Развиваем конструктивно-модельные умения с детства.
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Бурцева Ирина Вячеславовна

В настоящее время стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Для достижения этой цели необходимо вырастить технически грамотное молодое поколение. Чем раньше будет начата эта работа, тем скорее будет достигнута данная цель. В основе технических навыков лежат навыки конструирования, которые следует формировать с раннего детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_tezisov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем конструктивно-модельные умения с детства.

Бурцева И.В., МАДОУ

детский сад №36

 «Радуга», г. Невьянск.

      В настоящее время стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Для достижения этой цели необходимо вырастить технически грамотное молодое поколение. Чем раньше будет начата эта работа, тем скорее будет достигнута данная цель. В основе технических навыков лежат навыки конструирования, которые следует формировать с раннего детства.

Конструктивно-модельная деятельность способствует развитию сенсорных и мыслительных способностей детей, практическому познанию свойств различных материалов, геометрических форм и пространственных отношений; играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе; воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать что-то приятное; имеет большое значение для воспитания эстетических чувств: формируются не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему миру - дети начинают чувствовать красоту природы.

          Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования относит конструктивно-модельную деятельность к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

        Содержание соответствующего раздела примерной образовательной программы для детей 3-4 лет «От рождения до школы» Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с учетом которой разработана основная образовательная программа нашего детского сада, ограничивается работой с конструкторами. Я считаю, что этого не достаточно для формирования навыков конструирования. Большие возможности в этом направлении, на мой взгляд, заключены в конструировании с использованием бросового материала, который доступен, не требует больших затрат, будит фантазию детей, способствует формированию навыков конструирования из различных материалов. Поэтому мной была разработана программа дополнительного образования по художественному конструированию «Самоделкины».

Данная программа направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Цель реализации программы: формирование конструктивных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Чтобы реализовать данную цель, мною были сформулированы следующие задачи:

1. Формировать у детей интерес к конструированию.

2. Помочь детям овладеть различными техниками конструирования и научить применять их на практике.

3. Воспитывать у детей самостоятельность в работе.

4. Формировать творческую инициативу воспитанников.

Данная программа отличается от других программ по конструированию использованием нестандартных материалов, в том числе и бросового. Бросовый материал – это все, что можно было без жалости выбросить, а можно и использовать, дав волю своей фантазии. Такие материалы давно используются в изготовлении самых разных изделий. Если мы будем с умом и смекалкой использовать бросовый материал, то научимся сами и научим детей бережному отношению к природе и ресурсам своей страны.

Возраст детей, на которых рассчитана программа, 3 – 4 года (вторая младшая группа). Сроки реализации программы дополнительного образования «Самоделкины»: один учебный год. Занятия  проводятся один раз в неделю.

         В качестве материала для конструирования использую любой бросовый безопасный для детей материал: кусочки ткани, бахрома, салфетки, старые открытки, нитки, пластиковая посуда, вата, бутылочки от «Растишки», упаковки от киндер-сюрпризов, бумага, картон, а также пластилин.

          На занятиях дети изготовляют игрушки: веселый человечек, чебурашка, вертолет, гирлянда, новогодние игрушки; модели животных  и растений: паучки на паутине, птичка, гусеница, сова, бабочка, пингвины на льдинах, коровушка-буренушка, деревья в осеннем уборе; подарки для близких: ваза для цветов, салфетка для бабушки, подарок папе; а также коллективные работы: «Зоосад», «Встреча времен года».

В содержание занятий по художественному конструированию включены игры. В каждом конкретном занятии связь с игрой выражена по-разному. Особое место принадлежит игровой мотивации, которая позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме. Побуждает к практическому действию, вызывает желание прийти на помощь любому сказочному герою, сделать подарок близким или малышам.

Основными приемами обучения являются следующие: 1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и определяют построение занятия, общий порядок работы. 2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы. 3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. 4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий  усвоили дети, какими нужно еще овладеть. 

Занятия по ручному труду, прежде всего результативные занятия. Я придумываю такие формы организации занятий, подбираю такие методы, чтобы ребенок захотел учиться конструировать, мастерить. Я позволяю в процессе работы отойти от своего места, самостоятельно взять недостающие материалы, подойти к товарищу, уточнить у него что-то, принять то или иное конструктивное решение.

Для развития творческих способностей  предлагаю задания, которые заставляют детей думать, искать решения.

После каждого занятия работы детей анализируются, это один из стимулов улучшения качества. Анализ носит обучающий и воспитательный характер – поэтому его выполняют те же герои сказок, которые были на занятии, тогда критика не обижает, а воспитывает.

Контроль  эффективности реализации программы ведется с учетом       индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, открытых занятий, как для родителей, так и сотрудников.

В основу мониторинга освоения детьми данной программы положены методы наблюдения за работой детей и анализ детских работ.

Высокий уровень (10 – 12 баллов) – ребенок проявляет устойчивый интерес к конструированию, владеет различными техниками, в работах просматриваются индивидуальные характеристики, работает в основном самостоятельно.

Средний уровень (7 – 9 баллов)– ребенок проявляет эпизодический интерес к конструированию, владеет некоторыми техниками, работы стандартны, при затруднениях использует помощь взрослого.

Низкий уровень (4 – 6 баллов) – ребенок не проявляет интереса к конструированию, владеет единичными способами работы, работы неаккуратны, пропорции частей изделия нарушены, помощь взрослого малоэффективна.

Итоги мониторинга по  программе дополнительного образования «Самоделкины» за 2015-2016 учебный год:

Начало года: высокий уровень – 0 чел. (0%); средний уровень – 4 чел. (16%), низкий уровень – 21 чел. (84%)

Промежуточные результаты (середина года): высокий уровень – 2 чел. (8%); средний уровень – 17 чел. (68%); низкий уровень – 6 человек (24%)

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Реализация программы дополнительного образования «Самоделкины» позволяет мне расширить образовательно-воспитательные возможности основной образовательной программы нашего детского сада и учесть пожелания родителей в вопросах содержания образования их детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» -Конструктивно – модельная деятельность

Песпективный план по разделу "Конструктивно-модельная деятельность",  в соответствии ФГОС по программе "Детство" для детей подготовительной группы...

Планирование конструктивно - модельной деятельности

Планирование представляет собой систему работы, начиная с группы раннего возраста и до подготовительной к школе группы....

Семинар-практикум «Развитие детского художественного творчества посредством конструктивно-модельной деятельности»

Творчество - это человеческая деятельность высшего уровня познание и преобразование окружающей природы и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется сам человек- формы и способы ег...

«Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»

laquo;Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»...