Дополнительная обще-образовательная программа по Лего-конструированию "Лига роботов"
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Ольга Валерьевна Полынь

Дополнительная обще-образовательная программа по Лего-конструированию "Лига роботов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

          СОГЛАСОВАНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета                                 Директор Детского сада «»

№___от________________                                              ___________________

                                                                                          «___»_______________________2019г

Дополнительная общеобразовательная программа по Lego- конструированию и робототехнике

«Лига роботов»

Для детей 4-5 лет

Составитель: Полынь Ольга Валерьевна,

Воспитатель первой квалификационной категории

                                                                     г.Тюмень, 2019

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………..   3
  2. Цели, задачи…………………………………………………………………………....   4
  3. Учебно- тематический план программы……………………………………………5-7
  4. Содержание программы…………………………………………………………….-12
  5. Годовой календарный учебный график……………………………………………….13
  6. Организационно- педагогические условия реализации программы………………...13
  7. Планируемые результаты………………………………………………………………13
  8. Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания уровня программы, условия реализации программы………………………………...14
  9. Список литературы……………………………………………………………………..15

Пояснительная записка

Данная программа разработана для обучения дошкольников основам конструирования и моделирования роботов при помощи  конструкторов Lego education,  fischertechnik.  Курс  лего-конструирования и робототехники является одним из интереснейших способов изучения инженерного мышления,  начального программирования. Во время занятий  дошкольники собирают и программируют роботов, проектируют и реализуют миссии, осуществляемые роботами – умными машинками. Командная работа при выполнении практических миссий способствует развитию коммуникационных компетенций, а программная среда позволяет легко и эффективно изучать алгоритмизацию и программирование, успешно знакомиться с основами робототехники.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия в свободное время;

- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия. актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу авторской инновационной программы. 

Цель программы: развитие технического и логического мышления, конструкторский способоностей и креативности у дошкольников средствами Lego-конструирования и робототехники.

        Задачи программы:

  1. Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и азам предметов информатика, физика.
  2. Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования конструкторов Lego education, fischertechnik.
  3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления( логического, комбинаторного, творческого).
  4.  Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

Комплексно- тематическое планирование по реализации дополнительной образовательной услуге Lego- конструированию и робототехнике для детей средней группы

Тема

Всего часов

Конструктор LEGO education. Знакомство. Спонтанная игра.

I октябрь

Юные исследователи

8

1

Знакомство с историей возникновения Lego конструктором, техникой безопасности, приборкой рабочего места

1

2

Знакомство с кубиком 2x2, разноцветные дорожки). Высокая и низкая башня из кубиков (закрепление скрепление на все шины)

1

3

Лесенка (закрепление варианта скрепления «на один шип вправо»). Широкие и узкие ступеньки (закрепление варианта скрепления )

1

4

Закрепление навыков скрепления всех элементов

1

5

Учимся читать простые схемы

1

6

«Кафе»

1

7

«Мамины помощники»

1

8

«Работа по замыслу»

1

II ноябрь

Юные исследователи, набор  с трубками9076

8

1

 «Футбол»

1

2

 «Детская площадка»

1

3

 «Слоник»

1

4

 «Качели»

1

5

 «Башня высокая, низкая»

1

6

«Горки»

1

7

«Парк»

1

8

«Работа по замыслу»

1

III декабрь

Юные исследователи, набор дикие животные 45012

8

1

«Джунгли»

1

2

«Саванна»

1

3

«Тайга»

1

4

«Андарктида»

1

5

«Река»

1

6

«Взрослые и детеныши»

1

7

«Дикие животные»

1

8

«Работа по замыслу»

1

IV январь

Юные исследователи,  набор для творческих заданий по схеме «Lego education 45020»

8

1

«Дикие животные»

2

2

«Железная дорога»

      2

3

«Городской транспорт»

2

4

«Ферма»

2

V ферваль

Юные исследователи, набор для творческих по схеме «Lego education 45020»

8

1

«Гараж для машин»

2

2

«Ваза для цветов»

2

3

«Лабиринт»

2

4

«Работа по замыслу»

2

VI  март

Юные исследователи, работа с конструктором fischertechnik

8

1

«Самолет»

2

2

«Верталет»

2

3

«Кран»

2

4

«Грузовик»

2

VII апрель

Юные исследователи, работа с конструктором fischertechnik

8

1

«Бульдозер»

2

2

«Мельница»

2

3

«Трактор»

2

4

«Снегоочиститель»

2

VIII  май

Юные исследователи, работа с конструктором fischertechnik

8

1

«Парк развлечений»

2

2

«Солнечная батарея»

2

3

«Качели»

2

4

«Работа по замыслу»

2

Основные направления реализации программы

  1. «Знакомство с набором Lego education набор с трубами, дикие животные, кафе

Цель: познакомиться с деталями, способами соединения, способами скрепления,  научить работать с схемами набора.

Задачи:

  • Формирование умения работать по предложенным инструкциям, по образцу, по замыслу

Знания, умения, навыки детей:

  • Знать правила безопасной работы;
  • Знать основные компоненты конструкторов Lego education;
  • Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • Владеть основными приемами конструирования роботов;
  • Знать конструктивные особенности различных роботов;
  • Знать, как использовать созданные программы;
  • Владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов и других объектов и т.д.)

  1. Знакомство с набором Lego education 45020

Цель: познакомиться с деталями, способами соединения, способами скрепления,  научить работать с схемами набора.

Задачи:

  • Формирование умения работать по предложенным инструкциям, по образцу, по замыслу

Знания, умения, навыки детей:

  • Знать правила безопасной работы;
  • Знать основные компоненты конструкторов Lego education 45020;
  • Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • Владеть основными приемами конструирования роботов;
  • Знать конструктивные особенности различных роботов;
  • Знать, как использовать созданные программы;
  • Владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов и других объектов и т.д.)
  1. «Знакомство с набором конструктора fischertechnik

Цель: познакомиться с деталями, способами соединения, способами скрепления,  научить работать с схемами набора.

Задачи:

  • Формирование умения работать по предложенным инструкциям, по образцу, по замыслу

Знания, умения, навыки детей:

  • Знать правила безопасной работы;
  • Знать основные компоненты конструкторов fischertechnik;
  • Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • Владеть основными приемами конструирования роботов;
  • Знать конструктивные особенности различных роботов;
  • Знать, как использовать созданные программы;
  • Владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов и других объектов и т.д.)

Содержание программы

Совместная деятельность педагога и детей по робототехнике направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг другом. Работа с Lego education, fischertechnik  учит детей созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей  некоторые ее части, выступая в роли творца.

Для обучения детей Lego- конструированию и робототехнике использую разнообразные методы и приемы.

Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или столе.

Информационно-рецептивный

Обследование Lego деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых зданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично- поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием Lego-  конструктора, чтобы удостоверить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть  с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности. В наборах Lego –конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. Lego- кирпичики имеют разные размеры и форму. Название деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми в течении нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приемам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе. Стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура , животные, птицы, транспорт, космос.

  • В совместной деятельности по LEGO- конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других;
  • Овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»;
  • Развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях.

В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкции дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

План построения дополнительной образовательной услуги:

Первая часть занятия- это упражнение на развитие логического мышления (длительность 5-7 минут)

Цель первой части- развитие логического мышления.

Основными задачами являются:

  • Совершенствование навыков классификации
  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа
  • Активизация памяти и внимания
  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии
  • Развитие комбинаторных способностей
  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве

Вторая часть- собственно конструирование.

Цель второй части- развитие способностей к наглядному моделированию

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора Lego WeDo 2.0.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть- обыгрывание построек, выставка работ.

Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

22.10.2019-31.05.2020

Продолжительность образовательного процесса

30 недель

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

Педагогическая диагностика

25.05.2020-31.05.2020

Количество занятий

В неделю 2

В месяц  8

В год 60

Организационно- педагогические условия реализации программы

Дополнительная общеобразовательная программа « Мир Lego» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество 60 часов. Групповая форма работы. Дополнительной общеразвивающей услугой может воспользоваться ююбой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: фотовыставка кружка «Мир Lego», выставка детских работ из конструктора Lego education, fischertechnik

Планируемые результаты:

  • Умение работать по предложенным инструкциям;
  • Умение творчески подходить к решению задач;
  • Умение довести решение задачи до работающей модели;
  • Умение излагать точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • Умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Оценочные и методические материалы

Формы контроля: наблюдения

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребенок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструкторских способностей ребенка.

Диагностика уровня знаний и умений по робототехнике у детей 4-5 лет

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать по образцу, схеме

Умение правильно конструировать по замыслу

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечеткие по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Условия реализации программы

 Наборы конструктора  Lego education, fischertechnik,  индивидуальные доски для моделирования,  столы, стулья.

Наглядные пособия: картотека по лего- технологиям (схемы; рисунки; инструкции; фотографии моделей)

Список литературы

  1. Jlycc Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов,- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. - всерос.уч.-метод, центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф, центр «Маска» - 2013.
  3. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
  4. ПервоРоботLegoWeDo. Книга для учителя (прилагается к программному обеспечению интерактивного конструктора LegoWeDo).
  5. Фешина Е.В. «Леоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011.
  6. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мир роботов LEGO». 2019 - 2020 уч. г

Цель программы: развитие творческих способностей и аналитического мышления, навыков созидательной деятельности, работы в команде. Знакомство с основами программирования на LEGO WeDo 2.0, созданием сво...

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа "Страна роботов"

   Программа «Страна роботов» технической,  естественно-научной направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, модели...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОТ «РОБОМЫШИ» ДО «РОБОТА BOTLEY»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ОТ «РОБОМЫШИ» ДО «РОБОТА BOTLEY»...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» ( Лого-робот пчелка Bee-bot )

Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техник...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Возраст детей: 4-5 лет.

Цель: повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать лог...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Возраст детей: 5-6 лет.

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Он...