Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности "Лего-конструирование"
материал (старшая группа) на тему
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности "Лего-конструирование"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ №4 «Звездочка» |
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности «Фиксики» |
Группа «Ягодки» |
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
II. Учебно-тематический план
III. Содержание программы
IV. Годовой календарный учебный график
V. Организационно - педагогические условия реализации программы
VI. Планируемые результаты
VII. Оценочные и методические материалы
- Формы контроля
- Критерии отслеживания усвоения программы
- Условия реализации программы
VIII. Литература
- Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
- Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
- Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
- Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие).
Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 5-6 лет. Работа по LEGO –конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного учреждения. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Представленная программа является пропедевтической для подготовки к дальнейшему изучению LEGO –конструирования с применением компьютерных технологий.
Актуальность программы значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Данная программа раскрывает для дошкольников мир техники, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Цель: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
III.Содержание программы
Задачи:
- закреплять приобретенные умения;
- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве;
- продолжать знакомить с новыми деталями;
- знакомить с конструктором «Техно»;
- учить работать с мелкими деталями;
- создавать сложные постройки;
- учить рассказывать о постройке других воспитанников, самостоятельно распределять обязанности;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;
- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
Раздел I. Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям
Рассматривание объекта. Выделение цвета деталей. Называние деталей лего – конструктора и конструктора «Техно». Устанавливание пространственного расположения частей постройки.
Раздел II. Конструирование по условиям
Определение условий, которым должна соответствовать постройка. Анализ условий. Практическая деятельность.
Раздел III. Конструирование по замыслу
Обдумывание темы будущей постройки. Составление общего описания будущего продукта. Осваивание плана разработки замысла. Сравнение полученной постройки с задуманной.
Раздел IV. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Рассматривание схемы. Воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов.
Годовой календарный учебный график
Месяц | Занятие | Содержание занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | «В стране ЛЕГО» | Знакомство с конструктором, с названием деталей, конструирование по схемам | 1 |
«Умные схемы» | Самостоятельное составление схем | 1 | |
Октябрь | «Зоопарк» | Конструирование по условиям | 1 |
«Жираф» | Конструирование по образцу | ||
«Слон» | Конструирование по образцу | ||
«Зоопарк, в котором я гулял» | Конструирование по замыслу | 1 | |
Ноябрь | «Такие разные дома» | Создание модели дома | 1 |
«Улицы города» | Построение улицы с многоэтажными домами по условию | 1 | |
«Башня» | Конструирование по образцу | 1 | |
«Дом, в котором я живу» | Конструирование по замыслу | 1 | |
Декабрь | Конструирование по замыслу | Конструирование по индивидуальному замыслу ребенка | 1 |
«Лабиринт» | Познакомить с плоскостным конструированием | 1 | |
«Снеговик в сугробе» | Конструирование по образцу | 1 | |
«Новый год» | Конструирование Дед Мороза | 1 | |
Январь | «Техно» | Знакомство с конструктором «Техно», с названиями деталей, конструирование по замыслу | 1 |
«Болид» | Сбор по инструкции | 1 | |
«Болид» | Сбор по инструкции, обыгрывание сюжета | 1 | |
Февраль | «Грузовик» | Конструирование по инструкции | 1 |
«Грузовик» | Конструирование по инструкции | 1 | |
«Погрузчик» | Конструирование по инструкции | 1 | |
«Погрузчик» | Конструирование по инструкции | 1 | |
Март | «Кафе» | Учить создавать сложные постройки | 1 |
«Аэроплан» | Конструирование аэроплана по схеме | 1 | |
«Робот» | Конструирование по образцу | 1 | |
«Суппер-Робот» | Конструирование по замыслу | 1 | |
Апрель | «Ракета» | Презентация космос. Конструирование ракеты | 1 |
«Марсоход» | Конструирование марсохода из конструктора «Техно» | 1 | |
«Космическая станция» | Конструирование по замыслу из любого конструктора | 1 | |
«Космос» | Конструирование по замыслу | 1 | |
Май | «Танк» | Конструирование по образцу | 1 |
«Самолет» | Конструирование по образцу | 1 | |
«Кремль» | Конструирование по условиям | 1 | |
«Кремль» | Обыгрывание постройки | 1 |
V. Организационно - педагогические условия реализации программы.
Для обучения детей конструированию используются следующие методы и приемы
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Формы работы. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Формы организации обучения:
1. Конструирование по образцу – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, показ способов их воспроизведения
2. Конструирование по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение.
3. Конструирование по замыслу – обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
5. Конструирование по модели – из имеющегося строительного материала воспроизводят предъявленную модель.
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
Совершенствование навыков классификации.
Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Условия реализации программы
Последовательность.
Систематичность.
Форма занятий: Занятия проводятся 1 раз в компьютерном классе продолжительностью 25 минут.
VI. Планируемые результаты.
Дети 5-6 лет
К концу года дети должны:
Знать:
- название деталей лего – конструктора «Дупло» и конструктора «Техно»
Уметь:
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;
- обдумывать замысел будущих построек;
- работать с мелкими деталями;
- работать вместе, создавать коллективные постройки;
- самостоятельно распределять обязанности;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- работать по схемам;
- строить сложные постройки;
- строить по инструкции.
VII. Оценочные и методические материалы
Формы контроля
- Наблюдение
- Беседа, беседа с опорой на практический материал, объяснения дошкольников
- Практический контроль
- Рейтинг готового изделия
- Диагностика
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая – май.
Критерии отслеживания усвоения программы
Анализ производится по трём критериям:
● Знания усвоены, умения сформированы, действует самостоятельно – высокий уровень
● Знания не конкретные (путается, ошибается), допускает незначительные ошибки, иногда требуется помощь взрослого - средний уровень
● Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого – низкий уровень
Диагностическая карта в старшей группе (дети 5-6 лет)
Фамилия, имя ребенка | Называет детали конструктора «Дупло» | Называет детали конструктора «Техно» | Работает по схемам | Строит сложные постройки | Строит по творческому замыслу | Строит подгруппами | Строит по образцу | Строит по инструкции | Умение рассказать о постройке |
Условия реализации программы
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 года
Продолжительность учебной нагрузки: 1 занятия в неделю
Количество занятий в месяц: 4 занятий
Общее количество занятий: 72 занятия
VIII. Литература
1. Е.В. Фешина. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
2. А. Бедфорд. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. М.С. Ишмакова. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
4. О. В.Дыбина. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
5. Л. Г.Комарова. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
6. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) ./ Давидчук А. Н. - М. : "ЛИНКА-ПРЕСС", 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по лего - конструированию " Мир лего".
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду»...
Рабочая программа по ЛЕГО - конструированию "Конструируя, играем" с приложением.
Рабочая программа входит в основную образовательную, принятую в ДОУ № 115 г.Кургана в части формируемой участниками образовательных отношений. программа представлена девятью проектами по ЛЕГО-конструи...
Рабочая программа по Лего - конструированию "Лего- мастер"
Рабочая программа по Лего - конструированию "Лего- мастер"...
Рабочая программа по лего-конструированию "Легоша"
Общеразвивающая программа дополнительного образования дошкольниковот 5 до 7 лет по LEGO-конструированию актуальна тем, что раскрывает длястаршего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование бо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По лего-конструированию в детском саду «Легознайки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо лего-конструированию в детском саду«Легознайки»...
Рабочая программа кружка "Лего-конструирование"
Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в с...
Рабочая программа по "Лего-конструированию"
Пояснительная записка Образовательная деятельность в МДОУ строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие ...