
- сформировать у детей устойчивое желание к дальнейшему совершенствованию полученных навыков;
- подготовить руку к письму.
Воспитательные задачи:
- формировать способность анализа, самооценки при выполнении работ;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
- приобщать детей к общечеловеческим ценностям народной культуры;
- воспитывать потребность вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности
Развивающие задачи:
- развивать креативное мышление детей посредством ознакомления их с различными методами и приёмами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве;
- развивать познавательный интерес, включенность в познавательную деятельность;
- развивать творческий потенциал;
- развивать активность, самостоятельность, общения;
- развивать устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность;
- развивать интерес к наследию прошлого, путём ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.
- Отличительные особенности Программы
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.
Занятия программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает развитие у детей эстетических чувств и умение понимать и ценить прекрасное, эмоционально откликаться на художественные образы, эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетических знаний и закрепления их в творческом опыте детей.
Осуществляя комплексное преподавание в процессе реализации курса настоящей программы, удаётся выявить и внедрить художественно-образную систему разных типов художественного творчества: изобразительного и народного декоративно-прикладного искусств, фольклорных обрядовых праздников, что позволяет по-новому раскрыть связи искусства с другими сферами деятельности дошкольника.
Педагогическая целесообразность данной программы даёт расширенные представления детей об окружающем мире; развитие личности в процессе познания основных видов художественно-изобразительного народно-прикладного искусства; благоприятный эмоциональный настрой и наслаждение в процессе создания красивого образа и предмета.
Эта программа развивает целостность восприятия и любознательность детей, творческое искание, возможность добиться более совершенных результатов.
Принципы построения программы
- Принцип наглядности – широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
- Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
- Принцип систематичности – обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
- Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
Программа состоит из следующих типов занятий:
- изучение, усвоение нового материала;
- закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;
- самостоятельное применение знаний, навыков, умений для достижения собственных целей.
В работе используются различные методы и приемы:
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); мотивационный (убеждение, поощрение);
- жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу)
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
- Сроки и этап реализации программы
Организация занятий: проводится 1 раз в неделю во второй половине дня
Длительность занятия – 20 мин.
Срок реализации программы: 2 года обучения.
Участники программы: воспитатели, дети и родители.
Форма работы: подгруппами, индивидуально.
Цель и общие задачи программы реализуются путем постановки частных задач на каждое занятие.
Программа включает организованную деятельность: фронтальные развивающие занятия по декоративно-прикладному искусству, в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка.
В процессе реализации Программы используются разнообразные формы занятий: игра, беседа, практическая работа, выставки и др. Теоретическая часть дается в форме бесед и игр с просмотром видео, иллюстративного, демонстрационного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
- Ожидаемые результаты и форма их проверки
Чтобы проследить динамику развития художественных навыков воспитанников по декоративно-прикладному творчеству, в начале (сентябрь) и конце обучения (май) проводиться комплексная психолого-педагогическая диагностика с целью определения уровня владения художественными и техническими навыками работы по данному направлению на начало и конец обучающего периода. Диагностический материал представлен в Приложении № 1 к Программе.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:
- Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
- Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
- Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
- Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
- Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
- Использует декоративные элементы в работе;
- Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
- Оригинальность.
Диагностика изобразительных навыков в декоративно рисовании
ФИ ребёнка | Умение технически правильно рисовать элементы узора | Умение располагать узор на формах | Композиционные умения | |||||||||
мазки | Прямые линии | дуги | Токи разной величины концом кисти | Кольца концом кисти | На полосе | На квадрате | На прямоугольнике | На круге | На силуэте | ритм | симметрия | |
Форма подведения итогов работ по программе – итоговая выставка творческих работ в конце учебного года
- Учебный план
- Учебный план, перспективный план занятий
Учебный план
Год обучения | Количество занятий | |||
В неделю | В месяц | В год | Время обучения | |
2023-2024 | 1 | 4 | 36 | 20 мин |
2024-2025 | 1 | 4 | 36 | 25 мин |
Перспективный план 1 год обучения
Месяц, № занятия, тема | Задачи | Формы работы |
Сентябрь | Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе. | Наблюдения, опрос, рисование. |
Сентябрь | Расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Развивать наблюдательность. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка. |
Октябрь “Узор в полосе” | Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. Закрепить умение составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывными движения руки всем ворсом. | Дымковские игрушки, картинки, иллюстрации, рисование, пальчиковая гимнастика. |
Октябрь “ Украсить узорами юбку дымковской барыни ” | Продолжать учить рассматривать дымковских барынь, выделять узоры на одежде: чередование вертикальных и горизонтальных полос, кругов, точек. Закреплять умение рисовать красками прямые линии в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре; воспитывать интерес к народному прикладному искусству. | Беседа, рассматривание иллюстраций, дымковские игрушки, физкультминутка, рисование, д/игра. |
Ноябрь «Весёлый хоровод» (коллективная работа) | Продолжать закреплять знания детей о дымковской игрушке, её цветовой гамме, элементах узоров, способах их рисования. Закрепить умение украшать наряд дымковской барыни красивым узором; умение детей рисовать знакомые элементы. Развивать творческую активность, самостоятельность. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра. |
Ноябрь «Филимоновский заборчик» | Продолжать знакомить детей с основными цветами филимоновской росписи (жёлтым, красным, зелёным) и основным элементом росписи – полоской. Закрепить умение детей рисовать узор «заборчик» состоящий из вертикальных полос ритмично располагая их на полосе бумаги, чередуя цвета. Учить детей контролировать положение руки при ведении кисточки сверху вниз. Развивать эстетическое восприятие и интерес к народному искусству. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра. |
Декабрь «Филимоновские дорожки» | Закрепить основные цвета росписи и основной элемент полоску. Закрепить умение детей рисовать дорожки всем ворсом кисточки, ритмично располагать на полоске бумаги чередуя цвета, контролировать положение руки при ведении кисточки слева на право. Продолжать развивать интерес к фолимоновской росписи. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка |
Декабрь «Филимоновская ярмарка» (коллективная работа) | Дать детям возможность проявить своё творчество при выборе и росписи филиминовской игрушки. Учить проявлять желание расписывать силуэты животных и людей филимоновскими узорами. Воспитывать любовь к русской народной игрушки. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование. |
Январь | Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь. | Наблюдения, опрос, лепка. |
Январь «Весёлый Городец» | Рассказ об истории промысла. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, её характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. | Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок физкультминутка |
Февраль «Рисование бутона» | Познакомить детей с историей городецкого промысла. Рассказать о разнообразии изделий, элементах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетаниях цветов. Учить рисовать голубой бутон «купавку», смешивая гуашь с белилами, синим и белым цветом, оживляя цветок и листья. Развивать художественный вкус и прививать любовь к народному творчеству. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование. |
Февраль «Узор в полосе по мотивам городецкой росписи» | Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Закреплять умение рисовать «купавку», познакомить с новым элементом - «ромашкой». Учить рисовать узор в полосе, чередуя «купавки» и «ромашки», выбирать цвета, составлять оттенки, оживлять цветы и листья. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование. |
Март «Роспись доски городецким узором» | Продолжать знакомство с росписью Городца, закреплять знания детей об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Познакомить с новым цветком — «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование, чтение стихотворения |
Март «Пасхальные яйца» | Учить детей красиво располагать разные элементы городецкой росписи на листе бумаге в форме «пасхальных яиц». Закреплять умение рисовать концом кисти. Закреплять умение рисовать узоры по мотивам Городецкой росписи. Закреплять технические навыки и умения. Развивать эстетическое восприятие, творчество, чувство цвета, желание создавать красивый узор. Воспитывать активность и самостоятельность. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование. |
Апрель «Ух! Узор. Мой! Узор!» | Закреплять знания детей о городецкой росписи, ее цветовой гамме, способах выполнения элементов «ромашка», «купавка», «розан». Развивать творческую активность, интерес к народно-прикладному искусству. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка. |
Апрель «Дидактическая игра «Выставка» | Закреплять знания детей о городецкой росписи, дымковских, филимоновских узорах. Развивать интерес к народно-прикладному искусству. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка. |
Май “В нашей мастерской» (итоговое занятие) | Закрепить умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Развивать умение выделять элементы городецкой росписи. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра. |
Май | Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май. | Наблюдения, опрос, рисование. |
Перспективный план 2 год обучения
Месяц, № занятия, тема | Задачи | Свободная деятельность |
Дымковская роспись | ||
Сентябрь | Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе. | Рисование |
Сентябрь | Познакомить детей с созданием дымковской игрушки, последовательности действий. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству. | Рассматривание Дымковских игрушек, иллюстраций, картинок, открыток. |
Сентябрь | Познакомить детей с инструментами (кисть, тычок) и техникой рисования основных элементов дымковской росписи (солнышко, точка, прямая и волнистая линии, круг, сеточка и т.д.) Обратить внимание детей на особенность дымковской палитры – яркие, праздничные цвета. Развивать у детей эстетические чувства. | 1.Д/и: «Укрась дымковскую игрушку». 2. Д/и: «Подбери краски к дымковской игрушке». |
Сентябрь | Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы). Развивать у детей чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей. Воспитывать эстетический вкус. | 1. Загадывание загадок про домашних животных. 2. Д/и: «Разрезные картинки». |
Октябрь | Продолжать знакомить детей с дымковскими узорами на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Учить детей завершать роспись, используя кисть и печатку - тычок. Воспитывать чувство ритма, согласовывая узор с округлой формой хвоста. | Раскрашивание раскрасок с изображением дымковских игрушек. |
Октябрь | Упражнять детей в росписи, дорисовывая узоры на юбках. Закрепить различные приёмы кистью: проведение линий разной толщины и направлений, нанесения отпечатка всей кистью и концом кисти. Воспитывать любовь дымковской игрушке. | 1. Вырезывание с детьми юбки барыни по трафарету. 2. Д/и: « Узнай элементы узора». |
Октябрь | Закрепить с детьми историю происхождения Дымковской игрушки, её цветовую гамму, названия игрушек характерных для этой росписи и основные элементы. | Разучивание с детьми стихотворений посвящённых Дымке и её игрушкам. |
Филимоновская роспись | ||
Октябрь «Филимоновский промысел» | Познакомить детей с Филимоновской игрушкой, её особенностями, историей, некоторыми элементами (полоски, елочки). Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного искусства. | 1.Рассматривание иллюстраций, открыток, слайдов. 2. Наблюдение за работой воспитателя. |
Ноябрь | Закреплять умение составлять филимоновский узор на полосе. Учить ритмично располагать узор. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью. Воспитывать интерес к народной игрушке. | Д/и «Продолжи узор» |
Ноябрь | Учить детей расписывать филимоновской росписью конька. Закрепить знания об истории возникновения филимоновской игрушки. Развивать умение работать самостоятельно. | Д/и «Найди пару |
Ноябрь | Учить детей расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных. Закреплять знания о композиционном расположении филимоновского узора в различных формах. Воспитывать аккуратность в работе. | 1.Загадывание загадок про домашних животных. 2. Русская народная игра «Карусель» |
Ноябрь | Учить расписывать силуэт филимоновской барышни. Закрепить рисование элементов – ёлочка, полоски, цветок, кончиком кисти. Воспитывать любовь к народному искусству. | Вырезывание силуэта сельской барышни |
Декабрь | Учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о филимоновской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. | Сочинение с детьми сказки о Филимоновских игрушках. |
Хохломская роспись | ||
Декабрь | Познакомить детей с хохломской росписью – ее производством, историей. Познакомить с элементом росписи (трилистником, осочками, криулем центральной линией). Упражнять в рисовании уже знакомых элементов. Закреплять умение рисовать всем ворсом, концом кисти. | 1.Рассматривание хохломских изделий, стилизованных образцов. |
Декабрь | Познакомить новым элементом хохломской росписи (завиток). Закрепить с детьми характерные особенности (цвет, фон, материал). Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы. | Закрепление рисования элементов «завиток» |
Декабрь | Развивать технику рисования концом кисти и тычком. Вспомнить с детьми историю возникновения хохломской росписи. Воспитывать аккуратность, целеустремленность | Слушание музыкального произведения «Русская хохлома» (муз. Г.Комракова, сл. В.Саечникова) |
Январь | Познакомить детей с традициями хохломской росписи, её элементами: цветы, травка. Закрепить знания о цветовой гаммой хохломской росписи. Воспитывать интерес и любовь к искусству. | Заучивание детьми стихотворений, частушек, пословиц о народном промысле, в частности про хохлому. |
Январь | Закрепить умение пользоваться тычком при рисовании ягод. Развивать чувство цвета, умение передавать колорит росписи. Развивать чувство любви к прекрасному. | Слушание музыкального произведения « Исток хохломы» (муз. В.Новикова, сл. Н.Смирнова) |
Январь | Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш, ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, тычком, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. | Закреплять умение составлять узор на разных формах (круг, квадрат, овал и т. д.) |
Городецкая роспись | ||
Февраль | Познакомить детей с историей Городецкого промысла с особенностями росписи, цветовой гаммой и традиционными элементами: розан, ромашка, купавка и бутон, а так же дать знания о целебной силе ромашки. Учить детей технике рисования этих элементов и последовательности выполнения работы: «подмалёвка», «тенёвка», «оживка». Воспитывать любовь к народному искусству. | 1.Рассматривание с детьми иллюстраций, картинок, открыток и изделий. |
Февраль | Продолжать знакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть элементы росписи (бутон, листок, розан, купавка). Учить рисовать бутоны и листья. Закрепить умение рисовать всей кистью и концом. Развивать художественный вкус. | Д/и: «Узнай элементы узора» |
Февраль | Познакомить детей с новыми элементами: «роза», «листочек» и последовательности выполнения гирлянды. Учить детей изображать различную форму листьев, объединяя их в группы из трех, пяти и более штук. Упражнять в правильном выполнении «малёвки», «теневок» и «оживки». Развивать плавность движения руки в выполнении узоров | Раскрашивание раскрасок с изображением Городецких изделий |
Февраль | Познакомить детей с изображением различных видов Городецких птиц и последовательностью их рисования. Совершенствовать технику рисования кончиком кисти. Воспитывать интерес к символике и мифологии, связанной с образом птицы в народном искусстве. | Закрепить технику рисования птиц |
Март | Учить детей пользоваться полученными знаниями о Городецкой росписи и составлять оригинальные композиции на доске. Закрепить знания о городецкой росписи: её элементах, цвете и истории возникновения. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов. | Раскрашивание раскрасок с изображением Городецких изделий. |
Гжельская роспись | ||
Март | Познакомить детей с новым народным промыслом, его историей возникновения. Отметить характерные особенности Гжельской росписи (используется только синяя краска и её оттенки, узор наносится на белый фон). Познакомить детей с простыми основными элементами гжельской росписи (точки, сеточка, прямые линии, бордюры). Упражнять в технике рисования всей кистью и её кончиком. Воспитывать любовь к народному промыслу. | Рассматривание Гжельской посуды, альбомов, открыток |
Март | Учить рисовать элементы гжельской росписи (точки, бордюры, сеточка, прямые линии) в украшении праздничного блюда. Закреплять умение ритмично располагать узор на овальной форме. Воспитывать аккуратность в работе с красками. | Раскрашивание раскрасок с изображением Гжельской посуды. |
Март | Познакомить детей с новым элементом Гжельской росписи – «капелька», и другими элементами (листочек, веточка, цветок в виде ромашки), которые изображают с помощью основного элемента «капельки». Учить располагать узор на круге, используя уже пройденные и новые элементы. Познакомить детей с круговоротом воды в природе на примере капельки. Воспитывать интерес к русской культуре. | Рассматривание изделий гжельских мастеров |
Апрель | Познакомить детей с традиционной техникой гжельского мазка – мазок с тенью. Учить детей получать различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами, а также правильно распределять краску на кисти (к краю кисти её должно быть больше, а к середине меньше). Развивать плавное движение кисти рук. | Рассматривание альбомов с гжельской росписью |
Апрель | Продолжать учить рисовать элементы гжельской росписи (точки, бордюры, сеточка, прямые линии). Использовать знакомые элементы в украшении силуэта чашки. Воспитывать аккуратность в работе с красками. | Рисование элементов карандашом |
Апрель | Познакомить детей с элементом гжельской росписи – розой. Учить рисовать бутон, применяя знакомые приёмы. Продолжать развивать плавное движение кисти рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | |
Апрель | Упражнять детей в украшении Гжельской росписью бумажной посуды, используя все накопленные знания и навыки самостоятельно. Совершенствовать технику рисования линий и мазков. Воспитывать любознательность. | Просмотр презентации |
Май | Закрепить с детьми историю Гжельской росписи и её элементы: цветок розы, лист, капелька, прямые линии, сеточка, веточки, точки, бордюры. Отметить особенности гжельской росписи - синий и белый цвет. | |
Май | Учить детей рисованию главного мотива Гжельского народного промысла – птицы. Развивать моторику руки, умение владеть кистью. Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту народного промысла. | |
Май | Оценить умения детей в данной деятельности на конечном этапе. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Программа включает в себя ряд блоков:
- Дымковская роспись
- Филимоновская роспись
- Городецкая роспись
- Хохломская роспись
- Гжельская роспись
Учебно-наглядные пособия:
- схемы, образцы, модели, игрушки, изделия;
- иллюстрации, картинки с изображениями предметов ДПИ;
- фотографии.
Инструменты и материалы
- Гуашь разных цветов
- Кисти №3, №4. (Белка)
- Тычки разных размеров
- Бумага разной формы и величины
- Салфетки
- Баночки с водой
- Предметы и иллюстрации разных промыслов
Технические средства обучения:
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- демонстрационный экран;
- цифровой фотоаппарат;
Список литературы
1. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006.
2. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: учебно-наглядное пособие. – М.: Просвещение, 2006.
3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
4.Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
5. Дрожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки
6. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа художественно – эстетического воспитания детей «Изобразительная деятельность»
Программа состоит из двух разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста: 1 раздел разработан для детей 5 го года жизни, 2 раздел разработан для детей 6 – 7 го года жизни. Сод...
Дополнительная программа художественно-эстетического направления «Оригами»
Программа художественно-эстетической направленности (оригами) предназначена для проведения занятий в массовых и специализированных группах для детей 4 – 7 лет....
Дополнительная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 5 до 7 лет вокальная студия "Веселые нотки"
Данная программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет, формирования вокальных данных, исполнительского мастерства, создание условий дл...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир бумаги»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическая область» направление «Музыкальное образование»
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ...
Дополнительная программа художественно-эстетического развития «Мир в картинках"
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического развития «Мир в картинках"...