Дополнительная обще-образовательная программа по Лего-конструированию "Лига роботов"
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Дополнительная обще-образовательная программа по Лего-конструированию "Лига роботов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная обще-образовательная программа по Лего- конструированию "Лига роботов" | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического совета Директор Детского сада «»
№___от________________ ___________________
«___»_______________________2019г
Дополнительная общеобразовательная программа по Lego- конструированию и робототехнике
«Лига роботов»
Для детей 4-5 лет
Составитель: Полынь Ольга Валерьевна,
Воспитатель первой квалификационной категории
г.Тюмень, 2019
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………….. 3
- Цели, задачи………………………………………………………………………….... 4
- Учебно- тематический план программы……………………………………………5-7
- Содержание программы…………………………………………………………….-12
- Годовой календарный учебный график……………………………………………….13
- Организационно- педагогические условия реализации программы………………...13
- Планируемые результаты………………………………………………………………13
- Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания уровня программы, условия реализации программы………………………………...14
- Список литературы……………………………………………………………………..15
Пояснительная записка
Данная программа разработана для обучения дошкольников основам конструирования и моделирования роботов при помощи конструкторов Lego education, fischertechnik. Курс лего-конструирования и робототехники является одним из интереснейших способов изучения инженерного мышления, начального программирования. Во время занятий дошкольники собирают и программируют роботов, проектируют и реализуют миссии, осуществляемые роботами – умными машинками. Командная работа при выполнении практических миссий способствует развитию коммуникационных компетенций, а программная среда позволяет легко и эффективно изучать алгоритмизацию и программирование, успешно знакомиться с основами робототехники.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия. актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу авторской инновационной программы.
Цель программы: развитие технического и логического мышления, конструкторский способоностей и креативности у дошкольников средствами Lego-конструирования и робототехники.
Задачи программы:
- Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и азам предметов информатика, физика.
- Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования конструкторов Lego education, fischertechnik.
- Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления( логического, комбинаторного, творческого).
- Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Комплексно- тематическое планирование по реализации дополнительной образовательной услуге Lego- конструированию и робототехнике для детей средней группы
№ | Тема | Всего часов |
Конструктор LEGO education. Знакомство. Спонтанная игра. | ||
I октябрь | Юные исследователи | 8 |
1 | Знакомство с историей возникновения Lego конструктором, техникой безопасности, приборкой рабочего места | 1 |
2 | Знакомство с кубиком 2x2, разноцветные дорожки). Высокая и низкая башня из кубиков (закрепление скрепление на все шины) | 1 |
3 | Лесенка (закрепление варианта скрепления «на один шип вправо»). Широкие и узкие ступеньки (закрепление варианта скрепления ) | 1 |
4 | Закрепление навыков скрепления всех элементов | 1 |
5 | Учимся читать простые схемы | 1 |
6 | «Кафе» | 1 |
7 | «Мамины помощники» | 1 |
8 | «Работа по замыслу» | 1 |
II ноябрь | Юные исследователи, набор с трубками9076 | 8 |
1 | «Футбол» | 1 |
2 | «Детская площадка» | 1 |
3 | «Слоник» | 1 |
4 | «Качели» | 1 |
5 | «Башня высокая, низкая» | 1 |
6 | «Горки» | 1 |
7 | «Парк» | 1 |
8 | «Работа по замыслу» | 1 |
III декабрь | Юные исследователи, набор дикие животные 45012 | 8 |
1 | «Джунгли» | 1 |
2 | «Саванна» | 1 |
3 | «Тайга» | 1 |
4 | «Андарктида» | 1 |
5 | «Река» | 1 |
6 | «Взрослые и детеныши» | 1 |
7 | «Дикие животные» | 1 |
8 | «Работа по замыслу» | 1 |
IV январь | Юные исследователи, набор для творческих заданий по схеме «Lego education 45020» | 8 |
1 | «Дикие животные» | 2 |
2 | «Железная дорога» | 2 |
3 | «Городской транспорт» | 2 |
4 | «Ферма» | 2 |
V ферваль | Юные исследователи, набор для творческих по схеме «Lego education 45020» | 8 |
1 | «Гараж для машин» | 2 |
2 | «Ваза для цветов» | 2 |
3 | «Лабиринт» | 2 |
4 | «Работа по замыслу» | 2 |
VI март | Юные исследователи, работа с конструктором fischertechnik | 8 |
1 | «Самолет» | 2 |
2 | «Верталет» | 2 |
3 | «Кран» | 2 |
4 | «Грузовик» | 2 |
VII апрель | Юные исследователи, работа с конструктором fischertechnik | 8 |
1 | «Бульдозер» | 2 |
2 | «Мельница» | 2 |
3 | «Трактор» | 2 |
4 | «Снегоочиститель» | 2 |
VIII май | Юные исследователи, работа с конструктором fischertechnik | 8 |
1 | «Парк развлечений» | 2 |
2 | «Солнечная батарея» | 2 |
3 | «Качели» | 2 |
4 | «Работа по замыслу» | 2 |
Основные направления реализации программы
- «Знакомство с набором Lego education набор с трубами, дикие животные, кафе
Цель: познакомиться с деталями, способами соединения, способами скрепления, научить работать с схемами набора.
Задачи:
- Формирование умения работать по предложенным инструкциям, по образцу, по замыслу
Знания, умения, навыки детей:
- Знать правила безопасной работы;
- Знать основные компоненты конструкторов Lego education;
- Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- Владеть основными приемами конструирования роботов;
- Знать конструктивные особенности различных роботов;
- Знать, как использовать созданные программы;
- Владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов и других объектов и т.д.)
- Знакомство с набором Lego education 45020
Цель: познакомиться с деталями, способами соединения, способами скрепления, научить работать с схемами набора.
Задачи:
- Формирование умения работать по предложенным инструкциям, по образцу, по замыслу
Знания, умения, навыки детей:
- Знать правила безопасной работы;
- Знать основные компоненты конструкторов Lego education 45020;
- Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- Владеть основными приемами конструирования роботов;
- Знать конструктивные особенности различных роботов;
- Знать, как использовать созданные программы;
- Владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов и других объектов и т.д.)
- «Знакомство с набором конструктора fischertechnik
Цель: познакомиться с деталями, способами соединения, способами скрепления, научить работать с схемами набора.
Задачи:
- Формирование умения работать по предложенным инструкциям, по образцу, по замыслу
Знания, умения, навыки детей:
- Знать правила безопасной работы;
- Знать основные компоненты конструкторов fischertechnik;
- Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- Владеть основными приемами конструирования роботов;
- Знать конструктивные особенности различных роботов;
- Знать, как использовать созданные программы;
- Владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов и других объектов и т.д.)
Содержание программы
Совместная деятельность педагога и детей по робототехнике направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг другом. Работа с Lego education, fischertechnik учит детей созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей Lego- конструированию и робототехнике использую разнообразные методы и приемы.
Методы | Приемы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование Lego деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых зданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично- поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием Lego- конструктора, чтобы удостоверить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности. В наборах Lego –конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. Lego- кирпичики имеют разные размеры и форму. Название деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми в течении нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приемам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе. Стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура , животные, птицы, транспорт, космос.
- В совместной деятельности по LEGO- конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других;
- Овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»;
- Развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях.
В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкции дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
План построения дополнительной образовательной услуги:
Первая часть занятия- это упражнение на развитие логического мышления (длительность 5-7 минут)
Цель первой части- развитие логического мышления.
Основными задачами являются:
- Совершенствование навыков классификации
- Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа
- Активизация памяти и внимания
- Ознакомление с множествами и принципами симметрии
- Развитие комбинаторных способностей
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве
Вторая часть- собственно конструирование.
Цель второй части- развитие способностей к наглядному моделированию
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора Lego WeDo 2.0.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть- обыгрывание построек, выставка работ.
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 22.10.2019-31.05.2020 |
Продолжительность образовательного процесса | 30 недель |
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня |
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни установленные законодательством Российской Федерации |
Каникулы | |
Педагогическая диагностика | 25.05.2020-31.05.2020 |
Количество занятий | В неделю 2 В месяц 8 В год 60 |
Организационно- педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеобразовательная программа « Мир Lego» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество 60 часов. Групповая форма работы. Дополнительной общеразвивающей услугой может воспользоваться ююбой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: фотовыставка кружка «Мир Lego», выставка детских работ из конструктора Lego education, fischertechnik
Планируемые результаты:
- Умение работать по предложенным инструкциям;
- Умение творчески подходить к решению задач;
- Умение довести решение задачи до работающей модели;
- Умение излагать точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Оценочные и методические материалы
Формы контроля: наблюдения
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребенок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструкторских способностей ребенка.
Диагностика уровня знаний и умений по робототехнике у детей 4-5 лет
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать по образцу, схеме | Умение правильно конструировать по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. | Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. |
Низкий | Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. | Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечеткие по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. |
Условия реализации программы
Наборы конструктора Lego education, fischertechnik, индивидуальные доски для моделирования, столы, стулья.
Наглядные пособия: картотека по лего- технологиям (схемы; рисунки; инструкции; фотографии моделей)
Список литературы
- Jlycc Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов,- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. - всерос.уч.-метод, центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф, центр «Маска» - 2013.
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
- ПервоРоботLegoWeDo. Книга для учителя (прилагается к программному обеспечению интерактивного конструктора LegoWeDo).
- Фешина Е.В. «Леоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "«Использование ИКТ технологий в преемственности общих образовательных программ дошкольного и начального общего образования»
Статья написана в рамках выступления на педсовете МБОУ"Гимназии №80"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мир роботов LEGO». 2019 - 2020 уч. г
Цель программы: развитие творческих способностей и аналитического мышления, навыков созидательной деятельности, работы в команде. Знакомство с основами программирования на LEGO WeDo 2.0, созданием сво...
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа "Страна роботов"
Программа «Страна роботов» технической, естественно-научной направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, модели...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОТ «РОБОМЫШИ» ДО «РОБОТА BOTLEY»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ОТ «РОБОМЫШИ» ДО «РОБОТА BOTLEY»...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» ( Лого-робот пчелка Bee-bot )
Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техник...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Возраст детей: 4-5 лет.
Цель: повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать лог...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Возраст детей: 5-6 лет.
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Он...