Дополнительная программа по лего конструированию
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Рудько Тамара Николаевна

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_programma_po_lego.doc39.06 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

Сегодня обществу необходимы социально активные самостоятельные творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Об этом же много лет назад в своей книге об игрушках писал французский социолог и философ Роланд Бартес, говоря, что главным для ребенка в игре является микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых, только в миниатюре: «К этому космосу веры и сложных переложений ребенок может относиться только как собственник и потребитель, никогда – как изобретатель и творец. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей-потребителей, а не детей-творцов». В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление;

1

учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы. Занятия ЛЕГО конструктором формируют у детей творческо-конструктивные способности и познавательную активность посредством образовательных конструкторов и роботехники.

2

Во время работы по программе дети получают  научно-познавательные знания, умение работать с партнёром, что предусмотрено ФГОС.

Программа направлена на развитие личности, его неповторимую индивидуальность, интересе к психологическим особенностям периода детского развития с учётом таких характеристик как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество, с учётом психолого-педагогических   особенностей детского дошкольного возраста. В ней систематизированы средства и методы развития ребёнка.

Цель программы: раскрытие и развитие конструктивных и творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию системы дополнительного образования.

Задачи:

Образовательные:

1.Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,                                                                             к техническому творчеству.                                                                        

2.Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности основных частей, устанавливать связь между их назначением и строением.                                                                        

43. Формировать умение создавать свои собственные истории .

4.Формировать предпосылки учебной деятельности в игровой форме: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца.

3

Развивающие:

1.Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.                             2.Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.                                                                                                                              3.Развивать мелкую моторику, память, внимание.    

4.Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки.                                                    5.Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей.

6.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.                                

Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, которая реализует условия для развития конструктивных  способностей, мелкой моторики  и творческого воображения на всех возрастных этапах .

2. Комплекс основных характеристик образования.

2.1 Объём программы. Программа рассчитана на один год. Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня, согласно СанПин 2.4.1. 3049-13 для учреждений дошкольного образования занятий в год. Первый год обучения (4-5лет 1раз в неделю по 20 минут, (12 часов в год.) В группе 10 человек.

2.2 Содержание программы.

4

В занятия легоконструированием входит  конструирование: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу , когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна

соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).  Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников.

Обучение по данной программе осуществляется по 4 этапам:

1. Установление взаимосвязей.

2. Конструирование.

3. Рефлексия.

4. Развитие.

Установление взаимосвязей.  При установлении взаимосвязей дети как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.

Конструирование.

Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей и практическую реализацию идей. Занятия с образовательными конструкторами знакомят детей с тремя видами конструирования:

5

1. Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определѐнной совокупности идей.

2. Исследование, проводимое под руководством воспитателя и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных.

3. Свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают модели по собственным проектам.

Рефлексия

Возможность обдумать то, что они построили и запрограммировали, помогает дошкольникам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом. На этом этапе воспитатель получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.

Развитие.

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют дошкольников на дальнейшую творческую работу.

Основные принципы программы:1.Принцип психологического комфорта ( создание для ребёнка ситуации успеха, снятие стрессообразующих факторов).2. Принцип доступности и наглядности.

6                                                                                                                                        

3.Принцип последовательности и систематичности.

4.Принцип положительной оценки деятельности детей.5.Принцип партнёрства  и сотрудничества.                                                                                              6.Принцип развивающего характера обучения.

7. Принцип креативности ( максимальная ориентация на творческое начало, приобретение ребёнком собственного опыта творческой деятельности).

8. Принцип импровизации (занятия рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребёнка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребёнка).

9. Принцип вариативности - возможность самостоятельного выбора  вариантов решения задачи.    

10. Принцип минимакса  - учёт индивидуальных особенностей детей и обеспечение каждому продвижение вперёд своим темпом.    

7

Теоретические знания по всем разделам программы даются в игровой форме, носят поисковый характер в практической    деятельности.

Модуль дополнительной образовательной программы

Содержание модуля

Приемы и методы, дидактический материал

Техническое оснащение

Итоговые мероприятия

I. Легоструирование

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности.

Умение согласовывать свои действия с другими детьми в паре.

Развитие умения произвольно реагировать на задания.

Развитие чувства уверенности в себе и своих силах.

Развитие конструктивных умений и навыков творческого мышления.

Метод организации игр, упражнений, показа конструирования, дискуссий, обыгрывание.

Аудиозаписи, ноутбук, технологические карты, наглядно-демонстрационный материал, легоконструкторы,

комплексы пальчиковых гимнастик, подвижных игр.

ПРЕЗЕНТАЦИИ, ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ.

8

2.3 Планируемые результаты реализации модуля.

Будут знать:

  1. основные детали легоконструирования (их назначение, особенности), простейшие основы механики( устойчивость конструкций, прочность соединений);
  2. виды конструкций - плоские, объёмные, неподвижное, подвижное соединение деталей;    
  3. технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Будут уметь:

1.осуществлять подбор деталей , необходимых для конструирования моделей;

2. конструировать по образцу, по условию , по замыслу;

3. анализировать, планировать предстоящую практическую работу;    

4. самостоятельно определять количество деталей для конструирования модели;  

5.создавать свои простые истории в художественной и публистической форме;

6. реализовывать свой творческий замысел.

9

3. Организационно – педагогические условия реализации программы

Данную программу реализует воспитатель 1 квалификационной категории, прошедшая курсы по роботехнике при ИРО, имеет сертификат от 24.02.2014г.

Дополнительные образовательные услуги осуществляется во второй половине дня после дневного сна.

3.1 Календарно – тематический план

Занятие

Цель

Содержание

Необходимое оборудование, техника

сентябрь

1.Знакомство с ЛЕГОконструктором

Познакомить с деталями легоконструктора(их назначением, особенностями).

Знакомство с легоконструктором

Игра "Исследователи".

Набор легоконструктора

2.Знакомство со способами крепления деталей

Показать способы крепления деталей

Показ способов крепления  

Игра"Исследователи"

Набор легоконструктора

3.Осень

Развивать умение  конструировать модели к картине "Осень"по образцу

Загадки про осень  

Игра "Здравствуй, осень"

Пальчиковая гимнастика"Засолка капусты"

Набор легоконструктора

Картинки про осень

Пластина " Осень"

4. Осень

Продолжать формировать умение конструировать модели к картине "Осень" по образцу

Загадки про овощи

Игра " Что нам осень принесла"

Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"

Набор легоконструктора

Картинки про осень

Пластина " Осень"

Октябрь 1. Осень  

2.Создание рассказа в художественной форме  

3. Создание рассказа в художественной форме  

4.Игра"В огороде у бабушки Варвары"  

Ноябрь  

1. Создание истории в публистической форме

2. Создание истории в публистической форме

3.Игра"Репортаж из деревни "Малиновки"

4. .Игра"Репортаж из деревни "Малиновки"

Декабрь

1.Зима  

2. Зима

3.Зима

4.Создание своих историй с опорой на прочитанные рассказы и просмотренные м/ф.  

январь

1. Создание своих историй с опорой на прочитанные рассказы и просмотренные м/ф.  

2.Создание историй на тему "Утром у моря"

февраль

1.Творческие истории.

2.Выставка детских работ

3.Создание историй на тему "Мои любимые игрушки".

4.Создание историй на тему "Мои любимые игрушки".

март

1.Создание моделей на тему"Весна"

2. Создание моделей на тему"Весна"

3. Подарки мамам.

4. Создание моделей на тему"Волшебная страна"

апрель

1.Создание моделей на тему"Ночью"

2. .Создание моделей на тему"Ночью"

3.Создание приключеческих историй

4. .Создание моделей на тему"В космосе"

май

1.Творческие модели

2 Творческие модели

3.Выставка детских работ

4Лего-фестиваль

Продолжать формировать умение конструировать модели к картине "Осень" по образцу

Развивать умение создавать рассказы в художественной форме с опорой на прочитанные рассказы по образцу взрослого

Развивать умение создавать рассказы в художественной форме с опорой на прочитанные рассказы по образцу взрослого

Развивать интонационную выразительность; умение вести рассказ в паре.

Развивать умение создавать рассказ в публистической форме, решать проблемные вопросы, находить пути решения.

Развивать умение  конструировать модели к картине "Зима" по образцу

Развивать умение объединять модели в единую картину, обсуждать задуманный сюжет коллективно.

Развивать умение создавать рассказы в художественной форме с опорой на прочитанные рассказы  и просмотренные м/ф.

Развивать умение создавать модели на определённую тему, творческое мышление.

Развивать конструкторские умения и навыки, творческое мышление, умение работать в паре.

Развивать конструкторские умения и навыки, творческое мышление, умение работать в паре.

Развивать навыки устной речи, умение выражать свои мысли и идеи.

Развивать конструкторские умения и навыки, творческое мышление, умение работать в паре.

Развивать навыки устной речи, умение выражать свои мысли и идеи.

Развивать конструкторские умения и навыки, творческое мышление, умение работать в паре.

Развивать конструкторские умения и навыки, творческое мышление, воспитывать заботу о близких.

Развивать конструкторские умения и навыки, творческое мышление, умение работать в паре.

Развивать конструкторские умения и навыки, творческое мышление, умение работать в паре.

Формировать знания о космосе.

Развивать конструкторские умения и навыки, творческое мышление, умение работать в паре.

Развивать конструкторские умения и навыки, творческое мышление.

Чтение стихов , рассказов про  осень

Х/и "Урожайная"

Создание сюжетной картины "Осень"

Обсуждение созданных рассказов.

Обыгрывание  

Игра"В огороде  у бабушки Варвары"        

Ведение рассказа в паре  

Игра"В деревне Малиновка".

Игра"В деревне Малиновка".

Загадки про зиму

Игра"Здравствуй, зимушка-зима"

Пальчиковая гимнастика"Белая зима"

Загадки про зиму

Игра"Здравствуй, зимушка-зима"

Пальчиковая гимнастика"Белая зима"

П/И"Дед Мороз"

Чтение рассказов, стихов, сказок про зиму.

Просмотр М\Ф "Зима В Простоквашино"

Игра"Зима в Простоквашино"  

Игра" Зима в Простоквашино"

Игра-репортаж "Утром у моря"

Игра"Творческая мастерская"

Игра"Творческая мастерская"

Игра"Творческая мастерская"

Игра" В гостях"

Стихи , загадки, рассказы о весне

Пальчиковая гимнастика "Голубая речка"

Хоровод "Веснянка"

Игра"На лужайке"

Стихи о весне, маме.

Изготовление моделей: волшебный цветок.  

Рассказывание детям волшебных сказок, просмотр м/ф.

Игра "Приключения ночью"

Чтение рассказов о космосе.

С\Р игра "Космонавты"

Игра" В космосе"

Игра"Творческая мастерская"

Набор легоконструктора

Картинки про осень

Пластина " Осень"

Набор легоконструктора

Картинки про осень

Пластина " Осень"

Набор легоконструктора

Картинки про зиму

Пластина " Зима"

Набор легоконструктора

Картинки про зиму

Пластина " Зима"

Набор легоконструктора

Стихи, рассказы про утро.

Пластина " Утро"

Наборы легоконструктора

Наборы легоконструктора

Наборы легоконструктора

Наборы легоконструктора,

Картинки о весне

Наборы легоконструктора,

Картинки о весне,с цветами.

Наборы легоконструктора,

Наборы легоконструктора,

Картинки о космосе

3.2. Оценочные материалы (карта мониторинга)

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребёнком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребёнка.      

15                                                                          

Также выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала личности. Мониторинг включает в себя  степень сформированности игровых, коммуникативных и конструктивных навыков и умений. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, организации игровых ситуаций.

Уровни развития:

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.

Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.

Умение проектировать по образцу :

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.

Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем воспитателя.

Умение конструировать по теме:

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по теме.

Средний: может конструировать  по теме в медленном темпе ,исправляя ошибки под руководством воспитателя.

Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании  по теме, может конструировать по теме только под контролем воспитателя.

16

Творческое конструирование:

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по творческому замыслу.

Средний: может конструировать  по теме в медленном темпе ,исправляя ошибки под руководством воспитателя.

Низкий: не умеет проявлять творчество при конструировании, может конструировать только под контролем воспитателя.

Критерии оценки овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями.  

0 балл-развитие ребенка ниже достаточного;  

1 балл-развитие ребёнка на достаточном уровне;  

2 балла – развитие ребёнка выше достаточного уровня. Подсчитывается среднеарифметическое значение, которое будет являться итоговым показателем уровня развития ребёнка.  

Ф.И.

Умение анализировать предмет, выделять хар-е особ-ти основных частей

Умение подбирать нужные детали

Умение строить модели по образцу

Умение строить модели по условию

Умение строить модели по творческому замыслу

Умение создавать свою историю

4.Материально-техническая база.

1.ЛЕГОконструкторы «Создай свою историю» на 2-х детей

2.Строительные пластины

3.Мини-фигурки по теме

4.Картинки на определённую тему.

5.Диски с м/ф

6.Ноутбук  

5. Список литературы:

1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2013.

2. М.С. Ишмакова Конструирование в дошкольном образовании. ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013

3. Е.В. Фешина «Легоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2013.

18

6. Аннотация

Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста 4-5 лет на один год обучения, 12 часов (36 занятий) в год.

Направленность: научно-техническая.

Цель программы: вовлекая ребенка в мир научной техники, дать возможность познать себя как творческую личность. Легоконструирование позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развитию конструкторских способностей, навыков устной  речи ребенка, творческого мышления ,интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Легоконструирование— неисчерпаемый источник развития фантазий, способ побывать в роли конструктора, режиссёра, корреспондента. В результате ребенок познавая мир, овладевает умением высказывать свои мысли, идеи, находить ответы на проблемные вопросы, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по реализации дополнительной программы по лего-конструированию

Предлагаемое перспективное планирование по лего-конструированию включает в себя тематическое планирование на младшую, среднюю, старшую и подготовительную к школе группы, взаимодействие с родителями и ...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности "Лего-конструирование"

Рабочая программа  по дополнительной  образовательной  деятельности  "Лего-конструирование"...

Дополнительная обще-образовательная программа по Лего-конструированию "Лига роботов"

Дополнительная обще-образовательная программа по Лего-конструированию "Лига роботов"...

Дополнительная общеобразовательная программа по лего-конструированию.

Программа по лего - конструированию "Мой первый робот" - работа с конструктором HUNA....

Дополнительная общеобразовательная программа по лего - конструированию для детей 5- 7 лет.

Программа по дополнительному образованию для детей 5 - 7 лет. ЛЕГО - конструирование. "Техника, архитектура, сооружения"...

Перспективный план по дополнительной образовательной программе по лего-конструированию «Лего-мастер» в средней группе

Перспективное  планирование  по дополнительной образовательной программе по лего-конструированию «Лего-мастер»....